Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания
Оценка 4.7

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
история +1
Взрослым
02.02.2018
Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания
Дипломная работа по применению информационных технологий на уроках истории и обществознания, значение ИКТ-технологий в современной методике обучения, эффективность использования информационных технологий в преподавании истории и обществознания, их практическое применение на уроках, описан личный опыт применения информационных технологий в школе и на уроках.
Дипломная работа по истории и обществознанию.docx
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки Программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании в условиях реализации ФГОС» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: « Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания» Выполнил: Трусова Оксана Николаевна, учитель истории и обществознания, соответствие занимаемой должности, МКОУ «ЧСОШ» П. ЧЕРСКИЙ 2017 г. Содержание 2 Введение……………………………                                                                      3 Глава 1. Информационные технологии и их значение в современной  методике обучения………………                                                                        6  1.1 Понятие информационные технологии……………                                      6 1.2 Сферы применения  и эффективность использования  информационных технологий в преподавании истории и  обществознания……….………………                                                                  9 Глава 2. Практическое применение информационных  технологий на уроках истории и обществознания………                           13 2.1. Типы уроков с применением  информационных    13 технологий………… 2.2. Использование информационных технологий в процессе закрепления   и контроля знаний………………………                                                             23 Заключение……………………………                                                               28 Список использованных источников и литературы…………                    33 Приложение 3 Введение В   настоящее   время   большое   внимание   уделяется   использованию информационных технологий в образовательном процессе. В конце  XX  века человечество   вступило   в   стадию   развития,   получившую   название постиндустриальное или информационное общество. Суждение «мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и   коммуникации   были   всегда,   но   постиндустриальное   общество   уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и   коммуникационных   технологий.   Речь   идет   об   изменении   содержания образования,   об   овладении   информационной   культурой   —   одним   из слагаемых   общей   культуры,   понимаемой   как   высшее   проявление   включая   личностные   качества   человека   и   его образованности,   Современные   информационные профессиональную   компетентность. технологии   ведут   к   подлинной   революции   в   образовании.   Мировой   опыт свидетельствует   о   том,   что   решение   проблем   образования   начинается   с профессиональной подготовки педагогов. То есть, необходима основательная подготовка   в   сфере   современных   информационных   технологий.   Педагоги должны уметь выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.  Особая роль в процессе создания и использования информационных технологий   принадлежит   системе   образования   школы.   Характерной особенностью системы образования является то, что она выступает, с одной 4 стороны,   в   качестве   потребителя,   пользователя,   а   с   другой   —   создателя информационных технологий, которые, в последствии, используются в самых различных   сферах.   Это   обеспечивает   практическую   реализацию   концепции перехода от информатизации образования к информатизации общества. Но при   этом   не   стоит   преувеличивать   возможности   компьютеров,   поскольку передача   информации   —   это   не   передача   знаний,   культуры,   и   поэтому информационные технологии предоставляют педагогам очень эффективные, но вспомогательные средства.    Прежде   всего,   необходимо   понять   сущность   понятия «информационные  технологии».  Говоря  об этом понятии,  в  одних случаях подразумевают   определенное   научное   направление,   в   других   же   — конкретный   способ   работы   с   информацией:   это   и   совокупность   знаний   о способах   и   средствах   работы   с   информационными   ресурсами,   и   способ   и средства   сбора,   обработки   и   передачи   информации   для   получения   новых сведений об изучаемом объекте.           В каком­то смысле все педагогические технологии   являются   информационными,   так   как   учебно­воспитательный процесс  всегда  сопровождается  обменом информацией  между  педагогом  и обучаемым.   Но   в   современном   понимании   информационные   технологии обучения   (ИТО)   —   это   педагогическая   технология,   использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио­ и видеосредства,   компьютеры,   телекоммуникационные   сети)   для   работы   с информацией.  Систематические в   области   применения информационных   технологий   в   образовании   ведутся   более   сорока   лет.   исследования   Система   образования   всегда   была   очень   открыта   внедрению   в   учебный процесс   информационных   технологий,   базирующихся   на   программных продуктах самого широкого назначения. Начиная с 60­х гг., в научных центрах и учебных заведениях США, Западной Европы, Австралии, Японии, России (ранее — СССР) и ряда других стран было разработано большое количество специализированных   компьютерных   систем   именно   для   нужд   образования, ориентированных   на   поддержку   разных   сторон   учебно­воспитательного процесса.  5 Таким   образом,   как   приложение информационных   технологий   для   создания   новых   возможностей   передачи   ИТО   следует   понимать, знаний   (деятельности   педагога),   восприятия   знаний   (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности учащегося в ходе учебно­воспитательного процесса. А главная цель информатизации   образования   состоит   «в   подготовке   учащихся   к полноценному   и эффективному   участию   в   бытовой,   общественной   и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества». Цель   исследования   заключается   в   изучении   применения информационно­коммуникативных   технологий   в   преподавании   истории   и обществознания. Задачи исследования: Проследить   историю   появления   и   развития   информационных технологий; Показать возможности использования информационных технологий в обучении истории; Изучить   методику   применения   информационных   технологий   на различных этапах урока. Объектом   исследования   является   использование   информационных технологий в обучении. Предмет исследования: использование информационных технологий на уроках истории и  обществознания. Методическую   основу   исследования   составили   методы   анализа, синтеза, индукции. 