Приёмы мнемотехники для развития памяти младших школьников
Оценка 5

Приёмы мнемотехники для развития памяти младших школьников

Оценка 5
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
20.01.2017
Приёмы мнемотехники для  развития памяти младших школьников
Ознакомление с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. Мнемотехника очень помогает в работе с детьми. Эта техника помогает развитию внимания, логического мышления,памяти. Детям очень интересно работать. Приёмы мнемотехники можно использовать практически на любом уроке. С их помощью можно изучить новый материал, а также закрепить изученный.Приёмы мнемотехники для развития памяти младших школьников.
Мнемотехника.docx

Приёмы мнемотехники для  развития памяти младших школьников

Григорьева О.Е.

Санкт-Петербург,

ГБОУ СОШ 146

Цель: ознакомление с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

 Задачи:

 • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;

 • дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации уроков, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей;

Практическая значимость: материал может быть интересен воспитателям и педагогам в работе по развитию памяти и связной речи детей.

 Приведены примеры некоторых  мнемотехнических приёмов.

 Прогнозируемый результат:

 - получение  представления о методике работы по мнемотехнике;

 

1.  Использование мнемотехники в учебной и внеурочной  деятельности младших школьников.

2. Обоснование актуальности проблемы.

     Причина, заставившая меня обратиться к мнемотехнике, - это ограниченные возможности  учащихся.  Школьников «пугают» и отворачивают от уроков и громоздкие логические рассуждения, и терминология, а как следствие этого – дети теряют интерес к уроку.

     Наша школа не имеет никаких статусов, к нам поступают дети по микрорайону, среди них много приезжих  детей – иностранцев (бывших «союзных» республик). Многие дети имеют речевые патологии (6-7 человек на класс в 25 человек), многие плохо говорят по-русски. У таких  детей  существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушения звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, слабо развита память, несовершенно логическое мышление. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, быть внимательными, мыслить, рассуждать, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление. В этом и помогают приёмы мнемотехники.

    Школа 90% учебного времени тратит на обучение школьников  правилам – затем, чтобы большинство  школьников в дальнейшем этими правилами никогда не пользовались, а вырабатывали свои, более подходящие. Мнемотехника – помогает ученикам выработать такие правила, которые им станут понятны и запомнятся легко и просто, это возможность заставить  учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия.        

 3. Теоретическая база опыта.

    Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 

    Мнемотехника помогает в развитии: связной речи, ассоциативного мышления,  зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания,

воображения.  Каждый учитель должен развивать у учащихся умение запоминать различную информацию. Но чаще всего развитие памяти идёт стихийно, поэтому  большинство учащихся использует при запоминании «Метод многократного повторения» (зубрёжку).  При таком методе полноценного усвоения, а главное – понимания материала, не происходит. Часто через некоторое время ученик забывает то, что ещё недавно рассказывал на уроке. А причина в том, что его не научили рациональным приёмам запоминания. Приёмы осмысленного рационального запоминания нужны не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни человека.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

      Мнемотехника является одной из педагогических технологий в начальной школе, которая обеспечивает активизацию  резервных  возможностей детей.  Технология развития памяти, использующая приёмы и способы, облегчающие запоминание и увеличивающие объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

      Резервы мнемотехники уникальны, богаты, разнообразны ( смена деятельности, эмоциональный подъем,  образность,  яркая ассоциативность,  доступность,  простота). Ситуация успеха заключена в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными, делает заинтересованными. Запоминается    лучше то, что хорошо представлено, что хорошо осознано, с чем мы практически действуем, производим  операции, что удалось представить образно, удалось с чем-то связать, увязать.       

      Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная (особенно у детей с преобладанием правого полушария головного мозга, так называемый «художественный тип» по определению И.П.Павлова).

      Пользуясь этим, мнемотехника придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные». Делается это с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально – образная память ребенка.  Ярким примером из детства могут служить определение биссектрисы («биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам») или глагола («часть речи, которая упала с печи и стукнулась об пол, называется – глагол»),  запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названия цветов:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Красный оранжевый желтый зеленый голубой синий фиолетовый

        Слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.

