Применение информационных технологий на уроках истории, факультативных и индивидуальных занятиях

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Применение информационных технологий на уроках истории, факультативных и индивидуальных занятиях Наша современная жизнь протекает в условиях формирующегося единого информационного пространства. Трудно назвать область, которая к концу XX – началу XXI столетий не была бы затронута идейной революцией наступающей постиндустриальной, информационной эры. Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование информационных технологий. [1] XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к работнику свои требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы.
Иконка файла материала Применение информационных технологий на уроках истории.doc
Применение информационных технологий на уроках истории, факультативных и индивидуальных занятиях Наша современная жизнь протекает в условиях формирующегося единого  информационного пространства. Трудно назвать область, которая к концу XX – началу XXI столетий не была бы затронута идейной революцией наступающей постиндустриальной,  информационной эры. Творческий подход требует включить в свою работу новые  требования времени: использование информационных технологий. [1] XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое  использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется  особенностями нашего времени, которое предъявляет к работнику свои требования:  высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий.  Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием  информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы. Вся система образования, включая область гуманитарного знания, широко опирается на те ресурсы, которые нам предоставляют информационные технологии. Еще в 1995 году было  признано, что разумная информатизация поднимет образование на качественно новый  уровень. Информатизация образования способствует “ внедрению новых методик  обучения, дает возможность решать такие вечные проблемы, как индивидуализация  обучения, организация систематического контроля знаний, учет психофизических  особенностей каждого ребенка”. [6] Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний,  орудием педагогического труда. “ Каждому нужно пройти по дороге информатизации  образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого  уровня российского образования”. [6] Для тех, кто начал свою педагогическую, преподавательскую деятельность в 70­80­х годах было отведено слишком мало времени на подготовку к работе с компьютером,  формирование информационной культуры. Развитие пользовательских умений и навыков  зависит от настойчивости, можно сказать, упорства и других личных качеств учителя.  Формирование компьютерной грамотности требует большой самостоятельной работы,  которая включает: овладение пользованием текстовым процессором, простым  графическим редактором; организацию хранения текстов во внешней памяти и вывод их на печать.[9] Знание технологии работы в программе Power Point позволит разработать и  провести урок – презентацию, состоящую из слайдов. [8] Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета,  расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования  информации, развить познавательные способности школьников. Переход к абстрактному  мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если, объектов для размышлений  нет, то “… развитие интеллекта останавливается. Компьютер как раз и является  носителем подобных объектов”.[3] Несмотря на то, что в учебном заведении имеются условия для использования сети  Интернет, копирования, обработки текстов, создания разработок уроков с использованием возможностей компьютерного кабинета, различные обстоятельства делают эти  возможности ограниченными. Работа с применением информационных технологий чаще  всего осуществляется учителями без специально организованной подготовки, без  соответствующих курсов, без помощи тех, кто владеет компьютером: программистов,  преподавателей информатики. Без их помощи приобретение такого опыта для меня былобы очень затруднено. Особую благодарность хочется выразить учителю информатики  нашего корпуса Костаревой И.Г и инженеру – программисту Кислову С. В. Участие в фестивале педагогических идей “ Открытый урок” 2004 – 2005 предоставило  дополнительные возможности использования ценных методических разработок коллег ­  историков, а также необходимых материалов в разделе “Преподавание информатики”.  