Применение новых подходов в обучении и преподавании для повышения качества знаний.
Оценка 4.8

Применение новых подходов в обучении и преподавании для повышения качества знаний.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
7 кл
24.04.2018
Применение новых подходов в обучении и преподавании для повышения качества знаний.
Материал содержит описание опыта применения на практике новых подходов в обучении и преподавании с целью повышения качества знаний. Акцент сделан на два модуля: «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться» . Опыт будет полезен учителям, работающим по обновленной системе образования.
30марта.docx
Применение новых подходов в обучении и преподавании для повышения качества знаний В 21­м веке безграмотным считается не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться. ЭлвинТоффлер           Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на  трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и,  следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное  обучение. Учитель должен строить каждый урок, основываясь на новые подходы в обучении для того,  чтобы обеспечить успешность своего урока.             Несмотря на то, что идеи, рассматриваемые во всех семи модулях, по сути, являются новыми подходами в  преподавании и обучении, лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться» позиционированы в  Программе в статусе новых подходов. «Преподавание и учение на основе диалога» идеально подходит для развития коммуникативных навыков  учеников на уроках русского языка и литературы. Учение и преподавание на основе диалога предполагают  подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся  самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. Следует отметить, что диалог может  иметь место не только ученик­ученик, но и также учитель­ученик, последнее является наиболее  повторяющемся на каждом этапе моих уроков. Диалоги организую, как между учениками, так и между  учеником и учителем, что помогает ученикам понять и продумать весь полученный новый материал. Я в  качестве учителя выполняю роль направляющего, то есть провожу мониторинг работы учеников и вношу  корректировки путем постановки наводящих вопросов.             Следуя данному принципу, я с первых минут каждого урока вовлекаю учеников в диалог. Например,  это можно увидеть в ходе работы над «Дневником двойной записи», где ученику предоставляются темы и  опорные вопросы и фразы. Одноклассники после речи задают по одному вопросу ученику. Таким образом,  ученик высказывает своё мнение по поводу данного ему текста, а его сверстники поддерживают его точку  зрения, либо же не соглашаются через вопросы. Именно так происходит неподготовленный диалог, в  котором развивается речь, которая в свою очередь является главным инструментом обучения.             На своих уроках я апробировала и использую все три типа беседы, предложенные Мерсером:  Беседа­дебаты –существует большое расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению;  Кумулятивная беседа – идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются;  Исследоват.беседа – идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку.            В своей практике преподавания чаще всего использую 2 типа вопросов: вопросы низкого и высокого  уровня. Некоторыми учителями использование вопросов низкого уровня расценивается как неэффективное  обучение, потому что они направлены на мышление низкого уровня. Однако я считаю, что данный тип  вопросов готовят ученика к мышлению, особенно если у ученика низкий уровень знания языка. При этом я  учу давать полный ответ, избегая односложных «да, нет» ответов. При этом у учеников отрабатывается  грамматика (стоит отметить, что именно в таких типах вопросов учащиеся учатся правильно строить  предложения), а также навыки говорения. Также вопросы такого типа могут быть направлены на  запоминание информации и для вовлечения учащихся в процесс обучения в начале урока, чтобы вовлечь  учащихся в языковую среду. «Оба типа вопросов имеют место в эффективной педагогике: тип задаваемого  вопроса и его форма меняется в зависимости от цели». Вопросы высокого уровня я использую для того,  чтобы стимулировать умения учащихся применять имеющиеся знания, реорганизовывать полученную  информацию, расширять кругозор, оценивать и анализировать информацию.             Существует множество стратегий, построенных по принципу диалогового обучения. Одними из них  являются методы «Сократов круг» и «Сократовы вопросы». «Сократово преподавание» предполагает  вовлечение уч­ся в диалог и дискуссии, что способствует совместной работе и открытости, в отличие от  дебатов, при которых часто создается негативная и конкурентная атмосфера. Говоря о минусах данного  метода, следует отметить, что оценивание учеников в этом случае проблематично. А ведь оценивание этого процесса весьма важно, так как уч­ся всегда хотят получать результат того или иного вида деятельности.  Следуя критериальному оцениванию, я как учитель не вижу критериев оценки в данной стратегии,  единственное, что можно оценить здесь – это грамматика и активность участников. Если же не давать  оценку диалогу или беседе в классе, учащиеся просто не будут понимать, зачем они это делают, и  впоследствии могут быть пассивными при выполнении этого задания. Для того чтобы не столкнуться с  такой проблемой нужно разработать формы наблюдения или критерии оценивания, которые можно будет  использовать на постоянной основе, с которыми ученики будут знакомы и будут уметь применять и  трактовать результаты, полученные с их помощью.    