Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
Оценка 4.9
Руководства для учителя
ppt
математика
Взрослым
31.03.2017
Цели современных методов обучения математике:формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой проблеме, творческой деятельности учащихся, потребности в ней (мотивационно-потребностнып аспект);
овладение систематизированными математическими знаниями, осознание социальной и личной значимости исследовательской деятельности в сфере математики и прикладных знаний, стремление и умение разрешать проблемные ситуации (когнитивный аспект);
развитие следующих умений:
распознавать, обследовать и разрешать проблемные ситуации из области математики, привлекая знания из разных областей науки;
самостоятельно, рефлекторно (критически) мыслить;
прогнозировать результаты ;
устанавливать причинно-следственные связи;
практически применять полученные знания (деятельностно-практический аспект).Цели современных методов обучения математике:формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой проблеме, творческой деятельности учащихся, потребности в ней (мотивационно-потребностнып аспект);
овладение систематизированными математическими знаниями, осознание социальной и личной значимости исследовательской деятельности в сфере математики и прикладных знаний, стремление и умение разрешать проблемные ситуации (когнитивный аспект);
развитие следующих умений:
распознавать, обследовать и разрешать проблемные ситуации из области математики, привлекая знания из разных областей науки;
самостоятельно, рефлекторно (критически) мыслить;
прогнозировать результаты ;
устанавливать причинно-следственные связи;
практически применять полученные знания (деятельностно-практический аспект).
проектное обучение.ppt
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
Проектное обучение
Проектное обучение
Проектное обучение
Проектное обучение
Карта
презентации
История возникновения
(слайды27)
Классификация (слайды 812)
Этапы работы (слайды 1316)
Формы (слайд 17)
Работа учителя. Оформление.
Система оценок.(слайды 1821)
Соловьева Галина Дмитриевна
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
История возникновения метода
История возникновения метода
проектов
проектов
на войне.
поколений.
Д.Дьюи
18591952
• Мы привыкаем к цепям и жалеем об их отсутствии, когда их с
нас снимают.
Д.Дьюи
• Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем
Д.Дьюи
• Различные предметы преподавания суть не что иное, как опыт
Д. Дьюи
• Проект – достояние свободного человека. Целевой установке
нет места в жизни раба или крепостного.
Уильям Херд Килпатрик
• В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово
– за ребенком, последнее – за учителем.
• Единственный путь, ведущий к познанию, это деятельность.
Коллингс
Бернард Шоу
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
Концептуальные положения
теории Джона Дьюи
• Ребенок в онтогенезе повторяет путь
Ребенок в онтогенезе повторяет путь
человечества в познании.
человечества в познании.
• Усвоение знаний есть спонтанный
Усвоение знаний есть спонтанный
неуправляемый процесс.
неуправляемый процесс.
• Ребенок усваивает материал благодаря
Ребенок усваивает материал благодаря
возникшей у него потребности в знаниях
возникшей у него потребности в знаниях
и являясь активным субъектом своего
и являясь активным субъектом своего
обучения.
обучения.
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
Условия успешности обучения
по Дьюи
• Проблематизация учебного материала
• Активность ребенка
• Связь обучения с жизнью ребенка, игрой,
трудом
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
недостатки
• Недооценка теоретических знаний и
дедуктивного метода в познании
• Переоценка роли спонтанного интереса и
систематизирующих способностей у
ребенка
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
последователи
Уильям Килпатрик: проектом является любая
деятельность, выполненная «от всего сердца», с
высокой степенью самостоятельности группой
детей, объединенных в данный момент общим
интересом.
Недостатки: выполнение проектов по
интересам не всегда связано с приобретением
новых знаний и умений, следовательно,
построение учебного процесса с учетом только
интересов ребенка нецелесообразно.
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
последователи
• «Дальтон –план»
• С.Т.Шацкий,
В.Н.СорокаРосинский,
А.С.Макаренко и др.
