Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии
Оценка 5

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
9 кл
06.11.2017
Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии
разработка урока географии в 9 классе по теме "Хозяйство России" с применением элементов технологии ТРИЗ. Система ТРИЗ – это не изолированный от учебных программ процесс, а система специально разработанных учебных заданий и упражнений, направленных, в первую очередь, на коррекцию и развитие высших процессов психических функций, осуществляемой в условиях специально организованной среде. ТРИЗ – это творчество. Применение упражнений системы ТРИЗ на уроках географии позволят формировать познавательный интерес, практическую деятельность, развивать личностные качества, именно это способствует стимулированию познавательной деятельности самих учеников, повышая их собственные усилия в овладении знаниями и мотивацию к обучению.
ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Хозяйство России 9 класс. - копия.docx
Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии Учитель географии МБОО «Лицей cела Верхний Мамон» Глотова Наталья Сергеевна. В условиях введения ФГОС и активных общественных преобразований к выпускникам школ предъявляются определенные требования, где на первое место выдвигаются такие качества как :  умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (то есть применять полученные знания);  обладать творческим мышлением; гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; практически мыслить;  генерировать новые идеи;  грамотно работать с полученной информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, обобщать, сопоставлять, устанавливать закономерности). Подготовка ребят к самостоятельной жизни в обществе является одной из целей педагогов. Традиционная система обучения приводит к тому, учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик усваивает знания, заучивает правила, законы, формулы, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Все это приводит к тому, что выпускники школ не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества. Развитие творческих качеств личности, вот на что в настоящее время происходит переориентирование образования. Появилось много инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей. Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является теория решения изобретательских задач ТРИЗ, автор Г.С. Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – решения изобретательских задач. Система ТРИЗ – это не изолированный от учебных программ процесс, а система специально разработанных учебных заданий и упражнений, направленных, в первую очередь, на коррекцию и развитие высших процессов психических функций, осуществляемой в условиях специально организованной среде. ТРИЗ – это творчество. Применение упражнений системы ТРИЗ на уроках географии позволят формировать познавательный интерес, практическую деятельность, развивать личностные качества, именно это способствует стимулированию познавательной деятельности самих учеников, повышая их собственные усилия в овладении знаниями и мотивацию к обучению. Урок географии «ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА РОССИИ» 9 КЛАСС Основное содержание. Устройство хозяйства России. Секторы хозяйства. Межотраслевые комплексы. Цели и задачи: Образовательная: познакомить с содержанием понятий хозяйство, рассмотреть отраслевую структуру хозяйства и классификацию предприятий, познакомиться с межотраслевым комплексом. Развивающая: формировать познавательный интерес учащихся к изучаемой теме; создать условия для развития умения устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное, делать выводы Воспитательная: воспитывать географическую культуру учащихся Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и укрепление здоровья учащихся, через соблюдение санитарно- гигиенических требований к уроку и валеологические паузы. Основные виды деятельности обучающихся. Анализировать схемы отраслевой структуры хозяйства России, определять их различия. Устанавливать черты сходства и различия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира. Тип урока. Изучение нового материала. Ресурсы урока: учебник В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Россия: природа население, хозяйство» УМК «Сферы», атлас 8-9 класс, раздаточный материал/приложение/ Этапы урока Организационн ый момент Актуализация знаний Деятельность учителя Предлагает Проверяет готовность обучающихся к уроку.  рассмотреть подготовленную им копилку /работают в группах или в паре/. Деятельность обучающихся Готовятся к уроку  Знакомятся с содержимым копилки.  Работают с копилкой.  Отчет групп /предоставляется первое слово более слабым ученикам, а затем посильнее, но не повторяя признаки уже названные другими обучающимися/ Приложение 1  Работают в парах с предложенным текстом Приложение 2  Работают с текстом и составляют диаграмму Приложение 3  Работают в группах  Предлагают варианты Приложение 4  Работают с таблицами / 2и 3 столбик заполняют самостоятельно, 4 с использование схемы в атласе стр. 35/ Приложение 5  Элемент ТРИЗ Метод «РАССЕЛЕНИЕ» Разбейте содержимое копилки на две группы. Какой признак вы выбрали для отбора группировки? /могут быть лишние/  Проверяет работу групп и записывает на доске признаки, по которым были сформированы группы.  Подводит обучающихся к понятиям «отрасль», «отраслевая структура».  Элемент ТРИЗ Предлагает используя текст дать определение понятию «Хозяйство» / диаграммы Веннера /  Элемент ТРИЗ Предлагает составить определение понятию «Хозяйство», используя предложенный набор слов, словосочетаний Проверяет варианты  определений, затем предлагает сравнить с предложенным определением в учебнике.  