Гуськова Лариса Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№10 г. Новоалтайска Алтайского края»
Применение технологии развития критического мышления
на уроке русского языка при работе с текстом.
(урок русского языка 7 класс)
Цели урока:
· комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
· выражать и аргументировать собственное мнение;
· последовательно и логично излагать мысли;
· использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
· оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Планируемые результаты:
· умение работать с текстом; владение разными видами чтения, умение работать со словарями;
· задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
· вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
· выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
· аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
· умение сотрудничать, участвовать в совместном принятии решений.
I.Фаза вызова.
Задачи вызова:
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;
- пробудить познавательный интерес учащихся;
- мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме.
Среди разнообразных человеческих чувств не последнее место занимает чувство совести.
1. Что, по-вашему, означает слово совесть? (внутренний голос, который то упрекает, то радует).
В это время подумаем, какие ассоциации вызывает у вас это слово?
В тетради запишем слово Совесть и свои ассоциации. (Ответы - честность, доброта, порядочность, нравственная чистота, ответственность).
2. Групповое задание. Найдите по толковому словарю Ожегова, что такое совесть? Обратите внимание на однокоренные слова: со́вестить, со́вестливый, совестно.
- А может ли совесть стать художественным образом, то есть главным героем произведения? (Ответы).
II.Фаза осмысления.
Задачи фазы:
- помочь учащимся активно воспринимать материал
- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом
У замечательного русского писателя Салтыкова-Щедрина есть раннее произведение, которое называется «Пропала Совесть». Главным героем в нем как раз является Совесть.
Мы прочитаем с вами миниатюру, созданную по произведению Салтыкова-Щедрина.
III. Аналитическое чтение – прием: чтение с остановками.
1.Как вы думаете, в каком жанре написано это произведение?
Что это – сказка, рассказ, басня, притча?
(это сказка, так как Салтыков-Щедрин – мастер сказок).
2.Групп.задание. Прежде, чем работать с текстом, выясним значение незнакомых слов по толковому словарю
1гр. Призреть- дать кому-то приют и пропитание.
2гр. Кабатчик- содержатель кабака
3гр. Купец - 1. Богатый торговец, владелец торгового предприятия; 2. Покупатель.
Фрагмент 1.
Как-то на дороге валялась Совесть. Совесть, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов, которым недосуг было призреть ее.
а/ Почему слово Совесть написано с большой буквы?
(это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие)
б/Как вы думаете, почему Совесть оказалась на дороге?
(вероятно, она была выброшена за ненадобностью)
Фрагмент 2.
Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попусту понаушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
а/ Почему люди не замечали Совесть? (по-видимому, она им была не нужна).
б/ Сделайте вывод, какие это были люди? (это были бессовестные люди, им были присущи такие пороки, как жадность, лесть, обман, ложь, сплетни, лицемерие)
Фрагмент 3.
Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала кабатчика, потом купца, но они, не выдержав ее суда, запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
а/Почему купец и кабатчик не могли долго жить с совестью? (она мешала им жить для своего блага, не задумываясь над тем, как они живут: обманывают людей, наживаются за их счет. А совесть заставляла взглянуть на все другими глазами, оценивать свои поступки, строго судить себя)
б/Как вы думаете, как было им легче жить? (без совести)
Фрагмент 4.
«Сделай по-моему, Господи, - в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нем – и исчезнут на веки вечные все неправды и насилия.»
а/ Почему Совесть обратилась с такой необычной просьбой к богу?
(Она разуверилась во взрослых людях, а дети еще не умеют лгать).
б/ Кто из героев вызвал у вас больше симпатий? Почему?
(Совесть, потому что только присутствие совести делает человека порядочным, способным строить отношения с другими людьми.)
- Ребята, скажите, то, что мы с вами прочитали, можно назвать текстом?
Почему? (да, предложения связаны по смыслу и грамматически, есть художественные средства выразительности, есть завязка, основная часть, но нет заключения)
IV. Фаза рефлексии
Задачи фазы:
- помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;
- помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.
