«ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ, ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ»
Оценка 4.8

«ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ, ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
дефектология
4 кл
28.10.2022
«ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ, ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ),  ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ»
В статье раскрываются особенности использования учителем-дефектологом сенсорной интеграции на коррекционных занятиях с обучающимися, имеющими умственную отсталость и тяжелые множественные нарушения в развитии.
Статья в журнал.docx

                                           Ф.И.О. Фролова Юлия Александровна

                                   Должность: учитель-дефектолог 1    

                                                      квалификационной категории

                                                      Место работы:  ГБОУ «Специальная

                                                      школа-интернат г. Ельца» Липецкой области.

                                                     

 «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ, ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ),  ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

 

"APPLICATION OF THE SENSORY INTEGRATION METHOD IN THE CLASSROOM OF A DEFECTOLOGIST TEACHER WITH STUDENTS OF MODERATE, SEVERE, DEEP MENTAL RETARDATION (INTELLECTUAL DISABILITIES), SEVERE AND MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISORDERS"

Аннотация. В статье раскрываются особенности использования учителем-дефектологом сенсорной интеграции на коррекционных занятиях с обучающимися, имеющими умственную отсталость и тяжелые множественные нарушения в развитии.

Annotation.  The article reveals the features of the use of sensory integration by a defectologist teacher in correctional classes with students with mental retardation and severe multiple developmental disorders.

Ключевые слова: обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умственная отсталость, метод сенсорной интеграции, тактильное восприятие, зрительное восприятие, слуховое восприятие, обонятельное и осязательное восприятие, коррекционные занятия.

    Keywords: students with severe multiple developmental disabilities, sensory integration, tactile perception, visual perception, auditory perception, olfactory and tactile perception, remedial classes.

 

Сравнительно недавно дети c умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития считались «необучаемыми». Современный научный и практический опыт показал, что создание развивающей, адаптивной, комфортной среды способствуют развитию личности особого ребенка.

 Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин установили, что у детей c интеллектуальными нарушениями развитие и формирование социокультурного опыта складывается вследствие включения ребёнка в мир людей, действий, отношений, чувств[1; с.46].

Тяжелое и множественное нарушение развития является специфически целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития.  Тяжелое и множественное нарушение развития – это совокупность различных психических и физических отклонений в развитии, возникших, как правило, вследствие органического поражения центральной нервной системы. Тяжесть характеризуется высокой степенью выраженности нарушений (в первую очередь интеллекта). Множественность определяется сложным характером нарушения, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, сенсорная и эмоциональная сферы обучающихся.  Состав обучающихся с тяжелыми и  множественными нарушениями развития (ТМНР) весьма разнороден. Тяжелая форма интеллектуальной недостаточности может сочетаться с различной неврологической симптоматикой, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматическими нарушениями.

Метод сенсорной интеграции был разработан западным психологом, специалистом по детскому развитию Энн Джин Айерс (1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем [3; с.3].

 

     Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, где огромная роль принадлежит использованию дидактических игр, упражнений и правильно подобранному игровому оборудованию и направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.

    Сенсорная интеграция – это способность: воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств; вычленять наиболее значимую информацию; анализировать информацию; вырабатывать соответствующую ответную реакцию. 

Большую роль в обучении детей с ТМНР играет внедрение элементов сенсорной интеграции в работу учителя-дефектолога, развитие чувственного познания (восприятия), на основе которого становится возможным обучение элементарной деятельности, формирование навыков невербального и доступного вербального общения p[4; с.117].

Многие трудности обучения и поведенческих проявлений детей  с тяжелыми и множественными нарушениями являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации.

Цель коррекционной работы учителя-дефектолога по развитию сенсорной сферы обучающихся – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Учитель-дефектолог через сенсорную интеграцию обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития решает в первую очередь свои коррекционные задачи. Это прежде всего, обогащение чувственного и познавательного опыта детей; формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности; коррекция недостатков познавательной деятельности детей; формирование пространственно-временных ориентировок; развитие слухо-голосовых координаций; совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности [2, с.208].

