Применение здоровье сберегающих технологий на уроках математики

  • Документация
  • docx
  • 30.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Применение.docx

ГОАОУ « Траектория»

 

 

 

 

 

Применение

здоровье сберегающих

технологий на уроке математики

( Выступление на МО классных руководителей)

 

 

 

 

Подготовила: Т.А.Минакова

 

           Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

       Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и  взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

          Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая  способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

          Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех  времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья  российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным  показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по  сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее

значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

         Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный  рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка  от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же  время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие,

формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

         Под здоровье сберегающими технологиями надо понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие  характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на  здоровье.

           Здоровье сберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов  работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное  стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно  сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по  здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации  используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья  учащихся и педагогов.

        Понятие «здоровье сберегающие образовательные технологии» (ЗОТ)  появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор  воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических  мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина

«здоровье сберегающие образовательные технологии», примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи – сохранения и укрепления здоровья учащихся.

          Здоровье сбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только – в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением .

        Понятие «здоровье сберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации  данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся. Цель  современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен

получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

        Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в  школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

         От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровье сбережения.

         Во-первых, это учет всех критериев здоровье сбережения на рациональном уровне.

         Во-вторых, главной целью учителя, должно быть, научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. Каждый урок должен быть интересен.

Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время. Учитель может добиться интереса разными способами: во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который

надо сделать более привлекательным, во-вторых, за счет личностных качеств учителя, в- третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление. Необходимо учитывать зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что биоритм логический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады,  как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок,

организованный на основе принципов здоровье сбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Если правила здоровье сбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников. Утомление часто возникает в следующие периоды:

- начало учебного года и недели;

- возникает ежедневно к 3-4-му урокам;

- сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

- окончание четверти, учебного года, недели.

        Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе

процесса обучения, мы будет способствовать здоровье сбережению. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания

на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

         Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п. Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции:

«Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению меж предметных связей, а также и воспитательным

целям. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

 Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически

отсутствовали.

        Среди здоровье сберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке,

позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа  жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Так, на уроках математики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов,

способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

          Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог  успешности учебно  воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся. Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

С целью предупреждения утомления и усталости учащихся необходимо применять дидактические игры, включать в урок физкультминутки, вводить искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников. Включаются школьники в групповую и парную работу,

используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности

школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся. Проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу,

исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

        Для рациональной организации учебной деятельности учащихся нужно использовать на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается  индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения;

обязательность дифференцированных заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.

        С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к

обучающимся. Избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровье разрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса температурный и воздушный

режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета в соответствии нормами СанПиНа. Обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных

перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для

проведения самоанализа.

          Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

Библиографический список Ермакова М.В., Менделяк Е.В. «Организация здоровье сберегающего

пространства в современной школе», Владивосток, 2005

Москаленко Н.М. «Здоровье сберегающие технологии на уроках

математики», М: Учитель, 2006 – 80с.

Смирнов Н.К. «Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе

учителя и школы», М: АРКТИ, 2003. – 272с


 

Посмотрите также