Применение кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Оценка 4.7

Применение кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
26.11.2018
Применение  кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Целью мастер-класса является представление опыта применения кейс-технологии на уроках в начальной школе для формирования коммуникативной компетентности младших школьников, представление участникам мастер-класса результатов, полученных в ходе экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс. Задачи мастер-класса: • создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; • повышение профессионального мастерства и квалификации участников; • распространение педагогического опыта формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках с применением кейс-технологии; • внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Применение кейс выступление.docx
Применение  кейс­технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников Вступительная часть XXI век – век высоких технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально­ экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она   должна   быть   в  XXI   веке,   чтобы   подготовить   человека   к   полноценной жизни   и   труду?   Выпускник   современной   школы,   который   будет   жить   и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь   самостоятельно,   активно   действовать,   принимать   решения,   гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.  Совершенно   очевидно,   что,   используя   только   традиционные   методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности: • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; •   совместная   работа   в   сотрудничестве   для   решения   разнообразных проблем; •   свободный   доступ   к   необходимой   информации   в   информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам. И   это   задача   не  только   и  даже   не  столько   содержания  образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла   необходимость   организации   процесса   обучения   на   основе современных педагогических технологий. И если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны строить не только свою судьбу, но и судьбу России, надо искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. Думается, в этом   могут   помочь   не   в   последнюю   очередь   новые   педагогические технологии.  Целью мастер­класса является представление опыта применения кейс­ технологии    на   уроках   в   начальной   школе   для   формирования коммуникативной   компетентности   младших   школьников,   представление участникам     полученных   в   ходе экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер­класс.   мастер­класса   результатов, Задачи мастер­класса: условий     создание    общения,   самореализации    и   стимулирования   роста   творческого   потенциала педагогов; профессионального    для       повышение профессионального мастерства и квалификации участников;  распространение педагогического опыта формирования коммуникативной компетентности   младших   школьников   на   уроках   с   применением   кейс­ технологии;  внедрение новых технологий обучения и воспитания. Актуальность опыта Цель: создание   условий   для   развития   коммуникативной   компетенции   основанных   на   успешном   и   эффективном младших   школьников, сотрудничестве   участников   обучения   через   применение   на   уроках   кейс   ­ технологии.  Гипотеза: если внедрять в образовательный процесс  кейс – технологии, то повысится интерес учащихся к изучаемому предмету, будут развиваться у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Задачи:  ­   определить   критерии   уровня   сформированности   коммуникативной компетенции; ­   разработать   и   апробировать   приемы   и   методы   формирования коммуникативной компетенции младших школьников через кейс­ технологию; ­   организовать   деятельность   младших   школьников,   направленную   на самореализацию их личности. Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности. Во­первых,   коммуникативная   компетентность   влияет   на   учебную успешность. Во­вторых,   от   коммуникативной   компетентности   во   многом   зависит процесс   адаптации   ребёнка   к   школе,   в   частности   его   эмоциональное благополучие   в   классном   коллективе.   Как   известно,   школьная   адаптация подразделяется на учебную и социально­психологическую. Ребёнок должен привыкнуть   не   только   к   новому   виду   деятельности   (обучению),   но   и   к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то   испытывает   большой   психологический   комфорт   и   удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей,   вызывает   ощущение   неприятности,   одиночества   в   классе,   может провоцировать асоциальные формы поведения. В­третьих, коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в   образовательном   процессе   не   только   как   условие   сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать   учебный   процесс,   как   учебное   исследование. Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.  Кейс­технологии в современном образовании В   связи   с   реформами   образования   в   нашей   стране,   происходит постоянный   поиск  эффективных   методов   обучения,   одним   из   них являются кейс­технологии.  Метод кейс­стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода в следующем: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» ­ случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую­либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский,   Ю.