Применение педагогических технологий на уроках общественных дисциплин: методика и практика

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Применение педагогических технологий на уроках общественных дисциплин: методика и практика Всякое учение – деятельность. Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, способствует его умственному и нравственному развитию. Данное исследование посвящено изучению познавательной деятельности учащихся на уроках общественных дисциплин. Цели данной работы: - проанализировать принципы, методы познавательной деятельности учащихся на уроках истории, обществознания; - разработать методику, направленную на использование приемов развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках; - развитие личности школьника, его познавательной сферы, творческих способностей. Актуальность исследования определяется рядом факторов: А) и в прежних, и в издаваемых в последние годы методических пособиях довольно часто рекомендации по планированию и проведению уроков ограничиваются характеристикой деятельности учителя, а именно что и за какое время он должен объяснить, какие проблемы рассмотреть, какой дополнительный материал привести;
Иконка файла материала Применение педагогических технологий.doc
Применение педагогических технологий на уроках общественных дисциплин: методика и практика Всякое учение – деятельность. Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, способствует  его умственному и нравственному развитию. Данное исследование посвящено изучению познавательной деятельности учащихся на уроках  общественных дисциплин. Цели данной работы: ­ проанализировать принципы, методы познавательной деятельности учащихся на уроках истории,  обществознания; ­ разработать методику, направленную на использование приемов развития познавательной  самостоятельности учащихся на уроках; ­ развитие личности школьника, его познавательной сферы, творческих способностей. Актуальность исследования определяется рядом факторов: А) и в прежних, и в издаваемых в последние годы методических пособиях довольно часто  рекомендации по планированию и проведению уроков ограничиваются характеристикой деятельности  учителя, а именно что и за какое время он должен объяснить, какие проблемы рассмотреть, какой  дополнительный материал привести; Б) и задачи и ход уроков планируются с точки зрения работы педагога, но не учащихся (это видно по  таким формулировкам задач, как «ознакомить учащихся с ...», «раскрыть причины…»,  систематизацию и обобщение учитель проводит на основе главного фактора урока, выделяя  существенные признаки, понятия; В) в подобных ситуациях школьникам явно отводится роль слушателей, потребителей готовых знаний, в лучшем случае воспроизводящих услышанное или прочитанное. Актуальность данного подхода (современность и своевременность), заставляет еще раз обратиться и к его исторически сложившимся в отечественной педагогике основам, и в особенности к его  недостаточно используемому потенциалу. Традиционные технологии (содержания, формы, методы,  приемы) не способны сформировать работоспособную деловую творческую личность. Научная новизна работы заключается в том, что в ней предложена трактовка внедрения и  распространения педагогических технологий, позволяющих изменить сам ход познавательного  процесса, а вместе с этим ­ и позицию самого учащегося. Обозначив цели данной работы, я ставлю перед собой следующие задачи:    проследить способы формирования у школьников системного видения проблемы и  способности признания множественности подходов к её решению; изучить приемы обучения школьников способом решения нестандартных задач; выявить особенности формирования у школьников умений самостоятельно планировать и  организовывать свою познавательную деятельность. В работе применены методы: А) репродуктивные (повествовательное изложение, создание мотиваций обучения, работа с текстом  учебника, составление рассказа по опорным словам…) Б) объяснительно­иллюстративное изложение (вид повествовательного изложения, устный монолог педагога, в основе которого лежит элемент содержания учебного материала, характеризующийся  сложностью логических построений, образов, доказательств)В) метод инструктажа (составление специальных карточек­ инструкций) Г) метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, решение сложных вопросов,  выработка навыков по поиску правильных решений…) Д) исследовательский метод (стремление к самостоятельному поиску, заинтересованность в  познании нетрадиционного, выходящего за рамки…) Е) мысленный эксперимент (создание экспериментальных ситуаций), а также методы наблюдения:  беседы, анкетирования, эксперимент, изучение письменных графических, творческих работ учащихся  и т.