Пример родителей- один из ведущих факторов воспитания"

  • doc
  • 01.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала пример родителей.doc

Родительское собрание в начальной школе

« Пример родителей – один из ведущих факторов воспитания».

Цель: Формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей.

·         Показать значимость данной проблемы в жизни семьи;

  • Раскрыть важность социального опыта семьи в воспитании детей

·         Способствовать повышению педагогической культуры родителей.

              Эпиграфом нашего собрания

будут слова персидского

 поэта Саади, который жил в 13 веке:

Покинут счастьем будет тот,

кого ребёнком плохо воспитали,

Побег зелёный выпрямить легко,

сухую ветвь один огонь исправит.

   Уважаемые папы и мамы! Наше родительское собрание мы посветили сегодня ведущему фактору воспитания – вашему примеру.

Семья играет важную роль в формировании личности человека.
Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном
общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

Семья - школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве - положительные или отрицательные; какие проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Всё это своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем становлении личности человека.

 

     Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не се родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей.

   На доске перед вами  четыре фразы:

   -Делай так, как я тебе говорю, или вообще не делай!

   -Можешь делать, что хочешь.

   -Мне все равно, что ты делаешь.

   -Я хочу понять, почему ты так делаешь.

   Выберите ту фразу, которой вы чаше всего пользуетесь в воспитании своих детей. Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета. Родители по степени выраженности своего авторитета делятся на несколько групп: (в том числе и способы формирования авторитета)

   1. Авторитарность

Авторитет подавления.  Родители по каждому поводу раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает их ребенок, что при этом чувствует. При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или наоборот самодуром, мстящим за подавленное детство. Родители, воспитывающие своего ребенка путем уничтожения его «хочу», разговаривают  со своим ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя.

   Авторитет назидания.В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей. Зачастую это приводит к открытой конфронтации между детьми и родителями.

 

  2.Вседозволенность.

   Авторитет демонстративной любви.  Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и расчетливые люди. Ни для кого не секрет, что демонстрационная любовь не всегда искренняя. Иногда в таких семьях за закрытой дверью происходят страшные вещи, которые вовсе не являются примером родительской любви и ласки.

   Авторитет доброты. Послушание детей приобретается родительской добротой, мягкостью, уступчивостью, порой переходящей в беспринципность. Родители боятся конфликтов и уходят от них, принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны, требовательны, командуют родителями.

   Авторитет подкупа. Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону. В таких условиях дети, исходя из собственной выгоды, лавируют, приспосабливаются, к ситуации.                                                                                           Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребёнок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. На практике, к сожалению, не всегда так получается. Проблема существует в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей, и тем, что они реально делают.

    Безразличие.

   Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно.

   Авторитет родителей – это баланс между любовью к детям и ограничениями. Авторитет настоящий – это авторитет, исключающий авторитаризм, вседозволенность и безразличие родителей к своему ребенку. Наверное, родители должны  помнить одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо он так никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо.

   Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного поступка, как можно поступать и как поступать нельзя.  Для этого нужен авторитет контакта и принятия.

   Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не  выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик, проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требовании так, чтобы он понял: об этом ему говорят раз и навсегда.

   Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка . Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, но тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского подвижничества.

   А.С.Макаренко пишет:

«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома»

 

                               Детей учит то, что их окружает…
Если ребенка часто критикуют -он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

 

                               Кодекс  истинного родителя:

 

1.Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием несмотря на недостаток времени.

2.    Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

3.    Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

4.    Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

5.    Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.

6.     Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.

7.    Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

8. Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

              Предлагаю вам послушать притчу, которая хорошо раскрывает пример родителей для своих детей.

     Давным-давно, в одной восточной стране жила семья — мать, отец, маленький сын и дедушка. Дедушка был уже очень старенький и доставлял всем много хлопот, куда больше, чем ребенок. То опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород, и козы там все вытопчут, то чуть дом не подожжет, стараясь развести огонь в очаге.

И вот однажды жена говорит мужу:

«Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает. Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там». Муж уже хотел было идти за корзиной, как услышал слова сына:

«Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!»

«Зачем?» «А когда Вы с мамой состаритесь, она понадобиться мне, чтобы отнести ВАС в лес».

Обсуждение притчи……

    Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы.
                                           Пословицы:

·       Ребёнок , что тесто, как замесил, так и выросло.

·       Пороки ребёнка  не рождаются, а воспитываются.

·       Верная указка – не кулак, а ласка.

·       Засиженное яйцо  всегда болтун, занянченный сын- всегда шатун.

·       Хорошему  надо учиться годами, а плохому  и часа хватит.

·       Если  мы  не заполним  душу  ребёнка  чем-то добрым, найдётся кто-то другой, который заполнит  её дурным.

·       Коли видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.

 

          Пять качеств родителя, необходимые  в общении с ребёнком:

Терпение . Это  самая большая добродетель, какая может быть у родителя.

Умение  объяснять. Объясните ребёнку , почему его поведение неправильно, но будьте краткими.

Неторопливость. Не спешите наказывать ребёнка, разберитесь в причинах.

Щедрость. Похвалите ребёнка  за хорошее поведение, пробуждайте  желание ещё раз услышать вашу похвалу.

Оптимизм. Воспитывайте  уверенность в ребёнке, поддерживайте в неудачах- он будет чувствовать себя личностью.

Дети – это наши зеркала. Все плохие привычки, которые у нас есть, со временем будут и в наших детях.

 

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:

Родители пример ему.
 Теперь вести себя прилично
Не в моде стало, и обычно
И женский пол, себя позоря,
Стал сквернословить в разговоре.
Мужья – пример для жен своих,
А дети учатся у них.
 Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе

Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
 Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.                           

                                             Себастьян Брант( 15 век , прозаик, сатирик, юрист)

 

Приложение :

  Анкетирование учащихся.

1.      Хотели бы вы, чтобы ваша семья была похожа на семью, в которой вы растёте?

2.     Какие качества семьи, в которой вы растёте, вам неприятны?

3.     Каких родителей можно назвать идеальными?

4.     Что бы вы посоветовали своим родителям?

 

                                    Анкета: «Близкие люди»

Учащимся предлагается выбрать один из вариантов ответов:

-классный руководитель, свои родители, старшие друзья, одноклассники, друзья, никто.

 

1.     Представьте себе, что вы отправляетесь со своим классом в поход. Без взрослых вы не имеете права идти. Кого из взрослых вы бы пригласили в поход?

2.     Кого из взрослых вы  считаете примером нравственного поведения?

3.     Кто для вас является образцом для подражания?

4.     Если у меня в жизни возникают проблемы, требующие помощи или подсказки, я всегда обращаюсь:

5.     Если я добиваюсь определенных успехов, то мне сразу хочется сообщить об этом:

6.     Если со мной случится неприятность, я могу, не боясь, сообщить об этом:

7.     Место, где меня понимают, это: (мой дом, школа, дом родственников и т. д.)

8.     Чей номер телефона самый важный и необходимый в вашей жизни?

9.     Если бы у вас была возможность, то самый дорогой подарок вы подарили: