Применение педагогических технологий на уроках общественных дисциплин: методика и практика
Всякое учение – деятельность.
Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, способствует его умственному и нравственному развитию.
Данное исследование посвящено изучению познавательной деятельности учащихся на уроках общественных дисциплин.
Цели данной работы:
- проанализировать принципы, методы познавательной деятельности учащихся на уроках истории, обществознания;
- разработать методику, направленную на использование приемов развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках;
- развитие личности школьника, его познавательной сферы, творческих способностей.
Актуальность исследования определяется рядом факторов:
А) и в прежних, и в издаваемых в последние годы методических пособиях довольно часто рекомендации по планированию и проведению уроков ограничиваются характеристикой деятельности учителя, а именно что и за какое время он должен объяснить, какие проблемы рассмотреть, какой дополнительный материал привести;
Применение педагогических технологий на уроках общественных дисциплин: методика и практика
Всякое учение – деятельность.
Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, способствует
его умственному и нравственному развитию.
Данное исследование посвящено изучению познавательной деятельности учащихся на уроках
общественных дисциплин.
Цели данной работы:
проанализировать принципы, методы познавательной деятельности учащихся на уроках истории,
обществознания;
разработать методику, направленную на использование приемов развития познавательной
самостоятельности учащихся на уроках;
развитие личности школьника, его познавательной сферы, творческих способностей.
Актуальность исследования определяется рядом факторов:
А) и в прежних, и в издаваемых в последние годы методических пособиях довольно часто
рекомендации по планированию и проведению уроков ограничиваются характеристикой деятельности
учителя, а именно что и за какое время он должен объяснить, какие проблемы рассмотреть, какой
дополнительный материал привести;
Б) и задачи и ход уроков планируются с точки зрения работы педагога, но не учащихся (это видно по
таким формулировкам задач, как «ознакомить учащихся с ...», «раскрыть причины…»,
систематизацию и обобщение учитель проводит на основе главного фактора урока, выделяя
существенные признаки, понятия;
В) в подобных ситуациях школьникам явно отводится роль слушателей, потребителей готовых знаний,
в лучшем случае воспроизводящих услышанное или прочитанное.
Актуальность данного подхода (современность и своевременность), заставляет еще раз обратиться и к
его исторически сложившимся в отечественной педагогике основам, и в особенности к его
недостаточно используемому потенциалу. Традиционные технологии (содержания, формы, методы,
приемы) не способны сформировать работоспособную деловую творческую личность.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней предложена трактовка внедрения и
распространения педагогических технологий, позволяющих изменить сам ход познавательного
процесса, а вместе с этим и позицию самого учащегося.
Обозначив цели данной работы, я ставлю перед собой следующие задачи:
проследить способы формирования у школьников системного видения проблемы и
способности признания множественности подходов к её решению;
изучить приемы обучения школьников способом решения нестандартных задач;
выявить особенности формирования у школьников умений самостоятельно планировать и
организовывать свою познавательную деятельность.
В работе применены методы:
А) репродуктивные (повествовательное изложение, создание мотиваций обучения, работа с текстом
учебника, составление рассказа по опорным словам…)
Б) объяснительноиллюстративное изложение (вид повествовательного изложения, устный монолог
педагога, в основе которого лежит элемент содержания учебного материала, характеризующийся
сложностью логических построений, образов, доказательств)В) метод инструктажа (составление специальных карточек инструкций)
Г) метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, решение сложных вопросов,
выработка навыков по поиску правильных решений…)
Д) исследовательский метод (стремление к самостоятельному поиску, заинтересованность в
познании нетрадиционного, выходящего за рамки…)
Е) мысленный эксперимент (создание экспериментальных ситуаций), а также методы наблюдения:
беседы, анкетирования, эксперимент, изучение письменных графических, творческих работ учащихся
и т.д.
Предметом исследования являются теории, методы, приемы, технологии активной познавательной
деятельности на уроках истории, обществознания. Объектом настоящего исследования является
процесс формирования активной познавательной деятельности учащихся. Практическая значимость
работы состоит в том, что на основе анализа разработана методика формирования у школьников
системных знаний по истории и обществознанию, повышение их качества в результате собственной
познавательной деятельности.
