Применение информационных технологий на уроках истории, факультативных и индивидуальных занятиях
Наша современная жизнь протекает в условиях формирующегося единого информационного пространства. Трудно назвать область, которая к концу XX – началу XXI столетий не была бы затронута идейной революцией наступающей постиндустриальной, информационной эры. Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование информационных технологий. [1]
XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к работнику свои требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы.
Применение информационных технологий на уроках истории, факультативных и
индивидуальных занятиях
Наша современная жизнь протекает в условиях формирующегося единого
информационного пространства. Трудно назвать область, которая к концу XX – началу XXI
столетий не была бы затронута идейной революцией наступающей постиндустриальной,
информационной эры. Творческий подход требует включить в свою работу новые
требования времени: использование информационных технологий. [1]
XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое
использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется
особенностями нашего времени, которое предъявляет к работнику свои требования:
высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий.
Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием
информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы.
Вся система образования, включая область гуманитарного знания, широко опирается на те
ресурсы, которые нам предоставляют информационные технологии. Еще в 1995 году было
признано, что разумная информатизация поднимет образование на качественно новый
уровень. Информатизация образования способствует “ внедрению новых методик
обучения, дает возможность решать такие вечные проблемы, как индивидуализация
обучения, организация систематического контроля знаний, учет психофизических
особенностей каждого ребенка”. [6]
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний,
орудием педагогического труда. “ Каждому нужно пройти по дороге информатизации
образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого
уровня российского образования”. [6]
Для тех, кто начал свою педагогическую, преподавательскую деятельность в 7080х годах
было отведено слишком мало времени на подготовку к работе с компьютером,
формирование информационной культуры. Развитие пользовательских умений и навыков
зависит от настойчивости, можно сказать, упорства и других личных качеств учителя.
Формирование компьютерной грамотности требует большой самостоятельной работы,
которая включает: овладение пользованием текстовым процессором, простым
графическим редактором; организацию хранения текстов во внешней памяти и вывод их на
печать.[9] Знание технологии работы в программе Power Point позволит разработать и
провести урок – презентацию, состоящую из слайдов. [8]
Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета,
расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования
информации, развить познавательные способности школьников. Переход к абстрактному
мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если, объектов для размышлений
нет, то “… развитие интеллекта останавливается. Компьютер как раз и является
носителем подобных объектов”.[3]
Несмотря на то, что в учебном заведении имеются условия для использования сети
Интернет, копирования, обработки текстов, создания разработок уроков с использованием
возможностей компьютерного кабинета, различные обстоятельства делают эти
возможности ограниченными. Работа с применением информационных технологий чаще
всего осуществляется учителями без специально организованной подготовки, без
соответствующих курсов, без помощи тех, кто владеет компьютером: программистов,
преподавателей информатики. Без их помощи приобретение такого опыта для меня былобы очень затруднено. Особую благодарность хочется выразить учителю информатики
нашего корпуса Костаревой И.Г и инженеру – программисту Кислову С. В.
Участие в фестивале педагогических идей “ Открытый урок” 2004 – 2005 предоставило
дополнительные возможности использования ценных методических разработок коллег
историков, а также необходимых материалов в разделе “Преподавание информатики”.
Гораздо успешнее осуществляется работа по разработке уроков – презентаций,
факультативных, индивидуальных занятий с использованием информационных технологий
при наличии персонального компьютера.
Хотелось бы остановиться на уже имеющихся результатах применения новых
информационных технологий в преподавании истории, обществознания. Многие учителя,
которые уже применяют в преподавании предмета информационные технологии,
отмечают, что наиболее удобным является использование мультимедийных технологий,
уроков презентаций. В этом случае компьютер на уроке заменяет всю совокупность
средств обучения.
Одно из направлений применения новых компьютерных технологий работа с сильными
учениками, с теми, кто имеет способности к гуманитарным дисциплинам и проявляет к ним
повышенный интерес. Мною разработаны программы и преподаются в 2005 – 2006 учебном
году факультативные курсы с применением информационных технологий.
факультативный курс по обществознанию в 8 классе “ Мы, природа и
общество” дает большие возможности для привлечения к занятиям, как учителем,
так и учащимися дополнительной информации, которая добывается при помощи сети
Интернет. Так, были использованы при изучении темы “ Что такое человек”
следующие разработки: “ Можно ли продлить молодость?” Анкудиновой И.А.,
Семкина А.Г.; “ Дороги, которые мы выбираем…” Ждановой В.С. По теме “ Человек и
природа” были привлечены материалы обобщающего урока “ Глобальные проблемы”
Мясниковой С.С., Фоминых Е.С., найденные по сети Интернет данные о глобальном
потеплении на Земле. [Приложение 1]
Позволяют разнообразить факультативные занятия, сделать их более интересными и
яркими компьютерные презентации, разработанные учителем информатики и истории А.
И. Черновым школы № 49 г. Москвы. Использовать их в своей работе я смогла только после
освоения механизма поиска информации в сети Интернет, копирования и сохранения в
своих документах необходимых презентаций.[2] Каждая презентация содержит план
урока, проблемное задание, тестовый и иллюстративный материал. Применение
презентаций целесообразно, как при углубленном изучении новых тем, так и для
закрепления и обобщения темы. Просто замечательно, что автором были разработаны
такие яркие, зрелищные презентации, содержащие также логические схемы.
факультатив по курсу “ История Древнего мира” “ Загадки Сфинкса” в 5
классеразработан с опорой на материалы сайта Чернова А.И., диска “ Загадки
Сфинкса”, а так же “ Всемирной истории в лицах” (Интернет).
Методика заключается в следующем: после завершения
изучения той или иной темы учащиеся, посещающие
факультатив, в компьютерном классе просматривают
соответствующие презентации, делают необходимые записи в
тетрадях (дополнительный материал, схемы, выводы), затем
приступают к работе с диском (индивидуально). Эта работа
может занять целый урок, либо часть его, что позволит детямуспешнее осуществить решение поисковых, исследовательских задач, предлагаемых
программой “ Загадки Сфинкса”. [см. фото] [Приложение 2]
Другое направление использования ресурсов компьютерного кабинета – занятия со
слабоуспевающими учениками. Так, ребята 6 класса на индивидуальных занятиях работали
с материалами уроков – презентаций по разделу “ Раннее средневековье”, что помогло
ликвидировать пробелы в знаниях, повысить успеваемость и интерес к изучению
предмета. Поскольку на таких уроках включается зрительная память, яркие иллюстрации,
карты, схемы, выделенные вопросы и задания облегчают усвоение, запоминание и
понимание отдельных тем.
Большие возможности открываются перед учителем для проведения уроков истории,
обществознания с использованием современных компьютерных технологий. В фонде
библиотеки Лесосибирского кадетского казачьего корпуса имеются ряд компакт дисков,
которые можно использовать при разработке отдельных уроков. Один из них – “
Энциклопедия истории России 862 – 1917”. Информация, помещенная на нем, помогает
узнать о тех, кто на протяжении одиннадцати веков держал в руках судьбы страны:
князьях, царях, императорах, военачальниках, политических деятелях и ученых.
Но хочется отметить, что проведение занятия с использованием этого компакт диска,
требует достаточно длительного времени, т. к. в нем содержится более 1000 статей,
множество иллюстраций, схем сражений, карт, хронология событий. Учителю необходимо
тщательно спланировать ход деятельности детей в течение 40 минут, чтобы не возникли
трудности. Эти трудности неизбежны, т. к. далеко не все учащиеся 7 класса имеют опыт
работы с подобными дисками. Навык быстрого переключения на гипертекстовые ссылки,
генеалогическое древо правителей, либо на соответствующую статью вырабатывается
далеко не сразу.
Интерактивный мультимедиакурс “ Защита прав ребенка” был использован мною при
проведении спецкурса “ Основы правовых знаний” по теме “ Права ребенка”. Содержание
диска “ Репетитор по истории Кирилла и Мефодия” открывает широкие возможности
для изучения многих тем школьного курса с применением компьютерных технологий.