6 Глава   1.   Информационные   технологии   и   их   значение   в современной методике обучения 1.1 Понятие информационные технологии Технология   при   переводе   с   греческого   (techne)   означает   искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под   процессом   следует   понимать   определенную   совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов. Понятие технология означает комплекс знаний о способах, приемах труда, наборах материально­технических факторов, способах их соединения для создания какого­либо продукта или услуги. Информационные   технологии   в   образовательном   процессе   обычно рассматривают в трех аспектах:  • как предмет изучения; • как средство обучения;  • как инструмент автоматизации учебной деятельности. 7 Появление   и   широкое   распространение   технологий   мультимедиа   и Интернет   позволяют   использовать   информационные   технологии   в   качестве средства   общения,   воспитания,   интеграции   в   мировое   сообщество. Совокупность этих традиционных и инновационных направлений внедрения информационных   технологий   в   образовательных   процесс   создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения информационных   технологий   в   образовании.   Сущность   ее   заключается   в реализации   потенциала   информационных   технологий   для   личностно­ ориентированного развития участников педагогического процесса: учащихся и преподавателей. Практическая реализация новых технологий возможна за счет   разработки   и   внедрения   в   учебный   процесс   современных   школ   которые   являются   наиболее информационно­образовательных   сред, эффективной формой из всех ранее известных программных средств учебного назначения.   Их   целесообразно   использовать   в   учебной   и   особенно   в самостоятельной информационно­поисковой деятельности. Информационные образовательные среды позволяют реализовать в учебном процессе большую часть возможностей современных технологий, что способствует:      лучшему   усвоению   программного   материала   за   счет   того,   что подаваемый материал становится более увлекательным, наглядным, усиливается его информационная емкость, появляется возможность разностороннего   рассмотрения   изучаемого   явления,   расширяется арсенал приемов подачи учебного материала, экономится время на его изложение;     реализации   возможностей   интеллектуального   управления   ходом учебного   процесса,   что   позволит   создать   условия   для индивидуального   и   дифференцированного   обучения,   выбора обучаемым   темпа   и   траектории   изучения   материала,   разделения заданий по уровням сложности; 8    автоматизации контроля знаний, умений, навыков, что способствует повышению   объективности   контроля   знаний,   усилению   мотивации учения;    организации   самостоятельного   изучения   учебного   материала, позволяющего повысить интеллектуальный уровень обучаемого. Особым   образом   организованная   информационная   среда, выстраиваемая,   прежде   всего,   как   разносторонняя   школьная   среда, предоставляет   возможность   каждому   ребенку   проявить   себя, самоопределиться   и   реализоваться   как   личности.   Чем   разнообразнее образовательная   среда,   тем   легче   раскрыть   индивидуальность   каждого ученика. Следует опираться на эту индивидуальность с учетом выявленных интересов, склонностей, богатства содержания его личного опыта, направлять и   корректировать   личностное   развитие,   его   природную,   субъектную активность. А значит, не на словах, а на деле добиваться превращения ученика в подлинного субъекта педагогического процесса.           Современное   общество   характеризуется   постоянно развивающимися средствами информационных технологий (ИТ). Объективно   происходящий   процесс   информатизации   общества   существенным   образом влияет на цели и содержание образования, предъявляет новые требования к профессиональной подготовке специалистов в области использования средств ИТ. Основными современными требованиями к педагогу любой дисциплины   наличие   высокого   уровня   компьютерной   грамотности, являются: информационной   культуры,   умение   применять   различные   программные продукты   для   достижения   поставленной   цели,   знание   функциональных   и дидактических   возможностей   средств   ИТ.   Основная   задача   преподавателя осуществляющего деятельность в современном образовательном процессе — это развитие учащегося, его личностное становление. Информатизация сферы образования способствует  поиску путей использования  потенциала  средств 9 ИТ   с   целью   повышения   эффективности   учебного   процесса,   развитию   у учащихся навыков использования средств ИТ в будущей профессиональной деятельности.   Повышающаяся   значимость   использования   современных информационных технологий в процессе обучения в настоящее время вызвана многими факторами, и прежде всего:  •   усложнением   педагогического   процесса   в   учебном   заведении   в условиях интеграции специальных дисциплин, а также интеграции учебного заведения   с   передовыми   компаниями   и   научно­исследовательскими организациями; • расширением предметного мира учащегося, ведущим к увеличению объема учебного материала и необходимости его обобщения; • расширение сфер деятельности, ведущим к необходимости решать разнообразные   профессиональные   задачи:   проектные,   исследовательские, технологические и т. д.;  • включением в процесс обучения перспективных технологий, в том числе и базы современных телекоммуникационных и вычислительных средств. Таким образом, информационные технологии в обучении представляют собой своего рода отклик на перемены в системе высшего профессионально образования, деятельностью обучаемых.   касающиеся   оптимизации   управления   познавательной 1.2 Сферы применения информационных технологий в преподавании  истории и обществознания Любая педагогическая технология ­ это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. 