Применение технологии критического мышления в математике
Помимо ИКТ технологий на уроках математики можно применять и технологии критического мышления (КМ). Именно сочетание этих элементов повышает интерес учащихся к предмету.
Анализ педагогической литературы показал, что в основном традиционно данную технологию применяют при изучении гуманитарных дисциплин, мотивируя это тем, что именно при изучении этих дисциплин происходит работа с большим количеством текстовой информации. Очевидно, что при изучении математики, обучающиеся так же встречаются с учебными текстами (учебник, задачник и т.д.). Умение работать с математическими текстами - это немаловажный аспект успешной учебной деятельности школьника. Необходимо обучать умению читать тексты, выделять в них главное, формировать личностное отношение к изученному и т.д. Тем самым будет выявлен гуманитарный компонент математики и сформирована способность к критическому мышлению при сохранении и даже некотором улучшении математических знаний.
Различные элементы творчества (эссе, синквейны и т.д.), которые присущи данной технологии, способствуют повышению интереса обучающихся к урокам математики, познавательной активности, учебной мотивации и т.д. Составление учащимися различных видов кластеров, способствует развитию таких важных качеств, как умение анализировать, сравнивать, структурировать, обобщать и т.д.
Таким образом, возможность применения технологии развития критического мышления обучающихся на уроках математики очевидна. Особенно важно отметить, что в процесс обучения включен каждый школьник, а не часть ученического коллектива, что способствует более качественному, а не поверхностному обучению. Математика не является особым, изолированным предметом, а включена в единый процесс формирования личности. Применение методических приемов - кластер, инсерт, синквейн, несколько модифицированно к математике.
Помимо этого, на уроках происходит работа с интерактивной доской, которая позволяет поддержать интерес к изучаемому предмету и сделать уроки математики более эффективными в эмоциональном плане.
Для повторения целесообразно использовать специфический прием, называемый кластером.
На этапе изучения нового материала используется методический прием под названием инсерт. Инсерт - это один из способов работы с любым текстом, который способствует развитию аналитического мышления и является средством отслеживания и понимания материала. Обучающимся при работе с текстом можно предложить использовать определенную маркировку: знаком «+» помечается то, что уже известно; знаком «А» помечается то новое, что учащийся узнал из текста; знаком «?» - то, что вызвало затруднения. После самостоятельной работы с текстом учащимся можно предложить обсудить результат своей деятельности в паре или группе (или то и другое). В ходе этого обсуждения разметка текста может поменяться, если партнер может внести ясность в тот или иной вопрос. Далее идет коллективное обсуждение информации с учителем, который комментирует каждый этап работы и фиксирует его в таблице на доске.
Итог урока подводится с помощью методического приема, называемого синквейн. Это способ краткого описания урока с помощью ключевых слов, осуществляемого по определенным правилам, описанным ниже.
В синквейнах математического характера целесообразно делать некоторые отклонения от основных правил написания.
Таким образом, уроки, проведенные с помощью этих приемов, носят нетрадиционный характер. На таких уроках учитель дает не только детям знания, но и воспитывает в них умение корректно отстаивать свое мнение, видеть ситуацию целиком, а не отдельные ее части, оценивать и не выпускать проблему из виду в процессе поиска решения, самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.