Применение метода проектов для подготовки учащихся к научно-практическим конференциям
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
история
Взрослым
21.06.2017
В работе описаны преимущества метода проектов при обучении студентов исследовательской работы в сравнении с реферативной. Раскрыта история возникновения метода проектов. Содержит типологию видов проектной работы. А так же дана подробная характеристика этапов работы студентов в проектной деятельности совместно с преподавателемВ работе описаны преимущества метода проектов при обучении студентов исследовательской работы в сравнении с реферативной. Раскрыта история возникновения метода проектов. Содержит типологию видов проектной работы. А так же дана подробная характеристика этапов работы студентов в проектной деятельности совместно с преподавателем
метод проектов.docx
Қазақстан Республикасының білім басқармасы жанындағы
«Бурабай ауданы Қатаркөл ауылы, ауылшаруашылық колледжі»
Мемлекеттік коммуналдык қазыналық кәсіпорны
Министерство образования и науки Республики Казахстан
ГККП «Сельскохозяйственный колледж, с. Катарколь»
при управлении образования Акмолинской области
Баяндама
Доклад
Тема: «Применение метода проектов для
подготовки учащихся к научнопрактическим
конференциям»
Домбровская Л.Г. Катарколь 2017
Оқу-әдістемелік кабинетпен қаралды
Рассмотрен учебно-методическим кабинетом
Хаттама
Протокол № ____ « ___ » ___________ 20 __ ж/г. Не в количестве знаний
заключается образование,
в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь.
А. Дистервег
С чего начинается исследование? С удивления…
Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не
подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не
иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается
найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…
Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из
важнейших целей образования – научить студентов мыслить самостоятельно, уметь ставить
и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных
исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание
представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством
руководителя исследовательской работы.
В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне
зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: :.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности,
нормой ее проведения.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской
деятельности, нормой ее проведения.
В классической классноурочной системе одним из этапов подготовки студентов к
научноисследовательской работы долгое время являлась только реферативная работа.
Написание рефератов включает,в себя лишь: изложение теории по теме путем анализа
источников литературы, формирование вывода по вопросу и защита, путем изложения,
прочтения, и (или) в вопросноответной форме.
На современном этапе образования все более теряет образовательные цели реферативная
работа, в связи с легкодоступностью информации, больших её объемов.
В реферативной работе у студента зачастую отсутствует заинтересованность,
творческий подход, не развивается критическое мышление, развитие, которых является
обязательным у современного студента для формирования конкурентоспособного
специалиста, способным мобилизовать свой личностный потенциал для решения
различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственно
целесообразного преобразования действительности. Именно метод проектов помогает подготовить современного специалиста, который не
будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно
конструктивным и духовноличностным опытом к научноисследовательской
деятельности.
Суть метода проектов заключается в способе обучения, при котором студент самым
непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он
самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой
информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою
деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и
жизненный опыт.
Метод проектов, с одной стороны, выступает как педагогическая технология, а с другой
стороны как организация деятельности студентов, построенная по принципу анализа и
проектирования.
В результате проектной деятельности студент колледжа:
∙ приобретает опыт анализа и решения учебных, проблемных, исследовательских задач;
учебных и профессиональных проблемных ситуаций;
∙ овладевает стилями общения и взаимодействия, рефлексии;
∙ овладевает способами самостоятельной работы;
∙ умеет работать и принимать решения индивидуально и в группах;
∙ сформировываются исследовательские умения и навыки при выполнении
исследовательских проектов;
∙ развивается креативное мышление.
Из истории проектного обучения.
Метод проектов возник в начале XX века в США. Его называли также методом проблем, и
связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании,
разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником
В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через
целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно
в этом знании.
Типология проектов.
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность:
исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико
ориентированная), ознакомительноориентировочная, пр. (исследовательский
проект, игровой, практикоориентированный, творческий). 2. Предметносодержательная область: монопроект (в рамках одной области знания);
межпредметный проект.
3. Характер контактов (среди участников одной группы, колледжа, области, страны,
разных стран мира).
4. Количество участников проекта (групповой или индивидуальный).
5. Продолжительность проекта (минипроекты – укладываются в одно занятие или
даже его часть (например, историческая справка и т.д.); краткосрочные –
тематический раздел,; предмет; предполагается сочетание урочных и внеклассных
форм работы; курсовые проекты как индивидуальные, так и групповые;
выполняются, как правило, во внеурочное время.).
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению
позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора
познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся. Изменяется и
психологический климат на уроке, так как преподавателю приходится переориентировать
свою учебновоспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды
самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского,
поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов,
поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои,
необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени
зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения.
Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность
проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной
работы на отдельных этапах.