       На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.

А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо

        Это доказательство того, что уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.

Психологами уже давно доказано, что ученика, особенно слабого,  отталкивают и страшат многошаговые рассуждения. Мнемотехника благодаря своим ассоциативным связям трудный  материал преобразует в  понятный.

        Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал  у детей усваивается лучше, использование мнемотаблиц на уроках и во внеклассной работе, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания. Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока и за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, то есть непосредственных составляющих интереса. Одним из аргументов в защиту мнемотехники как вспомогательного приема на уроках является особенности памяти человека. Еще со времен К.Д.Ушинского известно: чем большим количеством анализаторов будет воспринят изучаемый материал, тем прочнее он запоминается. Поэтому необходимо «провести» правило или слово через все виды памяти ученика. Как известно из психологии, у школьников являются ведущими различные виды памяти (зрительная, слуховая, двигательная, моторная, вербальная, эмоционально – образная), а потому каналы восприятия и переработки информации у детей неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ получения и обработки информации.

«Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит»  Г.Е. Окулова.

Общеизвестно, что в задачи учителя входит и развитие интереса, благодаря которому нейтральная, а подчас неинтересная информация преобразуется в  знания, эмоционально окрашенные. Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному) запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Правило, «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность), удерживается в памяти прочнее, дольше.

Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся ее роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой обучения.

          Я убеждена: использование мнемотехники- это инновационная педагогическая технология, так как:

1) теория мнемотехники реализована на практике и позволяет систематизировать и применять удачный опыт;

2) применение мнемотехники  необходимо с точки зрения психологических, возрастных, предметно-методических особенностей учащихся;

3) это одна из самых удачных методик развития всех психических процессов (памяти, внимания, мышления и т.п.)

4) мнемотехнические приёмы очень нравятся ученикам, оживляют урок, помогают учителю переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой,  способствуют  развитию интереса к предмету, активизации их мышления, повышению успеваемости.         

 4. Техническая схема опыта.

Приемы мнемотехники, которые используются мной при работе с учащимися:

 1) буквенно-звуковая мнемотехника;

 2) рифмовки;

 3) установление связей с уже знакомым, зацепы;

 4) сказки – ассоциации;

 5) преобразование (перекодирование) информации, приём символизации;

 6) ассоциации;

 7) опоры, опорные конспекты;

 8) метод Цицерона;

 9) мнемотаблицы.

 

1) буквенно – звуковая мнемоника

 Интересным примером этой группы – наличие одинаковых букв и звуков – может служить мнемоприем из учебника русского языка под редакцией М.В.Панова. Мы сами порой путаем глаголы одеть – надеть, не говоря об учениках. «Запомним: одеваем Надежду – надеваем одежду», т.е. одевать кого – то, а на себя надевать.  Ученики 5 класса  выработали свой ассоциативный прием: « На себя надену, Олечку одену».

2) рифмовки

 Для рифмовок важны ритм и рифма.

Рифмовка для запоминания ударений в словах:

1) Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты

2) Нефтепрово'д сломал бегемо'т.

Одним из широко известных примеров рифмованных строчек может служить ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать,  ненавидеть.
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на е писать нельзя.
Это исключение из первого спряжения.

Чтобы не было ошибок в окончаниях существительных множественного числа в родительном падеже применяются рифмовки:

·        Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,

У таджиков и армян, у монголов и цыган,

У якутов и тунгусов, у башкир и белоруссов,

У киргизов и грузин, у бурят и осетин.

·        В детской сказке колобок по траве катиться мог

Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.

·        Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,

Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.

3) установление связей с уже знакомым, зацепы, символы

Сюда мы можем отнести всем известное «правило окна». Известно, что наречия, образованные с помощью приставок из-,до- ,с- и в-, на-, за- «проверяют» с помощью падежных форм слова «окно» с такими же предлогами. Оканчиваются и те и другие на одни и те же буквы.

