ПРИМЕНЕНИЕ ПОРТФОЛИО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

  • docx
  • 10.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Зайцева ГПортфолиоостатья.docx

Зайцева Г.В.

Ст. преподаватель кафедры Бухгалтерского учета и финансов НОУ ВПО «ЧИЭП им. М.В. Ладошина»

Применение в современной школе портфолио

 

В современном обществе востребованы специалисты, обладающие совершенно новыми компетенциями, знаниями, умениями, направленными на реализацию потребностей общества. Немаловажная роль отводится гуманизации образования, которая предполагает ориентацию образовательной системы и образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения прав обучаемых и научно-педагогических работников. В процессе гуманизации образования во главу угла поставлена гуманистическая парадигма, которая предполагает, что в центр образовательного процесса ставится обучаемый. Гуманистическое образование рассматривается, как помощь обучающего обучаемым в становлении организацией саморазвивающего, самоопределяющего, самореализационного процесса обучения, что дает возможность становления уникальной личности. Достичь данного результата можно только при взаимоотношениях субъект-субъектного характера[1, 39].

Идея гуманизации образования основана на уважении прав каждого человека; направлена на сохранение и укрепление их здоровья, повышения самооценки и развития личностного потенциала, что гарантирует обучаемым право самоопределения на жизненном пути и в профессиональной деятельности.

Гуманизация достигается путем применения педагогических технологий, в основе которых - педагогика сотрудничества. Основой педагогической технологии должны служить диалогичность, межпредметность, моделирование профессиональных ситуаций. Гуманизация определяет инновационное направление образовательного процесса учетных заведений. Гуманизация образования направлена на инновационное обучение и воспитание – новые методики, новые способы организации содержания образования, внедрение современных педагогических отраслевых технологий, реализация деятельностного подхода в обучении и воспитании. Современная педагогическая наука определяет традиционный и инновационный подходы к образовательному процессу, как антиподы. Однако, нельзя не сказать о том, что все новое, это хорошо забытое старое, то, что является традицией, необходимо применять в инновациях, получая результат. Сравнительная характеристика традиционных и инновационных подходов в обучающем процессе [2, с. 138] образовательных учреждений представлена в таблице 1. В таблицу введен такой аспект, как сочетание традиционного, классического направления и объединение их в единой организации современного процесса обучения, сочетающего традиции и инновации.

Талица 1.

Характеристика традиционных и инновационных подходов

Перечень

характеристик

Подход к образовательному процессу

Сочетание традиций и инноваций в образовательном процессе

Традиционный

Инновационный

Цель

Передача знаний и умений и попутное воспитание, освоение социального опыта

Содействие самореализации и самоутверждению личности

Передача знаний для содействия самореализации и самоутверждению личности

Ориентация

На потребности общества и производства

На потребности и возможности личности

На применение возможности личности в соответствии с потребностями общества и производства и

Принципы

Идеологически транспортированы

Научные, объективные

Научные, объективные, включающие идеологическую направленность

Содержание

Разрозненные предметы со слабовыраженными межпредметными связями

Гуманизированные и личностно-ориентированные культурные ценности

Гуманизированные и личностно-ориентированные культурные ценностиформируемые на базе межпредметных связей

Ведущие методы и формы

Информационно-репродуктивные

Творческие, активные, индивидуально-дифференцированные

Информационные и репродуктивные, творческие, активные, индивидуально-дифференцированные

Отношения обучающих и обучающихся

Субъект-объектные

Субъект-субъектные

Субъект-субъектные

Роль преподавателя

Источник и контроль знаний

Консультант, помощник

Консультант-помощник, источник умений, осуществляющий контроль знаний

Основные результаты

Уровень обученности и социализации

Уровень личностного и профессионального развития, самоактуализации и самореализации

Формирование соответствующего уровня обученности, личностного и профессионального развития в  социализации, самоактуализации и самореализации

Немаловажную роль в становлении инновационных методов обучения отводится формированию фонда оценочных средств. Формирование уровня личностного и профессионального развития достигается, в том числе творческой, активной деятельностью студента, при содействии преподавателя в качестве помощника и консультанта. Одним из методов оценки деятельности студента на протяжении учебного процесса может стать портфолио, как накопительный инструмент получаемой информации, формируемой различными материалами. Наиболее приемлемой формой будет портфолио, разделенное на несколько разделов, каждый из которых будет пополняться в течение периода обучения. В формировании портфолио студента заметными и значимыми являются роли студента и преподавателя, основанные на условиях сотрудничества.

Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, иное определение – портфолио это папка накопленной информации. Слово «портфолио» возникло в эпоху Возрождения, так итальянские архитекторы называли папки, в которых приносили на суд заказчика свои строительные проекты. Начиная с 1960-х гг. в американской педагогике портфолио стали называть папки индивидуальных учебных достижений обучаемых. Портфолио могут накапливать и формировать различные материалы, которые свидетельствует об уровне образования и духовной эволюции студента [9]. По целям различаются портфолио, как способ оценивания учебных достижений и портфолио курсов или дисциплин (тематические, предметные портфолио), основная цель которых – позитивно влиять на сам процесс обучения [3]. Накопительное, предметное портфолио для сбора материалов по изучаемому направлению может оказаться слишком объемным, поэтому собирать и формировать материалы портфолио можно, как в электронном, так и в печатном вариантах.

Классический портфолио включает несколько разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Достижения». Однако, для полноценной оценки успеха студента в познании дисциплин целесообразно включить такой раздел портфолио, как «Рефлексивное портфолио», в условиях инновационного обучения и современного компетентностного подхода такой раздел будет вполне логичен.

Раздел «Портрет» формирует умение студента презентовать себя для поиска успешной работы в том числе, и рефлексивную направленность одновременно – формируя резюме, автор осознает, может ли он завиться на вакансию своего направления, достаточно ли ему знаний для этого, все ли возможности, предоставляемые ему вузом, используются. «Портрет» может формироваться разными способами из года в год обучения. В первый год обучения студент пишет свою автобиографию. В процессе изучения дисциплины «Информационные технологии» готовит презентацию. Ежегодно резюме расширяется с приобретением новых возможностей изложения, наработанных знаний, умений, владений, компетенций. А дисциплины, которые связаны с профессией, могут уже включаться как аспекты профессиональных компетенций в резюме для поступления на работу. Таким образом, студент отслеживает свои постепенные успехи, корректируя свои основные документы: автобиографию, презентационный портрет, портрет в виде видеопрезентации, резюме. Окончательное, перед выпуском из высшего учебного заведения резюме дает возможность студенту представить себя работодателю по степени его готовности к профессиональной деятельности - обоснованный доказательный документ на основании прочих разделов портфолио на момент окончания учебного заведения.

Разделы «Коллектор», «Рабочие материалы» являют собой, курсовые или дисциплинарные портфолио - тематические, предметные портфолио. Раздел «Коллектор» содержит материалы, авторство которых не принадлежит студенту – они включают сформированную в информационную структуру, законодательные акты, описание специальных методов освоения той или иной дисциплины, подобранные студентом самостоятельно. Лекционные материалы к каждой теме дисциплины, статьи, которые изучил студент самостоятельно, прорешенные студентом, предложенные преподавателем кейс-задачи, ситуационные задачи, образец которых зафиксирован решением так же составляют часть портфолио «Коллектор». В разделе «Коллектор» формируются материалы, которые служат базой для изучения дисциплины. Немаловажным документом может быть глоссарий – специализированный словарь специальных терминов дисциплины. Списки законодательных актов с кратким их содержанием можно так же оформить отдельным разделом. Наполнение данного раздела может быть весьма объемным, поэтому авторам непосредственно в папку-портфолио можно вложить диск с материалами, собранными автором, но не являющиеся авторскими работами создателя портфолио.