Недостатки:
сокращение объема
отсутствие необходимого
общеобразовательных знаний,
объема систематических знаний
для поступления в вуз.
С.Т.Шацкий
В.Н.СорокаРосинский
А.С.Макаренк
о
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
КЛАССИФИКАЦИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ
ПРОЕКТОВ
ПРОЕКТОВ
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
По доминирующей деятельности учащихся:
По доминирующей деятельности учащихся:
•
Практикоориентированный проект нацелен на решение социальных задач,
отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
•
•
•
•
Исследовательский проект по структуре напоминает научное
исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной
темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение
гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных
результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о какомлибо
объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления
информации для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и
нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Ролевой проект участвуя в нем, проектанты берут на себя роли
литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с
целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через
игровые ситуации.
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
По комплексности:
По комплексности:
• МОНОПРОЕКТЫ
МОНОПРОЕКТЫ реализуются, как правило, в рамках одного
учебного предмета или одной области знания, хотя могут
использовать информацию из других областей знаний и
деятельности. Руководителем такого проекта выступает
учительпредметник, консультантом – учитель другой
дисциплины.
• МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ выполняются исключительно во
внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в
различных областях знания. Они требуют глубокой
содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ::
ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ
• ВНУТРИКЛАССНЫЕ;
• ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ;
• РЕГИОНАЛЬНЫЕ;
• МЕЖДУНАРОДНЫЕ.
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
• МИНИПРОЕКТЫ
МИНИПРОЕКТЫ могут укладываться в один урок или часть урока.
• КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ требуют выделения 46 уроков,
которые используются для координации деятельности проектных
групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению
продукта и подготовке презентации выполняются в рамках
внеклассной деятельности и дома.
• СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ выполняются в течение 3040 часов.
При осуществлении такого проекта возможно сочетание классных и
внеклассных форм работы. Желательно проведение проектной
недели.
• ДОЛГОСРОЧНЫЕ (ГОДИЧНЫЕ) ПРОЕКТЫ
ДОЛГОСРОЧНЫЕ (ГОДИЧНЫЕ) ПРОЕКТЫ могут выполняться
как в группах, так и индивидуально. Желательно осуществлять их в
рамках ученического научного общества. Весь цикл реализации
годичного проекта выполняется во внеурочное время.
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом
1й этап – погружение в проект.
• Учитель формулирует
проблемную ситуацию,
проблему проекта, цель и
задачи.
• Ученики осуществляют
личностное присвоение
проблемы, вживание в
ситуацию, принятие, уточнение
и конкретизацию цели и задач..
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
2 этап – организация деятельности
– организация деятельности
2 этап
• Учитель организует деятельность
– предлагает организовать
группы, распределить роли в
группах, спланировать
деятельность по решению задач
проекта, возможные формы
презентации материала.
• Ученики осуществляют разбивку
на группы, распределение ролей
в группе, планирование работы,
выбор формы и способа
презентации предполагаемых
результатов.
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
3 этап – осуществление деятельности
– осуществление деятельности
3 этап
• Учитель не участвует, но консультирует учащихся
по необходимости,
ненавязчиво контролирует, дает новые знания, когда у
учащихся возникает в этом необходимость, репетирует с
учениками предстоящую презентацию.
• Ученики работают активно и самостоятельно каждый в
соответствии со своим амплуа и сообща, консультируются
по необходимости, «добывают» недостающие знания,
подготавливают презентацию.
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
4 этап – презентация
– презентация
4 этап
• Учитель принимает отчет:
обобщает и резюмирует
полученные результаты, подводит
итоги обучения, оценивает умения
общаться, слушать, обосновывать
свое мнение, толерантность и др.,
акцентирует внимание на
воспитательных моментах.
• Ученики демонстрируют
понимание проблемы, цели и
задач, умение планировать и
осуществлять работу, найденный
способ решения проблемы,
рефлексию деятельности и
результата, дают взаимооценку
деятельности и ее
результативности.