(Из окнаиздалека; в окновлево, вправо)

В основу ассоциации мнемоприема легло научное обоснование. Из истории языка известно, что когда - то краткие прилагательные склонялись так же, как слова среднего рода. И в суффиксах наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью из-, до-, с-, в-, на-, за-  пишется тот же гласный, что и в падежном окончании слова окно. (Хотя вместо данного существительного можно использовать любое существительное среднего рода, например, сено, небо, решето и пр.). Данный мнемоприем  прочно закрепился в методике преподавания.

4) сказки – ассоциации

Грамматическое понятие, пропущенное  не только через логическое мышление, но и через воображение, фантазию, усваивается более прочно. Пример, грамматические сказки на уроках русского языка или математические сказки.

5) перекодирование (переформулирование слов в рисунки, схемы и т.п.), приём символизации.

 Схемы, таблицы, различные модели алгоритмов – все это эффективно для ребят с логическим типом мышления, а для школьников с наглядно – образным мышлением, а таких детей большинство, восприятие таких моделей подчас чрезвычайно сложны. Поэтому схематично – рисуночная мнемотехника – это альтернатива.

Приём символизации – это кодирование информации в зрительные образы.

Примером символизации может служить – обозначение буквы или цифры зрительным образом. Ребёнку проще запомнить значение буквы или цифры, когда на картинке вместе с буквой или цифрой нарисован легко узнаваемый и хорошо запоминающийся зрительный образ. Например, буква «Б» - зрительный образ «Барабан». Для последовательного запоминания алфавита нужно соединить в воображении образы, обозначающие буквы. (Используя такую технику можно запомнить любой алфавит)

В мнемотехнике приём символизации используется очень часто. Одно и то же слово можно обозначить разными зрительными образами. Искусство кодирования заключается в быстром подборе информативного образа, по которому можно легко восстановить запоминаемое понятие: «корона» - власть, «царь» - трон и т.п.

6) «пальчиковая» мнемотехника

Если правило мы можем «подержать» в руках, «пощупать» его, «попробовать на зуб», то речь идет о «пальчиковой» мнемотехнике.

 Например, мнемоприем, ставший уже давно классикой, позволяющий запомнить исключения из правила н и нн в суффиксах прилагательных. Надо «пощупать окно»: деревянную раму, стеклянные части, оловянные ручки.

7) опоры, опорные конспекты

Часто используемый приём, особенно в начальной школе, схемы (например, для решения задач), таблицы по разным предметам.

8) метод Цицерона

Цицерон "развешивал" заранее продуманные выигрышные слова речей по разным местам зала и, проходя мимо этого места, быстро вспоминал нужную часть речи.

    Этот метод можно использовать и в классе и дома, вспоминая части текста (или стихотворения). К каждому отдельному объекту (квартиры, класса, на улицах города) «привязываем» запоминаемую информацию.

9) мнемотаблицы

    Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). 

   Мнемотаблицы очень эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

«Подарки осени»

 

1

 

 

Ходит

осень

в нашем парке.

Дарит

осень

всем подарки.

Бусы красные -

рябине,

фартук розовый -

осине,

зонтик желтый -

тополям,

фрукты

осень

дарит нам.

 

        Главная задача любого мнемоприёма – удержать правило в памяти. Важна простота запоминания, удобность, надежность в применении. Отпадает необходимость навязывать правило ученику волевыми усилиями. Никто не хочет учиться плохо – другое дело – не у всех получается хорошо.  Мнемотехника приводит к правильному решению. Можно сказать о мнемотехнике рифмовкой:

Должна быть она образна,

В памяти живучая,

Чтоб хватала за душу

Суперприставучая

Ассоциации зацепка

Должна держаться очень крепко.

       Мы должны четко осознавать, что применять мнемотехнику ученики будут только в том случае, если она эмоционально заряжена, легко запоминается, легко воспринимается и  вспоминается.