Раздел «Рабочие материалы» так же является весьма объемным, потому что содержит работы автора, выполненные самостоятельно на основании предложенных фондов оценочных средств дисциплины. Сюда входят выполненные автором научные исследования, курсовые работы, разработанные проекты, опубликованные статьи, программы конференций, в которых принял участие студент, составленные самостоятельно, либо самостоятельно решенные ситуационные задачи. Раздел «Рабочие материалы» является отражением самостоятельных работ студента, которые прописаны в фонде оценочных средств дисциплины.

Если цель образовательного процесса – это передача знаний для содействия самореализации и самоутверждению личности, а ведущие формы образовательного процесса информационные, творческие, активные, индивидуально–дифференцированные, то накоплению информации сопутствует раздел портфолио «Коллектор», а для проявления творчества и активности предназначен раздел «Рабочие материалы». «Коллектор» дает возможность поиска структурирования информации в понимании собственного видения ее накопления. Раздел же «Рабочие материалы» дает возможность применения накопленной информации в профессиональной деятельности.

В разделе «Рабочие материалы» студент накапливает все самостоятельно выполненные задания и прилагает отчет о самостоятельно выполненных заданиях, предлагаемых фондом оценочных средств по дисциплине, а преподаватель получает возможность оценить работу студента. Портфолио становится центром объединения самостоятельной работы студента. Правда, возникает одна проблема: способы оценки выполненных заданий – оценивание должно происходить поэтапно, по срокам, поэтому приложением к разделам портфолио «Коллектор» и «Рабочие материалы» станет лист оценки, в печатном виде который можно представить следующим образом

Таблица 2

Лист оценки информационной деятельности студента

Ф.И.О., группа, дисциплина

Срок (дата выполнения по графику)

Дата выполнения и представления

Наименование задания, его номер согласно ФОС

Оценка преподавателя, дата оценивания

 

Наличие показателя срока дает возможность оценить студенту ритмичность выполнения заданий, осуществлять корректировку самостоятельной работы по накоплению информации для раздела портфолио «Коллектор».

Подобным же образом необходимо оформить лист оценки самостоятельной работы студента.

Таблица 3

Лист оценки самостоятельной работы студента

Ф.И.О., группа, дисциплина

Срок (дата выполнения по графику)

Дата выполнения и представления

Наименование задания, его номер согласно ФОС

Оценка преподавателя, дата оценивания

 

Студент, как полноправный субъект взаимоотношений в образовательном процессе, должен самоопределиться с заданиями, которые дают ему возможность абсолютно изучить дисциплину программы, чтобы сформировать компетентность профессионала в будущей профессии. Для этого обучаемый студент самостоятельно занимается поиском информации, а на основе подобранной информации он берет на себя ответственность за формирование знаний, умений, владений компетенций в процессе выполнения заданий, предлагаемых преподавателем. Доказательством выполненной работы, уровня освоенной дисциплины и служит портфолио студента в разделах «Коллектор» и «Рабочие материалы».

Наполнение разделов помогает студенту организовать процесс обучения умения учиться, поскольку ему придется заниматься этим всю жизнь – таково требование времени. «…кто хочет иметь тренированный, способный к обучению мозг, должен учиться всю жизнь. Мозг должен постоянно пребывать в активном, натренированном состоянии. Количество связей должно постоянно расти. Если же мозг не работает, он постепенно атрофируется, становится вялым, малоактивным, как и всякий другой орган.» [7, с. 353]. В целом, обучение в течение всей жизни (Life Long Learning - LLL) – это обучение: всех, всему, везде, в любом возрасте. Согласно концепции LLL, классическое образование и обучение должны быть расширены до такой степени, чтобы включать в себя: все возрастные группы; все навыки и области знаний; и использовать: все возможные способы, для того чтобы: все и каждый имели возможность развиваться [12].

