ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Оценка 4.8
Документация
docx
администрации +1
Взрослым
14.05.2019
Так как отечественная тестология - еще очень молодая наука и находится в стадии становления, то одной из важнейших проблем является формирование понятийного и терминологического аппарата. В настоящий момент в различных изданиях по теории и практике тестирования можно встретить различное толкование и определение одних и тех же понятий, для обозначения одного явления может использоваться несколько синонимических терминов, основная группа терминов имеет иноязычное происхождение - их перевод, использование в русском языке может привести к различным толкованиям (Например, у нас тестирование - это проверка знаний посредством теста, за рубежом под тестированием понимается любое экзаменационное испытание).
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.docx
Баринов Андрей Сергеевич,
преподавательорганизатор ОБЖ
МОУ Внуковская средняя общеобразовательная школа
г. Дмитров, Московской области
МОУ Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 1 им. В.И.
Баринова Елена Александровна,
учитель начальных классов
Кузнецова
Агаева Ольга Васильевна,
учитель английского языка
МОУ Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 1 им. В.И.
Кузнецова
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Так как отечественная тестология еще очень молодая наука и находится в
стадии становления, то одной из важнейших проблем является формирование
понятийного и терминологического аппарата. В настоящий момент в различных
изданиях по теории и практике тестирования можно встретить различное
толкование и определение одних и тех же понятий, для обозначения одного
явления может использоваться несколько синонимических терминов, основная
группа терминов имеет иноязычное происхождение их перевод, использование в
русском языке может привести к различным толкованиям (Например, у нас
тестирование это проверка знаний посредством теста, за рубежом под
тестированием понимается любое экзаменационное испытание).
1 Термин «тест» (от англ. Test испытание, исследование) имеет в русском
языке несколько значений (см. словарь иностранных слов).
Существуют различные точки зрения при определении понятия «тест».
Точка зрения, изложенная в работах Аванесова В.С., предполагает
различение теста как метода и теста как инструмента [1,25].
Тест как инструмент измерения определяется как система заданий (в
большинстве случаев возрастающей трудности) специфической формы,
позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень
знаний, умений и навыков учащихся.
Педагогический тест это инструмент, предназначенный для измерения
состоящий из системы тестовых заданий,
учащегося,
обученности
стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты
ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов.
Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был
дан правильный ответ [3,18].
В традиционном тесте существуют задания:
с выбором ответов (закрытые задания).
на установление соответствия.
с выбором нескольких правильных ответов.
с открытым ответом.
В адаптивном тесте все участники теста начинают с вопроса легкого или
среднего по сложности. Ответивший правильно получает следующий вопрос, более
сложный; если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса
будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования
не определит уровень знаний участника [3,41].
Причинами возникновения идеи адаптивного тестирования явилось желание:
уменьшить время тестирования;
уменьшить число заданий в тесте (с увеличением числа заданий снижается
эффективность самого теста, так как испытуемые к концу выполнения
2 теста устают и могут неправильно выполнить то задание, которое
выполнили бы правильно, если бы оно находилось в начале теста);
повышения точности измерений.
Виды адаптивного тестирования
Двухшаговое адаптивное тестирование.
На первом шаге выявляется уровень подготовленности каждого испытуемого,
на втором шаге происходит само тестирование тестом, подобранным для
соответствующего уровня подготовленности. (Например, всего 60 заданий, если не
адаптировать, то каждый тестируемый должен выполнять по 60 заданий. При
двухшаговом адаптивном тестировании берем из 60 заданий 10 разной сложности
для входного тестирования и определяем уровень каждого испытуемого. Затем в
соответствии с результатами дают задания по схемам: низкий уровень
подготовленности 20 простых заданий + 10 средних заданий, средний 5 простых
заданий + 20 средних заданий + 5 сложных заданий, высокий 10 средних заданий +
20 сложных заданий).
Групповая адаптация
Моделирование теста происходит в расчете на заданную группу. Проводится
вводное тестирование и определяются границы уровней подготовленности
учащихся данной группы, далее строится сам тест в расчете на данный интервал
уровня подготовленности.
Описанные выше два вида адаптивного тестирования можно проводить в
безмашинном варианте, то есть на бланках.
