Применение Кейс-технологии на уроках информатики
Оценка 4.9

Применение Кейс-технологии на уроках информатики

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
информатика
8 кл—9 кл
26.07.2017
Применение Кейс-технологии на уроках информатики
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии.
Применение Кейс-технологий.docx
Кейс­технологии на уроках информатики За  последние   годы   кейсы  довольно  широко  распространились   в  практике обучения. Однако эффективность этого метода, к сожалению, остается не очень высокой. Конечно, все имеет свои причины, и для результативности применения кейсов   в   учебном   процессе   пока   не   хватает   опыта.   Вторая   причина   кроется   в самом   содержании   кейсов.   Российские   кейсы   чаще   всего   представляют   собой истории для ознакомления, в то время как написание кейсов превратилось во всем мире в особый жанр учебно­методического творчества. И еще. Российских кейсов просто   не   хватает.   Третья   причина­   недостаток   учебного   времени   на   уроке.                  Умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу, ситуационный   анализ   ­   вот   важнейшие   характеристики   кейс­метода.   Однако главное   его   предназначение   ­   развивать   способность   прорабатывать   различные проблемы   и   находить   их   решение,   другими   словами   научиться   работать   с информацией.         Кейс­технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой   методы   анализа.   К   кейс­технологиям   относятся:   метод   ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс­ стади); метод кейсов; метод инцидента; метод ситуационно­ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии. [1] Итак кейс­технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения   менеджеров,   на   основе   реальных   или   вымышленных   бизнес­ситуаций, направленная   не   столько   на   освоение   знаний,   сколько   на   формирование   у слушателей новых качеств и умений. Цель: научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы:     сортировать ее для решения заданной бизнес­задачи,  выявлять ключевые проблемы,  генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,           анализировать информацию,  1  выбирать   оптимальное   решение   и   формировать   программы действий и т.п.[2] Откуда   брать   ситуации?   Самый   лучший   путь   получения   конкретных ситуаций — придумать их самому. Написание, подготовка по полной программе конкретных ситуаций в методическом отношении позволяет в достаточной степени овладеть данной методикой, пройти весь цикл работы с ситуацией. Даже с учетом всех   полезных   рекомендаций   описать   конкретную   ситуацию   очень   и   очень непросто.  Первая проблема, которую приходится решать, это ответ на вопрос: откуда брать исходный фактический материал, после творческой обработки которого и рождается более или менее удачная ситуация?  Первый вариант состоит в том, что за основу берется история, а чаще всего   фрагмент   жизни   реальной   компании,   информация   о   которой получена   автором   ситуации   непосредственно   в   ходе исследовательского   или   консалтингового   проекта,   или целенаправленного сбора информации.    Второй вариант   —   использование   вторичных   источников,   прежде всего информации, "рассыпанной" в средствах массовой информации,   информационных специализированных   журналах   и   изданиях, вестниках и буклетах, распространяемых на выставках, презентациях и т.д.    Третий, по всей видимости наименее распространенный, вариант — описание вымышленной ситуации. Приведу  примеры применения  кейс­технологий,  которые  использую на уроках информатики. Первый   пример.  В   9   классе,   работая   по   учебнику   Л.Л.   Босовой,   когда обучающиеся освоили тему: обработка данных в электронных таблицах, проводя урок   «Наглядное   представление   числовых   данных   с   помощью   диаграмм   и 2 графиков» можно использовать ситуационно­ролевую игру с использованием case­ метода.  Цели данного урока:  1. Закрепить навыки работы в табличном процессоре;  2.   Познакомить   учащихся   с   возможностью   применять   на   практике   свои знания и умения в профессии статиста;  3.   Сформировать   навыки   создания   графических   моделей:   диаграмм, графиков, гистограмм в электронных таблицах;  4. Научить учащихся корректно общаться и работать на общий результат.  Всех ребят класса делим на пары специальным или  случайным образом. Участники   всех   пар   являются   сотрудниками   статистического   бюро.   Все пары получают кейсы с заданием проанализировать ситуацию в садовом хозяйстве, структурировать представленный материал, представить данные в виде таблицы и создать   диаграммы.   Для   урока   кейс   был   представлен   в   бумажном   виде.   Он содержал:   описание   ситуации,   вопросы   кейса,   приложение   1,   приложение   2,   и инструкцию по оформлению работы.  Дальнейшая работа состоит из трех этапов:  1   этап.   Начальная   дискуссия.   Учащиеся   под   руководством   учителя обсуждают   задание   и   материалы   кейса.   Преподаватель   обращает   внимание учащихся   на   материалы   о   профессии   статиста.   Помогает   учащимся   оценить сложившуюся ситуацию, подводит учащихся к вариантам решения, не навязывая своего мнения.  2   этап.   Практическая   работа.   Учащиеся   выполняют   задания.   Они,   как статисты анализируют и структурируют данные, которые получили в виде текста. Используя   приложение,   учащиеся   учатся   строить   диаграммы,   исследуя,   какие диаграммы более полно будут отражать данные представленные ими в таблице.  3 3   этап.   Общая   дискуссия.   Учащиеся   представляют   полученные   варианты решений и подготовленные пакеты документов. Все учащиеся под руководством учителя обсуждают и оценивают варианты решения проблем.  Данный урок я проводила с учащимися 9 класса.  