5. Результативность

        Применяя приёмы мнемотехники, я убедилась, что  мнемотехника способна не только вызвать у ребят интерес, но и своими «неправильными», «ненаучными», «нелегальными», упрощенными способами подачи нового материала «на пальцах», непроизвольно  заставляет школьников понимать суть правила и, как следствие, облегчает применение его на практике.

        Качественный анализ успеваемости в классах, включая классы коррекции, где я применяла системно мнемоприемы, показал тенденцию роста успеваемости учеников.  Ради подобного результата стоит применять мнемотехнику.

         По результатам  мониторинга  у учащихся отмечается положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повышается объём зрительной и вербальной памяти, улучшается  распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная и познавательная деятельность, появляется интерес к получению новых знаний, так как детям практически всё удаётся.

Сравнительный анализ уровней развития психических процессов у учащихся

I класс – 2009 – 2010 уч.г.        

II класс – 2010 – 2011 уч.г.

Уровни

развития

%

              

                        Внимание

 

            Память

концентрация

объём

устойчивость

распределение,

переключение

зрительная

слуховая

I кл.

II кл.

I кл.

II кл.

I кл.

II кл.

I кл.

II кл.

I

кл.

II кл.

I

кл.

II

кл.

высокий

10,7

57,8

6,5

51,3

11,2

50,2

19,5

67,6

12,3

48,9

17,8

37,8

средний

58,2

29,8

52,7

38,9

47,3

32,6

58,4

21,1

46,4

34,7

33,2

54,5

низкий

31,1

12,4

40,8

9,8

41.5

17,2

22,1

11,3

41,3

16,4

49

7,7

 

 

 

 

 

 

6. Приложение

 

Урок: Окружающий мир

4 класс (программа «Начальная школа 21 века» Н.Ф.Виноградовой)

Разработка учителя

ГОУ СОШ №146

Калининского района

г.Санкт - Петербурга

Григорьевой Ольги Евгеньевны

Тема: ПОМНИ О ПАМЯТИ.

Цели урока:

- обеспечить осознание роли памяти в жизни человека;

- усвоение учащимися необходимых и возможных путей её развития;

- способствовать активизации познавательной активности учащихся;

- способствовать развитию памяти и внимания;

- активизировать словарный запас учащихся.

Оборудование:

Карточки с заданием, памятка «Правила тренировки памяти», коллаж, мнемотаблицы.

Ход урока:

1.     Организационный момент

Игра «Найди колпачок» (на внимание)

Учитель ставит небольшой колпачок на видное место, прятать не надо.

Ученики  входят в класс и ищут, молча, колпачок. Кто увидел, ничего другим не говорит, а просто тихо садится на своё место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сядут на свои места.

- Теперь  все готовы к уроку.

2.     Игра «Самый умный»(вхождение в тему урока)

             5 учеников выходят из класса, затем заходят по одному и отвечают на задаваемые вопросы.

             Быстро назовите:

                                          - часть лица

                                          - фрукт

                                          - птица

                                          - поэт

3. Определение темы урока.

- Что интересного было в ответах ребят?

(У.: Многие ответы совпали)

- Почему большинство ответов совпало?

(У.: Не знаем)

- Вот это мы и постараемся выяснить на уроке.

Проблемная ситуация: вы долго дома учили стихотворение, пришли в школу, вышли отвечать и вдруг понимаете, что не можете рассказать то, что учили, забыли.

Или другая ситуация:

Положили дома какую-либо вещь, а через некоторое время не можете её найти, хотя твёрдо уверены в том, что она где-то дома.

- Что же подводит человека в таких ситуациях? 

(У.: память)

- Сегодня на уроке мы и поговорим о памяти.

- Что такое память?

«Ромашка возможностей»

(Ответы детей: запоминание; то, что сохраняется в голове надолго; то, что мы учим, а потом рассказываем)

Учитель: Память - это психический процесс.

Из чего же он состоит?

