Конспект по математике
Учитель: Сулимова Мария Дмитриевна
Тема: «Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7»
Класс:1
Цель: создание условий для формирования умения выполнять сложение + 5,6,7,8,9, применяя приём перестановки слагаемых
Задачи:
Дидактическая: обучить выполнять сложение вида + 5,6,7,8,9 двумя способами: применяя переместительное свойство сложения и по частям.
Развивающая: развивать умения решать задачи на увеличение числа на несколько единиц, на нахождение суммы с опорой схематическое моделирование;
Воспитывающая: воспитывать дисциплинированность и умение сотрудничать на материале урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Орг. момент |
Ребята, важно ли настроение при работе на уроке? Что может помочь усердно трудиться на уроке? Молодцы. Давайте дружно сосредоточимся на уроке математики и настроимся на дружную работу. Повторяем за мной хором, только не кричим, а спокойно: «Мы спокойны Мы внимательны Мы – само внимание». Начинаем урок математики! |
Погода, черты характера человека, слова товарища и учителя
Повторяют за учителем |
Актуализация знаний |
Ребята,
Незнайке пришло письмо от Синеглазки из Солнечного города. Но он никак не
может его расшифровать. Давайте мы поможем ему! (презентация)
Совершенно верно! Ребята, а сейчас поработаем в группах. Как работаем в группах? Одна группа – это 4 человека! Итак, первая парта повернитесь к своим товарищам второй парты. (учитель формирует группы) Ребята, совсем недавно был Новый год! Давайте мы сегодня нарядим ёлочку! Каждая группа получает лист со своей числовой ёлочкой! Одна группа получает ёлочку с составом числа 7, другая группа получает ёлочку с составом числа 8, третья группа – с составом числа 9, и четвёртая группа – с составом числа 10. Каждый в группе должен будет вписать в шарик нужное число! Если группа готова, тихонько поднимаем руки и капитан команды работу группы прикрепляет на доску на магнит. Ребята, посмотрите на результат работы групп. Есть замечания? Ребята, давайте рассмотрим ёлочку с составом числа 7. Посмотрите на верхние шарики. 4 3 Какое правило вспомнили, глядя на эти шарики?
|
Перечисляют фигуры
От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется
Дружно, слушая мнение каждого. Друг другу нужно помогать.
От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется |
Проблемная ситуация , открытие нового |
Ребята,
посмотрите на экран. Перед вами две белочки. И сколько ещё заготовила? А вторая белочка сколько заготовила грибочков? Белочкам
нужно собрать все грибы в корзинку. Верно.
И тоже перенесла их в корзинку. Запишем это математическим выражением. На ваших партах лежат листочки. Где
стоит первая красная точка – записываем дату. Где стоит третья точка - записываем математическое выражение 3+5 = Давайте расшифруем, как белочка это делала?
Не забываем, что пишем цифру в каждой клеточке!
А
теперь посмотрим, как это сделала вторая белочка! Давайте тоже расшифруем, как белочка это сделала и запишем математическим выражением. 3+5 =
Ребята, что вы можете сказать о количестве грибов на ветке? Результат получился одинаковым? Совершенно верно, только поступали девочки по-разному. Как именно?
Как вы считаете, у кого получится быстрее?
А какое математическое знание ей помогло? Какой закон математики? Ребята, значит иногда это правило помогает облегчить нам вычисления, верно. |
3 грибочка 5 грибочков Также, 3 грибочка и 5 грибочков
Да, сможет!
5 грибочков
Сначала
к 3 прибавить 2, а потом прибавить 3, получается 8.
К
5 прибавила 3 грибочка и получила 8.
Результат получился одинаковым
Первая белочка 5 грибов переносила по частям, вторая белочка – к эти 5 грибам перенесла 3. Быстрее получится у второй белочки.
От перестановки слагаемых результат сложения не меняется.
|
Закрепление |
Ребята, помогите мне продолжить правило: «Если надо к числу прибавить 5, то можно это сделать…»
Ребята, откройте учебник на стр. 15. И рассмотрите иллюстрации с гномиками. Что можете сказать о первой иллюстрации? Как гномики прибавляли к двум число 5?