Ю.   Екатеринославский,   О.В.   Козлова,   Ю.Д.Красовский,   В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, B.C. Рапоппорт и др. Кейс­технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс­технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной   ситуации,   который   заставляет   поднять   пласт полученных знаний и применить их на практике. Таким образом, проблемно­ситуативное обучение с применением кейсов соответствует требованиям ФГОС начального общего образования. Обучение при помощи кейс­технологии является сложным процессом, который не поддается полной алгоритмизации. В связи с этим предложенная ниже   схема   описывает   только   лишь   те   операции,   которые   «формально представимы». Творческие же действия заключить в алгоритм практически невозможно.  Ознакомление с текстом кейса (ознакомление с текстом кейса может происходить на предыдущем уроке или же дома).  Организация   обсуждения   кейса  (организация   обсуждения   кейса предполагает формулирование вопросов, акцентирование внимания уча­ щихся на обсуждение кейса, включение их в дискуссию).  Управление   дискуссией  (активизация   тех   учащихся,   которые   не участвуют   в   обсуждении   и   сдерживание   тех,   кто   слишком   активен; поддержание   эмоционального   тонуса   обсуждения   и   недопущение конфликтов).  Оценивание участников дискуссии (оценка содержания выступлений).  Подведение итогов дискуссии (анализ хода дискуссии и оценивание ее участников). Попробуем   смоделировать   работу   учителя   и   действия   учеников   на Основная демонстрационная часть уроке с применением кейс – технологии. 1. Организационный момент На уроке нас приветствует природа и дарит нам свое тепло, нежность. Я прошу вас улыбнуться друг другу и с прекрасным настроением начать урок. 2.Актуализация знаний. Постановка темы. Просмотр видео «Береги природу!» (2мин 30 сек) Что вы увидели в этом сюжете? (Рассуждения детей.) Что можно сказать о природе нашей Земли? (Рассуждения детей.) В результате хищнической охоты и ухудшения условий жизни на Земле навсегда исчезли более 200 видов животных, из них 40 видов прекратили своё существование в ХХ столетии. Человек   истребил   не   только   животных,   но   и   растения.  В   последнее время ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых. – Прокомментируйте услышанные факты. (Рассуждения детей.) ­Сегодня   мы   поговорим   на   очень   важную   тему   «Заповедные   места России. Заповедники». ­   А   кто   может   сказать,   что   такое   заповедник?   Давайте   обратимся   к словарю С.И.Ожегова.( Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.) 11 января –День заповедников. Зачем создаются заповедники? (работа по учебнику с 147) В   России   образовано   большое   количество   заповедников.   Сегодня   мы познакомимся с некоторыми из них. 3.Новый материал. 1)   Работа   в   группах: в   течение   5–6   минут   согласовать   план   сообщений, назначить   сначала   «руководителя»   и   затем   выступающих.   Каждой   группе дается план выступления и тексты с сообщениями о заповедниках.  ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН 1) Где находится заповедник (показать на карте). 2) Когда был образован. 3) Природные условия. 4) Животные и растения заповедника. 5) Занятия учёных в заповеднике. 6) Чудо заповедника. 2) Самостоятельная работа в группах. При   использовании   кейс   –   технологий   в   начальной   школе   у   детей Комментирующая часть происходит   Развитие навыков анализа и критического мышления  Соединение теории и практики  Представление примеров принимаемых решений  Демонстрация различных позиций и точек зрения  Формирование   навыков   оценки   альтернативных   вариантов   в условиях неопределенности Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:  анализировать информацию,  сортировать ее для решения заданной задачи,  выявлять ключевые проблемы,  генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,  выбирать   оптимальное   решение   и   формировать   программы действий и т.п. Кроме того, дети:  Получают коммуникативные навыки  Развивают презентационные умения  Формируют   интерактивные   умения,   позволяющие   эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения  Приобретают экспертные умения и навыки  Учатся   учиться,   самостоятельно   отыскивая   необходимые знания для решения ситуационной проблемы  Изменяют мотивацию к обучению 3) Выступления   интересными фактами.     учеников       с сообщениями, учитель дополняет ответы 4. Анализ работы в группах. Проводится   коллективное   обсуждение   изученного   материала. Заслушиваются   выступления   представителей   от   каждой   группы.   Работа группы оценивается, результаты заносятся в игровое табло. № Название группы Полнота информации Слаженность работы группы Презентация выступления Итого 1 2 5. Итог урока. ­ Научно­техническая революция, с одной стороны, приносит благо, а с  другой – несёт опасность для человека и природы. Поэтому перед людьми  встала проблема – защита природы и человека. К. Паустовский сказал:  «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования». – Как вы понимаете это высказывание? – Что на уроке было для вас интересным? –Над чем надо  задуматься всем людям? Просмотр видео «Красота» Итак,   кейс­технология   –   это   интерактивная   технология   обучения,   на основе   реальных   или   вымышленных   ситуаций,  направленная   не  столько   на освоение   знаний,   сколько   на   формирование   у   учащихся   новых   качеств   и умений. Комментирующая часть Результативность опыта Обучение   в   сотрудничестве   и   применение   кейс   ­   технологии рассматривается   в   педагогике   как   наиболее   успешная   альтернатива традиционным   методам.   