Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии.
Применение Кейс-технологий.docx
Кейстехнологии на уроках информатики
За последние годы кейсы довольно широко распространились в практике
обучения. Однако эффективность этого метода, к сожалению, остается не очень
высокой. Конечно, все имеет свои причины, и для результативности применения
кейсов в учебном процессе пока не хватает опыта. Вторая причина кроется в
самом содержании кейсов. Российские кейсы чаще всего представляют собой
истории для ознакомления, в то время как написание кейсов превратилось во всем
мире в особый жанр учебнометодического творчества. И еще. Российских кейсов
просто не хватает. Третья причина недостаток учебного времени на уроке.
Умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу,
ситуационный анализ вот важнейшие характеристики кейсметода. Однако
главное его предназначение развивать способность прорабатывать различные
проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с
информацией.
Кейстехнология – это общее название технологий обучения, представляющих
собой методы анализа. К кейстехнологиям относятся: метод ситуационного
анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс
стади); метод кейсов; метод инцидента; метод ситуационноролевых игр; метод
разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии. [1]
Итак кейстехнология – это интерактивная технология для краткосрочного
обучения менеджеров, на основе реальных или вымышленных бизнесситуаций,
направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у
слушателей новых качеств и умений.
Цель: научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы:
сортировать ее для решения заданной бизнесзадачи,
выявлять ключевые проблемы,
генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
анализировать информацию,
1
выбирать оптимальное решение и формировать программы
действий и т.п.[2]
Откуда брать ситуации? Самый лучший путь получения конкретных
ситуаций — придумать их самому. Написание, подготовка по полной программе
конкретных ситуаций в методическом отношении позволяет в достаточной степени
овладеть данной методикой, пройти весь цикл работы с ситуацией. Даже с учетом
всех полезных рекомендаций описать конкретную ситуацию очень и очень
непросто.
Первая проблема, которую приходится решать, это ответ на вопрос: откуда
брать исходный фактический материал, после творческой обработки которого и
рождается более или менее удачная ситуация?
Первый вариант состоит в том, что за основу берется история, а чаще
всего фрагмент жизни реальной компании, информация о которой
получена автором ситуации непосредственно в ходе
исследовательского или консалтингового проекта,
или
целенаправленного сбора информации.
Второй вариант — использование вторичных источников, прежде
всего информации, "рассыпанной" в средствах массовой информации,
информационных
специализированных журналах и изданиях,
вестниках и буклетах, распространяемых на выставках, презентациях и
т.д.
Третий, по всей видимости наименее распространенный, вариант —
описание вымышленной ситуации.
Приведу примеры применения кейстехнологий, которые использую на уроках
информатики.
Первый пример. В 9 классе, работая по учебнику Л.Л. Босовой, когда
обучающиеся освоили тему: обработка данных в электронных таблицах, проводя
урок «Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и
2 графиков» можно использовать ситуационноролевую игру с использованием case
метода.
Цели данного урока:
1. Закрепить навыки работы в табличном процессоре;
2. Познакомить учащихся с возможностью применять на практике свои
знания и умения в профессии статиста;
3. Сформировать навыки создания графических моделей: диаграмм,
графиков, гистограмм в электронных таблицах;
4. Научить учащихся корректно общаться и работать на общий результат.
Всех ребят класса делим на пары специальным или случайным образом.
Участники всех пар являются сотрудниками статистического бюро. Все
пары получают кейсы с заданием проанализировать ситуацию в садовом хозяйстве,
структурировать представленный материал, представить данные в виде таблицы и
создать диаграммы. Для урока кейс был представлен в бумажном виде. Он
содержал: описание ситуации, вопросы кейса, приложение 1, приложение 2, и
инструкцию по оформлению работы.
Дальнейшая работа состоит из трех этапов:
1 этап. Начальная дискуссия. Учащиеся под руководством учителя
обсуждают задание и материалы кейса. Преподаватель обращает внимание
учащихся на материалы о профессии статиста. Помогает учащимся оценить
сложившуюся ситуацию, подводит учащихся к вариантам решения, не навязывая
своего мнения.
2 этап. Практическая работа. Учащиеся выполняют задания. Они, как
статисты анализируют и структурируют данные, которые получили в виде текста.
Используя приложение, учащиеся учатся строить диаграммы, исследуя, какие
диаграммы более полно будут отражать данные представленные ими в таблице.
3 3 этап. Общая дискуссия. Учащиеся представляют полученные варианты
решений и подготовленные пакеты документов. Все учащиеся под руководством
учителя обсуждают и оценивают варианты решения проблем.
Данный урок я проводила с учащимися 9 класса.