Надо отметить, в разные годы специалисты в области академических наук, дидакты, отстаивали
значение освоения школьниками основ наук, обращались к истокам деятельностного подхода в
обучении, исследованию по вопросам организации самостоятельной работы школьников, активизации
учебной деятельности. Так, например, такие исследования можно видеть в работах, опубликованных:
в 4050 –е годы
самостоятельной работы школьников, что нашло отражение в публикациях Е.Я. Голанта, М.А.
Данилова, Б.П. Есипова и др. Авторы видели в самостоятельной работе не только организационную
самостоятельность, но и «самостоятельность мысли, самостоятельность деятельности учащихся».[3]
в середине 1960х гг
школьников сыграла проведенная в это время дискуссия «Наука и учебный предмет». [6]. Её общим
исходным положением было представление о школьном учебном предмете как о специально образно
составленной модели познания, а не просто сумме знаний «в выжатом виде».
в 6080 гг.
подхода в обучении:
– можно отметить ряд направлений, способствующих утверждению деятельностного
возрос интерес к вопросам развития самостоятельного мышления, организации
. существенную роль в разработке вопросов познавательной деятельности
разработка теория развития умственной деятельности школьников, поэтапного формирования
умственных действий (труды П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Е.Н. Кабановой – Меллер и
др.).
исследования по вопросам организации самостоятельной работы школьников (Б.П. Есипов,
П.И. Пидкасистый, О.А. Нильсон и др.), активизации учебной деятельности (Г.И. Щукина, Т.И.
Шамова и др.). В трудах дидактов была определена сущность самостоятельной работы
учащихся, связанная не столько с организационной формой (выполнение работы без
непосредственного руководства со стороны учителя), сколько с характером деятельности
школьника, предполагающей не простое воспроизведение, а преобразование, самостоятельный
поиск решения, творчество.
Методические исследования по вопросам познавательной деятельности, умений учащихся при
изучении истории (работы И.Я. Лернера, Г.И. Годера, П.В. Горы, Г.М. Донского, Н.И.
Запорожец и др.). В теоретическом плане особое значение имело определение И.Я. Лернером
круга аспектных проблем и методов исторического познания, применяемых при изучении
истории в школе. [5]
на рубеже 8090 гг.
– произошли значительные перемены. История оказалась в числе предметов,
подвергшихся существенному обновлению, начиная с методологических концепций и заканчивая
отбором и трактовкой фактов. Издания 90х гг., содержавшие общие подходы к предметнойметодике, представляли собой попытки охарактеризовать реформируемое школьное историческое
образование. Не отторгая методических достижений предшествующих десятилетий (публикации Е.Е.
Вяземского и О.Ю. Стреловой, М.В. Коротковой и М.Т. Студеникина и др.) [2]
В них рассматривались все этапы работы педагога – от целеполагания до диагностики и оценивания
результатов обучения. Также характеризовались и такие категории, как «познавательные возможности
учащихся», предметные умения школьников «как равный компонент школьного исторического
образования» (Е.Е. Вяземский, О.Ю.Стрелова), деятельность учащихся с отдельными видами
исторического материала фактами, понятиями, картой, хронологией (в этом авторы сохраняли
преемственность с методиками 6070 гг.).
90е гг.
познавательной деятельности школьников при изучении истории:
в Институте содержания и методов обучения РАО была обоснованна следующая структура
Локализация исторических событий, явлений во времени и в пространстве;
Описание (реконструкция) прошлого;
Работа с историческими источниками;
Анализ, объяснение исторических событий и явлений;
Рассмотрение версий и оценок исторических событий и личностей.
Модернизация современного образования направлена на формирование личности нового типа. Уже
сейчас востребован человек мыслящий, творческий, созидающий.
В этих условиях повышается значимость социальногуманитарных дисциплин, в первую очередь,
истории, так как она наиболее полно накапливает социальный опыт человечества.