Элемент ТРИЗ «Морфологический анализ» Предлагает рассмотреть объект «парта» и назвать его признаки Проверяет результат и предлагает сделать вывод о взаимосвязях различных отраслей для получения готовой продукции. Подводит к понятию Первичное закрепление знаний Рефлексия Домашнее задание Итоги урока «Межотраслевой комплекс» Элемент ТРИЗ «Я беру тебя с собой»  Предлагает написать каждому обучающемуся любую отрасль хозяйства Я беру с собой:  Тех, кто относится к производственной сфере  Тех, кто поможет производству автомобиля  Тех, кто относится к непроизводственной сфере  Тех, кто поможет приготовить каши  Тех, кто обслуживает население и т.д  Предлагает работу с учебником. «ИНСЕРТ» - маркировка текста  Предлагает оценить себя Составить интеллект-карту «Хозяйство»  Если ребенок считает свой объект ответом, то поднимает свою табличку  Работа с текстом параграфа №1 с.8-9  Оценивают усвоение материала ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Копилка» Лесопилка Хлебозавод Молокозавод Фермерское хозяйство «Колос» Эливатор Аэропорт АТП Школа Больница Музей Песчаный карьер Автосервис Швейное ателье Магазин «Графская кухня» Магазин «Хлеб» Парикмахерская Лесное хозяйство Цементный завод Магазин «Строитель» Рыболовство Свинокомплекс Лесопилка Хлебозавод Молокозавод Цементный завод Все предприятия что- то перерабатывают Промышленность 1 вариант Швейное ателье Парикмахерская Магазины Школа Музей Больница Автосервис Эливатор Аэропорт АТП Все предприятия занимаются обслуживанием населения и ничего не производят Сфера услуг Отраслевая структура Фермерское хозяйство «Колос» Лесное хозяйство Гранитный карьер Рыболовство Свинокомплекс Все предприятия что-то «добывают» Сельское хозяйство Лесное хозяйство Лесопилка Мебельная фабрика Магазин «Графская кухня» ЛПК 2 вариант Фермерское хозяйство «Колос» Эливатор Хлебозавод Магазин «Хлеб» АПК Песчаный карьер Цементный завод Магазин «Строитель» Химическая промышленность Предприятия объединяются спецификой Предприятия производят схожую продукцию и являются отраслями хозяйства ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Хозяйство страны представляет собой совокупность отраслей материальной и нематериальной сфер производства. При характеристике хозяйственного комплекса важно проанализировать состав отраслей и групп отраслей, входящих в него (отраслевую структуру), а также их размещение по территории страны (территориальная структура). Россия обладает крупнейшими природными, территориальными, трудовыми ресурсами, выгодным географическим положением. Ее хозяйство сформировалось в результате длительной истории развития. Российская Федерация — самое крупное государство СНГ. Народное хозяйство России отличается сложной структурой. Отраслевая структура народного хозяйства Единый комплекс народного хозяйства страны состоит из взаимосвязанных отраслей производственной и непроиэ-водственной сферы. Отраслью называют совокупность пред-приятии, производящих однородную продукцию или оказывающих однородные услуги. Основой экономики России является материальное производство. Оно включает:   отрасли, непосредственно создающие материальные блага — промышленность, сельское хозяйство, строительство; отрасли, доставляющие созданные материальные ценности потребителям — транспорт и связь по обслуживанию материального производства;  отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения — торговлю, материально-техническое снабжение, заготовки, общественное питание. Непроизводственную сферу образуют:    отрасли услуг — коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, транспорт и т.д.; отрасли социального обслуживания — просвещение, здравоохранение, культура, искусство, наука, научное обслуживание: отрасли управления и обороны. Отраслевую структуру хозяйства оценивают различными способами: например по числу занятых в каждой сфере, по объему продукции (в рублях) или по стоимости основных производственных фондов. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 красный – хозяйство голубой – производственная сфера оранжевый – непроизводственная сфера и т.д. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Хозяйство, природных ресурсов, для обеспечения, людей, жизни, созданных, совокупность, и, развития страны, это, средств, человеческим трудом, которые, используются, и. Хозяйство это - совокупность природных ресурсов и средств, созданных человеческим трудом, которые используются для обеспечения жизни людей и развития страны. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Объект Признаки Столешница Материал Дерево Парта Ножки Мебель Метал ученическая Крючки для сумок Покрытие Насадки на ножках металл Лак/краска Пластмасс Отрасль Лесная промышленно сть /заготовка леса Металлургия Лесная промышленно сть / деревообрабо тка Металлургия Химическая промышленно сть Химическая промышленно сть Вывод: объединение отраслей для достижения определенной цели Примечание. Столбик «Отрасль» заполняется, используя атлас стр. 35 Список литературы.  Нестеренко А.А. Программа по курсу Развития Творческого Воображения (РТВ) на базе Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) для начальных классов базовой школы. - Петрозаводск, 1999. - 51 с.  Бершадский М.Е., Гузеев В.В., Нестеренко А.А.Российская  эффективная школа: цели и содержание образования Бершадский М.Е., Гузеев В.В., Нестеренко А.А.; Под общ. ред В.В. Гузеева. М.: НИИ школьных технологий, 2012. - 208 с.  Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV междунар. науч-практ. конф. (Челябинск, 25-27 июня 2001 г.). - Челябинск: ИИЦ “ТРИЗ-инфо”, 2001. - 150 с. Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Вып.6 / Лаб. образоват. технологий “Универсальный решатель”; Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-пресс. 2001. -80 с. 

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

Применение элементов технологии ТРИЗ как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017