Денисюк Лариса Валентиновна, педагог-психолог,
МБОУ СШ № 59 город Архангельск
Тема:
Применение восстановительной медиации в работе Школьной службы примирения
С большим сожалением приходится констатировать конфликтогенность современного мира в целом и российского общества в частности.
Школа - это маленькая часть общества, которая включает много людей: родителей, педагогов, учащихся, и от каждого зависит, каким это общество будет. А если смотреть глубже и дальше, то из детей, которые выйдут из школы, будет складываться наше общество в целом.
Безопасность в школе - прежде всего зависит от взрослых, ведь именно они своими поступками и отношением к жизни учат нас, какими нам быть. Воспитывая своего ребенка, родители должны сформировать у него позитивное отношение к жизни, умение уважать мнение и чувства других людей, умение прощать, быть терпимым к разным людям, разумно разрешать конфликты, договариваться, а самое главное, быть добрым, дружелюбным, отзывчивым.
Педагоги должны культивировать добрые отношения между детьми, стараться разрешать конфликтные ситуации путем объяснений и договоренностей. Строить дружеские отношения со своими коллегами, родителями, детьми.
Учащиеся, особенно старших классов, должны стремиться разумно, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, помогать младшим.
Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей.
Мы очень часто видим в средствах массовой информации, что количество школьных конфликтов растет. Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. Много конфликтов происходит между родителями и педагогами, между учениками и учителями. Но самое страшное - это конфликты среди детей. Решая конфликтные ситуации, дети проявляют агрессию, противоправные действия. Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений.
• Если ребенок не чувствует себя в школе в безопасности, он будет думать не об учебе, а о том, что и кто поджидает его после уроков.
• Если ребенок находится в среде, где царят агрессия, издевки, насилие, подначки, где он все время вынужден обороняться, – он начинает воспринимать такие отношения как норму, привыкает и усваивает агрессивные способы взаимодействия с окружающими.
• Если для достижения высокого рейтинга в классе принято унижать, подавлять, проявлять насилие, то амбициозный подросток невольно становится на путь формирования агрессивных (а то и криминальных) черт характера.
Что можно предложить в ответ?
Это создание ШСП, целью которой является формирование безопасной среды в школе.
Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.
Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.
Принципы деятельности ШСП МБОУ СШ № 59:
1. Принцип добровольности, предполагающий добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
2. Принцип согласия сторон, вовлеченных в примирительную программу. Основанием для начала работы может быть письменное заявление учителя, родителей или учащихся школы.
3. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программы сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
4. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Опыт работы нашей ШСП небольшой. Мы стремимся, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.
В службе примирения участникам конфликта предлагают сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта. Если подростки самостоятельно принимают решение, скорее всего, они его выполнят. Поскольку часто взаимопониманию мешают гнев, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник (медиатор). Он подготовит участников к встрече и поможет им организовать конструктивный диалог.
Медиация строится на позитиве. Фразы подбираются так, чтобы вывести человека на новый эмоциональный уровень. Ребята, разбирая конфликты, понимают, какие слова произносить нельзя, чтобы не усугубить ситуацию, а какие надо повторять чаще. Такие навыки пригодятся не только при решении проблем с одноклассниками и учителями, но будут востребованы всю жизнь.
За три года ШСП МБОУ СШ № 59 проведено 28 медиаций и 14 Кругов сообществ.
Приведём несколько ситуаций.
Ситуация №1.