Одним из конкретных путей реализации целей исторического образования является формирование
познавательных умений. Познавательные умения – это умения познавать, изучать, осмысливать,
находить, ставить цели и задачи, разрабатывать планы и проекты решений. Данные способности
связаны с появлением интереса, мобилизации внимания, организацией активной самостоятельной
познавательной деятельности.
Теоретическое обоснование опыта
Исходя из целей модернизации образования, в своей работе я ищу такие способы и средства их
решения, которые позволили бы создать условии для развития и саморазвития личности учащихся.
Приоритетной ролью в учебновоспитательном процессе является внедрение и распространение
педагогических технологий, которые позволяют изменить сам ход познавательного процесса, а вместе
с этим и позицию самого учащегося.
Методическая система моей работы основывается на теории педагогики сотрудничества. Согласно
ей учебный процесс носит характер субъект – субъектных отношений между учителем и учеником,
где педагог является субъектом преподавательской деятельности, а ученик субъектом
деятельности учения. Деятельность различается по целям, действиям, результатам, поэтому и
субъектность участников образовательного процесса проявляется поразному, но обязательно при
условии адекватного соотношения права и ответственности.
Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам
общего труда, сотрудничества, сотворчества. Данная технология меня привлекает еще и тем, что
позволяет органично соединять элементы других педагогическим технологий, а именно: технология
дифференцированного обучения, индивидуализация обучения (Инге Унт, А.С. Границкая), гуманно
личностная технология (Ш.А. Амонашвили); теории и технологии развивающего обучения
(Л.В.Занкова, Д.Б. ЭльконинаВ.В.Давыдова, З.И. Калмыковой). Главное в этих технологиях – это
идея совместно развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием,
проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда. В ходереализации этой идеи проявляется возможность помочь ученикам поверить в свои силы, разбудить
лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма, гражданственности.
Моя педагогическая система включает в себя следующие компоненты:
система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения, целями которой являются
не только расширение объемов, структурирование, интегрирование, обобщение предметного
содержания, но и преобразование личного опыта учащегося. При этом каждый ученик имеет
право самостоятельного выбора, а также использования значимых для него способов
проработки материала;
система контроля и оценивания деятельности учащихся, предусматривающая сочетание
внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого,
посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов,
снятие страха перед низкой оценкой (урокизачеты, составление вопросов друг для друга и
др.);
система внеурочной работы, включающая в себя факультативы по предмету: «История для
любознательных» (8ой класс); «Исторический» (11ый класс), рыцарские турниры, брейн
ринги, КВН, заочные экскурсиипутешествия, участие в исследовательских работах (о малой
родине «Здесь всё наше родное», в конференции участников туристкокраеведческого
движения «Отечество» в номинации «Литературнокраеведческое произведение». Проведение
школьных викторин среди 1011 классов, посвященных истории Астраханского края,
посещение с учащимися выставок на базе Красноярского музея («Прикладное искусство»,
«Искусство Рериха», «Оренбургский пуховый платок», знакомство с работами красноярских,
астраханских художников и т.д. Принимала участие с учениками 11го класса в мероприятии
на базе Центральной районной библиотеки на тему «Политическая власть: избирательное
право» ( к юбилею Гос.Думы) и т.д.
Данные виды деятельности обеспечивают ученикам возможность самообразования, саморазвития,
самовыражения.
Основными условиями для достижения положительных результатов в учебной
деятельности я считаю:
1. Учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, осуществлять личностный
подход в учебном процессе;
2. Проявлять уважительное, доброжелательное отношение к ученику, ведь каждый ученик – это
личность;
3. Обеспечение стойкой мотивации, заинтересованности к изучаемому материалу;
4. Создавать ситуации взаимопомощи, признавать за учеником права на ошибки;
5. Проводить взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету;
6. Направленность и организация учебного процесса на формирование прогностических умений.