То есть прибавляли по частям! Запишем математическим выражением: 2+5 = 2+2+3=7
А как к двум прибавил число 5 другой хитрый гномик? Запишем математическим выражением: 2+5=5+2=7
Рассмотрим нижние иллюстрации, где мальчики перетаскивают кубики. Один красный кубик и 6 кубиков жёлтых. Кто объяснит первую иллюстрацию? Кто объяснит вторую иллюстрацию?
Ребята, как легче к 1 прибавить 6?
Почему это возможно?
Смотрим на задание под номером 2. Посмотрите на первый пример. Какой закон применили авторы учебника?
Запишем математическим выражением: 2+7 = 7+2 = 9
Кто готов с места озвучить второй пример? Третий пример? Четвёртый пример? Молодцы! Теперь
решим задачу под номером 3. Поставили пальчик на начало текста, внимательно
следим за мной. Ребята, кто обратил внимание, сколько вопросов в задаче? Тогда подумайте, если 2 вопроса в задаче, то во сколько действий мы будем её решать?
Ребята, о чём говорится в задаче? Ребята, прочитаем задачу ещё раз хором, только второй вопрос читать не будем, прочитаем первый вопрос. Читаем так, чтобы мы все слышали друг друга, не кричим, спокойно! Ребята, я подготовила для вас отрезки. Как вы думаете, отрезок какой девочки должен быть длиннее? Почему? Сколько цветочков вышила Галя? А у Вари покороче. Почему?
Какой вопрос задачи, ребята?
Ребята, если вышила на 2 цветочка меньше, то каким действием решим задачу? Озвучьте решение. На
своих листочках от предыдущего задания отступили 2 клетки вниз, 10 клеток
вправо, написали слово Задача. Что мы этим действием узнали? 1 клетку вниз, записываем Ответ: 3 цветочка вышила Вера Ребята, всё ли мы сделали в задаче? Поставили пальчик на второй вопрос задачи, хором читаем.
Ребята,
снова посмотрим на отрезки. А сколько вышила цветочков Вера? Ребята, каким действием узнаем, сколько девочки вышили цветочки вместе? Озвучьте решение На листочках от первого действия 1 клетку отступили вниз, записываем второе действие. Какой результат получим? 1 клетку вниз, записываем ответ: 8 цветочков вышили девочки |
1) Разложив число 5 по частям; 2) Поменяв слагаемые местами, если первое слагаемое маленькое (меньше 5).
Один гномик прибавил сначала 2 книги, а второй гномик оставшиеся 3 книги.
пишут
Он к 5 книгам прибавил 2 книги
Мальчик к 1 прибавлял все 6 кубиков Мальчик к 6 прибавил 1 кубик.
Применив перестановку слагаемых: к 6 жёлтым кубикам прибавить 1 красный. Первое слагаемое маленькое. А к большому слагаемому легче прибавлять маленькое.
Переместительный закон: от перестановки слагаемых результат сложения не изменяется.
1+9 = 9+1 = 10
3+6=6+3=9 2+8=8+2=10
Следят за чтением учителя
2 вопроса в задаче.
В 2 действия
Две девочки вышивали цветочки.
Читают хором с первым вопросом
Длиннее должен быть отрезок Гали: она вышила цветов больше. 5 цветочков Короче, потому что сказано, что на 2 цветочка меньше. Сколько цветочков вышила Вера?
Вычитанием Из 5 вычесть 2
3 Сколько цветочков вышила Вера
Нет, нужно ответить на второй вопрос задачи
Читают второй вопрос задачи
5 цветочков
3 цветочка
Сложением 5+3
Пишут второй действие 5+3=8
|
Самостоятельная работа |
Задание 5, решите самостоятельно с промежуточными ответами. Все промежуточные ответы записываете над математическими знаками карандашом. Первый
ряд – первый столбик Третий
ряд – третий столбик 2+6-3 К 2 прибавить 6, сколько получится? Записали промежуточный ответ карандашом наверху. Из 8 вычесть 3, сколько получится? Записали ответ. Кому задание непонятно? Время выполнения 3 минуты. Проверяем ответы с экрана. |
8
5
|
Итог. Рефлексия. |
Ребята, что мы делали сегодня на уроке? Как к числу можно прибавить 5?
Предлагаю шкалу успеха. |
Выясняли, как к числу прибавить 5. 1)по частям 2) применив перестановку слагаемых |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.