Вот какие задания я использую для формирования и диагностики познавательных учебных действий:
найди отличия;
на что похоже;
найди лишнее;
пройди лабиринт;
составь логическую цепочку;
предложи хитроумные решения;
составь схему-опору или схематическую модель с выделением характеристики данного объекта;
преобразуйте текстовую информацию в табличную;
составьте диаграмму к тексту.
На этапе мотивации:
Посмотрите на слайд. К этим
процессам причастны организмы
одного из царств живой природы.
Как вы думаете, кто они?
Какие ассоциации у вас возникают,
когда говорят о бактериях?
Как вы думаете, бактерии: враги
или друзья для человека?
Что должны знать люди об этих
организмах, чтобы противостоять
бактериальным инфекциям, чтобы
лечить возникшее заболевание,
чтобы использовать бактерии в
практической деятельности
человека?
УУД: самостоятельно предполагают
какая информация нужна для решения
предметной учебной задачи.
На этапе формулирования темы урока и постановки цели:
В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он нашел и в зубном налете.
Что же это за существа?
Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?
Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?
УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
На этапе открытия нового знания
Сравните клетки растений и бактерий. В чем отличие клеток растений и бактерий?
Найдите определение в учебнике как называются клетки, в которых отсутствует ядро?
Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?
УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников
На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).
Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер
\ /
--- Бактерии ---
/ \
УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму
Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.
Задание:
Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических?
Откуда получают органические вещества остальные бактерии?
Как называются эти бактерии?
Закончите схему:
Бактерии
(по типу питания)
/ \
автотрофы гетеротрофы
/ \
УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
Задание: Закончите предложения, используя текст параграфа.
Бактерии называют микроорганизмами, потому что…
Бактерии, имеющие округлую форму называются…
Клетки, в которых отсутствует ядро…
Бактерии размножаются путем…
Бациллами называют бактерии, у которых…
Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических…
На этапе закрепления знаний:
Задание: Соотнесите определения с изученными терминами и понятиями.
Термины:
А) автотрофы
Б) гетеротрофы
В) паразиты
…
Понятия:
1) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред
2) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества
3) Бактерии, способные к фотосинтезу
УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
На этапе рефлексии:
Закончите любое предложение:
1) Больше всего мне понравилось...
2) Самым сложным для меня сегодня было...
3) Сегодня на уроке я почувствовал …
4) Сегодня я понял...
5) Сегодня я научился...
6) Сегодня я задумался....
7) Сегодняшний урок показал мне
8) На будущее мне надо иметь в виду
УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Овладение обучающимися познавательными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.