Устойчивый высокий интерес учащихся к предмету, что выражается в:
в посещении ими факультативов – 40%
участие в проектной деятельности 46%
участие в исследовательской работе – 50%
участие в открытых уроках, круглых столах, семинарах;
Кроме того, мои ученики успешно выступают и побеждают в различных конкурсах.В своей работе стараюсь уделить внимание одаренным детям. Провожу дополнительные занятия по
предметам. На уроках, во внеурочное время, в дополнительных часах, через деятельное освоение
явлений социальноисторического направления, вырабатывается глубокое освоение навыков, ведение
дискуссий, отстаивание своей точки зрения. Для того чтобы развить у одаренных детей прочные
навыки, учащиеся включались в окружающий мир во всем его многообразии. Проведение
индивидуальных консультаций, разбор заданий повышенной сложности, поведение внутришкольных
олимпиад, решение проблемнопознавательных задач, освоение более сложных способов в изучении
исторического прошлого. В этом направлении проводилась работа и на установление тесных
межпредметных связей, овладение обобщенными способами изучения. При работе с практическими
заданиями большое место отводилось критическому анализу, интерпретации письменных источников.
Наряду с хорошо известными учащимся видами (летопись, законодательные акты и.т.д.) привлекались
источники информации не совсем привычные для школьного курса (частная переписка,
биографические справки, карикатурные жанры, свидетельства очевидцев).
Использовались формы: подготовка аннотаций, создание эссе, умение составлять аргументированный
прогноз развития исторических процессов и явлений.
В результате проводимой работы с одаренными детьми был наработан определенный материал в этом
направлении: навыки написания эссе, приемы, обеспечивающие творческое освоение понятийного
аппарата, уверенное овладение учащимися терминами и персоналиями.
атериал по составлению развернутой характеристики исторических персоналий, когда требуется
показ исторической обусловленности, объяснение мотивов деятельности человека, раскрытие
взглядов, предъявление различных оценок жизненной деятельности и.т.д. С каждым годом
увеличивается число учащихся, увлекающихся историей, обществознанием, исследовательской
деятельностью.
Неоднократно мои старшеклассники принимали участие в проектной и исследовательской
деятельности. Ученики занимаются не только получением новой информации, но и учатся сравнивать
и анализировать различные точки зрения, формулируют собственное мнение по какойто проблеме.
Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю работе с неуспевающими учениками,
как на уроках, так и дополнительно во внеурочное время. С целью выявления причин не усвоения
учебного материала, составляю сравнительные таблицы по результатам контрольных работ, выявляю
ошибки, сделанные учениками, провожу их анализ. Затем обязательно провожу работу по
дальнейшему закреплению непонятого материала. В данной форме работы с учениками использую
дополнительные карточки, устную отработку в форме беседы, диалога, работы у доски. На темы, с
которыми учащиеся испытывали затруднения, отвожу дополнительные уроки за счет отведенных
часов резервного времени. Провожу работу по включению для неуспевающих детей заданий,
связанных с моторикой (из практики видно, что ребята хорошо усваивают данную форму работы). В
целом, я стараюсь не торопиться ставить «2», всегда даю возможность ученику не терять веры в своих
собственных силах, всячески стимулирую учащихся к хорошей оценке, давая минимум стандартных
требований.
При моделировании уроков, занятий я использую данные мониторингового исследования
интеллектуальных возможностей своих учащихся. Это позволяет создать эффективную обучающую
систему. Составной частью её являются учебные задания различного уровня сложности: от самых
простых до заданий, требующих применения исследовательских умений. Так, например, на уроке по
теме «Устройство Римской республики» (5 класс) при рассмотрении вопроса об управлении в
Римской республике классу предлагаются разноуровневые задания. Работая с текстом учебника,
каждый ученик получает право самостоятельного выбора, при этом используя наиболее значимые для
него способы проработки учебного материала:
Программа «А»
Прочитать текст и познакомиться с новыми государственными должностями в Риме (консул,
народные трибуны). Программа «Б»
Выявить основные изменения, произошедшие в управлении Рима (кто получил право
участвовать в Народном собрании, какие вопросы находятся в их ведении, кто обладает
«правом вето»).
Программа «В»
Самостоятельно составить схему управления в Римской республике, на которой будет
отражена иерархическая зависимость в государстве.
При выполнении этих заданий каждый ученик получает возможность саморазвития и самовыражения
при изучении конкретной учебной темы.