По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации Продукт –
Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие
материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Портфолио
(папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее преподавателю необходимо продумать возможные варианты проблем,
которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы
выдвигаются учащимися с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации,
способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь
уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования,
поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или
групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на
занятиях кружка, в групповой работе в библиотеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
Завершается работа над проектом его защитой, которая может и должна проходить не по
единому образцу, а в наиболее подходящей для данного труда и конкретного автора
форме.
Виды презентации проектов: доклад, демонстрация видеофильма, научно
исследовательская конференция, инсценировка, прессконференция и т.д.
Презентация важна, прежде всего, для студента. Студент сам видит, насколько удачно он
поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели
проекта или его промежуточных результатов. Критерии оценки проекта должны быть
понятны. Их должно быть не боле 710. Оцениваться, прежде всего, должно качество
работы в целом, а не только презентация. Очевидно, что эти критерии должны быть
известны задолго до защиты:
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой
тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки
получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
возможностями;
коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение
знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения,
выводы;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность
ответов каждого члена группы. На первом этапе организации исследовательской деятельности учащихся необходимо
рекомендуется использовать творческий проект, который является одним из самых
эффективных для повышения мотивации. Ведь творческие проекты являются одними
из самых простых и интересных для участников проектирования и предполагают
соответствующее оформление результатов. Именно с этого типа проектов и
рекомендуется начинать работу с учащимися. При этом, работая над творческими
проектами, студентам можно предложить групповую форму работы. Ведь начинать
новую работу вместе всегда веселее, а постигать новое – проще.
Второй этап предполагает теоретическую подготовку студентов: более подробное
развитие понятийного аппарата, где четко прописано, как правильно обосновать
актуальность исследования, наметить цель работы, определить задачи, четко обозначается
структура проекта и план действий. При этом учащиеся выполняют свои первые
информационные проекты, учитывающие их будущую профессиональную деятельность.
Информационные направлены на сбор информации о какомлибо объекте или явлении,
предполагают ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и
обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. На этом этапе студентам
можно предложить как групповые, так и парные или индивидуальные формы работы. В
данном случае выбор преподавателя должен опираться на уровень подготовки учащегося,
его мотивационную и психологическую готовность к самостоятельной познавательной
деятельности. Именно на этом этапе преподавателю необходимо выступить помощником,
готовым не просто дать правильный ответ, а способным подсказать, как этот ответ найти.
Третий этап работа над исследовательскими проектами, которые являются одними из
самых сложных, а потому требуют от участников проектирования определенных знаний,
умений и навыков. При этом необходимы хорошо продуманная структура, обозначение
целей, обоснование актуальности предмета исследования, обозначение источников
информации, продуманные методы, результаты. Предлагая же профессионально
ориентированные исследовательские проекты, развиваются не только познавательные
активность и самостоятельность, но также и профессионально значимые качества.
Подобный вид деятельности является действительным мотивационным фактором,
способствующим развитию потребности в непрерывном саморазвитии и
самосовершенствовании. А также он обеспечивает готовность к применению полученных
знаний на практике в будущем.
Таким образом, метод проектов, безусловно, является одним из лучших методов
подготовки учащихся к научноисследовательской деятельности студентов. А изучая
возможность использования метода проектов при обучении студентов его необходимо
внедрять с такой целью, чтобы они в дальнейшем смогли бы грамотно использовать
исследовательские знания и навыки в своей будущей профессии.
Список литературы
1. Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта / Р.Ш. Мошнина // Нач. шк.: прил. к газ.
"Первое сент.". 2009. 115 сент. (№ 17). С. 27; 1630 сент. (№ 18). c. 1415.
2. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04
учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и
гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.4. 3. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом
процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в
школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003.
– с. 6.
4. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая
лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу
«Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003. – с. 12.
5. Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001 г.
Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные
технологии. – 2003. №3. 101 с.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: Аркти, 2004, с.4.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.
пособие сост. Е.С.Полат, М.Ю. Бухарина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат.
М.: Издательский центр «Академия», 2002. \
Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура// Лицейское и гимназическое
9.
образование. – 2002. №9.
Применение метода проектов для подготовки учащихся к научно-практическим конференциям
Применение метода проектов для подготовки учащихся к научно-практическим конференциям
Применение метода проектов для подготовки учащихся к научно-практическим конференциям
Применение метода проектов для подготовки учащихся к научно-практическим конференциям
Применение метода проектов для подготовки учащихся к научно-практическим конференциям
Применение метода проектов для подготовки учащихся к научно-практическим конференциям
Применение метода проектов для подготовки учащихся к научно-практическим конференциям
Применение метода проектов для подготовки учащихся к научно-практическим конференциям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.