д. Предметом исследования являются теории, методы, приемы, технологии активной познавательной  деятельности на уроках истории, обществознания. Объектом настоящего исследования является  процесс формирования активной познавательной деятельности учащихся. Практическая значимость  работы состоит в том, что на основе анализа разработана методика формирования у школьников  системных знаний по истории и обществознанию, повышение их качества в результате собственной  познавательной деятельности. Надо отметить, в разные годы специалисты в области академических наук, дидакты, отстаивали  значение освоения школьниками основ наук, обращались к истокам деятельностного подхода в  обучении, исследованию по вопросам организации самостоятельной работы школьников, активизации  учебной деятельности. Так, например, такие исследования можно видеть в работах, опубликованных: в 40­50 –е годы   самостоятельной работы школьников, что нашло отражение в публикациях Е.Я. Голанта, М.А.  Данилова, Б.П. Есипова и др. Авторы видели в самостоятельной работе не только организационную  самостоятельность, но и «самостоятельность мысли, самостоятельность деятельности учащихся».[3] в середине 1960­х гг   школьников сыграла проведенная в это время дискуссия «Наука и учебный предмет». [6]. Её общим  исходным положением было представление о школьном учебном предмете как о специально образно  составленной модели познания, а не просто сумме знаний «в выжатом виде». в 60­80 гг.   подхода в обучении:   – можно отметить ряд направлений, способствующих утверждению деятельностного    ­ возрос интерес к вопросам развития самостоятельного мышления, организации   . ­ существенную роль в разработке вопросов познавательной деятельности    разработка теория развития умственной деятельности школьников, поэтапного формирования  умственных действий (труды П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Е.Н. Кабановой – Меллер и  др.). исследования по вопросам организации самостоятельной работы школьников (Б.П. Есипов,  П.И. Пидкасистый, О.А. Нильсон и др.), активизации учебной деятельности (Г.И. Щукина, Т.И. Шамова и др.). В трудах дидактов была определена сущность самостоятельной работы  учащихся, связанная не столько с организационной формой (выполнение работы без  непосредственного руководства со стороны учителя), сколько с характером деятельности  школьника, предполагающей не простое воспроизведение, а преобразование, самостоятельный  поиск решения, творчество.  Методические исследования по вопросам познавательной деятельности, умений учащихся при  изучении истории (работы И.Я. Лернера, Г.И. Годера, П.В. Горы, Г.М. Донского, Н.И.  Запорожец и др.). В теоретическом плане особое значение имело определение И.Я. Лернером  круга аспектных проблем и методов исторического познания, применяемых при изучении  истории в школе. [5] на рубеже 80­90 гг.   – произошли значительные перемены. История оказалась в числе предметов,    подвергшихся существенному обновлению, начиная с методологических концепций и заканчивая  отбором и трактовкой фактов. Издания 90­х гг., содержавшие общие подходы к предметнойметодике, представляли собой попытки охарактеризовать реформируемое школьное историческое  образование. Не отторгая методических достижений предшествующих десятилетий (публикации Е.Е.  Вяземского и О.Ю. Стреловой, М.В. Коротковой и М.Т. Студеникина и др.) [2]  В них рассматривались все этапы работы педагога – от целеполагания до диагностики и оценивания  результатов обучения. Также характеризовались и такие категории, как «познавательные возможности учащихся», предметные умения школьников «как равный компонент школьного исторического  образования» (Е.Е. Вяземский, О.Ю.Стрелова), деятельность учащихся с отдельными видами  исторического материала ­ фактами, понятиями, картой, хронологией (в этом авторы сохраняли  преемственность с методиками 60­70 гг.). 90­е гг.   познавательной деятельности школьников при изучении истории:   ­ в Институте содержания и методов обучения РАО была обоснованна следующая структура   Локализация исторических событий, явлений во времени и в пространстве;  Описание (реконструкция) прошлого;  Работа с историческими источниками;  Анализ, объяснение исторических событий и явлений;  Рассмотрение версий и оценок исторических событий и личностей. Модернизация современного образования направлена на формирование личности нового типа. Уже  сейчас востребован человек мыслящий, творческий, созидающий. В этих условиях повышается значимость социально­гуманитарных дисциплин, в первую очередь,  истории, так как она наиболее полно накапливает социальный опыт человечества. Одним из конкретных путей реализации целей исторического образования является формирование  познавательных умений. Познавательные умения – это умения познавать, изучать, осмысливать,  находить, ставить цели и задачи, разрабатывать планы и проекты решений. Данные способности  связаны с появлением интереса, мобилизации внимания, организацией активной самостоятельной  познавательной деятельности.  