Применение здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки"
Цель здоровьесберегающих технологий на уроках музыки - обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья за период на всех этапах обучения, сформировать необходимые знания и умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в жизни.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся помощью здоровьесберегающих технологий может помочь школьникам сохранить и укрепить здоровье.Цель здоровьесберегающих технологий на уроках музыки - обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья за период на всех этапах обучения, сформировать необходимые знания и умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в жизни.
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район,
Забайкальский край
"Применение здоровьесберегающих технологий в различных видах
музыкальной деятельности на уроках музыки"
наше
время
ни у кого
современное
В
уже
не вызывает сомнения то, что успешность обучения и образования вшкольной
сфере определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в школу.
Необходимым условием для сохранения здоровья
учеников
являются положительные эмоции.
Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно
влияет на здоровье.
Уроки музыки и занятия музыкой в дополнительном образовании
помогают снять нервнопсихические перегрузки, восстановить положительны
й эмоциональноэнергетический тонус учащихся.
Снижение утомляемости
учеников
на уроке происходит за счёт использования разных видов деятельности
таких как исполнениеи восприятие музыки, музыкальноритмические
движения,
игра на детских музыкальных инструментах,
(шумовых),
инсценирование, проведение физминуток, дыхательных упражнений и игрово
й деятельности.
благоприятно воздействует на эмоциональную
учащихся, способствует сохранению здоровья.
сферу
Цель здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья за период на всех
этапах
обучения,
сформировать необходимые знания и умения по здоровому образу жизни, нау
чить использовать
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, мето
ды, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся
помощью здоровьесберегающих технологий может помочь школьникам
сохранить и укрепить здоровье.
полученные знания в жизни.
Это
рисование,у
При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно
психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально —
энергетического тонуса учащихся.
Поэтому учителю нужно творчески подходить к планированию урока и его пр
оведению.
На уроке необходимо применять и чередовать различные виды
учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание
пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов, пластическое интонирование.
Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания,
учащихся к предмету.
развитию интереса
Главной задачей уроков музыки с применением здоровьесберегающих технол
психологических перегрузок,
огий–это
восстановление положительного
эмоционально
энергетического тонуса учащихся.
Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на урок
е используется
логоритмика,
ритмотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, фольклорная арттерапия, псих
огимнастика.
В фольклорной арттерапии действительно есть врачующее начало.
Русский песенный фольклор– это естественная система арттерапии,
включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, цветом,
рисунком. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей,
позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. А при внеклассной
работе ( праздник, урокобряд) значительную роль играет терапия русским
костюмом и
сочетаниями и узорами.
Психогимнастика дает возможность в игровой ситуации проявить
смелость и отзывчивость, развивать чувство товарищества, вырабатывать
навыки самооценки и самоконтроля. Для успешного решения задач
гармонического развития личности нужно применять тематические игры и
релаксационные упражнения. Это очень нравится детям и они с
удовольствием выполняют задания. В этот список входят: игры малой
танцевальная пластика подвижные и
подвижности,
малоподвижные
игры.
Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что
положительно влияет на здоровье детей. И музыкальная терапия становится
все более эффективным методом сохранения здоровья школьников.
В начальных классах большое внимание уделяется специальному развитию
способности естественного,
радостного существования в процессе
музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания,
двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких приемов работы
его цветовыми
релаксация,
музыкальные
снятие
нервностановится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу,
их открытость и готовность к восприятию всего нового.
Ведь голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Взяв на
вооружение упражнения по « реабилитации» голосовых связок, улучшению
состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания,
провожу таким образом тренинг, который помогает устранить бормотание у
доски, улучшить артикуляцию и дикцию, устранить монотонность в голосе.
Дыхание – энергетический источник голоса.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением,
поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически
отсутствовали.
Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот
всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и
на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет.
Очень верно когдато сказал Сократ: « Здоровье – не все, но все без здоровья
– ничто».
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки дает
возможность решать одну из важнейших задач, стоящих перед школой,
создание условий для сохранения здоровья учащихся.
Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект
воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие
факты:
музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту
пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
повышает и понижает мышечный тонус;
стимулирует появление эмоций;
улучшает вербальные и арифметические способности;
стимулирует процессы восприятия и памяти
активизирует творческое мышление;
Восприятие музыки, вокальная терапия, дыхательная гимнастика,
музыкальноритмические движения на уроках музыки, проводимые в рамках
здоровьесберегающих технологий, позволяют не только сохранить здоровье
обучающихся, но и позитивно влиять на качество обучения.
Презентация на тему: «Использовани
е здоровьесберегающих
технологий
http://uchportfolio.ru/mate
rials/show/76735в образовательном процессе»
Учебнометодическая разработка по
теме самообразования учителя
музыки
Презентация на тему "Музыкально
ритмическая
деятельность"
http://uchportfolio.ru/mate
rials/show/69619
http://uchportfolio.ru/mate
rials/show/69851
Статья "Влияние пения на здоровье
человека"
http://uchportfolio.ru/artic
les/read/424
Источники:
1.Наймушина Н.В Минипроект. Тема: Реализация методов и приёмов
здоровьесбережения
музыки.
https://infourok.ru/miniproekt_po_muzyke_realizaciya_zdorovyesberegayuschih_
metodov_i_priemov_na_urokah_muzyki_130287.htm
уроках
на
2. Лукьянчикова Ю. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
https://infourok.ru/zdorovesberegayuschietehnologiinaurokahmuziki
452154.html