(Предположения детей: мы что-то запоминаем, вспоминаем, рассказываем)

- Запоминание                 Сохранение                   Воспроизведение

(ввод информации       (удержание в                 

в память)                      памяти информации)

Эти процессы взаимосвязаны.

То что мы запомнили, то мы и воспроизводим.

4. Работа с текстом учебника.

Найдите в оглавлении тему урока, откройте нужную страницу.

Прочитайте статью и подготовьте ответ на вопросы

(работа по группам – по 4 человека )

Вопросы выданы каждой группе на карточках.

 1.Зачем человеку память?

 2.Что способствует развитию памяти?

 3.Какую память можно назвать хорошей?

 4.Попробуйте составить правила тренировки памяти.

(В каждой группе выбирается ответственный, который выходит и рассказывает то, что продумала группа.  Выслушиваются ответы каждой группы.

Обобщение правил, придуманных детьми. Эти правила записываются на доске (можно в виде «Дерева возможностей») : надо читать внимательно, стараться запомнить, проговаривать вслух, повторять несколько раз.

 Затем учитель раздаёт памятки тренировки памяти для ознакомления.)

- Давайте сравним  то, что предложили вы и то, что есть в памятке, сделайте выводы:

- Какие пункты совпали?

- Что новое надо добавить к вашим высказываниям?

Вывод:

Правила тренировки памяти

- Ставь цель: запомнить надолго

- Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой

- Заучивай с желанием знать, запомнить

- Тренируй наблюдательность и внимание. Вспоминая предмет, вспоминай детали

- Короткие стихи учи целиком, длинные разбивай на отрывки

- Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить

- Не учи накануне, лучше начинай учить заранее, понемногу каждый день

 

5. Задания для тренировки памяти.

Память бывает:

- непроизвольная – это такое запоминание и воспроизведение материала, которое происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки им  перед собой специальной мнемической задачи (т.е. задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение материала)

- произвольная – это запоминание и воспроизведение требует от человека волевых усилий. Это особая мнемическая (слово происходит от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины) деятельность, специально направленная на запоминание какого – либо материала и связанная с использованием особых приёмов или способов запоминания.

Вот эта память и подводит чаще всего людей, когда человек что-то забывает.

Вспомните начало урока – проблемные  ситуации. Вот теперь мы можем ответить на поставленные вопросы: почему человека подвела память. Чтобы этого не случалось, произвольную память надо тренировать. Существует множество приёмов тренировки памяти. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из этих приёмов, которые смогут вам помочь потренировать свою память, понять как это надо делать правильно.

1)    мнемотаблица   (смотрим 30 секунд, запоминаем, устанавливая взаимосвязи, зарисовываем на заранее заготовленных листочках)   

                                                                                                                                     

 

М

 

 

3

 

Л

 

˅

 

 

О

 

 

 

 

 


1

 

- Подводим итог: (самоконтроль)

 кто запомнил и зарисовал всё правильно – у того отличная память;

запомнил и зарисовал правильно 7 – 8 элементов – хорошая память;

запомнил и зарисовал правильно 5 – 6 элементов – удовлетворительная память;

менее 5 элементов – надо работать над развитием памяти.

2)    коллаж (смотрим 30 секунд, пытаемся установить взаимосвязи, зацепы, рассказываем что изображено на таблице, таблица при этом переворачивается обратной стороной)

( Цифра 3 – 3 цветка, 3 поросёнка, 3 листка клёна, 3 морковки, 3 мышонка

Примерный рассказ: 3 поросёнка нашли 3 цветка, сели под дерево, которое оказалось клёном. Ветерок сорвал 3 листика клёна и плавно опустил на землю рядом с поросятами. Из норки под корнями клёна высунули мордочки 3 любопытных мышонка, в лапках у них были морковки. )

Подводим итог: кто смог рассказать всё изображённое правильно, имеет отличную зрительную память, остальным надо работать и развивать память.