Гораздо успешнее осуществляется работа по разработке уроков – презентаций,  факультативных, индивидуальных занятий с использованием информационных технологий при наличии персонального компьютера. Хотелось бы остановиться на уже имеющихся результатах применения новых  информационных технологий в преподавании истории, обществознания. Многие учителя, которые уже применяют в преподавании предмета информационные технологии,  отмечают, что наиболее удобным является использование мультимедийных технологий,  уроков­ презентаций. В этом случае компьютер на уроке заменяет всю совокупность  средств обучения. Одно из направлений применения новых компьютерных технологий ­ работа с сильными  учениками, с теми, кто имеет способности к гуманитарным дисциплинам и проявляет к ним  повышенный интерес. Мною разработаны программы и преподаются в 2005 – 2006 учебном году факультативные курсы с применением информационных технологий.  факультативный курс по обществознанию в 8 классе “ Мы, природа и  общество” дает большие возможности для привлечения к занятиям, как учителем,  так и учащимися дополнительной информации, которая добывается при помощи сети Интернет. Так, были использованы при изучении темы “ Что такое человек”  следующие разработки: “ Можно ли продлить молодость?” Анкудиновой И.А.,  Семкина А.Г.; “ Дороги, которые мы выбираем…” Ждановой В.С. По теме “ Человек и природа” были привлечены материалы обобщающего урока “ Глобальные проблемы”  Мясниковой С.С., Фоминых Е.С., найденные по сети Интернет данные о глобальном  потеплении на Земле. [Приложение 1] Позволяют разнообразить факультативные занятия, сделать их более интересными и  яркими компьютерные презентации, разработанные учителем информатики и истории А.  И. Черновым школы № 49 г. Москвы. Использовать их в своей работе я смогла только после освоения механизма поиска информации в сети Интернет, копирования и сохранения в  своих документах необходимых презентаций.[2] Каждая презентация содержит план  урока, проблемное задание, тестовый и иллюстративный материал. Применение  презентаций целесообразно, как при углубленном изучении новых тем, так и для  закрепления и обобщения темы. Просто замечательно, что автором были разработаны  такие яркие, зрелищные презентации, содержащие также логические схемы.  факультатив по курсу “ История Древнего мира” “ Загадки Сфинкса” в 5  классеразработан с опорой на материалы сайта Чернова А.И., диска “ Загадки  Сфинкса”, а так же “ Всемирной истории в лицах” (Интернет). Методика заключается в следующем: после завершения  изучения той или иной темы учащиеся, посещающие  факультатив, в компьютерном классе просматривают  соответствующие презентации, делают необходимые записи в  тетрадях (дополнительный материал, схемы, выводы), затем  приступают к работе с диском (индивидуально). Эта работа  может занять целый урок, либо часть его, что позволит детямуспешнее осуществить решение поисковых, исследовательских задач, предлагаемых  программой “ Загадки Сфинкса”. [см. фото] [Приложение 2] Другое направление использования ресурсов компьютерного кабинета – занятия со  слабоуспевающими учениками. Так, ребята 6 класса на индивидуальных занятиях работали с материалами уроков – презентаций по разделу “ Раннее средневековье”, что помогло  ликвидировать пробелы в знаниях, повысить успеваемость и интерес к изучению  предмета. Поскольку на таких уроках включается зрительная память, яркие иллюстрации,  карты, схемы, выделенные вопросы и задания облегчают усвоение, запоминание и  понимание отдельных тем. Большие возможности открываются перед учителем для проведения уроков истории,  обществознания с использованием современных компьютерных технологий. В фонде  библиотеки Лесосибирского кадетского казачьего корпуса имеются ряд компакт ­дисков,  которые можно использовать при разработке отдельных уроков. Один из них – “  Энциклопедия истории России 862 – 1917”. Информация, помещенная на нем, помогает  узнать о тех, кто на протяжении одиннадцати веков держал в руках судьбы страны:  князьях, царях, императорах, военачальниках, политических деятелях и ученых. Но хочется отметить, что проведение занятия с использованием этого компакт ­ диска,  требует достаточно длительного времени, т. к. в нем содержится более 1000 статей,  множество иллюстраций, схем сражений, карт, хронология событий. Учителю необходимо  тщательно спланировать ход деятельности детей в течение 40 минут, чтобы не возникли  трудности. Эти трудности неизбежны, т. к. далеко не все учащиеся 7 класса имеют опыт  работы с подобными дисками. Навык быстрого переключения на гипертекстовые ссылки,  генеалогическое древо правителей, либо на соответствующую статью вырабатывается  далеко не сразу. Интерактивный мультимедиакурс “ Защита прав ребенка” был использован мною при  проведении спецкурса “ Основы правовых знаний” по теме “ Права ребенка”. Содержание  диска “ Репетитор по истории Кирилла и Мефодия” открывает широкие возможности  для изучения многих тем школьного курса с применением компьютерных технологий.  