10 Компьютерные   (новые   информационные)   технологии   обучения   ­   это процесс   подготовки   и   передачи   информации   обучаемому,   средством   Систематическое осуществления   которых   является   компьютер. использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:  повышение уровня использования наглядности на уроке;  повышение производительности труда;  установление межпредметных связей с информатикой;  появляется   возможность   организации   проектной   деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории, обществознания;  учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.  изменяется   к   лучшему   взаимоотношения   с   учениками   далекими   от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе "родственную душу";  изменяется, особенно у 5­7­классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве   универсального   инструмента   для   работы   в   любой   области человеческой деятельности. Использование   новых   информационных   технологий   способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик   обучения   может   оказать   заметное   влияние   на   формирование практических   умений   и   навыков   учащихся   в   освоении   исторического материала.   К   наиболее   часто   используемым   элементам       ИКТ   в   учебном процессе относятся:  электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью  компьютера и мультимедийного проектора;  электронные энциклопедии и справочники; 11  тренажеры и программы тестирования;  образовательные ресурсы Интернета;  DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями;  видео и аудиотехника;  интерактивные конференции и конкурсы;  материалы для дистанционного обучения;  научно­исследовательские работы и проекты;  дистанционное обучение.  Использование компьютерных технологий помогает  активизировать  познавательный интерес учащихся;  приблизить  урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает  и смотрит, чем читает и говорит;  привлекать  пассивных слушателей к активной деятельности;  делать    занятия более наглядными и интенсивными;  формировать  информационную культуру у учащихся;  реализовывать  личностно­ориентированный и дифференцированный  подходы в обучении;  дисциплинировать   самого учителя, формировать его интерес к работе;  снять  такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»;   активизировать  мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и  др.) Применение компьютерных презентаций в  PowerPoint:  повышение уровня использования наглядности на уроке;  повышение производительности урока;  установление метапредметных связей;  возможность организации проектной деятельности учащихся;  улучшение взаимоотношения учителя с учениками;  изменение отношения к ПК. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо   активнее   и   быстрее   происходит   возбуждение   познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% 12 информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические   достоинства   уроков   с   использованием   информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе истории и обществознания. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими   функциями.   Они   не   привязаны   жестко   к   какому­либо конкретному   учебнику,   в   них   представлены   наиболее   значимые   вопросы содержания   образования   для   основной   и   старшей   школы.   Кроме использования этих учебников, я составляю презентации, в которые включаю необходимые схемы, таблицы рисунки и видеоматериалы. Кому­то   кажется,   информационных коммуникационных   технологий   позволяет   учителю   расслабиться   на   уроке,   что   использование ведь   за   него   все   делает   компьютер   с   установленной   программой.   Однако разработка   уроков   и   использованием   информационных   технологий   требует большого   количества   личного   времени.   И   эта   работа   почти   невозможна   в школе,   поэтому   оцифровку   видео,   сканирование,   поиск   в   Интернете   чаще всего ведется с использованием домашнего компьютера. Но все эти затраты оправдываются, когда видишь, какой результат дают плоды твоего труда на уроке. 13 Глава 2. Практическое применение информационных технологий на уроках истории и обществознания 2.1. Типы уроков с применением  информационных  технологий. В современных условиях главной задачей  образования   является  не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает,   что   у   учащихся,   активно   работающих   с   компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков: умение ориентироваться   в   бурном   потоке   информации,   умение   выделять   главное, сравнивать, делать выводы. Поэтому использование  ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие и память.  Применение   технических   средств   для   обучения   и   воспитания подрастающего поколения ­ одна из характерных черт современного развития школы   и   педагогики.   Технические   средства   необходимы   для   повышения качества обучения. Применение технических средств необходимо для того, чтобы   уменьшить   утомляемость   учащихся.   Технические   средства   дают возможность   изложить   материал   наглядно,   в   образной,   а   потому   легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме. Современный   образовательный   процесс   предполагает   развитие   у обучаемых   творческих   способностей.   Подобное   требование   диктует необходимость   работы   учащихся   с   информацией,   самостоятельно 14 формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной   задачи   способствует   развитие   проектных   технологий   в   изучении истории.   В   данном   случае   информационные   технологии   (ИТ),   изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов,   презентаций,   web­страниц   и   т.п.)   и   обладающие   огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся. Информационно­коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к истории и обществознанию, придать учебной   работе   проблемный,   творческий,   исследовательский   характер,   во многом способствовать обновлению содержательной  стороны как предмета история,   так   и   предмета   обществознание,   индивидуализировать   процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.    Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft   PowerPoint,   Microsoft   FrontPage,   Microsoft   Publisher,   Adobe Photoshop и  другие  могут  с  успехом  использоваться  учителями  истории  и обществознания. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно   велик.   Они   могут   использоваться   для   создания   наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и   пр.   Программа   PowerPoint,   обладает   большим   потенциалом   создания наглядно ­ образного представления исторического прошлого.  Учитель истории и обществознания может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете представлен   набор   готовых   учебных   презентаций   по   предметам   история   и обществознание.   Кроме   того,   сегодня   широко   практикуется   создание презентаций,   для   творческого   представления   учащимися   своего интеллектуального   продукта.   (домашней   работы,   реферата,   доклада, сообщения и т.п.). 15   Текстовый   редактор   Microsoft   Word   также   может   служить примером   простейшего   использования   офисных   приложений.   С   помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся   могут   создать   с   помощью   редактора   Word   собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр. Табличные   процессоры   или   электронные   таблицы   предназначены,   в основном,   для   обработки   числовых   данных.   Тем   не   менее,   возможности табличного   процессора   Excel   в   процессе   обучения   истории   так   же   весьма разнообразны.   С   помощью   этого   офисного   приложения,   можно   создавать графики   и   диаграммы   в   ходе   изучении   тем   социально   ­   экономической истории,   в   которых   фигурируют   количественные   показатели   (объем производства,  уровень  безработицы,  процесс   ценообразования  и  др.). Excel позволяет   обрабатывать   статистические   данные   экономического   и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.   В   деятельности   педагога   важным   звеном   является   диагностика знаний   учащихся.   Используя   табличный   процессор   Microsoft   Excel   можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса. Известны примеры использования этой программы для создания электронных журналов.    Опыт   использования   Microsoft   Office     в   школе   представлен   в Комплекте учебно­методических пособий для школьных учителей, состоящем из   нескольких   брошюр   и   CD,   и   бесплатно   распространяемом   компанией Microsoft. 16     В настоящее время в России формируется рынок специальных программ,   созданных   для   использования   в   качестве   средства   обучения (дидактического   инструмента)   на   уроках   истории   и   обществознания.   На сегодняшний   день   существуют   десятки   разнообразных   программ   учебного назначения,   размещенных   на   ПК,   CD   или   в   Интернете.   К   ним   относятся энциклопедии   ­   предназначенные   для   осуществления   вспомогательной, дополняющей,   иллюстрирующей   функции   по   отношению   к   основному процессу обучения.  На   уроках     истории     и   обществознания   чаще   всего   я   использую программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ   в   учебном   процессе   достаточно   велик.   Они   используются   для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.  Программа   PowerPoint,   обладает   большим   потенциалом   создания наглядно ­ образного представления исторического прошлого.   С помощью этой   программы   я   создаю   презентации   к   урокам   или   использую   готовые, находя   их   в   Интернете.   Помимо   этого,   программа   PowerPoint   дает возможность   использовать   ресурсы   и   в   таких   формах   представления   как тексты, слайды, видео­ и аудиофрагменты, диаграммы, таблицы. Используя программу   PowerPoint,   учащиеся   с   удовольствием   готовят   домашние презентации по заданным темам.  Текстовый   редактор   Word   использую   для   создания   простых дидактических   материалов,   которые   предлагает   учащимся   для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, схемами, таблицами, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными   вопросами.   Учащиеся   с   помощью   редактора   Word   создают 17 собственный   интеллектуальный   продукт,   например,   реферат,   доклад, сообщение и пр.  При   подготовке   к   урокам   велико   значение   использования   Интернет   можно   рассматривать   как   часть возможностей   Интернета.   информационно ­ коммуникационной предметной среды, которая содержит   Образовательные   ресурсы богатейший   информационный   потенциал. Интернета помогают в поиске исторических источников, текстов монографий и   курсов   лекций,   разнообразных   методических   материалов,   газетных   и журнальных статей, рефератов и др.             Однако, при использовании ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе   любого   учебного   процесса   лежат   педагогические   технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя,   чтобы   учебный   процесс   стал   более   эффективным.   Применение информационных,   компьютерных   технологий   на   уроках   обществознания   не только  облегчает   усвоение  учебного   материала,  но  и   предоставляет   новые возможности   для   развития   творческих   способностей   учащихся. Информационные   технологии   призваны   разгрузить   учителя   и   помочь   ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.     Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ: 1)   урок­лекция   по   изучению   нового   материала   –   в   течение   урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио­ и видеоматериалы); 2)   комбинированный   урок   –   сочетает   в   себе   объяснение   учителя   с использованием   ИКТ   и   работу   учеников   (индивидуальную,   групповую)   с вопросами   и   заданиями,   представленными   в   рамках   мультимедиа презентации; 18 3) урок­семинар и урок­конференция (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ); 4) защита рефератов и проектных работ учащимися. 5) Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к  ЕГЭ.    Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий EГЭ на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации; 6) Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ   в   on­line   режиме   (приближенному   к   экзаменационному)   позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.   