Применение инновационных технологий в работе учителя на уроке музыки
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка
1 кл—8 кл
23.08.2019
Благодаря современным технологиям, дети погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества, слушают музыку в качественной записи, просматривают фрагменты произведений видеозаписи, имеют доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.
Применение инновационных технологий в работе учителя на уроке музыки..doc
Применение инновационных технологий в работе учителя на уроке музыки
Инновации (англ. Innovation нововведение) внедрение новых форм, способов и умений в
сфере обучения, образования и науки
Технология это последовательность определенных действий, операций, связанных с
конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.
Инновационные технологии это комплекс методов и средств, направленных на поддержание
этапов реализации конкретного нововведения.
Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие
способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и
форму существования человека.
Наиболее перспективные образовательные технологии на сегодняшний день должны включать в
себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе
действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер.
На уроках музыки в основной школе я использую следующие технологии:
Технология развития процессов восприятия объединяет все виды музыкальной деятельности
учащихся:
слушание музыки и размышления о ней,
певческое развитие школьников,
интонирование и музыкальноритмические движения,
импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные).
Восприятие музыки – это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально –
осознанное познание содержания, смысла музыкального произведения. Развитие восприятия музыки
является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе
всех видов музыкальной деятельности. Восприятие музыки на уроке является самостоятельным
видом деятельности на уроке. Оно определяется как слушание или слушаниевосприятие.
Учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми,
которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к
знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для
полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них интерес и музыкальный
вкус. Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные
произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активации восприятия (например, через
движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют
развитию интересов учащихся, формированию их музыкальных потребностей.
Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать,
переживать музыкальное содержание как художественнообразное отражение действительности.
Развить процесс музыкального восприятия — значит научить слушателя переживать чувства и
настроения, выражаемые композитором с помощью игры звуков, специальным образом
организованных; включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и
образам.
Например: 2 класс «Мелодия – душа музыки».
Послушайте одну из самых красивых мелодий М.П. Мусоргского
Звучит «Рассвет на Москве реке»
Как звучала мелодия? (распевно, спокойно, песенно, широко)
распевная)
На что похожа: танец, песня или марш? (на песню)
Какую картину нарисовала музыка? (картина природы, рассвета тихого и спокойного)
Какие чувства в ней переданы? (чувства восхищения и любви к природе)
Какому народу близка мелодия? Почему? (русскому, потому что мелодия широкая,
Мелодия песенная. Ведь именно песенность – главная черта русской музыки! А
М.П.Мусоргский – это русский композитор.
Как бы вы назвали это произведение? (предположения ребят)
Фрагмент, который звучал, называется «Рассвет на Москве – реке», в котором композитор
выразил свою любовь к природе, к Родине.
Технология развития ассоциативнообразного мышления школьников
на уроках музыки базируются на связи музыки с другими видами искусства – литературой,
изобразительном искусством, православной культурой, кино, театром. На уроке музыки интеграция
искусств помогает осваивать язык музыки, сравнивая и выявляя его «сходства и различия» с языком
других видов искусств.
Одним из приемов данной технологии является слушание музыки и ее восприятие, анализ
произведения. Этот прием является самым творческим, т.к. в процессе работы раскрывается
творческий потенциал ребенка, его внутренний мир. Такое прослушивание музыкального
произведения, а затем его анализ помогают детям мысленно представить ту или иную картинку,
которую можно перенести на бумагу.
Например: 1 класс урок «Музыка осени».
А что делает А.С.Пушкин в своём стихотворении про осень: грустит или восхищается?
Попробуйте определить!
Читаю строки:
«Унылая пора …Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса».
(ответы разные: и грустит, и восхищается красотой осенней природы…)
А сейчас мы послушаем музыку осени.
Как композиторы рисовали осень?
Какие чувства переданы в их осенних произведениях?
Мы послушаем пьесу, которая так и называется «Осень», написал её Г.Свиридов.
Звучит «Осень» Г.Свиридова
(ответы: осень грустная получилась, композитор грустит…)
А какой инструмент нарисовал такую грустную осень? (ответы – скрипка)
Какое из тех двух стихотворений, которые мы прочитали близко настроению пьесы?
(ответы – первое, про скучную картину)
Молодцы, ребята!
Мы с вами послушали стихи про осень, музыку.
А сейчас давайте посмотрим на картины художников.
(Показ №1)
Какое настроение передал в ней художник? (грустное, тоскливое, печальное)
Какие краски он выбрал для создания хмурой картины? (тусклые, мрачные)
Посмотрите на другую картину.