Многошаговое тестирование
Многошаговая стратегия адаптивного тестирования проводится только в
компьютерном режиме и делится на фиксированно ветвящиеся и варьирующие
ветвящиеся.
Также в педагогической практике применяются разноуровневые тесты,
которые являются одной из дифференцированных форм учебной деятельности.
3 Необходимость организации таких форм учебной деятельности учащихся на
уроках следует из:
требований развивающего характера обучения;
принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся с целью
максимального его развития.
Уровень А – задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на
простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
Уровень Б – задания, требующие размышления, охватывают малый
материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
Уровень С – задания, требующие творческого исполнения приобретенных
знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных
ситуациях.
В отечественной и зарубежной тестологии предлагаются различные
классификации педагогических тестов в зависимости от выбранного основания:
цели тестирования, формы предъявления теста, однородности содержания, подход
к разработке теста.
Классификация тестов по целям использования:
(классификация
предложена Гронлундом, ее же придерживаются Челышкова М.Б., Майоров А.Н.)
входное тестирование обеспечивает проверку знаний и умений в начале
обучения;
формирующее и диагностическое тестирование предполагает контроль за
формированием новых знаний и умений в процессе обучения;
тематическое,
итоговое,
рубежное тестирование
обеспечивает
определение итоговых достижений.
оценка остаточных знаний [].
Входное тестирование проводится в начале обучения или следующего его
этапа, для того чтобы определить степень владения необходимыми (базовыми)
знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины, т.е. входное
тестирование позволяет выявить готовность к усвоению новых знаний у учащихся.
4 Текущий контроль за формированием новых знаний и умений в процессе
обучения можно проводить, используя формирующее и диагностическое
тестирования.
Формирующий тест (т.е. помогающий формировать качественные знания)
используется для определения качества усвоения материала по отдельному
разделу или теме. Задания, включенные в тест, нацелены на проверку изучаемого
или только что изученного материала или темы.
Итоговое тестирование проводится по окончании обучения и служит для
оценки результатов обучения, т.е. определяет его эффективность: насколько
реальные результаты совпадают с ожидаемыми, планируемыми, насколько они
соответствуют стандарту [].
В настоящее время существует два подхода к разработке тестов нормативно
ориентированный и критериальноориентированный, соответственно различают
два вида тестов:
нормативноориентированный (такой тест позволяет сравнивать уровень
учебных достижений испытуемых друг с другом.Таким образом, основной
задачей нормативноориентированного теста является дифференциация
испытуемых);
критериальноориентированный (такой тест служит для определения уровня
освоения учащимся содержания какоголибо предмета, дисциплины, раздела,
темы.В основе такого теста лежит сопоставление продемонстрированных
знаний и умений испытуемого (правильно выполненные задания) с
планируемым объемом знаний и умений) [].
Чтобы наглядно проследить качественное различие этих тестов, предлагаем
таблицу.
Сравнительный анализ нормативно и критериальноориентированных
тестов []
Нормативно
Критериально
ориентированный тест
ориентированный тест
5 Цель
тестирования
Сравнение уровня достижений
испытуемых друг с другом
Оценка уровня достижений в
соответствии со степенью
Критерий
Стандартизированные нормы
оценки
Характеристи
ка тестовых
заданий
освоения знаний и умений
определенной
области
содержания
Достаточная
доля
(%)
проверяемого материала
Задания
должны
Задания должны быть среднего
уровня трудности (от 0,3 до 0,7)
и высокой дифференцирующей
соответствовать спецификации
и элементам проверяемого
способностью (больше 0,3)
содержания.
быть
Задания могут
различного уровня
трудности.
Если объединены цели тестирования и основные подходы к созданию тестов,
то существует следующую классификацию видов тестов:
Педагогические тесты
Задача 1:
Задача 2:
Задача 3:
Тестирование на входе в обучение
Тестирование в процессе обучения
Тестирование на выходе из обучения
Формирующие тесты (обычно критериальноориентированный подход)
Диагностические тесты (специфический подход для выявления причин пробелов в знаниях)
Итоговые тесты
Входные тесты
Претест готовности к обучению (обычно КОПТ)
Входной претест (обычно НОПТ)
Нормативноориентированные тесты достижений
Критериальноориентированные тесты достижений
По средствам предъявления педагогические тесты делятся:
6 бланочные, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные
ответы на бланке;
«звуковые», когда тестовые задания предъявляются в звуковой форме
компьютерные задания высвечиваются на мониторе компьютера.
