ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Авторы: Н. В. Гаврилова – учитель химии и биологии
Ю.С. Александрова – учитель иностранных языков
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Чебоксары, Чувашская Республика
В статье рассматриваются вопросы применения игровых технологий и энергизаторов в учебном процессе как приема для мотивации обучающихся и активизации их познавательной деятельности. Игры предполагают проблемный характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, ситуации, в которых необходимо найти пути решения, что в итоге приводит к творческому поиску.
В современном обществе наблюдается тенденция быстрого развития науки и техники, увеличивается объем информации, скорость ее поступления и обработки. Происходят кардинальные изменения всех сфер общественной жизни, не является исключением и образование.
В настоящее время образование нацелено на формирование сильной и конкурентоспособной личности, готовой к самостоятельному решению жизненно важных задач. Немалое внимание уделяется развитию творческих способностей и социальной активности. Для этого ребенок должен усвоить ряд ключевых компетенций, таких как способность к исследованию, самореализации, критике и осмыслению собственного продукта деятельности, эффективной коммуникации и так далее.
Как известно, активизация данных способностей и их формирование происходит непосредственного на уроке с участием педагога. И здесь возникает проблема — как заинтересовать ребенка во время образовательного процесса, как привить ему необходимые знания, умения и навыки и раскрыть его потенциал.
Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся к учебному процессу всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. Мы знаем, что любой ребенок начинает познавать мир через игровую деятельность. Но в современном мире, заполненном информационными технологиями, дети разучились играть, не умеют общаться. Самым доступным способом получения необходимой информации является игра.
Что такое игра в педагогике? В «Педагогическом словаре» дается следующее понятие: «Игра – это форма организации деятельности, которая осуществляется в условных ситуациях и направлена на освоение социального опыта. Игра многофункциональна: через нее передается социальный опыт, в ней ребенок получает возможность проявить свою активность, взаимодействуя с окружающим миром; <…> в ней высвобождаются творческие силы, невостребованные в учебной работе». Кроме того, игра облегчает педагогам психологическую диагностику ребенка, позволяет определить его эмоциональное состояние, особенности темперамента, характера, интересы, также помогает регулировать и корректировать отношения между детьми и т.д. [2]
Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Применение игровых технологий обучения на занятиях в условиях реализации ФГОС способствует развитию мотивации обучения. В игре каждый может проявить свои личные качества, знания, умения и навыки. При внедрении игровой технологии в учебный процесс формируются ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности, включается момент социального взаимодействия.
Эффективность игры в значительной степени зависит от ряда факторов: четко продуманная цель; осуществление мотивации игровой деятельности; четкая организация подготовки, проведения и подведения итогов; постановка познавательных и проблемных вопросов в процессе игры; привлечение всех студентов группы; длительность не больше одного учебного часа.
Все структурные элементы педагогической игры связаны между собой, и отсутствие хотя бы одной из них нарушает игру. Во время проведения игры необходимо следить за постоянным поддержанием интереса обучающихся к игре. Если интерес исчезает, то лучше игру прекратить, потому что в этом случае она теряет развивающее значение.
Целесообразность применения дидактических игр на разных этапах занятий разная. Так, например, во время усвоения новых знаний применять игру нецелесообразно. Во время актуализации знаний мы применяем такие мини игры, как «Ассоциации», «Запретное слово», «Третий лишний» «Блиц опрос» Мини-викторина» и т.д, на этапе проверки результатов обучения – «Своя игра», «Паутина», «Аукцион», на этапе формировании умений и навыков – «Вырази мысль другими словами», «Анализ ситуаций», «Да-нет». В процессе игры у обучающихся формируется целеустремленность, организованность, заинтересованное отношение к учебе.
На своих занятиях мы часто используем игры – соревнования. При подведении итогов подобных игр используем координационный лист, в котором координатор каждой команды (выбранный обучающимися) отмечает участие каждого члена команды в игре. Данная форма игры позволяет сформировать:
· умение находить пути решения, выработать общую точку зрения;
· стремление понять и прислушаться к точке зрения других;
· умение различать эмоциональное состояние соучастников и использовать это в ходе общения;
· умения в общении, интересы, позиции, психологические качества.