(Показ №2)
Какое настроение передал в ней художник? (радостное, солнечное)
Какие краски он выбрал для создания этой картины? (яркие, светлые)…
Технология продуктивнотворческая деятельность
.
Урок в данной образовательной технологии строится по следующей формуле: чувства – мысли
– действия, от игры к творчеству, результатом которого будет определенный продукт.
Данная технология позволяет формировать систему поэтапного художественного познания
мира, навыки созидательнотворческой деятельности, а также развивает рефлексию собственных
достижений с учетом психофизиологических особенностей младшего и среднего возраста. При таком подходе к конструированию педагогического процесса формируются конкретные
способы созидательной деятельности, создается ситуация успешности, за счет реального проживания
учащимися себя в искусстве.
Методологической основой при создании данной технологии является выделение музыкальной
деятельности как условия и способа, позволяющей организовать взаимодействие «учитель
искусство учащийся». Звено «искусство учащийся» является определяющим.
Технология продуктивнотворческой деятельности строится на принципах
общехудожественного постижения искусства:
принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
принцип культуросообразности;
принцип природосообразности (от игры к творчеству);
принцип единства воспитания и образования,
принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального
образования;
комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязания).
Основными методами обучения продуктивнотворческой деятельности являются методы
музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного
исполнения музыкального произведения.
С этой целью используются разные формы общения ребенка с музыкой, виды исполнительской
деятельности.
В процессе творческой деятельности учащиеся выступают в роли дирижёров, актеров
исполнителей, создают рисунки, сочиняют стихи и т.д…
актёры – исполнители:
Например: 3 класс урок «Портрет в музыке». Фрагмент.
А сейчас нас ждёт вот такой персонаж.
Прежде чем мы услышим запись, выполните задание.
Прочитайте стихотворение А. Барто, как актёры, от лица героини Болтуньи. (плаксиво,
радостно, как скороговорку)
Сыграйте её роль.
Несколько строчек из стихотворения:
«Это Вовка выдумал, что Болтунья Лида, мол…
А болтать то мне когда? Мне болтать то некогда.
Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота! За кружок по рисованью тоже все голосовали…»
(желающие ребята выполняют задание).
дирижёры:
Например: 1 класс «Муза – покровительница музыки». Фрагмент.
Мы послушаем очень красивый танец «Па – де – де», что означает с французского языка
– шаг. Этот танец исполняют два человека. Надеюсь, этот танец вам будет знаком, и вы после
прослушивания скажите, что музыку эту уже слышали. Готовы?
Тогда послушаем сначала тишину… Закроем глазки…
Звучит «Па – де де» П.И.Чайковского
Кто же всех внимательней слушал музыку? Сейчас я и узнаю! Ответьте на вопросы:
Один исполнитель исполнял этот танец или несколько? (несколько)
А когда много звучат инструментов одновременно, как это называется? (Оркестр)
Слайд 1
Кто руководит оркестром? (Дирижёр) Слайд 2
Хотите побывать дирижёрами? (ответы – да!)
Сейчас Муза вас всех превращает в дирижёров! Повторяйте за мной!
(Дирижирую на 4/4. Сначала повторяют за мной без музыки.)
Молодцы! А сейчас под музыку!
Звучит «Падеде» дирижируем все вместе небольшой фрагмент!
Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого
ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости,
непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию
креативной (творческой) среды, и взаимодействие со сверстниками при решении музыкально
творческих задач. Участвуя в играх, драматизации музыкальных произведений дети получают навыки
работы в группе.
Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения
чувств и переживаний. Музыкальноритмические упражнения выполняют релаксационную функцию,
помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и
танец, помимо того что снимают нервнопсихическое напряжение, помогают школьнику быстро и
легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический
эффект. Например: дирижирование, показ жестами взлёты и падения мелодии различных
танцевальных жанров, хороводы в группах, движения под танцевальные жанры.
Например: 2 класс «Мир ребёнка в музыкальных образах». Фрагмент.
А теперь встаньте около своих стульев, руки заведите за спину. А ноги будут «пружинить» на
каблучках и отмечать пульс другого танца.
Как звучит этот танец?
Кто композитор?
Звучит «Тарантелла» Прокофьева
(это музыка Прокофьева, звучала очень быстро, энергично)
Танец, который сейчас прозвучал, называется «Тарантелла».
Игровые технологии.
Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения.
В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно
познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые
позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная
деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в
учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в
игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Я часто провожу:
урок – соревнование (вместо тестирования),
Например: 2 класс «Уроксоревнование».