Неоспоримы   достоинства   использования   видеоносителей   на  уроках истории,   прежде   всего,   их   оперативность   и   маневренность,   возможность повторного применения, использование стоп­кадра. Просмотр создает эффект присутствия,  подлинности   фактов  и  событий   истории,  вызывает   интерес   к истории как к предмету обучения. К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие;   связь познавательная   значимость; художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху;   фактологическая   достоверность; подбор   занятий,   наиболее   целесообразных   для   эффективного   решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач. Подробнее   остановлюсь   на   использовании   видеоуроков,   которые занимают всѐ большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом   этой   технологии   является   наглядность,   что   важно   для учащихся среднего звена, так как большая доля информации усваивается с 19 помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Видеоурок   ­   это   ничем   не   хуже,   чем   занятия   с   преподавателем,   их эффективность  вполне можно сравнить с эффективностью дорогостоящего обучения в учебных центрах. Видеоуроки позволят повысить ученику свой уровень   образования   в   несколько   раз   быстрее,   чем   любая   книга   или самоучитель, а для того, чтобы использовать данную технологию на уроке вы можете   воспользоваться   ресурсами   Интернет.   Видеокурсы   появляются регулярно и в большом количестве, они посвящены самым разным темам ­ от уроков   приготовления   вкусной   еды   до   детального   рассмотрения   основных приемов   восточных   единоборств.   Но   самую   большую   долю   видеокурсов составляют материалы на учебную тематику. Прежде   всего   учителю   надо   решить   задачу   по   накоплению видеоматериалов, создавая собственную видеотеку и каталог с привлечением материалов районной и городской видеотек, содержащих научно­популярные и   публицистические   передачи,   фрагменты художественных   фильмов   ("Александр   Невский",   "Минин   и   Пожарский",   документальное   кино, "Пугачев", "Композитор Глинка"). Большое   значение   для   эффективности   использования   технических средств имеет обстановка, в которой они применяются. Такое   ценное   качество   видео,   как   сочетание   яркой   формы кинонаглядности   с   возможностью   многократного   предъявления,   с   каждым годом находит всё большее признание в качестве эффективного обучающего средства   при   изучении   истории   и   обществознания. видеофильмов   заключается   в   том,   Особенность   что   они   могут   изображать коммуникативные   ситуации   наиболее   полно.   Кроме   того,   видео   позволяет увидеть, где происходит действие. Материал урока должен соответствовать 20 уровню знаний учеников на данном этапе обучения. При подборе материала надо учитывать также возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Демонстрация   видеофильма   не   должна   представлять   собой   просто развлечение,   а   должна   быть   частью   целенаправленного   учебного   процесса, отвечающего   всем   требованиям   методики   преподавания   истории   и обществознания.   Значение   видеофильма   определяется,   прежде   всего, возможностями   его   как   особого   устройства   для   передачи   информации   и организации её запоминания. Сам   видеоурок   может   быть   представлен   в   разнообразных   формах, например, среди основных типов уроков можно выделить следующие три: • урок введения (объяснения) нового материала; • урок закрепления знаний, умений и отработки навыков; • урок обобщения и контроля знаний, умений и навыков. На   уроках   объяснения   нового   материала   видеоуроки   помогают наглядно   и   доходчиво   изложить   материал.   С   ними   изменяется   компонент обучения   –   получение   информации.   Целью   данного   типа   урока   является овладение обучающимися новым материалом. Кроме этого, на уроке, в ходе изучения нового материала, идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее   усвоенного.   Невозможно   изучать   новый   материал,   не   вспоминая,   не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких­то новых положений. Видеоуроки могут использоваться и при дистанционном образовании, дающем возможность ученику и его родителям знакомиться   с   лекционным   материалом,   выполнять   задания,   предлагаемые автором видеоуроков, самостоятельно, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении, болеющих или находящихся в отъезде. Также для этого хороша и интерактивная доска. Вот лишь некоторые преимущества использования видеоуроков:  21  экономия   времени.   Заранее   подготовленный   видеоролик позволяет   экономить   время   урока,   за   счет   чего   повышается плотность урока;  наглядность   и   интерактивность.   Благодаря   этому   учащиеся активно   работают   на   уроке.   Повышается   концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала;  формируются УУД у обучающихся, что очень важно в связи с переходом на ФГОС нового поколения.  во   внеурочное   время   создание   учебного   ролика   (видеоурока) может быть итогом проекта, исследовательской работы и т.д.  Результаты использования видеоуроков  в нашей школе:   для   обучающихся   –   это   мотивация   к   учению   и   существенное самостоятельной   работы, возможностей   расширение возможность участия в различных конкурсах;     для учителя – значительное облегчение и сокращение времени подготовки к уроку, увеличение времени общения с учениками. Предложенная   форма   организации   учебной   деятельности,   на   мой взгляд,   приводит   к   тому,   что   учащиеся   не   являются   пассивными наблюдателями,   принимают   активное   участие   в   организации   учебного процесса, показывают свои знания не только в математике, но и в освоении компьютерных технологий. Наиболее   доступными   для   детей   среди   применяемых   мне   методик являются: 22 1) игры, в качестве итоговых работ в конце изучения больших тем, разделов.  Класс   разбивается  на  3­4  команды,  которые  соревнуются  между собой, выполняя задания различной сложности, это  является повторением, подготовкой к контрольной работе. Все это происходит с сопровождением презентации и разъяснением, после таких уроков успеваемость практически всегда   100%,   но   работая   командой   нужно   увлечь   всех.   Не   секрет,   что   в каждом   классе   можно   выделить   учеников,   которые   чуть   слабее   в   своих знаниях по предмету, чем остальные, на них в ходе игры я обращаю особое внимание. Иногда просто заставляю повторять ответ на прозвучавший вопрос, тогда все участники команды начинают не только слушать, но и работать. 