 

Для полноценного сенсомоторного развития, обогащения чувственного опыта детей кабинет учителя-дефектолога оснащен различными стимульными материалами, направленными на развитие основных видов восприятия: тактильное восприятие; зрительное; слуховое; обонятельное и вкусовое восприятие.

Для развития тактильного восприятия  обучающихся  создана и периодически пополняется развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя соответствующие материалы, дидактические игры и пособия. В кабинете учителя-дефектолога есть сухой бассейн – он дает положительные эмоции, снимает напряжение, усталость, формирует интерес к деятельности, мотивирует обучающихся с тяжелыми нарушениями в развитии на выполнение задания. Также Су-Джок мячи способствуют развитию памяти внимания, мелкой моторики, стимулируют речевую активность детей.

По возможности использую в своей работе бросовый природный материал: игры с мелкими камушками, шишками, плодами деревьев (каштаны, желуди).

Хорошо помогают в работе по развитию сенсорной интеграции обучающихся с ТМНР тактильные мешочки. Использую их для изучения счета, цвета, ребенок пытается нащупать содержимое, что стимулирует развитие воображения, крупной и мелкой моторики, обучающийся описывая предполагаемую форму через ткань, свойства предметов – развивает навыки связной речи.

        Игры с сыпучими (песок, галька и т. п.) и пластичными (пластилин, тесто) материалами  очень полезны  для  детей с нарушением мелкой моторики и тактильным восприятием. Обучающимся полезно трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ребёнок отказывается играть с пластилином и подобными предметами важно подобрать текстуру, приятную для ребёнка.

Для развития зрительного восприятия и сенсорной сферы обучающихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями мною был разработан лепбук. Он развивает сенсорную культуру детей, образные представления о цвете, форме, величине, целостного восприятия у ребенка. В лепбуке представлены игры на развитие сенсорной культуры ребенка, с разными вариантами, уровнями сложности, учитывая зону ближайшего развития ребенка.

   Упражнения на развитие восприятия цвета: «Собери солнышко»- направлено на активизацию процесса восприятия по цвету, формирование цветовых эталонов. «Детки потерялись» - направлено на развитие цветового спектра и оттенков цвета.

   Упражнения на развитие восприятия величины: «Найди пару» данное упражнение позволяет сформировать у детей с тяжелыми нарушениями в развитии умения выделять и объективно оценивать величину предмета. Упражнения «Семья колобков», «Разложи морковки по тарелочкам» направлены на дифференциацию предметов по длине и высоте.

 Упражнения на развитие восприятия формы: «Цвет и форма» это упражнение способствует развитию у детей с ТМНР умения правильно называть изученные цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, фиолетовый, зеленый) и подбирать предметы, схожие с образцом по цвету и форме.  Упражнение «Геометрические фигуры» позволяет обобщать знания детей о геометрических фигурах и форме предметов.

Детям очень нравится работать с лепбуком, игровые упражнения вызывают у них познавательный интерес и они с удовольствием, открывая конверты с заданиями выполняют их.

      Действуя, путем проб и примеривания, ощупывания и т. д., дети начинают проявлять внимание к свойствам и отношениям предметов, учатся использовать эти знания на практике в повседневной жизни.      При организации игр должна соблюдаться последовательность, ориентируемая на возможности ребенка и уровень освоения им перцептивных операций. Задания даются с постепенным усложнением их содержания. Очень важно научить ребенка пользоваться общепринятой терминологией — названиями сенсорных эталонов, что значительно упрощает понимание существующих связей и отношений в окружающем мире.

     Для стимуляции развития слухового восприятия применяю различные дидактические игры и звукотерапию, воздействующую на слух, которая может быть пассивной и активной. Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности - возбуждение. Кабинет учителя-дефектолога  оснащен магнитофоном и  дисками со звуками живой и не живой природы, дисками с музыкальными мелодиями, детскими песнями. Диски  использую на коррекционно-развивающих занятиях в  дидактических играх и упражнениях: «Узнай звук», «Кто, как разговаривает?» и др.

