Применение технологии образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) на занятиях математики
Башкатова С.С.
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
воронежской области «воронежский юридический техникум»
ss_bachkatova@mail.ru
Слышу - и забываю
Вижу - и запоминаю
Делаю - и понимаю
Известный факт, что выполнение реального действия, имитация реальной деятельности, выступление с речью и участие в дискуссии способствуют запоминанию 90% информации. Мой опыт работы показывает справедливость этого утверждения. Если обучаемый самостоятельно добывает знания, обсуждает их с друзьями, создаёт видеоматериалы, презентации, доклады, сообщения, исследовательские проекты, и комментирует их, т.е. вовлечён в процесс «активного обучения», можно рассчитывать на более высокие результаты. Именно в таком ключе реализуется процесс обучения с применением ТОГИС - Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе. Это технология эффективного обучения, в которой инструментом для получения знаний является решение деятельностно-ценностной задачи.
Эффективность модернизации образовательного процесса во многом определяет стремление обучающихся к новым знаниям, овладение ими новыми компетенциями. Стандарт рассчитан на деятельность образовательного учреждения и обучаемого в современной открытой образовательной среде - интернете. То же, несомненно, касается и личности педагога. Педагог становится менеджером и экспертом образовательного процесса. Его задача на современном этапе состоит в том, чтобы посредством деятельностных подходов повышать образовательный уровень студента. И в данной ситуации ресурсы интернета как никогда играют важнейшую роль. Образовательная среда глобальной информационной среды способствует повышению интереса каждого студента к обучению и освоению способов деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Приоритетными направлениями развития общего образования являются:
v использование личностно-ориентированных технологий, развивающих у учащихся способности и умение самостоятельно приобретать знания из различных источников информации;
v перенос акцента с репродуктивных форм учебной деятельности на самостоятельные, поисково-исследовательские виды работы, аналитическую деятельность и, в связи с этим, формирование у школьников аналитических способностей, ключевых и предметных компетентностей;
v использование интерактивных форм обучения, современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
v создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся в системе профильного обучения;
v повышение практической и прикладной направленности содержания естественного образования и, как следствие, формирование функциональной грамотности учащихся;
v усиление воспитательного потенциала занятия естествознания.
Технология предполагает, что знания студенту не предоставляются как некий объём информации, набор аксиом, законов, формул, он самостоятельно осуществляет поиск необходимого материала с использованием современных компьютерных средств.
Пример применения ТОГИС на занятиях по дисциплина «Математика».
Тема занятия: «Векторы в пространстве».
Тип занятия: усвоения новых знаний.
Преподаватель формулирует цель занятия и деятельностно - ценностные задачи. Затем студентам предлагается посмотреть видеоматериал о радиоактивности и ее открытии. В процессе просмотра студенты формируют банк ключевых слов для поиска информации в Интернете. Группа распределяется на мини-группы по 2-3 чел. на основе личного выбора и предпочтений. В течение 40-45 минут, студентами производится поиск и отбор материала, систематизация информации, подготовка выступления (в виде сообщения, презентации). И, как итог их самостоятельной работы - тур слушаний (коллективная система обучения). Представление учащимися своих работ, их защита. Затем обсуждение представленных работ всей группой, с последующей их оценкой и комментариями.
Технология позволяет выработать у студентов навыки научного исследования, организации эффективного поиска информации, способствует развитию коммуникативной культуры, расширяет зону активного познания, развивает творческие навыки представления информации, умение организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач. ТОГИС реализует и воспитательные цели: формирование навыков коллективной работы и толерантности к результатам работы товарищей, осознание учащимися ценности совместного труда. Функция преподавателя в ТОГИС – постановка целей и планирование результатов, организация деятельности обучающихся, управлении ею и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшим.
Библиографический список:
1. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004.
2. Гузеев В. В. ТОГИС: итоги пяти лет эксперимента. – Научно-популярный журнал «Учитель Приморья». – Владивосток, 2010. – № 1.
3. Ковалёва Т. М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование, стандартизация деятельности тьютора : мат-лы Всерос. науч.- метод. семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», М., 18–19 мая 2009 г. / науч. ред. Т. М. Ковалёва. – М.: АПКиППРО, 2011. – 208 с.
4. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. – М.: Эгвес, 2008. – 136 с
5. В.В.Гузеев. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. Москва НИИ школьных технологий, 2006.
6. Гузеев В. В. Образовательная технология ТОГИС-ПК. URL:http://www.gouzeev.ru/togis-pk.pdf
7. Мозняк, Е. Г. Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся на ТОГИС-уроках / Е. Г. Мозняк // Педагогические технологии. — 2011. — № 3. — С. 337—339.
8. Урсакий, И. Б. Опыт организации ТОГИС-уроков / И. Б. Урсакий // Педагогические технологии. — 2011. — № 3. — С. 104—105.
9. Косолапова, Ю. В. Опыт организации экспериментальной деятельности педагогов Приморья по программе «Деятельностно-ценностные задачи ТОГИС: организация образовательной деятельности и управление развитием учащихся» / Ю. В. Косолапова // Педагогические технологии. — 2011. — № 3. — С. 126—131.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.