Применение технологии проблемного обучения на уроках математики
Карасева И.А. преподаватель КГБ ПОУ «Рубцовский медицинский колледж»
Приоритетной задачей в системе среднего профессионального образования, в том числе и медицинского профиля, является подготовка конкурентоспособного специалиста – специалиста, свободно владеющего своей профессией, компетентного, ответственного, способного совершенствоваться в своей профессии и быть социально адаптированным. Учебный предмет математика входит в программу средних специальных учебных заведений. Это связано с ее особой ролью. Многие студенты, поступающие в медицинский колледж, не очень любят математику и вообще не сразу понимают: к чему этот предмет изучать именно в медицине. Но математика – самая древняя наука, игравшая важную роль в жизни и деятельности человека на всех исторических этапах, т.к. людям всегда нужно было считать, выполнять чертежи и рисунки, измерять и вычислять величины, прогнозировать и проектировать, создавать новое. А если говорить о действиях и манипуляциях, которые выполняет медицинская сестра, то здесь связь проявляется, например, в расчете суточной дозировки препарата, или в расчете концентрации препарата при его разведении. Ведь если неверно выполнить расчет дозировки, то пациент может получить осложнения, анафилактический шок и др. последствия.
Для студентов важно уже с первых дней учебы в колледже видеть взаимосвязь математики с будущей профессиональной деятельностью. Не случайно среди первых вопросов на занятиях по математике звучат следующие: «А зачем мне это изучать, если я буду медсестрой?», «А как это пригодится мне в моей профессии?». Ответом на поставленные вопросы может быть систематическое использование в обучении математике медицинских понятий, идей, моделей и задач, постоянная иллюстрация математического материала приложениями из различных разделов медицины.
Активизации познавательной деятельности обучающихся можно добиться средствами современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.
Проблемное обучение сейчас более актуально и привлекательно, так как позволяет активно включать студентов в деятельность; учит их думать, анализировать, рассуждать, аргументировать, опровергать. В этом и состоит отличие проблемного обучения от традиционного обучения, когда обучающимся отведена пассивная роль.
Проблемное обучение обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, а также воспитание активной личности.
Для создания проблемной ситуации на учебном занятии используют разные приемы и методы.
Например:
· предьявить противоречивые факты, теорию или точку зрения, что вызывает у обучающегося определенную реакцию;
· при изучении нового материала, учащимся предлагается ответить на вопрос или решить задачу. В момент обсуждения возникают разные мнения, т.е возникает проблемная ситуация, в результате разрешения которой находится правильный ответ;
· преподаватель дает задание, не похожее на предыдущее. Студенты пытаются решить его и у них ничего не получается. Не зная способа выполнения этого задания, они сталкиваются с проблемой.
· студентам предлагается выполнить задание, которое вообще является невыполнимым, они пытаются его выполнить и оказываются в затруднении, что означает возникновение проблемы.
Эти и другие приемы можно использовать на любом учебном занятии.
Такие проблемные ситуации я пытаюсь создать на уроках математики.
1. Например, уже на первом учебном занятии, когда идет речь о роли математики, я задаю вопрос «Зачем медицинскому работнику нужна математика?». Этот вопрос у многих вызывает затруднение, некоторые говорят, что она вообще не нужна медику. И мы в общей дискуссии выясняем, что математика обязательно нужна медику:
· метрическую систему единиц: меры веса, меры объема и меры длины;
· в с/д-постановка иньекций, разведение лекарственных средств,
· в фармакологии-дозировки лекарственных средств,
· в педиатрии показатели динамики развития ребенка в разные возрастные периоды
· в акушерстве- с помощью расчетов можно узнать дату родов и срок беременности,
2. При изучении темы санитарно-эпидемиологический режим говорим о дез. растворах и способах их приготовления. Я предлагаю таблицу, с помощью которой можно рассчитать количество маточного раствора для приготовления рабочего раствора хлорной извести. Задачу можно решить с помощью пропорции. А они мне говорят, что предмете С/д преподаватели по-другому им показывают этот расчет. Мы выясняем, какой способ лучше и легче.
3. Можно использовать такой прием, в начале урока подкинуть вопрос или задачу на логику и смекалку. Это способствует включению студента в учебный процесс и восприятию новой темы.
Например, посчитать сумму чисел от 1 до 9.
(По легенде, школьный учитель решил занять детей и предложил сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Юный математик, заметил, что пара чисел с противоположных концов дает 101, а так как пар всего 50, то быстро получил результат, к удивлению учителя).
Или такая задача: как имея в распоряжении два сосуда по 3 и 5 литров, точно отмерить 4 литра?
3. При изучении темы тригонометрические уравнения я показываю студентам несколько уравнений, а потом предлагаю им решить уравнение, похожее на предыдущие. Они пытаются решить его, но у них ничего не получается. Возникает проблема. Я им говорю, что предыдущий способ не годится. Это уравнение решается по –другому. Таким образом, приходим к заключению, что для решения уравнений используют разные способы и методы.
Таким образом, проблемное обучение решает многие задачи в обучении. Через активные методы обучения можно достичь больших результатов. Обучающийся не просто слушает, а вовлечен в процесс поиска знаний и новой информации. В отправную точку проблемного обучения можно положить слова китайского мыслителя Конфуция «Что слышу - забываю; что вижу - помню; что делаю – понимаю». Потому что только четвертая часть услышанного остается в памяти человека, а увиденного -третья часть, услышанного и увиденного одновременно- половина. А если обучающийся вовлечен ко всему прочему в активные действия в процессе обучения, то в его памяти остается три четверти материала. Поэтому такой подход в обучении очень продуктивен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.