    Для полноты формирования представлений и образов  задействую обонятельные и вкусовые анализаторы. Развитие обоняния, познания чувства вкуса одна из сложных задач. Для стимуляции вкусового и обонятельного анализаторов использую ароматерапию. В кабинете учителя-дефектолога имеются пакетики со специями: - запах корицы, цитрусовых бодрит; лаванда улучшает память, расслабляет; запах апельсина расслабляет, успокаивает и восстанавливает жизненные силы организма; запах ладана успокаивает тело, расслабляет, снимает перенапряжение; запах тмина борется с проявлениями перенапряжения, ароматные травы, ароматические масла. Упражнения: «Узнай по запаху», «Фрукт или овощ?» и др. Я использую их на занятии в таких упражнениях как: «Узнай по запаху?, «Чем пахнет?» и др.

    Оформила для кабинета учителя-дефектолога сенсорные коробочки с разнообразными материалами, игры с ними способствуют развитию восприятия. Это емкости с наполнителем, главное назначение которых - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри. Сенсорная коробка развивает в детях воображение, любопытство, способствует нормализации психического и эмоционального состояния, снижению агрессивности и беспокойства, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизирует мозговую деятельность. Параллельно решаются речевые задачи, обогащается словарный запас и совершенствуется грамматический строй. Например: нужно доставать из сенсорной коробки предметы с признаками качества (деревянные, стеклянные, цвета, формы, сопровождать пересыпания или переливания приставочными глаголами, падежно-предложными конструкциями).

     Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для детей с ТМНР в разные возрастные периоды.

      В результате проведения коррекционно-развивающей работы с использованием сенсорных методов наблюдаются следующие результаты: значительно улучшается чувствительность к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам; улучшается осознание своего тела в пространстве; снижается уровень двигательного беспокойства; значительно улучшается двигательная координация; развивается концентрация внимания; улучшается способность к обучению и коммуникации; стабилизируется эмоциональный фон.

       Использование сенсорной интеграции на коррекционных занятиях учителя-дефектолога позволяет раскрыть резервные возможности, каждого обучающегося с тяжелыми нарушениями развития и является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

 

1.              Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники : Ростов- на-Дону : Феникс, 2007. — 349, с. — (Психологический практикум).

2.              Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: рекомендована для образовательных учреждений , под редакцией  Баряевой. Л.Б., Яковлевой.Н.Н.Санкт-Петербург: Изд-во « ЦДК проф. Л.Б.Баряевой»., 2011.,479с

3.              Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.:  «Теревинф», 2019 – 272с.3

4.                Кислинг, Улла.  Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.


 

Ф.И.О. Фролова Юлия Александровна

Ф.И.О. Фролова Юлия Александровна

Keywords: students with severe multiple developmental disabilities, sensory integration, tactile perception, visual perception, auditory perception, olfactory and tactile perception, remedial classes

Keywords: students with severe multiple developmental disabilities, sensory integration, tactile perception, visual perception, auditory perception, olfactory and tactile perception, remedial classes

Многие трудности обучения и поведенческих проявлений детей с тяжелыми и множественными нарушениями являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации

Многие трудности обучения и поведенческих проявлений детей с тяжелыми и множественными нарушениями являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации

Если ребёнок отказывается играть с пластилином и подобными предметами важно подобрать текстуру, приятную для ребёнка

Если ребёнок отказывается играть с пластилином и подобными предметами важно подобрать текстуру, приятную для ребёнка

Для полноты формирования представлений и образов задействую обонятельные и вкусовые анализаторы

Для полноты формирования представлений и образов задействую обонятельные и вкусовые анализаторы

Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: рекомендована для образовательных учреждений , под редакцией

Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: рекомендована для образовательных учреждений , под редакцией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2022