3)    игра – запоминалка

(читаю слова 1 раз, запомнить слова – научить, как запомнить! – представляем себе это в виде картины -   хорошая память, если смогли записать слова в таком порядке, как услышали)

1.солнце                                    7.утюг

2.река                                         8.оса

3.комната                                   9.апельсин

4.огонь                                      10.окно

5.цветок                                    11.стекло

6.телевизор                               12.дерево

(Примерный рассказ: Солнце встало над рекой. В комнате горел в печке огонь. На телевизоре стоит цветок. На полу перед телевизором – утюг. Вдруг в комнату влетела оса. Она покружила над апельсином и хотела вылететь в окно, но стукнулась в стекло. Придя в себя, оса вылетела на улицу и села отдыхать на дерево)

     Итоги:  11 – 12 слов - отличная память

              9 – 10 слов – очень хорошая память

              7 – 8 слов - хорошая память

              5 – 6 слов – удовлетворительная память

4) запоминание трудных слов

Игра «Разведчики»

Как разведчики передают полученные сведения, чтобы никто не догадался, что это секретно?  (шифр)

Зашифруем слова в рисунки или картинки ( повторить слова по рисункам или картинкам, слова закрываются):

РАВЕНСТВО

j0300840

БРАТСТВО

 руки

ВЕЛИЧИЕ

j0157763

МИНИСТЕРСТВО

j0233018

ЯРОСТЬ

злость

СВОБОДА

j0297707

ВЕЛИКОДУШИЕ

j0216724 великодушие

БЕСКОНЕЧНОСТЬ

 

j0115855

ВОЛНЕНИЕ

j0235241

СЧАСТЬЕ

j0230876

ВАЖНОСТЬ

важность

СОГЛАСИЕ

согласие

 

Подведение итогов:  11 – 12 слов - отличная память;

                                      9 – 10 слов – очень хорошая память;

                                      7 – 8 слов - хорошая память;

                                      5 – 6 слов – удовлетворительная память.

 

5) метод Цицерона (размещение информации в пространстве)

Слова – прищепки (строчки стихотворения записаны на отдельных листочках, учитель развешивает их по классу с помощью прищепок и обращает внимание на то, к чему прикрепляем, так как это необходимо для запоминания, при воспроизведении дети не должны видеть слов, поэтому листки надо развесить обратной (чистой) стороной)

Вот подснежник на поляне.

Я его нашёл,

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвёл.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От её тепла.

- Подводим итог:

Хвалю тех, кто смог быстро запомнить и повторить всё стихотворение.

(Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.)

     6. Домашнее задание:

1.Упражнения для тренировки памяти.

Запомнить мнемотаблицу, используя любой способ, нарисовать, не подсматривая в лист.

 

9

 

 

2

 

В

 

Д

 

А

 

 

VII

 

6

 

4

 

С

 

 

5

 

Х

 

Г

 

 

 

 

 

 

2.Творческая работа (по желанию): составить коллаж на какую-нибудь цифру или букву

7.Рефлексия.

- Что особенно запомнилось из урока?

- Что сможете дома рассказать родителям?

- Кто запомнил приемы запоминания?

Анкета:

1.На уроке я работал                              активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я               доволен / не доволен

3.Урок для меня показался                    коротким / длинным

4.За урок я                                               не устал / устал

5.Мое настроение                                   стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне                            был понятен / не понятен

                                                                  полезен / бесполезен

                                                                  показался лёгким / трудным

7.Домашнее задание мне кажется        интересно / не интересно

 

(На доске прикреплён паровозик с тремя вагончиками)

- Кому очень понравился наш урок, прикрепите свой смайлик на первый вагончик, кому просто было хорошо и комфортно на уроке, прикрепите смайлик на второй вагончик, кому было грустно или скучно на уроке, прикрепите смайлик на третий вагончик.

 

       Из опыта работы: детям очень нравятся предложенные упражнения по развитию памяти, они с удовольствием их повторяют, проверяют свою память, сами предлагают, подобные упражнения. Практически все дети, даже с очень слабым развитием памяти, после объяснения алгоритма запоминания того или иного упражнения могут воспроизвести всё без ошибок.