Сегодня у нас последний урок в 1 четверти.
И впереди нас ждёт игра!
Хотите поиграть?
Игра называется «Соревнование».
Играть с вами буду не только я, но и Незнайка! Слушайте условия игры.
Разделимся на три команды – по рядам.
Я буду задавать вопросы, и давать задания, которые приготовил для вас Незнайка!
Чья команда быстрее всех готова будет дать ответ, та команда отвечает первой.
Но помните, главное не скорость, а правильность ответа. Именно за правильный подробный
ответ – команда получает баллы жетоны. За дополнительные ответы вы получите дополнительные
баллы – жетоны.
Всё понятно? Готовы?
Тогда вперёд!
Послушайте фрагмент музыкального произведения и назовите, какое время суток нарисовал
композитор в своем произведении?
Звучит «Рассвет на Москвереке» М.П.Мусоргского.
(ответы: звучал «Рассвет на Москве – реке»)
Назовите фамилию композитора, сочинившего эту музыку? (Мусоргский)
Вспомните другие музыкальные произведения, в которых изображена утренняя природа.
(«Утро» Григ, «Утренняя молитва» Чайковский, песня «Доброе утро», песня «Здравствуй,
Родина моя!»)
урок – путешествие (когда нужно с учащимися перенестись на века назад, или оказаться
в каком либо городе или стране, или посетить театр, выставку картин и т.д.),
Например: 1 класс «Музыкальные инструменты».
Муза сегодня приглашает нас отправиться в музей народных старинных музыкальных
инструментов.
Хотите?
Их называют народными, значит, кто их создал? (народ)
А старинные они почему? (были созданы очень давно)
Начнём путешествие по музею.
Как называется первый инструмент, который там мы увидим?
(ребята высказывают свои предположения)
Инструмент называется свирель. Это духовой инструмент, т.к. звук рождается с помощью
воздуха.
Представьте, что в руках у вас свирель. Поиграйте на воображаемой свирели, пока будет звучать русский народный наигрыш
«Полянка».
Звучит русский народный наигрыш «Полянка» (ребята выполняют задание)
Молодцы ребята!
Как вы думаете, на что похож звук свирели? (как будто пела птичка)
Какое настроение? (весёлое, светлое, задорное, музыка звучала легко)
Звучала только свирель? (нет, там были другие инструменты)
Верно! Исполнял этот наигрыш народный оркестр, но солирующим, т.е. главным инструментом
в оркестре была свирель.
А сейчас продолжим путешествие по музею.
Инструмент №2. Как вы думаете, как называется этот инструмент?...
Информационнокоммуникативные технологии в наше время приобретают большое значение
для учащихсяподростков на уроках и во внеурочной музыкальноэстетической деятельности. В
условиях введения ФГОС большая роль отводится владению навыками самостоятельных умений
школьников, направленных на умение работы с различными источниками информации: книгами,
учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями (в том числе на электронных носителях,
таких как: CD, DVD, флешкарта) ресурсами сети Интернет; самостоятельный поиск, извлечение,
систематизация, анализ и отбор необходимой информации. Одной из форм овладения учащимися
ИКТ является проектная деятельность. При защите проектов обучающиеся приобретают навыки
выбора, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других
предметов, происходит индивидуальное развитие и самовоспитание творческого потенциала
личности.
Использование ИКТ на уроках музыкального искусства позволяет:
Поновому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и
видеоинформацию и её источники;
уровень.
Обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный
Активизировать творческий потенциал ребенка.
Воспитать интерес к музыкальной культуре.
Формировать духовный мир ребенка.
Направления использования ИКТ в работе: • как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа,
видео, компактдиски);
• контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты);
• подготовка презентаций, докладов, выступлений.
Благодаря современным технологиям, дети погружаются в мир музыкальных образов русской и
зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества, слушают музыку в
качественной записи, просматривают фрагменты произведений видеозаписи, имеют доступ к
большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.
Применение инновационных технологий в работе учителя на уроке музыки
Применение инновационных технологий в работе учителя на уроке музыки
Применение инновационных технологий в работе учителя на уроке музыки
Применение инновационных технологий в работе учителя на уроке музыки
Применение инновационных технологий в работе учителя на уроке музыки
Применение инновационных технологий в работе учителя на уроке музыки
Применение инновационных технологий в работе учителя на уроке музыки
Применение инновационных технологий в работе учителя на уроке музыки
Применение инновационных технологий в работе учителя на уроке музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.