Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже
Оценка 4.7

Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
14.05.2018
Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже
В последнее время многие преподаватели отмечают снижение внутренней мотивации студентов, преобладание формальных ценностей обучения (получение от-метки, сдача экзамена и т.п.). Кроме того на уроках отмечаются следующие проблемы: неспособность самостоятельно выявить проблему и найти ее решение, недоста-точный уровень навыка обобщения... знаний для решения нетипичных задач, работа только в рамках шаблона.Для повышения эффективности самостоятельных работ и развития творческих способностей студентов необходимо применять эвристические задания в учебном процессе, в т.ч. применять эвристические задания к самостоятельным работам.
Применение технологий эвристического обучения.docx
Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже «Кто не думает о далеком будущем, тот его  не имеет» — говорили древние. Не только  развивать, но и учиться развиваться ­ вот  смысл новых  требований. В последнее время многие преподаватели отмечают снижение внутренней  мотивации студентов, преобладание формальных ценностей обучения (получение  отметки, сдача экзамена и т.п.). Кроме того на уроках отмечаются следующие  проблемы: неспособность самостоятельно выявить проблему и найти ее решение,  недостаточный уровень навыка обобщения знаний для решения нетипичных задач,  работа только в рамках шаблона.  Самостоятельная работа планируется преподавателями, в основном, в  традиционных видах: конспектирование, чтение и анализ первоисточников, написание  реферато и т.п. Преподавателями очень мало планируются самостоятельные работы  поискового и творческого характера, чаще всего используются однотипные задания. Для повышения эффективности самостоятельных работ и развития творческих  способностей студентов необходимо применять эвристические задания в учебном  процессе, в т.ч. применять эвристические задания к самостоятельным работам. Эвристическое обучение известно нам уже со времен Сократа. Он учил своих  воспитанников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал их  последовательно развивать спорное положение, приводил к постижению абсурдности  исходного утверждения, а затем методом поиска истины наводил на верный путь. Эвристическое задание – учебное задание, имеющее целью создание студентом  личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности. Эвристические задания, направленные на развитие эвристических  качеств личности студентов играют ключевую роль в организации эвристического  обучения. Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы предоставить  студентом возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по  всем учебным предметам, научить их самостоятельно решать возникающие при этом  проблемы. Первичным в учебном процессе выступает познание студентом реальной  действительности; после получения соответствующих знаний и опыта происходит  изучение достижений человечества в этой действительности. Деятельность, ведущая к  созданию студентами образовательных продуктов, обнаруживает и развивает их  индивидуальные способности. Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие  заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название  эвристических заданий – открытые задания. Другой признак эвристического задания –  опора на творческий потенциал студента, обеспечение развития его творческих  (эвристических) способностей. Следующий признак – наличие в задании актуальной  для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся студента и  принадлежащей заданной предметной (метапредметной) области. В задании  предлагается рассмотреть общий для всех объект (предмет), используя  индивидуальные (личностные) особенности студента.  Открытые задания не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие  задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и  упражнений, у которых есть "правильные" ответы, с которыми сравнивается  полученный студентом результат. Открытые задания предполагают лишь возможные  направления. Получаемый же студентом результат всегда уникален и отражает  степень его творческого самовыражения, а не верно угаданный или полученный ответ. Открытые задания позволяют студентам не просто изучать материал, а  конструировать собственные знания о реальных объектах познания. Различие в  личностных качествах студентов выражается в образовательных продуктах,  создаваемых ими, и, следовательно, обеспечиваются индивидуальные образовательные траектории, изучающих одни и те же учебные темы. В процессе выполнения таких самостоятельных работ студенты учатся  применять полученные знания для решения практических задач, что является  платформой для реализации межпредметных связей. В то же время организация на  уроке (вне урока) самостоятельной работы творческого характера должна  соответствовать основным целям и задачам обучения.  Различные типы эвристических заданий помогает составить комплект заданий,  охватывающий разные качества студентов и позволяющих проявить себя в разных  видах творческой деятельности.   Эффективность учебного процесса познания определяется качеством  преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью студентов.  Самостоятельная работа активизирующая форма обучения. Если человек живёт в  состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется,  формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа  вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только  изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной  деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не  решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности студентов, их наклонности и интересы, которые  способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат  самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию  собственного мнения. В процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место  принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие  в организации педагогического процесса.  Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска  ответа за пределами известного образца. Как правило, студент определяет сам пути  решения задачи и находит его. Применяя те или иные методы, преподаватель должен предполагать, что студент может и должен получить свое собственное решение творческой задачи. И это  "добытое" знание можно преобразить и обогатить, но ни в коем случае не отвергать.  Меняется роль преподавателя, из носителя знаний и информации он  превращается в организатора творчества, консультанта, координатора и коллегу по  решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных  (может быть и нетрадиционных) источников. Включение эвристических заданий в  учебный процесс дает возможность преподавателю значительно расширить свой  творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить творческое  мышление студентов. Все это требует от преподавателя постоянного  самосовершенствования, профессионализма, высокого уровня знаний и умений, так  как эвристическое обучение развивает не только студентов, но и преподавателя.  «Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» — говорили древние. Не  только развивать, но и учиться развиваться ­ вот смысл новых  требований. Наряду со знаниями  предмета ставится вопрос о формировании универсальных  способов мышления и деятельности учащихся.  Эти умения позволили бы  выпускникам быть успешными в самоопределении, находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы. Рефлексивные  умения занимают  здесь особое место. В процессе обучения важно научится получать не готовые знания,  а самому стараться находить пути решения проблемных задач. А для этого в учебном  процессе должны быть место, время и специально организованные методы, приёмы по  формированию  таких умений.  Обучающийся нуждается в  рефлексивных  умениях не только для успешного  учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность наших действий во  многом связана с нашим умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней.  Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято  считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель  не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую  цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают  самоанализ деятельности и ее результатов.  Рефлексия позволяет приучить  обучающегося  к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию  привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.   Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,  осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию  самоменджмента. Всё сказанное выше замечательные явления в педагогике (и эвристические  технологии и рефлексивные умения). Но если Педагог, учитель, преподаватель не  «впитал в себя целое море Света», он не сможет совершенствовать  свои знания и  опыт, он не будет тратить много сил и времени на разработку новых заданий. Давайте для того, «Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний» «наполним  образовательный мир жизнью и вытесним из него скуку и уныние»! Ш.А.Амонашвили Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света , Учителю надо впитать в себя целое море Света. Так сказал Василий Александрович Сухомлинский. Здесь мы позволили себе внести одно изменение: вместо слова «дать» записали слово  «дарить». Кроме того, слова «учитель», «свет», «ребёнок» написали с большой буквы, желая придать им особую значимость. Сделали это с верой, что великий педагог поймёт нас. Пусть мудрость Василия Александровича станет законом для нашей педагогической жизни.  Итак, надо впитать море Света! Но Свет мы не купим на базаре. Его надо впитывать и умножать в  себе неутомимым трудом души. Впитывать море Света значит: – Стремиться расширить своё сознание от Мира Земного до Мира Небесного – в этом  поможет нам понимание Духовности. – Постоянно совершенствовать свои знания и опыт – в этом поможет нам Творчество. – Прильнуть к горным источникам педагогических знаний – в этом помогут нам Классики мировой педагогики. – Взращивать в себе благородство и великодушие – в этом поможет наша Свободная  Воля. – Творить благо во всех сферах жизни – в этом поможет нам Сердце. – Закалять себя в самоотверженной преданности – в этом поможет нам Совесть. – Радоваться Жизни – в этом поможет нам осознание нашего Предназначения. В нас есть силы, чтобы наполниться Светом и созидать в себе Светлого Человека, светиться  для учеников наших, для окружающих, для всего мира, для Вселенной. Свет есть источник жизни. Стремление к Свету поможет нам наполнить образовательный мир жизнью и вытеснить из  него скуку и уныние. Сатья Саи Баба говорит: – Существует три типа учителей: – те, которые объясняют,  – те, которые жалуются,  – те, которые вдохновляют.  Пусть каждый из нас определит для себя, к какому типу учителей он себя причисляет. Каждая ступенька Скале – Школы развивает и укрепляет волю, терпение, смелость, дисципл  Антропологическая лестница образовательных целей:  от законничества через благодатность ко спасению   А.А. Остапенко, А.В. Шувалов   Норма – это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно для конкретного  человека при соответствующих условиях.  В.И. Слободчиков ину духа, окрыляет мысль и творчество.

Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже

Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже

Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже

Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже

Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже

Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже

Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже

Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже

Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже

Применение технологий эвристического обучения для повышения эффективности самостоятельных работ в колледже
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018