2) Беглый обмен мнениями, этот вид работы очень помогает, при этом все   мнения   должны   быть   приняты,   например,   однажды   на   уроке   в   ходе проведения   данной   работы   ученик   6   класса   на   вопрос   «Что   такое абсолютизм?»   ответил   «Это   безвластие».   Это   мнение   мы   учли,   но   затем общими усилиями и доводами мы пришли к выводу, что он был не прав и объяснили почему. 3) «Конференция государств» ­ этот метод может быть применен для обыгрывания   любой   конференции   ­   дипломатической,   международной, послевоенной… Например, в 9 классе проводя урок «Итоги второй мировой войны»  были  проведены   три   конференции,  озвучены  цели,  ход   и  решения. Подготовка   и   распределение   ролей   была   возложена   на   лидеров   «большой тройки»   —   лидеров   трёх   стран,   которых   я   выбрала   из   наиболее   сильных учеников. Урок прошел очень интересно, необычно, были свои недочеты, но как говорится, на ошибках учатся.      Таким образом, компьютерные технологии позволяют использовать различные виды заданий интерактивного характера: по событиям, хронологии, географическим   наименованиям,   топонимике,   терминам   и   понятиям, 23 персоналиям ­ когда ученики сопоставляют левые и правые части колонок, расставляя стрелки; ставят номера в нужном порядке; заполняют пробелы; выполняют тестовые задания, решают кроссворды.   Интересные рекомендации по работе с электронным диафильмом дает А.В.  Чернов.  Учитель  с  учащимися  становятся   разработчиками   поурочных пакетов презентаций трех видов: • компьютерные презентации; • программы для повторительно­обобщающих уроков; • компьютерный диафильм с элементами анимации.          Для   человека   живущего   в   рамках   современной   цивилизации характерно   стремление   к   визуальному   восприятию   информации.   Данное культурное   явление   приводит   к   тому,   что   в   процессе   информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных   способствует   частичному   решению   данной   проблемы. технологий, Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное   воздействуют   на   память   и   воображение,   облегчают   процесс запоминания,   позволяют   сделать   урок   более   интересным   и   динамичным, "погрузить" ученика в обстановку какой­либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.     Применение   информационно­коммуникативных   технологий позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется  особенно важным в условиях становления профильной       школы.   информационно­коммуникативных   Современные   учебные   пособия   созданные   на   основе обладающие технологий,       интерактивностью (способностью взаимодействовать  с учеником), а так же 24 содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать   свой   вектор   процесса   познания,   позволяют   в   большей   мере реализовать развивающую парадигму в образовании. 2.2. Использование информационных технологий в процессе закрепления  и контроля знаний  Отказываться от компьютера при изучении истории и обществознания нельзя. Интересные и разнообразные иллюстрации, дикторское сопровождение уроков, игровые элементы подачи материала превращают процесс обучения в увлекательное занятие.   Критерий   полезности,   можно   сформулировать   так:   та   или   иная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. В качестве примера можно рассмотреть электронное издание "История России   в   XVII­ХIХ   веках".   По   ходу   урока   учитель   поэтапно   выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы.   В   случае   использования   слайда­задания   он   организует   обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.   В   случае   необходимости   учитель   может   заменить   текст,   рисунок, диаграмму,   или   просто   скрыть   не   нужные   слайды.   Эти   возможности программы   позволяют   максимально   настраивать   любую   имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.     На   этапе   проверки   знаний   учащимся   предъявляются   различные изображения,   либо   уже   знакомые   им   в   процессе   изучения   темы,   либо незнакомые, но посвященные важным, узловым событиям и способные вызвать "эффект узнавания". Второй вариант является оптимальным, ибо помогает достаточно   точно   определить   способность   учащихся   свободно ориентироваться   в   историческом   материале.   Изображения   при   работе   на 25 данном   этапе   урока   презентуются   без   сопроводительных   подписей,   в хронологическом порядке.    На уроках применяю презентации с элементами контроля усвоения знаний – это такие задания, как тесты. Их же можно применить на уроках, посвященных   культурным   аспектам,   где   необходимо,   например,   из предложенных архитектурных сооружений выделить те, которые созданы в стиле классицизма; или найти общие черты в архитектуре Запада и Востока и т.   д.     Я   самостоятельно   создаю   тестовый   материал,   адаптированный   к требованиям уровня знаний школьников и к применению в урочном процессе. Эти   тестирующие   материалы   не   исключают   индивидуальную   подготовку   и дают возможности контроля. Сейчас накоплены интерактивные тесты, задания частично взяты из сборников по подготовке к ЕГЭ разных лет.     Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы дети сами и учитель сразу могут видеть результат. Если не удавалось составить цепь правильно, доступа   к   следующему   заданию   нет.   Тогда   дети   рассуждают,   где   они ошиблись,   что   сделали   не   так,   т.е.   мы   наблюдаем   формирование   навыков самоконтроля   и   самооценки.   Если   ребенок   испытывает   серьезные затруднения, на помощь приходит учитель – осуществляется индивидуальный подход   к   ученику.   Формируем   навыки   подлинно   исследовательской деятельности.   Средства   наглядного представления можно использовать  не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания   проблемных   ситуаций.   Очевидно,  что   с   точки   зрения   педагогики лучшим является то пособие, которое изготовлено самими учащимися. Для этого   необходимо   обеспечить   доступ   к   различным   справочным   системам, электронным   библиотекам,   другим   информационным   ресурсам.     Учащиеся самостоятельно   готовят   сообщения   о   политических   деятелях, военачальниках,   других   исторических   личностях.   