Статья по теме: "Применение эффективных технологий при обучении детей с ОВЗ", предназначена для учителей работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями. Здесь предлагаются современные образовательные технологии, способствующие формированию у обучающихся с ОВЗ познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Современные технологии в обучении детей с ОВЗ
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,
применяются особые коррекционно развивающие педагогические
технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и
воспитании. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути
усовершенствования учебного процесса, способы повышения школьной
мотивации обучающихся и качества обучения. При обучении детей с
нарушением интеллекта можно применять элементы различных
инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения,
обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая технология,
здоровьесберегающая технология, коррекционноразвивающие технологии и
информационнокоммуникационные технологии.
Из всех педагогических технологий, на мой взгляд наиболее
эффективными при обучении детей с нарушением интеллекта являются:
игровые технологии;
информационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Наибольший интерес при обучении детей с нарушением интеллекта
представляют игровые технологии. При этом образовательные задачи
включаются в содержание игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций на
занятиях происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой
задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную
деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние –
важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания,
активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к
действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами
соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами,
присутствием юмора, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.
Таким
образом,
можно
говорить
о
том,
что
игровые технологии представляют собой переход от игры к увлечению
познанием, к творчеству, к усвоению школьной программы.
При обучении детей с нарушением интеллекта широко использую
информационные технологии. Интерес детей к таким урокам значительно
возрастает,
повышается уровень познавательных возможностей.
Если использовать мультимедийные презентации, развивающие компьютерные
программы, то эффективность уроков, безусловно, возрастет.
Использование новых нестандартных приёмов объяснения и
закрепления материала, тем более в игровой форме, повышает
непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. В
этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет
заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в памяти детей.
Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает
время обучения,
Кроме
высвобождает ресурсы
здоровья детей.
этого, использование презентаций в процессе обучения позволяет:
заинтересовать детей, усилить образовательные эффекты, повысить качество
усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к детям с
разным уровнем подготовленности, организовать одновременно детей,
обладающих различными возможностями и способностями.Здоровьесберегающие образовательные технологии необходимы при
обучении умственно отсталых детей. Здоровьесберегающее обучение
достигается через учет особенностей детей; создание благоприятного
психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих
появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий
для самовыражения обучающихся; инициацию разнообразных видов
перегрузок.
деятельности;
Здоровьесберегающие технологии приводят к предотвращению усталости и
предупреждение
учебных
утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту
учебных достижений.
Важное место в учебном процессе
я отвожу коррекционно
В результате коррекционноразвивающего
развивающему обучению.
обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений
физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий
обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности,
творческих способностей, школьной мотивации в учебновоспитательном
процессе.