Теоретическое обоснование опыта Исходя из целей модернизации образования, в своей работе я ищу такие способы и средства их  решения, которые позволили бы создать условии для развития и саморазвития личности учащихся.  Приоритетной ролью в учебно­воспитательном процессе является внедрение и распространение  педагогических технологий, которые позволяют изменить сам ход познавательного процесса, а вместе  с этим и позицию самого учащегося. Методическая система моей работы основывается на теории педагогики сотрудничества. Согласно  ей учебный процесс носит характер субъект – субъектных отношений между учителем и учеником,  где педагог является субъектом преподавательской деятельности, а ученик ­ субъектом  деятельности учения. Деятельность различается по целям, действиям, результатам, поэтому и  субъектность участников образовательного процесса проявляется по­разному, но обязательно при  условии адекватного соотношения права и ответственности. Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам  общего труда, сотрудничества, сотворчества. Данная технология меня привлекает еще и тем, что  позволяет органично соединять элементы других педагогическим технологий, а именно: технология  дифференцированного обучения, индивидуализация обучения (Инге Унт, А.С. Границкая), гуманно­ личностная технология (Ш.А. Амонашвили); теории и технологии развивающего обучения  (Л.В.Занкова, Д.Б. Эльконина­В.В.Давыдова, З.И. Калмыковой). Главное в этих технологиях – это  идея совместно развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием,  проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда. В ходереализации этой идеи проявляется возможность помочь ученикам поверить в свои силы, разбудить  лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма, гражданственности. Моя педагогическая система включает в себя следующие компоненты:    система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения, целями которой являются  не только расширение объемов, структурирование, интегрирование, обобщение предметного  содержания, но и преобразование личного опыта учащегося. При этом каждый ученик имеет  право самостоятельного выбора, а также использования значимых для него способов  проработки материала; система контроля и оценивания деятельности учащихся, предусматривающая сочетание  внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого,  посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов,  снятие страха перед низкой оценкой (уроки­зачеты, составление вопросов друг для друга и  др.); система внеурочной работы, включающая в себя факультативы по предмету: «История для  любознательных» (8­ой класс); «Исторический» (11­ый класс), рыцарские турниры, брейн­ ринги, КВН, заочные экскурсии­путешествия, участие в исследовательских работах (о малой  родине «Здесь всё наше родное», в конференции участников туристко­краеведческого  движения «Отечество» в номинации «Литературно­краеведческое произведение». Проведение  школьных викторин среди 10­11 классов, посвященных истории Астраханского края,  посещение с учащимися выставок на базе Красноярского музея («Прикладное искусство»,  «Искусство Рериха», «Оренбургский пуховый платок», знакомство с работами красноярских,  астраханских художников и т.д. Принимала участие с учениками 11­го класса в мероприятии  на базе Центральной районной библиотеки на тему «Политическая власть: избирательное  право» ( к юбилею Гос.Думы) и т.д. Данные виды деятельности обеспечивают ученикам возможность самообразования, саморазвития,  самовыражения. Основными условиями для достижения положительных результатов в учебной  деятельности я считаю: 1. Учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, осуществлять личностный  подход в учебном процессе; 2. Проявлять уважительное, доброжелательное отношение к ученику, ведь каждый ученик – это  личность; 3. Обеспечение стойкой мотивации, заинтересованности к изучаемому материалу; 4. Создавать ситуации взаимопомощи, признавать за учеником права на ошибки; 5. Проводить взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету; 6. Направленность и организация учебного процесса на формирование прогностических умений. Устойчивый высокий интерес учащихся к предмету, что выражается в:     в посещении ими факультативов – 40% участие в проектной деятельности ­ 46% участие в исследовательской работе – 50%  участие в открытых уроках, круглых столах, семинарах;  Кроме того, мои ученики успешно выступают и побеждают в различных конкурсах.