Преимущества компьютерного тестирования в быстроте обработки и
экономии бумаги. Но есть и некоторые недостатки. Компьютерное тестирование
может провоцировать случайные ошибки (если испытуемый плохо владеет
компьютером), невозможность исправить допущенную ошибку может снизить
результат [].
Тестовые задания подразделяются по типам, формам и видам, среди
которых можно выделить:
типы:
открытые,
закрытые;
формы:
дополнения,
свободного изложения,
альтернативных ответов,
множественного выбора,
восстановления соответствия,
восстановления последовательности;
виды:
вербальные (вопросы, утверждения и задания, выраженные словами)
стандартизированные,
индивидуальноориентированные;
невербальные (картинки, слайды, схемы (без словесного описания))
статические,
динамические;
фиксированный;
переменный
случайный,
с обратной связью (содержание и форма текущего тестового задания зависят
от ответов испытуемого на предыдущее) [].
7 Разновидностью заданий закрытого типа считаются задания альтернативных
ответов (задания с двумя ответами). В таком задании только два варианта ответов
(да нет, правильно неправильно). При составлении такого задания
формулировать основной текст надо таким образом, чтобы не возникало
возможности двусмысленного ответа (и «да», и «нет»).
Типы и формы тестовых заданий
1. Задания с альтернативным выбором ответа
ТИПЫ ЗАДАНИЙ
Среди предложенных вариантов ответа выбирается один или несколько
верных (см. приложения).
2. Задания на установление соответствия
Задания на установление соответствия это такие задания, когда испытуемых
должен определить соответствия между элементами двух множеств (см.
приложения).
Ответ испытуемого вписывается в строку ответов, которая имеет вид
8 Ответы: 1____, 2____, 3____, 4_____
Ответ может иметь форму таблицы, куда учащийся вписывает выбранные
элементы правого множества.
1
2
3
4
3. Задания на установление правильной последовательности
Испытуемый должен установить правильный порядок предложенных
элементов: действий, событий и др., связанных определенной задачей. Ответ
записать самостоятельно или выбрать из предложенных вариантов (см.
приложения).
4. Задания на дополнение
Задания на дополнение предполагают, что ответ формулируется самим
тестируемым: это может быть формула, числовое выражение, слово и др. Задания
на дополнение предполагает краткий ответ (см. приложения).
5. Задания со свободными развернутыми ответами
Такая форма задания предполагает представление ответа в развернутом
виде, т.е. полного решения задачи с пояснениями или в виде небольшого
сочинения. Испытуемый излагает ответ в свободной форме (см. приложения) [].
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕСТА
1) Не рекомендуется формулировать задания в вопросительной форме.
Формулировку можно легко перефразировать в утвердительную форму.
2) В заданиях с выбором ответов:
Отсутствие логической корректности, т.е. можно дать неоднозначный ответ
на задание;
Логически некорректны задания, использующие оценочные понятия
(например связанные с фантазией, с размышлением о будущем);
Ответы неоднородны взяты по разному основанию (например: Какое
воздействие оказывают инфракрасные лучи: а) загарное, б) тепловое,
в) раздражающее, г) поверхностное);
9 Нарушение пропорций между содержательной частью и ответами (т.е. в
задании малое количество слов, а ответы даны громоздкие);
Нарушение требования краткости (избыточный словесный состав основной
части задания, тавтология или избыточная многословность ответов).
Повторяющиеся слова в ответах необходимо убрать в формулировку;
Просчеты, способствующие угадыванию правильного ответа.