24 сентября 2018 года Р.А. в вечернее время гуляла на детской площадке у соседнего дома. К ней подошла К.И. и толкнула её в спину, от чего Р.А. упала на землю. После чего она встала и между ними произошла словесная перепалка. После этого К.И. подошла к ней и схватила руками за волосы и правую серёжку, от чего Р.А. испытывала физическую боль. К.И.села на неё сверху, нанесла несколько ударов руками по лицу. Затем К.И.отпустила Р.А. и отошла в сторону. Через несколько минут К.И. ушла гулять на другую площадку. Р.А. пришла домой в слезах, всё рассказала маме. Мама вызвала полицию и скорую помощь. Р.А. была осмотрена дома врачом СМП. В больницу за помощью не обращались. На примирительной встрече произошло примирение между обидчиками и пострадавшей. Р.А. была очень расстроена произошедшим. Переживала, что дружба и К.И. разладится. К. И. тоже переживала за свои действия. Девочки проговорили друг другу все свои мысли, чувства, переживания. Они услышали эмоциональную обиду друг друга. К.И. взяла ответственность за свой поступок. Задумалась над произошедшим, что её поступок может привести к тяжёлым последствиям. Обидчик извинился. К.И. дала обещание, что дружба продолжится. Р.А. приняла извинения. Была очень рада, что дружба продолжится. Девочки решили не только продолжить дружбу, но и расширить круг друзей. И если происходит конфликт, то решать его нужно компромиссом. Законные представители учащихся были настроены позитивно, заинтересованы в том, чтобы не вмешиваться, позволить детям самим разобраться в ситуации и взять на себя ответственность. Учащиеся были настроены позитивно на примирительную встречу. Говорили открыто об обидах и чувствах. Внимательно выслушивали друг друга, не перебивали, пришли в итоге к взаимному соглашению. Был подписан примирительный договор. Стороны примирились. Договор был исполнен в срок.
Ситуации № 2
6 октября 2017 года классному руководителю обратилась Н.В., мать учащейся 2Б класса, заявив о пропаже сменной обуви ее дочери. На следующий день классный руководитель 3Б класса нашел в своем классе одну туфлю черного цвета. При выяснении чья обувь, выяснилось, что двое учащихся из 3 Б класса нашли на школьном крыльце сменную обувь и решили выбросить её в болото. Но одну туфлю они оставили, принесли её в школу и спрятали в шкафу. Затем классный руководитель 3 Б класса нашёл владельца туфли. Ей оказалась ученица 2Б класса. Придя домой, девочка рассказала маме, что одна туфля нашлась, и она знает, кто и куда выбросил другую туфлю. Разгневанная мама написала заявление на обидчиков, в котором требовала возмещение ущерба в 1000 рублей (стоимость туфлей). Классный руководитель 2Б класса предложил маме обратиться в ШСП для разрешения конфликта. На примирительной встрече произошло примирение между обидчиками и пострадавшей. Юля была очень расстроена произошедшим, переживала за новые туфли. Со слов мамы, девочка очень боялась, что ей больше не купят новых туфлей. Мальчики, которые выбросили туфли в болото, даже не подозревали, что их поступок может кого-то расстроить. Мальчики искренне сожалели о случившемся. С их слов, у них в этот день было прекрасное настроение, тут им попался пакет со сменной обувью, и они хотели подшутить над его владельцем. Но чтобы было еще смешнее, они решили одну туфлю не выбрасывать, а спрятать ее в шкаф. Ребята проговорили друг другу все свои мысли, чувства, переживания. Они услышали эмоциональную обиду девочки на происходящее, поняли, как дороги ей были ее туфли и взяли ответственность за свой поступок. Обидчик согласился оплатить стоимость туфлей в размере 1000 рублей. Мальчики так же извинились за свое поведение перед девочкой. Поскольку оплата за туфли была произведена законными представителями мальчиков, ребята обещали выполнять определенные обязанности по дому (целый месяц производить уборку дома, ходить в магазин и не получать ни одной тройки), тем самым возмещая затраченную родителями сумму посильной помощью. Юля приняла извинения мальчиков. Была очень рада, что ей купят новые туфли. Ребята приняли ответственность за свой поступок. Задумались над произошедшим. Ранее они даже не подозревали, что обычная шутка может привести к такому результату. Юля сказала о том, что надо очень внимательно следить за своими вещами и не забывать их. Мальчики сказали, что если найдут ещё раз обувь или другие вещи, то обязательно принесут их дежурному учителю или своему классному руководителю. Законные представители учащихся были настроены позитивно, заинтересованы в том, чтобы не вмешиваться, позволить детям самим разобраться в ситуации и взять на себя ответственность. Учащиеся были настроены позитивно на примирительную встречу. Говорили открыто об обидах и чувствах. Внимательно выслушивали друг друга, не перебивали, пришли в итоге к взаимному соглашению.
Был подписан примирительный договор. Сторона обидчика обязалась выплатить 1000 рублей через неделю. Договор был исполнен в срок.
От каждого из нас зависит, будет ли наша школа безопасной. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.
Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.