Целеполагание в обучении, направленное на самоутверждение и самореализацию личности, ориентированное на применение сформированных возможностей личности в соответствии с потребностями общества и производства, требует новых способов осознания степени подготовки непосредственно самим обучаемым. Для этого в общее портфолио вводится такой раздел, как рефлексивное портфолио, которое дает возможность рефлексии, как преподавателю высшей школы, так и его студентам. Роль рефлексии определяет Ноженкина О.С., которая приводит определения П. Тейяр де Шардена и М. К. Мамардашвили [6]. Рефлексия, самооценка своих возможностей каждым обучаемым, определяется таким необходимым аспектом портфолио, каким является раздел «Рефлексивное портфолио». П. Тейяр де Шарден под рефлексией понимает «приобретенную сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим специфической устойчивостью и своим специфическим значением, способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь» [10, с. 136].

Понятие рефлексии рассматривается в контексте самосознания в работах М.К. Мамардашвили, который утверждает, что «рефлексия характеризует всю внутреннюю жизнь человека, помогает выявить некий центр управления своими состояниями, переживаниями, влечениями, то есть возможность и необходимость волевой регуляции. Рефлектирующий человек свободен по отношению к окружающему миру, он становится автором своей жизни», т.е. рефлексия представляет собой средство самоосвобождения человека: в процессе познания человек получает удовлетворение от поиска, «акты познания, морального действия, оценки – это духовное усилие к своему освобождению и развитию» [5, с.73].

Роль преподавателя в современном учебном процессе, организованном соответствующим образом, сводится консультациям и помощи при возникновении вопросов на базе изученного, исследованного материала. Преподаватель выступает, как консультант-помощник, одновременно он является источником формирования умений, осуществляющим контроль знаний. Поэтому рефлексия, как способ самооценки обучаемого, становится очень ценным направлением в образовательной системе высшего образования. Взаимодействие преподавателя и студента в формировании рефлексивного раздела портфолио начинается с изучением каждой новой темы – вводной части лекционного материала должно стать знакомство с формируемыми компетенциями, знаниями, умениями, владениями. Такая информация содержится в фондах оценочных средств, но для большего к ней внимания, преподавателю необходимо сосредоточить внимание студента на формируемых компетенциях при изучении каждой из тем. На каждом семинаре при проведении отчета об изученном материале, студент представит накопленные разделы портфолио «Коллектор», «Рабочие материалы», «Рефлексивное портфолио», а преподаватель оценит такую работу.

Основными результатами современного образования являются - формирование соответствующего уровня личностного и профессионального развития в обучении и социализации в целях самоактуализации, самоопределения и самореализации, поэтому столь необходимым становится и накопление некоей отчетной информации, и демонстрация успехов, что отражается в портфолио шаг за шагом.

Особую ценность портфолио в целях самоактуализации представляют собой разделы портфолио «Портрет» и «Достижения», которые неразрывно связаны с разделом «Рефлексивное портфолио», поскольку именно таким образом студент формирует впечатление об уровне формирования собственной социализации и готовности к выполнению профессиональных задач.

Технология создания портфолио требует как подготовки преподавателя, так и понимания студента о том, как готовить материалы портфолио и как оформить портфолио. Для этого нужно сформировать поэтапную систему создания портфолио. Самая простая организация работы – это определение и направление пути формирования от простого к сложному.

Первый этап – ориентационный – обучаемый знакомится с видами портфолио, его составом, планирует поэтапное накопление портфолио. Цель ознакомительного этапа – знакомство с видами предлагаемого к формированию портфолио, его планируемым содержанием. Обучаемым предоставляется описание планируемого портфолио в фонде оценочных средств дисциплины – в максимально открытом для студента комплекте методических материалов. Фонд оценочных средств устанавливает соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения на основе требований образовательных и рабочих программ. «Разработка фонда оценочных средств соответствующего направления на основе всех норм и правил несет в себе цель определения уровня сформированных общекультурных и профессиональных компетенций выпускника в целом.» [11, с.172], что и дает возможность студенту оценить требования преподавателя, понять способы формирования портфолио, предложить новые способы его накопления.

На втором этапе – обучаемый запускает работу с портфолио, его целью является определение процедуры включения портфолио в учебный процесс. Преподаватель предоставляет студентам ориентировочную основу для формирования портфолио, для чего студентам предоставляются ориентировочные рубрики портфолио. Каждый студент, выполняя работу, может стать сам организатором такой деятельности – предложить новые рубрики, новые формы сбора и представления материалов.