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ (ПОРТФОЛИО)
В НЕЕ ВХОДЯТ:
Паспорт проекта;
Планы выполнения проекта и
отдельных его этапов;
черновики
Промежуточные отчеты группы;
Вся собранная информация по теме;
Результаты исследования и анализа;
Записи всех идей, гипотез и решений;
Отчеты о совещаниях группы;
Краткое описание всех проблем, с
которыми сталкивались
проектанты, и способов их решения;
Эскизы, чертежи, наброски продукта;
Материалы к презентации;
Другие рабочие материалы и
ОНА ПОЗВОЛЯЕТ:
ОНА ПОЗВОЛЯЕТ:
Организовать работу каждого
участника проектной группы;
Создать справочник для работы над
проектом;
Объективно оценить ход работы над
завершенным проектом;
Судить о личных достижениях и
развитии каждого участника проекта;
Сократить время поиска информации
при работе над другими проектами.
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
экспедиции
ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТА
ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТА
• Отчет исследовательской
• Деловая игра
• Демонстрация видеофильма
• Прессконференция
• Диалог исторических или
• Путешествие
литературных персонажей
• Реклама
• Защита на Ученом Совете
• Ролевая игра
• Игра с залом
• Иллюстрированное
• Соревнование
• Спектакль
• Спортивная игра
• Театрализация
• Телепередача
• Экскурсия
сопоставление фактов,
документов, событий, эпох,
цивилизаций
• Инсценировки реального или
вымышленного
исторического события
• Научная конференция
• Научный доклад
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
СИСТЕМА ОЦЕНКИ проектных
СИСТЕМА ОЦЕНКИ проектных
работ
работ
Для выработки системы оценки
Для выработки системы оценки
проектных работ необходимо
проектных работ необходимо
ответить на следующие
ответить на следующие
вопросы:
вопросы:
• Будут ли включаться самооценки
Будут ли включаться самооценки
участников проектных групп в
участников проектных групп в
общую оценку проекта?
общую оценку проекта?
• Предполагается ли присуждение
Предполагается ли присуждение
мест или номинаций?
мест или номинаций?
• Как будет происходить оценка
Как будет происходить оценка
проектов: по предметным
проектов: по предметным
секциям или единым списком?
секциям или единым списком?
•
•
Проблемными местами
являются:
• Предметная компетентность
жюри.
• Разрешение ситуации «Все
приложили усилия, но не все
получили места и номинации.
Критерии оценки
• должны быть выбраны, исходя из
оптимального их числа (не более 710) и
доступности для учащихся каждого
возраста;
оцениваться должна не столько
презентация, сколько качество проекта
в целом;
критерии должны быть известны
задолго до защиты.
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
• ЭНТУЗИАСТ,
ЭНТУЗИАСТ, вдохновляющий и мотивирующий
вдохновляющий и мотивирующий
учащихся на достижение цели;
учащихся на достижение цели;
• СПЕЦИАЛИСТ,
СПЕЦИАЛИСТ, обладающий знаниями и умениями в
обладающий знаниями и умениями в
нескольких областях;
нескольких областях;
• КОНСУЛЬТАНТ,
КОНСУЛЬТАНТ, организующий доступ к
организующий доступ к
информационным ресурсам;
информационным ресурсам;
• РУКОВОДИТЕЛЬ;
РУКОВОДИТЕЛЬ;
• «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ»
«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ» (по Дж.
(по Дж.
Питту) - организатор обсуждения различных способов
Питту) - организатор обсуждения различных способов
преодоления возникающих трудностей;
преодоления возникающих трудностей;
• КООРДИНАТОР
КООРДИНАТОР группового процесса;
группового процесса;
• ЭКСПЕРТ,
ЭКСПЕРТ, анализирующий результаты выполненного
анализирующий результаты выполненного
проекта.
проекта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.