Также одним из показателей успешности урока является использование элементов здоровьесберегающих технологий: интерактивные методы обучения, физкультминутки, смена видов деятельности, динамические паузы, минутки релаксации, упражнения - энергизаторы.
Как известно, группа людей в процессе любой совместной деятельности периодически испытывает снижение энергии. Дети и подростки обычно становятся неспокойными, они или вообще перестают работать, или начинают мешать учебному процессу. Средством для преодоления таких спадов может служить короткое физическое психологическое, логическое упражнение, которое оживляет активность группы, то есть упражнение - энергизатор.
Энергизаторы – короткие многофункциональные упражнения, которые помогают участникам проявить различные способности: телесно-кинетические; музыкально-ритмические; визуально-пространственные; межличностного общения.
Игры и упражнения - энергизаторы используются после перерывов, иногда в рамках знакомства в начале учебного процесса, а также в ситуациях, когда необходимо встряхнуть группу, добавить динамики и снять напряжение.
Упражнения-энергизаторы помогают решить ряд задач:
· установить контакт между участниками,
· сплотить группу;
· вовлечь участников в действие, повысить общую активность;
· снять напряженность и усталость,
· переключиться с одной темы или ситуации на другую,
· создать атмосферу открытости и сотрудничества,
· сформировать малые группы для последующей работы.
Многие игры и игровые упражнения можно использовать в качестве энергизаторов. Примерами могут служить такие игровые упражнения и игры, как «Снежный ком», «Комплимент», «Что изменилось?» (игры для знакомства); «Фруктовый салат», «Броуновское движение», «Поиск общего», «Поездка на такси» (игры для разделения на группы) и др.
При выборе обучающих игр и энергизаторов для применения их в процессе обучения необходимо помнить, что игра и упражнения – энергизаторы дожны:
· нравиться, быть комфортными для самого преподавателя. Не стоит проводить игры, в эффективности которых вы сами не уверены;
· быть динамичными. Динамичность может быть задана через двигательную или умственную активность участников;
· быть интересны участникам и приносить им удовлетворение. Поэтому следует иметь в своем арсенале игры разного типа, чтобы была возможность подобрать подходящую для каждой группы;
· быть позитивными, не подразумевать возможности совершения участниками неуспешных действий или попадания в обидные, ущемляющие интересы ситуации;
· вовлекать всех участников. Следует полностью исключить игры, в которых возможно выбывание участников;
· быть доступными для всех участников. Встречаются группы, где некоторые участники имеют физические или эмоциональные ограничения. Необходимо выбрать игры и энергизаторы, не ущемляющие ни одного из участников;
· быть легкими для объяснения, понимания и участия.[1]
Педагоги, которые решат использовать энергизаторы и игры в своей работе, сразу заметят их преимущества:
· создание положительной психологической атмосферы в учебной группе
· восстановление энергии группы.
· привлечение внимания участников.
· объединение нескольких методов обучения в целое.
· включение в обучение всех учащихся.
· получение удовольствия от учебы.
Опыт показывает, что на уроках, где применяются игры и энергизаторы, отмечается высокая активизация деятельности учащихся. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени - все эти элементы активизируют учебную деятельность обучающихся, формируют интерес к предмету. Систематическое применение дидактических игр дает возможность каждому участнику демонстрировать свой собственный потенциал, при этом повышается мотивация к учебе.
Литература:
1. Григорьев, Д. А. Бизнес-тренинг: как это делается / Дмитрий Григорьев. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 — 288 с. - Электронный ресурс: Режим доступа https://wm-help.net/lib/b/book/3019837164/105
2. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов вузов / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - Москва: Академия, 2008. - 343с. – с. 81-82
3. Селевко Г.К. С29 Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.