3) Задания на дополнение
Пропущенное слово не должно находиться в начале предложения, так как
для того, чтобы испытуемому стало ясно, что от него требуется, ему
необходимо несколько раз прочитать предложение и осмыслить его;
Вызывает неоправданное затруднение у испытуемых с любым уровнем
подготовленности задание, которое содержит несколько пропусков для
дополнений и в том случае, когда они идут подряд, и в том – когда они
разделены в предложении;
В случае пропуска трех или более слов задание, скорее всего, значительно
потеряет в валидности. Ответ может быть неоднозначным. Возможно, что
сильные ученики просто не сообразят, что же от них хотел преподаватель,
хотя в другой постановке они могли бы дать на него правильный ответ.
4) Задания на установление соответствия
Иногда в задании содержится подсказка, облегчающая угадывание
правильных ответов. Благодаря вербальным ассоциациям можно легко
угадать правильное соответствие;
Эффективность задания снижается, если число элементов в левом и правом
множестве одинаково и при установлении соответствия для последнего
элемента просто не из чего выбирать.
5) Задания на установление правильной последовательности
Такие задания часто очень громоздки и нередко допускают варьирующую по
порядку последовательность ответов [].
10 МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ, КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО
ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕСТОВ
объём теста, как правило, рассчитывается на 10 – 12 минут работы
учащегося;
задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь
утвердительную, а не вопросительную форму;
формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;
располагать тесты по возрастанию трудности;
каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать
только те, кто хорошо усвоил материал;
постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально
исключать угадывание ответа;
задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем
рассуждения, а в число неверных ответов включать такие, которые являлись
результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;
ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности.
11 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
3.
4.
5.
Аванесов В.С "Композиция тестовых заданий". 3 изд. М.: Центр
тестирования, 2002.
Батаршев А. В. Тестирование: Основной инструментарий практического
психолога М.: «Дело», 2001.
Ерецкий М.И., Полисар Э.Л. Разработка и применение тестов успешности
усвоения» М.: «ИРПО», 1996.
Звонков В.И. Теория и практика конструирования педагогических тестов,
М.: Академия, 2007.
Романов А.В. Методика подготовки и проведения тестового контроля в
учебном процессе. Чебоксары: «Кино», 1998.
12 6.
Колодницкий Г. А., Латчук В. Н., Марков В. В., Миронов С. К., Мишин Б.
И., Хабнер М. И. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по
ОБЖ. М.: «Дрофа», 2001.
7.
Челышкова М.Б., Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для
системы образования, М.: «Интеллект центр», 2001.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Задание, в котором среди предложенных вариантов ответа только один
ответ верный
1.1. Скорость распространения низового лесного пожара менее 5 м/мин
а) да
б) нет
1.2. Как должен поступить пешеход, если он при переключении светофора на
жёлтый сигнал не успел дойти до середины проезжей части?
а) Продолжить переход.
б) Вернутся обратно на тротуар.
13 в) Дойти до середины проезжей части и ожидать там зелёного сигнала
светофора.
2. Задание, в котором альтернативный выбор ответа
2.1. Основными причинами землетрясений являются:
а) волновые колебания в скальных породах;
б) строительство крупных водохранилищ в зонах тектонических разломов;
в) сдвиг в скальных породах земной коры, разлом, вдоль которого один
скальный массив с огромной силой трется о другой;
г) вулканические проявления в земной коре.
3. Задания на установление правильной последовательности
3.1. Установите соответствие между приведенными понятиями и их
определениями:
1) Ураган (тайфун)
2) Буря
3) Смерч
а) Сильный атмосферный вихрь, обладающий большой
разрушительной силой в котором воздух вращается со
скоростью до 100 м/с,.
б) Ветер разрушительной силы и значительной
продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с.
в) Очень сильный (со скоростью свыше 20 м/с) и
продолжительный ветер.
г) ветер с большой скоростью, всегда сопровождающийся
грозой.
4. Задания на дополнение
Задания на дополнение предполагают, что ответ формулируется самим
тестируемым: это может быть формула, числовое выражение, слово и др. Задания
на дополнение предполагает краткий ответ.
4.1. Задание: «Процесс наложения повязки на рану называется …….»
Ответ: перевязкой
5. Задания со свободными развернутыми ответами
5.1. Перечислите, какие опасности подстерегают школьника, собирающегося
переходить улицу по пешеходному переходу, около которого остановился
грузовой автомобиль.
14 15
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.