Подавляющему большинству учащихся понравился данный урок. Они были
довольны тем, что полученные ими знания и умения, смогли пригодиться для
решения реальных задач, с которыми им, возможно, придется столкнуться в жизни.
Многие не очень четко представляли себе профессию Статиста и узнали о ней что
то новое. Детям было интересно примерить на себя роль профессионала и
самостоятельно выполнить сложное задание. Цели урока были достигнуты.
Второй пример.
Рассмотрим две игры для учащихся 7 классов:
«Секретарь» по темам «Свойства информации» и «Сбор сведений» по теме
«Информационная модель объекта».
Игра: «Секретарь»
«Директор кондитерской фирмы «Маша и медведь» задерживается в
командировке. Он звонит секретарю и просит его отобрать материалы к докладу
на Совете директоров предприятий пищевой промышленности на тему «Оценка
нашей продукции СМИ». Все материалы лежат у него на рабочем столе вместе с
поступившей за прошедшие два дня корреспонденцией»
Детям нужно разделиться на три группы и каждой группе придумать
название.
Каждой группе нужно выбрать одного ученика, который собственно и будет
секретарем. Остальные учащиеся группа поддержки.
Учащимся раздаётся комплект источников информации. Секретарю за 5
минут нужно на листе перечислить критерии отбора информации.
Затем секретарю и группе по этим критериям нужно отобрать материалы.
Далее в совместном обсуждении каждая группа должна выработать общее
решение, какие документы и почему надо отобрать для доклада директора.
4 Затем учениксекретарь защищает решение своей группы.
Кейсметод используется во время проведения деловой игры «Сбор
сведений».
Учитель обращается к ученикам: «Сейчас у нас в школе проходит сбор
сведений об успеваемости школьников, сбор сведений для классного
руководителя, сбор сведений для школьного медицинского кабинета. Директор
школы обращается к Вам с просьбой помочь составить сведения о вашем классе».
Учащиеся должны ориентироваться в теме «Информационная модель
объекта» и заблаговременно собрать сведения о своих одноклассниках. Дети
делятся на три группы. На уроке желательно присутствовать экспертам – завуч
школы, классный руководитель, медицинская сестра. Информационные модели
должны быть представлены в табличной форме. Учитель раздаёт комплекты
материалов. Каждой команде нужно собрать сведения и об успеваемости
учеников, и для медицинского кабинета и для классного руководителя.
Затем каждая команда доказывает правильность содержания информации в
таблице. Далее эксперты выбирают те информационные модели, которые они
будут использовать в своей профессиональной деятельности. После чего подводят
итоги игры.
Далее на уроках информатики и ИКТ можно использовать следующие
кейсы :
7 класс – «Проверка диска: лицензионный или нет »
8 класс – «Интернетмагазин компьютерной техники»
9 класс – «Диаграммы и графики продаж»
10 класс – «База данных фирмы (кафе)»
11 класс – «Создание сайтапомощника для подготовки к ЕГЭ»
Так же можно предложить применение кейстехнологий и во внеурочной
деятельности, например :
5 класс – «Анимационная студия» или «Издательство книги» ;
5 6 класс – «Рекламное агентство»
Таким образом, кейстехнология — это интерактивная технология для
краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций,
направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся
новых качеств и умений. Главное её предназначение — развивать способность
прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с
информацией.
Применение Кейсметода на уроках информатики направлен на :
развитие интереса к информационным объектам,
усиление мотивации учащихся к изучению информатики,
формирование информационнокоммуникативнотехнологических навыков
организации и представления информации,
создание информационного объекта на основе внутреннего представления
человека, передачи информации и коммуникации,
развитие социализации.
Практически каждый преподаватель, который захочет внедрять в свою
работу кейс технологии, сможет это сделать вполне профессионально,
предварительно изучив специальную литературу и имея на руках подобранные
ситуации.
Подводя итог использования кейстехнологии в обучении, необходимо
отметить, что данный метод способствует активизации и развитию познавательных
возможностей и творческих способностей обучающихся на уроках информатики.
Литература
1. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход
в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии.
– 2009. – №4. – С. 8994.
2. Земскова, А.С. Использование кейсметода в образовательном процессе
[Текст] / А.С. Земскова // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 1216.
6 3. Окно в ситуационную методику обучения [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.casemethod.ru, свободный.
7
Применение Кейс-технологии на уроках информатики
Применение Кейс-технологии на уроках информатики
Применение Кейс-технологии на уроках информатики
Применение Кейс-технологии на уроках информатики
Применение Кейс-технологии на уроках информатики
Применение Кейс-технологии на уроках информатики
Применение Кейс-технологии на уроках информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.