Главная идея «Обучения тому, как обучаться»:  Скажи мне, я забуду Покажи мне, я запомню Вовлеки меня, и я пойму. Метасознание, или «Обучение тому, как учиться» (Flavell, 1976; Vygotsky, 1979) служит в качестве  важной современной интерпретацией социоконструктивистких идей. Процесс формирования метасознания  согласуется с вопросами, касающимися того, как уч­ся можно понять и взять на себя ответственность за  собственное обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно.            На всех уроках я стараюсь, чтобы ученики максимально работали самостоятельно, свою же роль  учителя сократила до минимума. Моя цель: завлечь учащихся в образовательную среду, предоставив им  возможность работать самостоятельно. Особо успешным упражнением по метапознанию считаю стратегию  «Я режиссер», где ученики создают историю по картинкам. Ученики занимаются не только написанием  рассказа, но также контролируют и распределяют роли и время.            Важность новых подходов в обучении не оценима и, несмотря на то, что многие учителя применяют  те или иные подходы в своей практике, не все глубоко осмысливают и тщательно планируют использование  того или иного метода. Я как учитель попыталась, чтобы на всех уроках ученик находился в центре  учебного процесса. Если до прохождения уровневых курсов я активно использовала диалоговое обучение, а метапознание оставляла в стороне и не уделяла должного внимания, то сейчас при планировании уроков я  стараюсь делать акцент на самостоятельное обучение учениками.                           Один из факторов влияния на изменения ученика, по моему мнению, это поощрение и оценивание в процессе  обучения. Оценивание на уроках я провожу в стадии рефлексии, где ученик оценивает себя, может оценить работу  учителя, оценить работу одноклассника. На каждом уроке провожу различные виды рефлексии, что помогает  планировать следующий урок. Вначале взаимооценивание и самооценивание было завышенное, но после применения  различных способов работы на уроке уч­ся стали более осознано самооценивать и взаимооценивать. При этом моими помощниками в оценивании являются такие приемы как «Дерево успеха», «Экран успеха и настроения», где были  расписаны этапы урока и в конце мы подводили итоги по критериям, таблица Чиксентмихайи и др.            За время своей педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с различными моделями,  технологиями, способами обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом  познания. Но, на мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные  методы обучения исключают преобладание какого­то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и  принимая ответственные решения. Главное для меня в этой методике – свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся, возможность дать детям  высказывать свое личное мнение, возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов.                         Обучение новому зависит от того, что человек уже знает и понимает. В данном случае помогает работа в  группе. Здесь ученик не обучается изолированно, а работает сообща, что помогает ему в работе над собой. Работа в  группе помогла моим ученикам сплотиться, раскрыться и показать свои способности. Групповая форма работы  очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу от сотрудничества с разными людьми.  Кроме того, в ходе групповой работы на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся  прослеживается применение различных стратегий. Так, например, стратегия критического мышления предполагает  работу в группах, стратегия диалогового обучения подтверждает, что дети эффективно учатся при активном их  вовлечении в обсуждения и дискуссии. Таким образом, сущность коллаборативного (группового) обучения, то есть  обучение в сотрудничестве предполагает способ работы на основе уважения, признания способностей и личного  вклада каждого члена группы. В процессе обучения учащихся в группе увеличивается степень самостоятельности  учащихся, развиваются творческие способности каждого, складываются благоприятные условия для развития  умений и способностей быстрого мышления. Исходя из своего наблюдения, я отметила, что учащиеся со слабым  уровнем мотивации, проявляют лидерские качества, например, при оформлении и защите постеров.           Таким образом, применяя групповую работу на своих уроках хотела бы отметить, что повышается учебная и  познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, в группе выше  обучаемость, эффективность усвоения, актуализация знаний, групповая работа способствует улучшению  психологического климата в классе, развития взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку  зрения.

Применение новых подходов в обучении и преподавании для повышения качества знаний.

Применение новых подходов в обучении и преподавании для повышения качества знаний.

Применение новых подходов в обучении и преподавании для повышения качества знаний.

Применение новых подходов в обучении и преподавании для повышения качества знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018