        Такие упражнения по запоминанию можно включать в любые уроки, на разных этапах. Результаты превосходные.

        Такие уроки мнемотехники я проводила систематически, работая в коррекционном классе, где 30% детей были с задержкой психического развития.  Наблюдала поразительные результаты. Дети становились намного внимательнее на всех уроках, улучшалась память, активизировалась познавательная активность. Дети с удовольствием сами составляли мнемотаблицы, коллажи на разные цифры и буквы, игры-запоминалки.

Значительно повышается процент успеваемости и качества знаний.

 


 

Приёмы мнемотехники для развития памяти младших школьников

Приёмы мнемотехники для развития памяти младших школьников

Школа 90% учебного времени тратит на обучение школьников правилам – затем, чтобы большинство школьников в дальнейшем этими правилами никогда не пользовались, а вырабатывали свои, более…

Школа 90% учебного времени тратит на обучение школьников правилам – затем, чтобы большинство школьников в дальнейшем этими правилами никогда не пользовались, а вырабатывали свои, более…

Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове

Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове

Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,…

Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,…

Я убеждена: использование мнемотехники- это инновационная педагогическая технология, так как: 1) теория мнемотехники реализована на практике и позволяет систематизировать и применять удачный опыт; 2) применение…

Я убеждена: использование мнемотехники- это инновационная педагогическая технология, так как: 1) теория мнемотехники реализована на практике и позволяет систематизировать и применять удачный опыт; 2) применение…

Интересным примером этой группы – наличие одинаковых букв и звуков – может служить мнемоприем из учебника русского языка под редакцией

Интересным примером этой группы – наличие одинаковых букв и звуков – может служить мнемоприем из учебника русского языка под редакцией

Сюда мы можем отнести всем известное «правило окна»

Сюда мы можем отнести всем известное «правило окна»

В мнемотехнике приём символизации используется очень часто

В мнемотехнике приём символизации используется очень часто

Подарки осени »

Подарки осени »

Мнемотехника приводит к правильному решению

Мнемотехника приводит к правильному решению

Уровни развития %

Уровни развития %

Приложение Урок: Окружающий мир 4 класс (программа «Начальная школа 21 века»

Приложение Урок: Окружающий мир 4 класс (программа «Начальная школа 21 века»

Оборудование: Карточки с заданием, памятка «Правила тренировки памяти», коллаж, мнемотаблицы

Оборудование: Карточки с заданием, памятка «Правила тренировки памяти», коллаж, мнемотаблицы

Или другая ситуация: Положили дома какую-либо вещь, а через некоторое время не можете её найти, хотя твёрдо уверены в том, что она где-то дома

Или другая ситуация: Положили дома какую-либо вещь, а через некоторое время не можете её найти, хотя твёрдо уверены в том, что она где-то дома

Попробуйте составить правила тренировки памяти

Попробуйте составить правила тренировки памяти

Это особая мнемическая (слово происходит от имени древнегреческой богини памяти

Это особая мнемическая (слово происходит от имени древнегреческой богини памяти

Цифра 3 – 3 цветка, 3 поросёнка, 3 листка клёна, 3 морковки, 3 мышонка

Цифра 3 – 3 цветка, 3 поросёнка, 3 листка клёна, 3 морковки, 3 мышонка

Итоги: 11 – 12 слов - отличная память 9 – 10 слов – очень хорошая память 7 – 8 слов - хорошая память 5 –…

Итоги: 11 – 12 слов - отличная память 9 – 10 слов – очень хорошая память 7 – 8 слов - хорошая память 5 –…

ВЕЛИКОДУШИЕ БЕСКОНЕЧНОСТЬ

ВЕЛИКОДУШИЕ БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Я его нашёл, Отнесу подснежник маме,

Я его нашёл, Отнесу подснежник маме,

Что особенно запомнилось из урока? -

Что особенно запомнилось из урока? -

Наблюдала поразительные результаты

Наблюдала поразительные результаты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017