Применение средств сказкотерапии в коррекции недостатков развития навыков социального взаимодействия в учебном коллективе младшего школьного возраста с ЗПР
Оценка 4.8

Применение средств сказкотерапии в коррекции недостатков развития навыков социального взаимодействия в учебном коллективе младшего школьного возраста с ЗПР

Оценка 4.8
Научные работы
docx
дефектология
2 кл—4 кл
21.03.2021
Применение средств сказкотерапии в коррекции недостатков развития навыков социального взаимодействия в учебном коллективе  младшего школьного возраста  с ЗПР
Применение средств сказкотерапии в коррекции недостатков развития навыков социального взаимодействия в учебном коллективе у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Применение средств сказкотерапии в коррекции недостатков развития навыков социального .docx

Научный  доклад к защите ВКР на тему:  «Применение средств сказкотерапии в коррекции недостатков развития навыков социального взаимодействия в учебном коллективе

у обучающихся младшего школьного возраста

 с задержкой психического развития»

Разрешите представить Вам результаты выпускной квалификационной работы на тему: «Применение средств сказкотерапии в коррекции недостатков развития навыков социального взаимодействия в учебном коллективе у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития».

(слайд 2) Общение один из важных факторов психического развития. Благодаря общению человек широко развивается, без общения не будет человеческой индивидуальности. Для детей с недостаточным интеллектуальным развитием характерно изменение способов общения, что также может проявляться в том, что у большинства из них нарушено речевое общение. Для многих детей характерно плохое произношение. Сложно принять и понять содержание произведений, стихов и т. д. Порядок систематического и подробного изложения не соответствует возрасту ребенка. Все это приводит к тому, что у этих детей нарушена вербальная коммуникация. Недоразвитие у ребенка в зависимости от нарушения выражается по-разному, но всё же приводит к тому, что ребенок отрывается от своих нормально развивающихся сверстников. Неполные коммуникативные навыки наблюдаются у детей с недостаточным интеллектуальным развитием. Этим объясняется актуальность работы.

Социальное взаимодействие – это одно из значимых условий развития ребёнка. Оно выступает в качестве ведущего вида его деятельности, которая направлена на формирование личности ребёнка и его самооценки посредством общения с другими людьми. Сказкотерапии в данном процессе отводится важное место.

Влияние сказки заключается в восприятие и не только приводит к приобретению индивидуальных знаний и умений, формированию индивидуальных психических процессов, но и меняет общий настрой к реальности и появлению новых высших мотивов, способствует активности ребенка. На сознательном вербальном уровне ребенок может не принять сказку, но положительный эффект от работы все же есть, то есть изменения часто происходят на бессознательном уровне.

 (слайд 3) Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. В первую очередь этот метод позволяет обратиться к внутреннему миру ребенка, помогает понять его и найти пути к решению проблем, положительно влияет на психологическое состояние.

В первой главе нами рассмотрены теоретические основы социального взаимодействия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии.

В работах Джона Джерарда, Джона Чарльза Тернера и т.д. скрываются механизмы межличностного взаимодействия, в основе которых лежит формирование чувства идентичности между индивидом и группой.

 (слайд 4)  Под социальным взаимодействием Мая Ивановна Лисина понимает «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению».

Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева трактует ««сказкотерапию» как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природой человека».

Игорь Викторович Вачков рассматривает сказкотерапию «направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими».

В современной психолого-педагогической литературе и в практике специального образования недостаточно представлены исследования, демонстрирующие особенности навыков социального взаимодействия младших школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями, применяющих сказочную терапию. Это создает противоречие между необходимостью развития навыков социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями и отсутствием методики использования средств сказкотерапии в реализации этого процесса.

 (слайд 5) Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать возможности использования сказкотерапии в процессе развития навыков социального взаимодействия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Представлены на слайде

 Задачи исследования:

-                   представить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

-                   рассмотреть основные понятия социального взаимодействия детей младшего  школьного возраста с задержкой психического развития;

-                   определить сказкотерапию как средство коррекции недостатков развития навыков социального взаимодействия;

-                   выявить уровень навыков социального взаимодействия у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

-                   разработать программу коррекции социального взаимодействия детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития средствами сказкотерапии;

-                   проанализировать динамику развития навыков социального взаимодействия после коррекционного воздействия.