У Салтыкова-Щедрина сказка на этом не закончилась, но его концовку мы узнаем чуть позже.
А сейчас творческое задание: попробуйте написать продолжение сказки (2-3 предложения). Подумайте, какую мысль вы будете развивать? (3-4 минуты на творческую работу)
Проверка мини-сочинений.
Сравнение творческих работ с авторским текстом:
«Растет малое дитя, вместе с ним растет и Совесть. И будет маленькое дитя большим человеком и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что Совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».
а/ Как вы думаете, какова основная мысль сказки?
(Совесть есть у ребенка, взрослые часто утрачивают чувство совести. Очень важно, чтобы совесть не пропадала по мере того, как ребенок взрослеет, а росла вместе с ним и сопровождала его всю жизнь. Чем больше будет совестливых людей, тем лучше и счастливее станет жизнь).
б/ Почему сказка, написанная в 19 веке, актуальна и сейчас? (она наполнена большим философским смыслом, сказанное в ней соотносится не только с прошлым и настоящим, но и с вечными вопросами бытия).
в/Какие проблемы затронуты в сказке? (многие люди утратили чувство совести, стали лживыми, нечестными, эгоистичными, живут только для себя, не замечая никого вокруг. В людях стало меньше милосердия и доброты).
г/ Какие выводы вы сделали для себя? (Каждый человек должен иметь совесть).
V. Составьте синквейн. (Приложение 2)
1гр… который бы определил понятие совесть с вашей точки зрения.
2гр… который бы определил понятие совесть с точки зрения бессовестных людей.
3гр. На выбор.
VI. Самооценивание. (Приложение 3)
Оцените свою работу с помощью Листа самооценки у вас на столах. (прослушивание высказываний, оценка учителя)
Домашнее задание: устное сочинение тему «Часто ли я испытываю угрызения совести?» (вспомните, по какому плану пишется сочинение этого типа речи) или синквейн (кому трудно рассказать о себе).
Приложение 1
Где живёт Совесть?
1.Как-то на дороге валялась Совесть. Совесть, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов, которым недосуг было призреть её. //2.Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попусту понаушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
3.Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдёт себе хозяина: сначала кабатчика, потом купца, но они, не выдержав её суда, запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
4. «Сделай, по-моему, Господи», - в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нём – и исчезнут на веки вечные все неправды и насилия».
\
Приложение 2 (для учителя)
1.Совесть.
2.Чистая, спокойная, нечистая, больная
Обострённая, чуткая, продажная, глухая
Безупречная, требовательный сговорчивая, потерянная
незапятнанная
3.Воспитывает мучает заела
Оберегает спит гложет
Волнует молчит
Предупреждает усыпить
облегчить
4.Делает человека Человеком.
Заставляет человека сделать выбор.
В ком стыд, в том и совесть.
5. Убеждение
Ответственность
Обличительница
Долг
Приложение 3
Лист самооценки работы группы Оцени работу своей группы: 1. Все ли члены группы принимали участие в работе? А) Да, все работали одинаково; Б) Нет, работал только один; В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
2. Дружно ли вы работали? Были ссоры? А) Работали дружно, ссор не было; Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились; В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
3. Тебе нравится результат работы группы? А) Да, всё получилось хорошо; Б) Нравится, но можно сделать лучше; В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы. А) Почти всё сделали без меня; Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась; В) Я принимал участие в обсуждении.
|
Лист самооценки работы группы Оцени работу своей группы: 1. Все ли члены группы принимали участие в работе? А) Да, все работали одинаково; Б) Нет, работал только один; В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
2. Дружно ли вы работали? Были ссоры? А) Работали дружно, ссор не было; Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились; В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
3. Тебе нравится результат работы группы? А) Да, всё получилось хорошо; Б) Нравится, но можно сделать лучше; В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы. А) Почти всё сделали без меня; Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась; В) Я принимал участие в обсуждении.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.