Также   составляют 26 презентации,   посвященные   различным   темам.   Я   нахожу   в   сети   большие возможности для методической поддержки процесса обучения.  Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные   и   модульные.             Внедрение   ИКТ   в   образовательный   процесс требует   разработки   совершенно   новой   методики   преподавания   истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Существует   острый   дефицит   методической   поддержки   уже   созданных продуктов.     С   точки   зрения   использования   ИКТ   на   уроке,   представляется разделить эти уроки на  четыре группы: 1. Уроки   демонстрационного   типа.   Этот   тип   уроков   самый распространенный   на   сегодняшний   день.   Информация   демонстрируется   на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. 2. Уроки   компьютерного   тестирования.   Тестовые   программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых   имеются   пробелы   в   знаниях.   Они   укрепляют   обратную   связь   в системе учитель­ ученик. 3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально   или   в   группе   работают   с   конструктивной   средой   с   целью достижения какой­то цели. 4. Интегрированные   уроки.   Такой   урок   проводят   учитель­ предметник и учитель информатики.      При  объяснении  нового  материала  я  использую  графики, схемы, рисунки,   различные   иллюстрации.   Вместе   с   аудиторией   расшифровываем 27   дети обозначения, самостоятельно   могут   ознакомиться   с   предложенным   теоретическим   сравниваем   документы;   решаем   кроссворды, материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя. Особенно   удобно   использовать   компьютер   для   контроля   знаний.   Дети получают   возможность   занять   место   у   машины,   им   предлагаются   задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.     С помощью CD – общества «Кирилл и Мефодий» проводятся аудио­ и видео уроки, уроки виде обучающих игр.    И, наконец, компьютер  позволяет создавать свои образовательные ресурсы, программа Power Point позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся.   Создаю     презентации   по   истории,   общестаознанию,   использую   и готовые презентации и видеоуроки по разным курсам и темам. Авторы этих работ   –   учителя­практики.   Естественно,   каждый   учитель   по­своему   видит урок,   поэтому   в   готовых   версиях   ему   хочется   что­то   изменить.     Готовая разработка   легко   модифицируется   под   конкретные   варианты   урока. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием   (заменять   текст,   использовать   диаграмму),   рисунок, традиционные   приемы   работы.   Но   использовать   предлагаемый   Интернет­ сайтами материал без его адаптации к конкретному уроку, классу и учителю невозможно. Использование презентаций особенно эффективно на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию материал, например, на уроках по истории культуры.       Таким образом,  можно выделить выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке: 28  автоматизируется отработка базовых навыков за более короткий промежуток времени, за счет увеличения объёма выполненных заданий;  повышается   интерес,   интеллектуальная   активность   и работоспособность учеников;  ученик имеет возможность контролировать темп деятельности и уровень   сложности,   тем   самым   обеспечивается   уровневая дифференциация;  компьютер   помогает   учителю   проконтролировать   не   только окончательные,   но   и   промежуточные   результаты,   количество допущенных   ошибок,   тут   же   выявить   пробел   в   знаниях   и спланировать дальнейшую работу. Заключение  На современном этапе развития общества обновление школ возможно лишь   на   путях   разработки   новых   педагогических   технологий   и соответствующей подготовки профессиональных педагогов. Именно поэтому на   сегодняшний   день   так   важно   внедрение   инновационных   технологий   и систематическое   пользование   персональным   компьютером   в   процессе преподавания   гуманитарных   дисциплин, обществознания.   в   частности   истории   и Таким образом, применение новых технологий приводит к следующим результатам: 29  повышение уровня использования наглядности на уроке;  повышение производительности урока;  установление межпредметных связей с основами информатики (ОИ) и вычислительной техники (ВТ), физики, литературы и др.;  возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории;  необходимость обращать огромное внимание на логику подачи учебного   материала   положительным   образом   сказывается   на уровне знаний учащихся;  лучшаются взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории,   но   увлеченными   ПК.   Подростки   начинают   видеть   в преподавателе "родственную душу".  самое   главное   ­   у   учеников   меняется   отношение   к   ПК   как   к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.   Развитие   общества   сегодня   диктует   необходимость   использовать новые   информационные   технологии   во   всех   сферах   жизни.   Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель   должен   использовать   компьютер   в   своей   деятельности,   так   как главная задача школы ­ воспитать  новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. 30 В   связи   с   широким   внедрением   информационных   технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение. Собрав   необходимый   материал   для   урока   на   CD,   учитель   может   в нужный момент использовать  его на уроке. С каждым годом возможности учителей будут расширятся, в связи с интенсивной компьютеризацией школ, подключением   школ   к   высокоскоростному   Интернету;   Что   скажется   на формировании устойчивого интереса к обучению. Как выяснилось, большую пользу информационные технологии могут принести учителю истории. Это связано с тем, что специфика исторической дисциплины предполагает постоянную работу с иллюстративным материалом. Демонстрация видеофильма, компьютерные программные технологии, слайды погружают учеников в обстановку какой­либо исторической эпохи, создают эффект присутствия. Широкие возможности представляет Интернет. Учитель истории может выбрать необходимые для урока материалы. В своей работе мы подробно описали возможности использования Интернет­ресурсов. Информация,   взятая   в   сети   Интернет   увеличивает   объём   информации, позволяет реализовать интерактивные технологии.   