(слайд 6) Объект исследования - навыки социального взаимодействия в учебном коллективе детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности развития навыков социального взаимодействия в учебном коллективе детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии.

Методы исследования – анализ литературы по теме исследования, беседа с педагогом и обучающимися, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

(слайд 7) База исследования - ОБОУ «Школа - интернат №2 им. Геннадия Анатольевича Карманова», г. Курска. В исследовании приняли участие младшие школьники с задержкой психического развития.

Во второй главе на первоначальном этапе исследовательской работы было проведено экспериментальное исследование выявление уровня навыков социального взаимодействия обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

(слайд 8) В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи экспериментального исследования:

1. Выбор методик для диагностики уровня навыков социального взаимодействия детей младшего школьного возраста с ЗПР.

2. Проведение диагностических методик с детьми младшего школьного возраста с ЗПР.

3. Анализ полученных данных.

4. Для решения экспериментальных задач подобран комплекс диагностических методик:

·                              Карта наблюдения «Оценка сформированности коммуникативных навыков» (адаптация методики Ольги Сергеевны Степиной).

Показатели сформированности навыков социального взаимодействия у испытуемых с задержкой психического развития разделены на шесть групп и представлены в нескольких таблицах.

Представим полученные данные наглядно в виде рисунка.

По результатам наблюдения можно сделать вывод о том, что у четырех обучающихся (44%) высокий уровень сформированности коммуникативных навыков; у четырёх обучающихся (44%) – средний уровень сформированности коммуникативных навыков; у одного обучающегося (11%) - низкий уровень сформированности коммуникативных навыков.

 (слайд 9)

Тест   коммуникативных    умений    Михельсона    (адаптация  Юрия Зиновьевича Гильбуха).

Цель – определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.

По данным видно, что преобладающим типом поведения является агрессивный тип. Количественные результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, представлены графически на рисунке 2.2

(слайд 10)

По данным диагностики можно сделать вывод о преобладании разных типов поведения, а именно: у трёх испытуемых (33%) преобладает агрессивное поведение, что свидетельствует о высоком уровне импульсивности в общении. Поведение не всегда соответствует ситуации общения у двух человек  (22%): тип зависимого поведения, указывающий на подчинение воле других людей; четыре обучающихся (44%) - тип грамотного поведения свидетельствует о том, что ребенок находится в непосредственном общении, внимателен к другим и соотносит свои реакции с поведением других людей.

На третьем этапе экспериментального исследования исследовалось распределение испытуемых в зависимости от статусных групп.

(слайд 11)

·         «Два             домика» – вариант методики, предложенный Яковом Львовичем Коломинским, «выбор в действии».

Цель методики – определить уровень сформированности коммуникативных навыков, а также выявить статусное положение детей в детском коллективе, число изолированных, предпочитаемых, принятых и непринятых детей в классе, число взаимных выборов, уровень благополучия взаимоотношений в группе, уровень развития коммуникативных навыков.

Данные представлены в таблице 2.7. Жёлтым цветом выделяются взаимные положительные выборы, красным цветом – взаимные отрицательные выборы.

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что лидерами (предпочитаемыми) являются 2 испытуемых (16%) из 9, эти обучающиеся получили наибольшее количество выборов равное 4; предпочитаемыми являются 4 испытуемых (34%); принятыми – 4 испытуемых (34%); изолированными – 2 испытуемых (16%). Уровень благополучия взаимоотношений между группами в норме. Самые популярные испытуемые состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что эта группировка является ядром группы, его активом.

Таким образом, представленные диагностические методики предполагают всестороннее изучение коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

(слайд 12) Результаты обследования детей младшего школьного возраста с ЗПР показали необходимость коррекционной работы по формированию навыков социального взаимодействия, т.к. у большей части испытуемой группы детей выявлен низкий и средний уровень сформированности навыков социального взаимодействия.

Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь, как педагогов, так и близких, их любовь, терпение и выдержка.

Обучающиеся не могут самостоятельно выработать у себя умения социального взаимодействия на уровне, достаточном для успешного социального контакта.