Это   также   отражает   личностно­ориентированный подход.  Целью обучения с применением кейс ­ технологии является не только овладение   знаниями,   умениями   и   навыками   каждым   учеником   на   уровне, соответствующем   его   социализации,   но   и   формирование   коммуникативных умений. Ребята, работающие вместе, становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но и их доброжелательное отношение друг к другу переходит на их жизнь и вне школы, становится качеством их личности. Уровень развития учащихся 14 12 10 8 6 4 2 0 2012­2013 учебый год 2013­2014 учебный год  2014­2015 учебный год Результат работы за три года дал хорошие показатели. Помочь другу,  вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – стало также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Мониторинг удовлетворенности детей процессом обучения приведен в таблице.   1 класс 2 класс 3 класс Удовлетворен ность школьной жизнью да нет да да Дружеские отношения   в классе Школьная тревожность Самооценка Самочувствие ребенка нет нет Адекват ная 82% 18% 63% 37% 81% 19% 68% 89% 11% 68% 32% 89% 93% 7% 88% 12% 97% 3% 43% 47% 90% Неадек ватная 32% 11% 10% хорошее плохое 93% 83% 67% 7% 17% 33% Таким образом, данные приёмы и методы работы на уроке вызывают у детей   интерес,   учат   рассуждать   на   заданную   тему,   строить   правильные предложения   и   вопросы,   формируют   умения   слушать   других,   высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности. А отсюда соответственно и повысилось качество обучения   в   целом.  По   результатам   внутреннего   мониторинга   успешности усвоения программ начального обучения, в I полугодии  2014­2015 учебного года ученики 3Б класса показали следующие результаты: Результаты Русский язык Литературное чтение Математика «5» «4» «3» «2» Средний балл % успеваемости % качества знаний 7 15 4 0 4,1 100 85 18 6 2 0 4,6 100 92 10 12 4 0 4,2 100 85 Окружающий мир 15 9 2 0 4,5 100 92 Более того, предложенные методы и приёмы в работе позволяют решить главную   задачу   начальной   школы   –   поддерживать,   развивать   интерес школьников к учению, сделать этот процесс необратимым на протяжении всей жизни человека. Уровень отношения учащихся к школе 25 20 2012­2013 учебный год 15 10 5 0 2013­2014 учебный год 2014­2015 учебный год   положительно отрицательно Проблема,   освещенная   в   данном   опыте,   является   актуальной   для современности. У детей постепенно вырабатывается объективная самооценка, происходят   значительные   изменения   в   развитии   познавательных   интересов, формируется   логическое   мышление   и,   в   конечном   итоге,   развитие коммуникативной компетентности, что помогает решать проблему адаптации ребенка в обществе. Рефлексия Для   организации   обсуждения   по   теме   мастер­класса   постарайтесь ответить для себя на несколько вопросов:  Отвечает   ли   кейс­технология   Федеральному   государственному образовательному стандарту нового поколения?   Позволяет ли использование кейс­технологии строить процесс обучения более   продуктивным   и   организовывать   самостоятельную   работу учащихся?  Является   ли   кейс­технология   эффективным   инструментом   развития личности учащегося?  Способствует   ли   кейс­технология   достижению   личностных, метапредметных и предметных результатов обучения?   Каковы   принципиальные   отличия   кейс­технологии   от   традиционных образовательных методик?  Что является наиболее сложным при подготовке и проведении уроков с использованием кейс­технологии?  Будете   ли   Вы   составлять   проекты   занятий   с   применением   кейс­ технологии?  Подведение итогов Хорошим   завершением   нашей   с   Вами   работы   может   быть   создание синквейна на тему «Кейс­технология». Возможно, вам пригодится небольшая подсказка 1. Кейс­технология. 2. Нужная, актуальная, современная, интерактивная. 3. Учит   думать,   обсуждать,   анализировать,   сортировать,   выбирать, взаимодействовать. 4. Соответствует   ФГОС.   Новая   технология   обучения.   Интерактивная технология обучения. Позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.  5. Проект.   Продукт.   Результат.   Будущее.   Сотрудничество. Взаимообучение. Обобщая   вышеизложенное,   можно   резюмировать,   что  традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого; интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим; а кейс ­ метод готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него.

Применение кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение  кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение  кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение  кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение  кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение  кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение  кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение  кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение  кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Применение  кейс-технологии на уроках в начальной школе – инструмент формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2018