Применение технологии разноуровневого обучения при организации учебного процесса младших школьников с умственной отсталостью
В соответствии с российским законодательством каждый ребёнок имеет право на получение качественного образования, соответствующего его потребностям и возможностям. Дети с нарушением интеллекта не являются исключением, а учитывая философию образовательной политики, что необучаемых детей нет, необходимо создавать специальные условия для получения образования каждой категории детей с учётом их психофизических особенностей и возможностей.
Задача учителя - создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждый ученик активно работал на своём уровне, приобретал знания и умения в формате своих собственных познавательных возможностей. Технологию разноуровнего обучения можно использовать на всех уроках, во всех видах и формах организации учебного процесса, будь то фронтальная, парная, самостоятельная работа или закрепление нового материала.
Особо хочется отметить необходимость применения данной технологии именно на уроках в начальной школе с обязательным продолжением в последующие периоды обучения. За годы обучения в начальной школе с использованием технологии разноуровневого обучения, дети не теряют интереса к учёбе, а это в свою очередь положительно влияет на процесс обучения школьников в средних и старших классах.
Применение технологии разноуровневого обучения (использование карточек, раздаточного материала, сюжетных картинок, слоговых таблиц, альтернативных заданий) - всё это
-способствует формированию положительного отношения к учёбе у детей с разными возможностями обучения;
-решает многие коррекционные задачи, в том числе способствует развитию мышления, внимания, памяти;
-организует познавательную деятельность школьников;
-разнообразит формы работы на уроках;
-придаёт детям уверенность в собственных силах.
А так же помогает учителю создавать на уроке обстановку увлечённости, обогащает содержательную часть уроков, позволяет разнообразить структуру, стимулирует и активизирует учебную деятельность учащихся, делает педагогическое воздействие более эффективным.
Примеры использования технологии разноуровневого обучения в 3 классе в учебной деятельности представлены ниже.
Русский язык.
Тема «Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Я»
Основное задание : прочитай разговор внучки с бабушкой о птичках.
-Бабуля, пт…чки м..рзнут. Свяжи им руковички
- У птиц нет рук, внученька.
-Тогда св..жи нос..чки.
1 уровень. Спиши ответ бабушки
2 уровень. Спиши первую просьбу внучки. Вставь гласные.
3уровень. Спиши разговор внучки и бабушкой. Вставь гласные.
Тема : «деление слов на слоги»
Основное задание: угадай названия животных по первому слогу.
Ли-…. , со-….-…. , бел-….. , ко-…-….. , ов-….. , за-…. ., ко-…., кош-…. , че-…-…..-…. .
1 уровень. Спиши по слогам : ли-са, со-ба-ка
2 уровень. Запиши по слогам любые 4 слова. Выдели гласные.
3 уровень. Запиши слова по слогам. Выдели гласные.
Основное задание: прочитай слова по слогам.
1 уровень. До-мик, кры-ша, ок-но
2 уровень. Ры-ба-ки , у-ли-ца, мо-ро-зы, кор-зи-на.
3 уровень. Лесник, коньки, лодочка, огород, ограда.
Тема : « Буква мягкий знак (ь) на конце слова»
Основное задание: прочитай скороговорки.
Шест (ть) котят (ть) ест(ть) хотят(ть)
Наш клён(нь) в жаркий денн(нь) дарит зелен(нь) и тен(нь).
1 уровень. Спиши : Котята хотят есть.
2 уровень. Запиши предложение о клёне.
3 уровень. Запиши предложения.
Контрольное списывание
1 уровень. Я у-ва-жа-ю пра-ви-ла иг-ры. Я не оби-жусь, ес-ли про-иг-ра-ю.
2 уровень. Я у-ва-жа-ю пра-ви-ла иг-ры. Не о-би-жа-ю про-тив-ни-ка. Не про-го-ня-ю ма-лы-шей.
3 уровень. Я у-ва-жа-ю пра-ви-ла иг-ры. Не о-би-жа-ю про-тив-ни-ка. Не про-го-ня-ю ма-лы-шей. Я не оби-жусь, ес-ли про-иг-ра-ю.
Математика
Задача. У Лены было 19р., а у светы на 6 р.меньше. Сколько рублей было у Светы.
1 уровень. Прочитай краткую запись. Выполни решение
Лена- 19р
Света- ? на 6 р больше
_ +__=
Ответ:______р
2 уровень. Дополни краткую запись. Выполни решение, запиши ответ
Лена- __р
Света- ? на __р больше
3 уровень. Запиши задачу кратко. Выполни решение задачи, запиши ответ
Тема « Точка пересечения линий»
1 уровень. Начерти 2 отрезка так, чтобы они пересекались
2 уровень. Найти на рисунке линии, которые пересекаются. Покажи точку пересечения линий.
3 уровень. Покажи точку пересечения линий.
Тема «Сложение с переходом через десяток»
Основное задание: разложи каждое число на 2 числа.
1 уровень. 3 = 2 + __
2 уровень. 3= 2+___
3 уровень. 3=___+___
Чтение
«Воробей»
Заглянула осень в сад-
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть- стесняется
1 уровень. Прочитай стихотворение
2 уровень. Прочитай стихотворение. Ответь на вопросы:
- Кто заглянула в сад?
- Что под ногами крошится и ломается?
- Кто из птиц остался в саду?
3 уровень. Прочитай стихотворение. Ответь на вопросы:
-Почему осенью в саду не слышно пения птиц?
-Что такое «жёлтые метели»? Как сказать по-другому?
Мир природы и человека.
Тема: Разнообразие растений
1 уровень. Рассмотри картинку растения .Впиши названия органов растения из списка : цветок, лист, стебель, корень.
2 уровень. Рассмотри картинку растения, найди и подпиши его органы.
3 уровень. Рассмотри живое растение. Зарисуй его. Подпиши органы растения на рисунке
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.