Современные   информационные   технологии   открывают   учащимся   повышают доступ   к   нетрадиционным   источникам   информации,   дают   совершенно   новые эффективность   самостоятельной   работы, возможности   для   творчества,   обретения   и   закрепления   различных профессиональных навыков. Познавательную   активность   у   всех   участников   образовательного процесса   вызывает   Интернет.   Учащимся   предоставляется   возможность поработать в сети в познавательных и учебных целях. 31 Для   пополнения   понятийного   багажа   и   кругозора   служит   набор энциклопедий и словарей.  Информация, содержащаяся в сети Интернет наполнена полезным для учителя содержанием.     Как одна из форм проверки знаний учащихся может использоваться   тестирование.   Оно   позволяет   объективно   оценить   знания учащихся,   автоматизировать   процесс   подведения   итогов   и   избавляет преподавателя  от необходимости  траты  времени на проверку  контрольных работ.  Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и   развития   интереса   к   знаниям   и   учебе   учащихся   ­   актуальная   задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.         Таким   образом,   можно   утверждать,   что   применение информационных   технологий   в   обучении   истории   и   обществознания достаточно   эффективно.   Использование   информационных   технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предметам истории и обществознания.      Применение  информационных  коммуникационных  технологий  в процессе   обучения,   несомненно,   вызывает   у   детей   повышенный   интерес   и усиливает  мотивацию  обучения.  Их  использование  создает  возможности доступа  к  свежей  информации,  осуществления  «диалога»  с  источником знаний,    экономит    время.    Сочетание    цвета,    мультипликации,    музыки, звуковой   речи,   динамических   моделей   и   т.д.   расширяет   возможности представления учебной информации. Опыт   работы   заключается   в   создании   собственной   системы уроков, разработке   системы   их   проведения,   разработке   дидактических, контролирующих   материалов  (в   том   числе   и   электронных)   и   методики   их применения    в    учебном    процессе.   Все    полученные   навыки    учащиеся 32 применяют для создания проектов по различным темам с   использованием   и исследовательской     Развитие   творческого     деятельности.   интеллектуального   потенциала   учащихся   на   основе использования ИКТ– одна из главных задач учителя. Применение     компьютера     в     обучении позволяет       управлять   познавательной   деятельностью   школьников,   в   этом случае обучение строится в   рамках   личностно­ориентированной   модели, учитывающей индивидуальные  темпы  усвоения  знаний,  умений  и  навыков, уровень сложностей,  интересы  и  прочее.    Использование     ИКТ     даёт     возможность   многосторонней     и комплексной  проверки  знаний  учащихся.   В   настоящее   время   в   школе   создается   методическая   копилка,   пополняются.   уроков,   которые     постоянно   коллекция   электронных   Педагогический   коллектив   школы   неоднократно   делится   накопленным опытом   с   учителями   школ   района   на   ежегодно   проводимой   «Ярмарке педагогических идей».   Однако   следует   отметить,   что   выбор   в   пользу применения   новых технологий   обучения   не   должен   стать   самоцелью преподавателя  в образовательном  процессе. Я    уверена,  что  наибольшего эффекта   можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном и грамотном управлении учителем, который просто обязан совершенствовать свою квалификацию.         Как учитель истории и обществознания, работающий над темой «Применение   компьютерных   технологии   на   уроках   истории   и 33 обществознания», я зарегистрирована на сайтах «Инфоурок», «Продленка», «Мультиурок», «Видеоуроки.net», «Учительский порта», «Копилка уроков» и многие другие, которые позволяют воспользоваться ресурсами накопленные моими коллегами и размещать собственные работы на сайте.      История ­ одна  из  самых  загадочных  наук. Разгадать  ее загадки помогают   первоисточники.   Раньше   для   этой   цели   учителя   использовали письменные   источники,   которые   изучали   сами,   а   потом   излагали     кратко учащимся.   Сейчас,   с   использованием   ИКТ,     эта   задача   решается   намного проще и интереснее.        На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и имеющаяся   в   кабинете   техника.   Но   я   не   собираюсь   останавливаться   на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом направлении. В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания информационных методов обучения способствуют   повышению   интеллектуальной   активности   учащихся, следовательно,   и   эффективности   урока.   Даже   самые   пассивные   учащиеся включаются   в   активную   деятельность   с   огромным   желанием,   у   них наблюдается   развитие   навыков   оригинального   мышления,   творческого подхода к решаемым проблемам. Список использованной литературы 34 1. Мироненко  О.  В. Использование современных  информационных технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 664­668. — URL https://moluch.ru/archive/93/20666/  2. Гончарова   Е.   Компания   Билла   Гейтcа   собирается   открыть представительство в Воронеже/ Е. Гончарова. ­ (http://www.mkommunar.ru /? lev1=14&id=12239) 3. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. ­ 2005. ­ №1. 4. Бим   И.   Л.   Личностно­ориентированный   подход   —   основная стратегия обновления школы//ИЯШ. — 2002, — № 4 5. .  Дьяков   В.,  Новиков  Ю.,  Рычков  В.  Компьютер   для   студента. СПБ., 2000.  6.   Загвязинский   В.   И.   Теория   обучения:   Современная интерпретация. — М., 2001.  7.   Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Академия ИЦ, 2002.  8.   Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. — М.: Академия, 2001.  9.   Соловьева   Л.   Д.   Компьютерные   технологии   для   учителей.   — СПб: BHV, 2003.  10.   Трайнев   В.   А.   Информационные   коммуникационные педагогические технологии. — М.: Дошков и Ко, 2004. 8. Христочевский С. А. Информатизация образования//Информатика и образование. — 1994, — № 1. 11. Интернет­ресурс /kopilkaurokov.ru/ 12. Интернет­ресурс /infourok.ru/ 13. Интернет­ресурс «Первое сентября» 35 36 Приложение 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2018