Работа с диском помогает закрепить изученный материал, подготовиться к сдаче ЕГЭ и
вступительного экзамена в ВУЗ. Так же успешно отрабатываются навыки прохождения
тестирования, тем более, что задания предложены трех уровней. Справочные статьи,
видеофрагменты способствуют более успешному и глубокому изучению истории. Но,
получившие наибольшее распространение в учебном процессе “ …компьютерные
программы на компакт – дисках имеют универсальный характер и плохо приспособлены
для применения в учебном процессе”.[4]
Мультимедийный альбом “ Санкт Петербург” был использован по теме “ Эпоха Петра
Великого” (раздел “ Петропавловская крепость”). Разделы альбома “ Государственный
Эрмитаж” и “ Русский музей” в красочной и яркой форме дали представление о развитии
культуры России во второй половине XVIII века. Компакт – диск “ Шедевры русской
живописи”, содержащий 33 интерактивных урока, был применен при изучении русской
живописи XVII –XVIII веков.
Мною был разработан и проведен в 8 классе урок – презентация по теме “ Гражданская
война в США”.На этом уроке учащиеся должны были, как устно, так и письменно,
показать свои знания по этой теме. Урок – зачет включал обсуждение важнейших проблем
и вопросов темы, выполнение письменных заданий. Компьютер на уроке заменил доску,
учебник, карточки для индивидуальной работы. Слайды содержат фотодокументы, карты,
репродукции.[3] Задача заключалась не только в подборе и оформлении на слайдах
иллюстраций, карт, схем и вопросов, но и в выборе эпиграфа к уроку, проблемных задач,используемых между слайдами. Успех такого занятия во многом зависит от качества
подготовки учащихся, как по истории, так и по информатике. [Приложение 3]
Многие учителя информатики, физики считают, что компьютер сегодня как инструмент
необходим и вполне доступен обычному учителю. Несмотря на полное согласие с ними,
хочется остановиться на определенных трудностях в осуществлении этого:
компьютерный кабинет рассчитан на 10 11 человек,
содержание и структура помещенных на компакт дисках материалов чаще всего не
рассчитана на учителя предметника, у которого несколько подготовок на учебный
день;
чрезмерные затраты времени и усилий для подготовки одного урока, большие
затраты личного времени учителя.
Н.Х. Розов в своей статье “Некоторые проблемы методики использования
информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней
школы” совершенно справедливо отмечает недостаточное внимание, которое уделяется
важнейшей задаче – разработке общей методики применения современных
информационных и телекоммуникационных технологий, компьютерных и мультимедийных
продуктов в учебном процессе и вооружению частными приемами этой методики
преподавателей каждого предметного профиля. [9]
Хочется выразить свое согласие благодарность за понимание проблем учителей,
работающих в этом направлении, с мнением академика Арнольда В.И., которое приведено
в названной статье. Совершенно очевидно, что “ прежде, чем продукт применить в учебном
процессе, учитель должен располагать запасом свободного времени для того, чтобы все
понять, осмыслить, увязать, отрепетировать – и это при том, что он не является
“компьютерщиком – профессионалом”. [9]
Хотя сегодня имеются определенные трудности для учителя – предметника в широком
применении компьютерных, информационных технологий хочется продолжить свою
работу в этом направлении. Задачу вижу для себя в использовании возможностей
компьютера в проведении тестирования, подготовки домашнего задания и углубленного
изучения истории (Интернет), учета знаний учащихся, проведении предметной
исторической недели, в ходе школьной лекции. При этом можно опираться на
разработанную методику использования ресурсов Интернета в школьном курсе.[5]
Отдельной темой является применение информационных технологий в профильных
классах. Здесь для этого открываются еще более широкие возможности.
Информационные технологии незаменимы:
на факультативных, индивидуальных занятиях;
для организации проверочных уроков, тестирования;
при проведении вводных лекций;
в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов;
при написании, оформлении и представлении исследовательской работы. [9]
Еще в начале 90х годов подчеркивалось, что “ …в дальнейшем возможности средств
получения самой различной информации как основы новых технологий обучения и новых
технологий накопления и передачи информации могут быть перенесены и в другие
учебные курсы и предметы” [6]. Сегодня это стало реальностью. Идти в ногу со временем
веление времени.