В своей работе стараюсь уделить внимание одаренным детям. Провожу дополнительные занятия по  предметам. На уроках, во внеурочное время, в дополнительных часах, через деятельное освоение  явлений социально­исторического направления, вырабатывается глубокое освоение навыков, ведение  дискуссий, отстаивание своей точки зрения. Для того чтобы развить у одаренных детей прочные  навыки, учащиеся включались в окружающий мир во всем его многообразии. Проведение  индивидуальных консультаций, разбор заданий повышенной сложности, поведение внутри­школьных  олимпиад, решение проблемно­познавательных задач, освоение более сложных способов в изучении  исторического прошлого. В этом направлении проводилась работа и на установление тесных  межпредметных связей, овладение обобщенными способами изучения. При работе с практическими  заданиями большое место отводилось критическому анализу, интерпретации письменных источников.  Наряду с хорошо известными учащимся видами (летопись, законодательные акты и.т.д.) привлекались источники информации не совсем привычные для школьного курса (частная переписка,  биографические справки, карикатурные жанры, свидетельства очевидцев). Использовались формы: подготовка аннотаций, создание эссе, умение составлять аргументированный  прогноз развития исторических процессов и явлений. В результате проводимой работы с одаренными детьми был наработан определенный материал в этом  направлении: навыки написания эссе, приемы, обеспечивающие творческое освоение понятийного  аппарата, уверенное овладение учащимися терминами и персоналиями. атериал по составлению развернутой характеристики исторических персоналий, когда требуется  показ исторической обусловленности, объяснение мотивов деятельности человека, раскрытие  взглядов, предъявление различных оценок жизненной деятельности и.т.д. С каждым годом  увеличивается число учащихся, увлекающихся историей, обществознанием, исследовательской  деятельностью. Неоднократно мои старшеклассники принимали участие в проектной и исследовательской  деятельности. Ученики занимаются не только получением новой информации, но и учатся сравнивать  и анализировать различные точки зрения, формулируют собственное мнение по какой­то проблеме. Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю работе с неуспевающими учениками,  как на уроках, так и дополнительно во внеурочное время. С целью выявления причин не усвоения  учебного материала, составляю сравнительные таблицы по результатам контрольных работ, выявляю  ошибки, сделанные учениками, провожу их анализ. Затем обязательно провожу работу по  дальнейшему закреплению непонятого материала. В данной форме работы с учениками использую  дополнительные карточки, устную отработку в форме беседы, диалога, работы у доски. На темы, с  которыми учащиеся испытывали затруднения, отвожу дополнительные уроки за счет отведенных  часов резервного времени. Провожу работу по включению для неуспевающих детей заданий,  связанных с моторикой (из практики видно, что ребята хорошо усваивают данную форму работы). В  целом, я стараюсь не торопиться ставить «2», всегда даю возможность ученику не терять веры в своих собственных силах, всячески стимулирую учащихся к хорошей оценке, давая минимум стандартных  требований. При моделировании уроков, занятий я использую данные мониторингового исследования  интеллектуальных возможностей своих учащихся. Это позволяет создать эффективную обучающую  систему. Составной частью её являются учебные задания различного уровня сложности: от самых  простых до заданий, требующих применения исследовательских умений. Так, например, на уроке по  теме «Устройство Римской республики» (5 класс) при рассмотрении вопроса об управлении в  Римской республике классу предлагаются разноуровневые задания. Работая с текстом учебника,  каждый ученик получает право самостоятельного выбора, при этом используя наиболее значимые для  него способы проработки учебного материала:  Программа «А» Прочитать текст и познакомиться с новыми государственными должностями в Риме (консул,  народные трибуны). Программа «Б» Выявить основные изменения, произошедшие в управлении Рима (кто получил право  участвовать в Народном собрании, какие вопросы находятся в их ведении, кто обладает  «правом вето»).  Программа «В» Самостоятельно составить схему управления в Римской республике, на которой будет  отражена иерархическая зависимость в государстве. При выполнении этих заданий каждый ученик получает возможность саморазвития и самовыражения  при изучении конкретной учебной темы. Однако данные принципы не являются самоцелью, а выступают необходимым условием для развития  познавательных, прогностических способностей учащихся. Поскольку познавательные умения  требуют развития способности исследования, моделирование и построение гипотезы, осмысления  исторических событий, то я также использую:  принцип осознанности обучения. Очень важно, чтобы цели и задачи обучения соответствовали собственной мотивации деятельности  ученика, и, более того, усиливали ее. С этой целью я часто прошу ребят самостоятельно определить  цели урока, даю опережающие задания, провожу аналогии, прошу их искать самостоятельно, провожу  уроки ­ путешествия.  