Работа с диском помогает закрепить изученный материал, подготовиться к сдаче ЕГЭ и  вступительного экзамена в ВУЗ. Так же успешно отрабатываются навыки прохождения  тестирования, тем более, что задания предложены трех уровней. Справочные статьи,  видеофрагменты способствуют более успешному и глубокому изучению истории. Но,  получившие наибольшее распространение в учебном процессе “ …компьютерные  программы на компакт – дисках имеют универсальный характер и плохо приспособлены  для применения в учебном процессе”.[4] Мультимедийный альбом “ Санкт­ Петербург” был использован по теме “ Эпоха Петра  Великого” (раздел “ Петропавловская крепость”). Разделы альбома “ Государственный  Эрмитаж” и “ Русский музей” в красочной и яркой форме дали представление о развитии  культуры России во второй половине XVIII века. Компакт – диск “ Шедевры русской  живописи”, содержащий 33 интерактивных урока, был применен при изучении русской  живописи XVII –XVIII веков. Мною был разработан и проведен в 8 классе урок – презентация по теме “ Гражданская  война в США”.На этом уроке учащиеся должны были, как устно, так и письменно,  показать свои знания по этой теме. Урок – зачет включал обсуждение важнейших проблем и вопросов темы, выполнение письменных заданий. Компьютер на уроке заменил доску,  учебник, карточки для индивидуальной работы. Слайды содержат фотодокументы, карты,  репродукции.[3] Задача заключалась не только в подборе и оформлении на слайдах  иллюстраций, карт, схем и вопросов, но и в выборе эпиграфа к уроку, проблемных задач,используемых между слайдами. Успех такого занятия во многом зависит от качества  подготовки учащихся, как по истории, так и по информатике. [Приложение 3] Многие учителя информатики, физики считают, что компьютер сегодня как инструмент  необходим и вполне доступен обычному учителю. Несмотря на полное согласие с ними,  хочется остановиться на определенных трудностях в осуществлении этого:    компьютерный кабинет рассчитан на 10­ 11 человек, содержание и структура помещенных на компакт ­ дисках материалов чаще всего не  рассчитана на учителя­ предметника, у которого несколько подготовок на учебный  день; чрезмерные затраты времени и усилий для подготовки одного урока, большие  затраты личного времени учителя. Н.Х. Розов в своей статье “Некоторые проблемы методики использования  информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней  школы” совершенно справедливо отмечает недостаточное внимание, которое уделяется  важнейшей задаче – разработке общей методики применения современных  информационных и телекоммуникационных технологий, компьютерных и мультимедийных  продуктов в учебном процессе и вооружению частными приемами этой методики  преподавателей каждого предметного профиля. [9] Хочется выразить свое согласие благодарность за понимание проблем учителей,  работающих в этом направлении, с мнением академика Арнольда В.И., которое приведено  в названной статье. Совершенно очевидно, что “ прежде, чем продукт применить в учебном процессе, учитель должен располагать запасом свободного времени для того, чтобы все  понять, осмыслить, увязать, отрепетировать – и это при том, что он не является  “компьютерщиком – профессионалом”. [9] Хотя сегодня имеются определенные трудности для учителя – предметника в широком  применении компьютерных, информационных технологий хочется продолжить свою  работу в этом направлении. Задачу вижу для себя в использовании возможностей  компьютера в проведении тестирования, подготовки домашнего задания и углубленного  изучения истории (Интернет), учета знаний учащихся, проведении предметной  исторической недели, в ходе школьной лекции. При этом можно опираться на  разработанную методику использования ресурсов Интернета в школьном курсе.[5]  Отдельной темой является применение информационных технологий в профильных  классах. Здесь для этого открываются еще более широкие возможности. Информационные технологии незаменимы: на факультативных, индивидуальных занятиях;   для организации проверочных уроков, тестирования;    при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов; при написании, оформлении и представлении исследовательской работы. [9] Еще в начале 90­х годов подчеркивалось, что “ …в дальнейшем возможности средств  получения самой различной информации как основы новых технологий обучения и новых  технологий накопления и передачи информации могут быть перенесены и в другие  учебные курсы и предметы” [6]. Сегодня это стало реальностью. Идти в ногу со временем ­  веление времени.