Третий этап – это непосредственно создание, накопление и оформление портфолио. На этапе создания портфолио основной целью деятельности студента является раскрытие последовательности выполнения заданий, определение формы организации материалов и их оформления. Студент непосредственно выполняет задания преподавателя и проводит накопление материалов, формирующих портфолио.

Четвертый этап, заключительный - оценивание портфолио. Цель заключается в самооценке портфолио на базе предоставленных преподавателем критериев [8, с. 169].

Каждый этап является ценным сам по себе, и оценивание портфолио приобретает особую роль. Как считает Кузнецова И.В. «…больше внимания следует уделять формированию системы оценки качества освоения основной образовательной программы: проводить периодические проверки остаточных знаний студентов, выборочное тестирование, мониторинг результатов тестирования и, как следствие, проводить корректировку образовательных программ с учетом выявленных недостатков …»[4, с.21]. Самооценка студентом и оценка преподавателем каждого этапа накопленного портфолио дает возможность студенту формировать мнение о его истинном приобретении компетенций при изучении той или иной дисциплины.

Накопление информации по дисциплинам позволит систематизировать применять ее в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности. Информация о достижениях в сочетании с подготовленным резюме дает возможность самоактуализации, самопрезентации для профессионального самоопределения современного выпускника, что в целом позволит решать основные задачи современного образования.

 

Список используемой литературы

1.Гриценко, Л. И. Теория и практика обучения : интегративный подход : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Гриценко. —  М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.

2.Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика / : учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. М.; Альфа-М : Инфра-М, 2013.  448 с.: ил.  (ПРОФиль).

3.Загвоздкин, В.К. Метод портфолио - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки : Центр общей и нормативной методологии ИТИП РАО

4.Кузнецова, И.В. Формирование образовательного пространства вуза : Инновации в системе высшего образования [Текст] : материалы V Всерос. науч. - метод. конф. / НОУ ВПО «Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина» ; [отв. ред.: С. Б. Синецкий ; редкол. : Е. А. Захарова, Г. И. Ладошина, А. В. Белобородова ].— Челябинск, 2014. — 180 с.

5.Мамардашвили, М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. . — 1994. . — № 1. — С. 73-84.

6.Ноженкина О.С. Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога. — Смоленск, 2012. — 222с.

7.Подласый, И.П. Энергоинформационная педагогика. — М.: Дата Сквер,2010, — 424 с.

8. Современные образовательные технологии : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. Н.В. Бордовской. — 2-е изд. стер. — М.:КНОРУС, 2011. — 432 с.

9.Соколова, М.Г. Алгоритм разработки комплекта контрольно-измерительных материалов / методическая разработка

10.Шарден, П.Т. Ступень рефлексии / П.Т. Шарден // Феномен человека. — М., 1987. — С. 136-150.

11.Шитлина, Н.Л. Формирование фонда оценочных средств в рамках компетентностного подхода обучения по образовательным программам высшего образования : Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов [Текст] : cб. науч. тр. / Обществ. палата Челяб. обл.; НОУ ВПО «Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина» ; редкол. : Л.В.Виницкий, Е.А.Захарова, С.Б.Синецкий, Г.И. Ладошина. — Челябинск : НОУ ВПО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина», 2014. — 213 с.

12.Концепция обучения в течение всей жизни : [ электронный ресурс ] : сайт НКЦ «Обучение в течение всей жизни» : Режим доступа : http://www.lll-c.com/lllconcept/ : Дата обращения: 15 января 2015 г.


Зайцева, Г.В. Применение портфолио в современной высшей школе: Инновации в системе высшего образования [Текст] : материалы VI Всерос. науч.-метод. конф./ НОУ ВПО «Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина» ; [отв. ред.: С. Б. Синецкий; редкол. : С. В. Каледин, Л. В. Львов ]. — Челябинск, 2015. — 138 с. 90-95


 

Скачано с www.znanio.ru