принцип ролевой организации, позволяющий воссоздать реальную или воображаемую ситуацию и обучающий принятию решений в ее условиях. При этом если сюжетно­ ролевая деятельность довольно точно воспроизводит сюжеты, отношения и психологию эпохи, то это  является основанием для вывода, что понимание учеником действительности является достаточно  глубоким. Например, при изучении темы «Отмена крепостного права в России» (8 класс), ребятам  было предложено разработать самостоятельно проекты отмены крепостного права, где будут  представлены точки зрения различных категорий помещиков. С этой целью класс разбивался на  группы, каждая получала конверт с необходимыми заданиями и документами. Как показала  последующая проверка, именно эта тема была наиболее успешно освоена ребятами. Существенное место при формировании познавательных умений занимает принцип  компаративности, который предусматривает развитие навыков сравнения с различными точками  зрения на событие, вырабатывается оптимальный способ решения учебной задачи, умение  формулировать и отстаивать собственное мнение. А так же формируется умение понимать другого  человека, уважительно относиться к другим точкам зрения, искать пути согласования своих позиций.  Данный принцип позволяет рассмотреть историческое событие, исторический процесс с различных  позиций, показать, что ни одно событие не может быть оценено однозначно. Оно должно оцениваться с позиции общечеловеческой значимости и его роли в историческом прогрессе, т.е. необходимо уметь  видеть «две стороны одной медали». С этой позиции мои ученики пытаются оценить такие явления  как рабство, война. Например, после изучения темы «Северная война» необходимо определить ее роль для последующего  развития России. Учащиеся отмечают, что с одной стороны, война, длившаяся 21 год, принесла горе,  разрушения. С другой же стороны, явилась определенным стимулом для развития отечественной  промышленности. Тесно связан с ним и принцип ценностного отношения к миру. Сегодня проблема формирования ценностей, определяющих отношение к миру, к людям, к самому  себе как человеку и профессионалу является одной из основных современного образования. Именно  уроки истории и обществознания помогают сформировать основные ценности. Поэтому на своихуроках я уделяю большое внимание вопросам значимости, вопросам выбора своего места. Так, при  проведении «Урока Конституции» в 8­ом классе перед ребятами была поставлена проблема: вставать  или нет, во время исполнения гимна Российской Федерации. Выбор они должны были сделать сами.  Был спор друг с другом, был спор с самим собой. Но в конце была наша победа – встал весь класс.  Именно с целью формирования ценностного отношения к себе как к личности, я предлагаю ребятам  составлять исторические портреты изучаемых личностей, в которых они должны показать человека  через его значимость для других, для России. Методы и приемы по активизации познавательной деятельности Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения, т.е. методов  обучения. На сегодняшний день в педагогической науке существует несколько подходов к  классификации методов:     по источникам знания: словесные, наглядные, практические; по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа; по характеру познавательной деятельности: рецептивные, репродуктивные, проблемные и др.; по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивные, дедуктивные. Я буду придерживаться идеи, в основу которой положен принцип формирования познавательных  способностей учащихся (Бабанский Ю.К., Лемберг Р.Г.). Репродуктивные методы позволяют сформировать необходимые базисные знания /умения учащихся, являющиеся основой для развития познавательных умений. В эту группу методов  входит повествовательное изложение, где «наряду с монологом преподавателя возможно  применение таких приемов, как актуализация изучаемого материала, совместное целеполагание при  рассмотрении новой темы, создание мотивации обучения, выделение главных мыслей, выводы по теме  [1]. При этом учащиеся совершенствуют умения работы с текстом учебника, находить и объяснять  употребляемые исторические термины, составлять рассказ по опорным словам и др. Уроки истории  позволяют успешно применять эти приемы. При изучении вопроса о налоговой политике