Однако данные принципы не являются самоцелью, а выступают необходимым условием для развития
познавательных, прогностических способностей учащихся. Поскольку познавательные умения
требуют развития способности исследования, моделирование и построение гипотезы, осмысления
исторических событий, то я также использую:
принцип осознанности обучения.
Очень важно, чтобы цели и задачи обучения соответствовали собственной мотивации деятельности
ученика, и, более того, усиливали ее. С этой целью я часто прошу ребят самостоятельно определить
цели урока, даю опережающие задания, провожу аналогии, прошу их искать самостоятельно, провожу
уроки путешествия.
принцип ролевой организации, позволяющий воссоздать реальную или
воображаемую ситуацию и обучающий принятию решений в ее условиях. При этом если сюжетно
ролевая деятельность довольно точно воспроизводит сюжеты, отношения и психологию эпохи, то это
является основанием для вывода, что понимание учеником действительности является достаточно
глубоким. Например, при изучении темы «Отмена крепостного права в России» (8 класс), ребятам
было предложено разработать самостоятельно проекты отмены крепостного права, где будут
представлены точки зрения различных категорий помещиков. С этой целью класс разбивался на
группы, каждая получала конверт с необходимыми заданиями и документами. Как показала
последующая проверка, именно эта тема была наиболее успешно освоена ребятами.
Существенное место при формировании познавательных умений занимает принцип
компаративности, который предусматривает развитие навыков сравнения с различными точками
зрения на событие, вырабатывается оптимальный способ решения учебной задачи, умение
формулировать и отстаивать собственное мнение. А так же формируется умение понимать другого
человека, уважительно относиться к другим точкам зрения, искать пути согласования своих позиций.
Данный принцип позволяет рассмотреть историческое событие, исторический процесс с различных
позиций, показать, что ни одно событие не может быть оценено однозначно. Оно должно оцениваться с
позиции общечеловеческой значимости и его роли в историческом прогрессе, т.е. необходимо уметь
видеть «две стороны одной медали». С этой позиции мои ученики пытаются оценить такие явления
как рабство, война.
Например, после изучения темы «Северная война» необходимо определить ее роль для последующего
развития России. Учащиеся отмечают, что с одной стороны, война, длившаяся 21 год, принесла горе,
разрушения. С другой же стороны, явилась определенным стимулом для развития отечественной
промышленности.
Тесно связан с ним и принцип ценностного отношения к миру.
Сегодня проблема формирования ценностей, определяющих отношение к миру, к людям, к самому
себе как человеку и профессионалу является одной из основных современного образования. Именно
уроки истории и обществознания помогают сформировать основные ценности. Поэтому на своихуроках я уделяю большое внимание вопросам значимости, вопросам выбора своего места. Так, при
проведении «Урока Конституции» в 8ом классе перед ребятами была поставлена проблема: вставать
или нет, во время исполнения гимна Российской Федерации. Выбор они должны были сделать сами.
Был спор друг с другом, был спор с самим собой. Но в конце была наша победа – встал весь класс.
Именно с целью формирования ценностного отношения к себе как к личности, я предлагаю ребятам
составлять исторические портреты изучаемых личностей, в которых они должны показать человека
через его значимость для других, для России.
Методы и приемы по активизации познавательной деятельности
Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения, т.е. методов
обучения. На сегодняшний день в педагогической науке существует несколько подходов к
классификации методов:
по источникам знания: словесные, наглядные, практические;
по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа;
по характеру познавательной деятельности: рецептивные, репродуктивные, проблемные и др.;
по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивные, дедуктивные.
Я буду придерживаться идеи, в основу которой положен принцип формирования познавательных
способностей учащихся (Бабанский Ю.К., Лемберг Р.Г.).