(слайд 13) Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков осуществлялась в процессе образовательной деятельности, всего было проведено 12 занятий в течение 2 месяцев, длительность каждого занятия 30 минут.

У сказкотерапии в процессе проведения коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста с ЗПР существует ряд целей. Представлены на слайде

1.                   Создать коммуникативную направленность в каждом слове и высказывании ребенка.

2.              Совершенствовать лексико-грамматические средства языка.

3.               Совершенствовать звуковую сторону речи, тренируя произношение, восприятие и выразительность.

4.              Развивать диалогическую монологическую речь.

5.              Оказывать влияние на эффективную игровую мотивацию детской речи.

6.               Обеспечить взаимосвязь между зрительным, слуховым и моторным анализаторами.

7.              Способствовать сотрудничеству педагога и детей, а также детей друг с другом.

8.               Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, обогащать эмоциональную чувственную сферу детей.

(слайд 14) К коррекционным функциям сказки принято относить:

·                   психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям;

·                   символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

·                   принятие в символической форме своей физической активности. 

В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и понимание взрослых, которые ему так необходимы, уверенность в разрешимости проблем, осознает свои силы и ресурсы.

В соответствии с целью данного исследования – выявление и коррекция навыков социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с ЗПР нами были проанализированы основные понятия социального взаимодействия детей  младшего школьного возраста, психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста, имеющих ЗПР, а также особенности их социального взаимодействия.

В ходе исследования было выявлено, что для большинства детей с задержкой психического развития наиболее характерной является ситуативно-деловая форма общения, т.е. общение проще и естественнее для них происходит на фоне деловых контактов.

Можно сделать вывод, что детям младшего школьного возраста с ЗПР присущи следующие особенности общения: они не проявляют интереса к сверстникам, мотивы социального взаимодействия не сформированы, снижена потребность в общении. В особенностях поведения младших школьников с ЗПР проявляется незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм, что подтверждает необходимость проведения целенаправленной коррекционно- педагогической работы по формированию у них навыков социального взаимодействия.

(слайд 15) В ходе работы был подобран, обоснован и реализован на исследуемой группе детей диагностический инструментарий, направленный на исследование навыков социального взаимодействия детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития. Выбранные методики позволили выявить нарушения социального взаимодействия у данной категории детей.

(слайд 16)  Доклад окончен, спасибо за внимание!


 

Научный доклад к защите ВКР на тему: «

Научный доклад к защите ВКР на тему: «

Влияние сказки заключается в восприятие и не только приводит к приобретению индивидуальных знаний и умений, формированию индивидуальных психических процессов, но и меняет общий настрой к…

Влияние сказки заключается в восприятие и не только приводит к приобретению индивидуальных знаний и умений, формированию индивидуальных психических процессов, но и меняет общий настрой к…

В современной психолого-педагогической литературе и в практике специального образования недостаточно представлены исследования, демонстрирующие особенности навыков социального взаимодействия младших школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями, применяющих сказочную…

В современной психолого-педагогической литературе и в практике специального образования недостаточно представлены исследования, демонстрирующие особенности навыков социального взаимодействия младших школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями, применяющих сказочную…

Объект исследования - навыки социального взаимодействия в учебном коллективе детей младшего школьного возраста

Объект исследования - навыки социального взаимодействия в учебном коллективе детей младшего школьного возраста

Представим полученные данные наглядно в виде рисунка

Представим полученные данные наглядно в виде рисунка

Два домика» – вариант методики, предложенный

Два домика» – вариант методики, предложенный

Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков осуществлялась в процессе образовательной деятельности, всего было проведено 12 занятий в течение 2 месяцев, длительность каждого занятия 30 минут

Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков осуществлялась в процессе образовательной деятельности, всего было проведено 12 занятий в течение 2 месяцев, длительность каждого занятия 30 минут

В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и понимание взрослых, которые ему так необходимы, уверенность в разрешимости проблем, осознает свои силы и ресурсы

В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и понимание взрослых, которые ему так необходимы, уверенность в разрешимости проблем, осознает свои силы и ресурсы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2021