Петра I, о  введении высоких государственных пошлин на ввозимый товар возможно проведение аналогии с  сегодняшним днем. При подведении итогов урока, после совместного обсуждения, я предлагаю  ребятам записать самостоятельно вывод по теме. При этом в пятых и шестых классах предлагаю под  запись первое предложение вывода, а закончить его они должны самостоятельно. Использование этого приема способствует развитию мышления, внимания учащихся, письменной речи. Объяснительно­иллюстративное изложение, как вид повествовательного изложения, предполагает  устный монолог педагога, в основе которого лежит элемент содержания учебного материала,  характеризующийся сложностью логических построений, образов, доказательств. Эффективность  этого метода достигается логическим, последовательным изложением материала, с грамотным  подбором иллюстраций, демонстраций. Важной особенностью этого метода является его сочетание с  приемами активизации познавательной деятельности учащихся. Они учатся составлять план, схему,  таблицу, логическую цепочку. На уроке по теме «Средневековый город» предлагается составить  логическую цепочку: «Образование средневековых городов». Успехи в развитии хозяйства  возникновение ремесленных поселений  Учитывая направленность современного образования не столько на прочное усвоение знаний/умений,  сколько на формирование творческих способностей учащихся, я добиваюсь поставленных целей при  помощи, прежде всего проблемно­поисковых методов. Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной  деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов. Его назначение в том, что  учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся не только   отделение ремесла от земледелия   рост и развитие городов. → → →  выделение ремесла  →воспринимают, осознают и запоминают готовые научные выводы, но и следят за логикой  доказательств, за ее убедительностью. Часто практикую использование проблемных заданий на уроке  и в домашних работах. Проблемные задания это особый вид логических заданий, построенных на  несоответствии уровня знаний и умений ученика с определенными требованиями. «В процессе их  решения совершенствуются способы умственных действий учащихся по получению необходимой  информации (чтение, работа с учебной и научно­популярной литературой, управление вниманием,  наблюдением, запоминанием); по развитию интеллектуальных способностей (осмысление материала,  выделение главного, анализ и синтез, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование,  формулирование выводов, умозаключений); а также, по формированию организационных и оценочных умений». [4]. При решении проблемных заданий органично сочетаются индивидуальная и групповая  форма организации познавательной деятельности. Прогностическая ценность проблемных заданий  состоит в развитии творческого потенциала учеников, в выработке навыков самостоятельной работы  по поиску правильных решений. Результаты работы по проблеме использования методов развития познавательной деятельности школьников. В результате работы по формированию познавательной деятельности учащихся на уроках истории,  мне удалось перевести учащихся с уровней отрицательного отношения изучения предмета к формам  положительного отношения ­ действенному, осознанному, ответственному, что привело к усвоению  всеми учащимися базового уровня образования и мне удалось добиться следующего:     применение различных методов обучения для развития познавательной самостоятельности  учащихся стало системным, что позволило оказать положительное влияние на мотивацию  учения предмету. Как показали психолого­педагогические срезы, интерес к предмету возрос; общеучебные умения и навыки получили высокое развитие; сформировался общий метод мышления, основанный на поиске информации, ее анализе,  синтезе, выявлении причин различных преобразований; учащиеся обеспечивают устойчивые показатели качества знаний, умений, навыков. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1. Повышение эффективности урока в современных условиях, требует продуманного и умелого  использования учителем идей учебно­воспитательного процесса: планировании задач урока,  познавательной деятельности учащихся различного уровня успеваемости, с учетом их  индивидуальных интересов, особенностей. 2. Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и  развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависят результаты  обучения, развития, воспитания учащихся. 3. Алгоритм активной познавательной деятельности учащихся складывается из трех основных шагов: ­ выделение основных целей усвоения учебного материала; ­ отбор содержания учебного материала, промежуточных выводов; ­ определение познавательных действий и результатов деятельности в целом.