Подавляющему большинству учащихся понравился данный урок. Они были довольны   тем,   что   полученные   ими   знания   и   умения,   смогли   пригодиться   для решения реальных задач, с которыми им, возможно, придется столкнуться в жизни. Многие не очень четко представляли себе профессию Статиста и узнали о ней что­ то   новое.   Детям   было   интересно   примерить   на   себя   роль   профессионала   и самостоятельно выполнить сложное задание. Цели урока были достигнуты.  Второй   пример.   Рассмотрим   две   игры   для   учащихся   7   классов: «Секретарь»   по   темам   «Свойства   информации»   и   «Сбор   сведений»   по   теме «Информационная модель объекта». Игра: «Секретарь» «Директор   кондитерской   фирмы   «Маша   и   медведь»   задерживается   в командировке. Он звонит секретарю и просит его отобрать материалы к докладу на Совете директоров предприятий пищевой промышленности на тему «Оценка нашей продукции СМИ». Все материалы лежат у него на рабочем столе вместе с поступившей за прошедшие два дня корреспонденцией» Детям   нужно   разделиться   на   три   группы   и   каждой   группе   придумать название. Каждой группе нужно выбрать одного ученика, который собственно и будет секретарем. Остальные учащиеся группа поддержки. Учащимся   раздаётся   комплект   источников   информации.   Секретарю   за   5 минут нужно на листе перечислить критерии отбора информации. Затем секретарю и группе по этим критериям нужно отобрать материалы. Далее в совместном обсуждении каждая группа должна выработать общее решение, какие документы и почему надо отобрать для доклада директора. 4 Затем ученик­секретарь защищает решение своей группы. Кейс­метод   используется   во   время   проведения   деловой   игры   «Сбор сведений». Учитель   обращается   к   ученикам:   «Сейчас   у   нас   в   школе   проходит   сбор сведений   об   успеваемости   школьников,   сбор   сведений   для   классного руководителя,  сбор сведений  для школьного медицинского  кабинета.  Директор школы обращается к Вам с просьбой помочь составить сведения о вашем классе». Учащиеся   должны   ориентироваться   в   теме   «Информационная   модель объекта»   и   заблаговременно   собрать   сведения   о   своих   одноклассниках.   Дети делятся на три группы. На уроке желательно присутствовать экспертам – завуч школы,   классный   руководитель,   медицинская   сестра.   Информационные   модели должны   быть   представлены   в   табличной   форме.   Учитель   раздаёт   комплекты материалов.   Каждой   команде   нужно   собрать   сведения   и   об   успеваемости учеников, и для медицинского кабинета и для классного руководителя. Затем каждая команда доказывает правильность содержания информации в таблице.   Далее   эксперты   выбирают   те   информационные   модели,   которые   они будут использовать в своей профессиональной деятельности. После чего подводят итоги игры. Далее     на   уроках   информатики   и   ИКТ   можно   использовать   следующие кейсы : 7 класс – «Проверка диска: лицензионный или нет » 8 класс –  «Интернет­магазин компьютерной техники» 9 класс –  «Диаграммы и графики продаж» 10 класс –  «База данных фирмы (кафе)»  11 класс – «Создание сайта­помощника для подготовки к ЕГЭ» Так   же   можно   предложить   применение  кейс­технологий  и   во   внеурочной деятельности, например : 5 класс –  «Анимационная студия» или «Издательство книги» ;  5 6 класс –  «Рекламное агентство» Таким   образом,   кейс­технология   —   это   интерактивная   технология   для краткосрочного   обучения   на   основе   реальных   или   вымышленных   ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых   качеств   и   умений.   Главное   её   предназначение   —   развивать   способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией.            Применение Кейс­метода на уроках информатики направлен на :   развитие интереса к информационным объектам,   усиление мотивации учащихся к изучению информатики,   формирование информационно­коммуникативно­технологических навыков  организации и представления информации,   создание информационного объекта на основе внутреннего представления  человека, передачи информации и коммуникации,   развитие социализации.  Практически   каждый     преподаватель,   который   захочет   внедрять   в   свою работу   кейс   ­   технологии,   сможет   это   сделать   вполне   профессионально, предварительно изучив специальную литературу и имея на руках   подобранные ситуации.   Подводя   итог   использования   кейс­технологии   в   обучении,   необходимо отметить, что данный метод способствует активизации и развитию познавательных возможностей и творческих способностей обучающихся на уроках информатики. Литература 1. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход  в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии.  – 2009. – №4. – С. 89­94. 2. Земскова, А.С. Использование кейс­метода в образовательном процессе  [Текст] / А.С. Земскова // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12­16. 6 3.  Окно в ситуационную методику обучения [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.casemethod.ru, свободный. 7

Применение Кейс-технологии на уроках информатики

Применение Кейс-технологии на уроках информатики

Применение Кейс-технологии на уроках информатики

Применение Кейс-технологии на уроках информатики

Применение Кейс-технологии на уроках информатики

Применение Кейс-технологии на уроках информатики

Применение Кейс-технологии на уроках информатики

Применение Кейс-технологии на уроках информатики

Применение Кейс-технологии на уроках информатики

Применение Кейс-технологии на уроках информатики

Применение Кейс-технологии на уроках информатики

Применение Кейс-технологии на уроках информатики

Применение Кейс-технологии на уроках информатики

Применение Кейс-технологии на уроках информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2017