Репродуктивные методы позволяют сформировать необходимые базисные знания /умения учащихся,
являющиеся основой для развития познавательных умений. В эту группу методов
входит повествовательное изложение, где «наряду с монологом преподавателя возможно
применение таких приемов, как актуализация изучаемого материала, совместное целеполагание при
рассмотрении новой темы, создание мотивации обучения, выделение главных мыслей, выводы по теме
[1]. При этом учащиеся совершенствуют умения работы с текстом учебника, находить и объяснять
употребляемые исторические термины, составлять рассказ по опорным словам и др. Уроки истории
позволяют успешно применять эти приемы. При изучении вопроса о налоговой политике Петра I, о
введении высоких государственных пошлин на ввозимый товар возможно проведение аналогии с
сегодняшним днем. При подведении итогов урока, после совместного обсуждения, я предлагаю
ребятам записать самостоятельно вывод по теме. При этом в пятых и шестых классах предлагаю под
запись первое предложение вывода, а закончить его они должны самостоятельно. Использование этого
приема способствует развитию мышления, внимания учащихся, письменной речи.
Объяснительноиллюстративное изложение, как вид повествовательного изложения, предполагает
устный монолог педагога, в основе которого лежит элемент содержания учебного материала,
характеризующийся сложностью логических построений, образов, доказательств. Эффективность
этого метода достигается логическим, последовательным изложением материала, с грамотным
подбором иллюстраций, демонстраций. Важной особенностью этого метода является его сочетание с
приемами активизации познавательной деятельности учащихся. Они учатся составлять план, схему,
таблицу, логическую цепочку. На уроке по теме «Средневековый город» предлагается составить
логическую цепочку: «Образование средневековых городов».
Успехи в развитии хозяйства
возникновение ремесленных поселений
Учитывая направленность современного образования не столько на прочное усвоение знаний/умений,
сколько на формирование творческих способностей учащихся, я добиваюсь поставленных целей при
помощи, прежде всего проблемнопоисковых методов.
Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной
деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов. Его назначение в том, что
учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся не только
отделение ремесла от земледелия
рост и развитие городов.
→
→
→
выделение ремесла
→воспринимают, осознают и запоминают готовые научные выводы, но и следят за логикой
доказательств, за ее убедительностью. Часто практикую использование проблемных заданий на уроке
и в домашних работах. Проблемные задания это особый вид логических заданий, построенных на
несоответствии уровня знаний и умений ученика с определенными требованиями. «В процессе их
решения совершенствуются способы умственных действий учащихся по получению необходимой
информации (чтение, работа с учебной и научнопопулярной литературой, управление вниманием,
наблюдением, запоминанием); по развитию интеллектуальных способностей (осмысление материала,
выделение главного, анализ и синтез, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование,
формулирование выводов, умозаключений); а также, по формированию организационных и оценочных
умений». [4]. При решении проблемных заданий органично сочетаются индивидуальная и групповая
форма организации познавательной деятельности. Прогностическая ценность проблемных заданий
состоит в развитии творческого потенциала учеников, в выработке навыков самостоятельной работы
по поиску правильных решений.
Результаты работы по проблеме использования методов развития познавательной деятельности
школьников.
В результате работы по формированию познавательной деятельности учащихся на уроках истории,
мне удалось перевести учащихся с уровней отрицательного отношения изучения предмета к формам
положительного отношения действенному, осознанному, ответственному, что привело к усвоению
всеми учащимися базового уровня образования и мне удалось добиться следующего:
применение различных методов обучения для развития познавательной самостоятельности
учащихся стало системным, что позволило оказать положительное влияние на мотивацию
учения предмету. Как показали психологопедагогические срезы, интерес к предмету возрос;
общеучебные умения и навыки получили высокое развитие;
сформировался общий метод мышления, основанный на поиске информации, ее анализе,
синтезе, выявлении причин различных преобразований;
учащиеся обеспечивают устойчивые показатели качества знаний, умений, навыков.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Повышение эффективности урока в современных условиях, требует продуманного и умелого
использования учителем идей учебновоспитательного процесса: планировании задач урока,
познавательной деятельности учащихся различного уровня успеваемости, с учетом их
индивидуальных интересов, особенностей.
2. Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и
развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависят результаты
обучения, развития, воспитания учащихся.
3. Алгоритм активной познавательной деятельности учащихся складывается из трех основных шагов:
выделение основных целей усвоения учебного материала;
отбор содержания учебного материала, промежуточных выводов;
определение познавательных действий и результатов деятельности в целом.