Примерные тексты и фразеология по РСВ 6 класс

  • doc
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала II отделение 6 класс.doc

II отделение

I четверть.

Примерные тексты и фразеология. Тема «Родная природа».

Береги лес.

Лес - это не просто лес. Это город с тысячами жителей. Дома в этом городе - норы и гнезда. Жители - звери и птицы. Одни птицы строят свои гнезда на деревьях, другие - в кустах. Птицы в лесу не сидят на ветках без дела. С утра до ночи проверяют они стволы, ветки и листья, наводят в лесу порядок. Как увидят жука или гусеницу, сразу хватают и несут своим птенцам. Муравьи тоже деревьям помогают: всяких вредных жуков в гусениц поедают.

Береги лес! Береги деревья, кусты и птиц в лесу! Не ломай кусты, не разоряй гнезда и муравейники!

Задания к тексту:

Скажи, о чем этот текст?

Как его можно озаглавив?

На что похож лес?

Где живут лесные жители?

Чем занимаются птицы в лесу?

Как помогают муравьи деревьям?

Как вы должны относиться к лесу?

Почему лес надо беречь?

Словарь: звери, птицы, гнезда, строить - строят, жук, гусеница, муравей, ломать, кусты, разорять муравейник (гнезда).


«Сентябрь»

Все чаще начинает хмуриться небо, дует ветер. Подошел первый месяц осени.

Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет.

Стрижи, ласточки и другие перелетные птицы собираются в стаи и незаметно, по ночам отбывают в дальний путь. Холодеет вода: больше уж не хочется купаться. Появились тонконожки - опенки. Лето кончилось.

Задания к тексту:

Слушай текст. Изложи его основное содержание.

Повтори предложение (слово).

Назови первый (последний) месяц осени.

Почему осенью вянут листья?

Назови перелетных птиц.

Какие птицы улетают на юг?

Назови грибы, которые появляются осенью.


Любимая Родина.

Когда люди в Москве ложатся спать, на востоке страны встают. Когда в Санкт - Петербурге целый день идет дождь, около Каспийского моря очень жарко и сухо. Когда на юге люди пьют чай в саду, на севере ребята играют в снежки и ходят на лыках. День и ночь, зима и лето бывают в нашей стране в одно время, потому что наша страна огромная. Такой большой страны больше нет на земле. Мы любим нашу Родину. Любим её города и деревни, реки и леса, горы и моря. Столица нашей Родины - Москва.

Задания к тексту:

В какой стране ты живешь?

Назови столицу нашей Родины.

Ты любишь свою страну? За что?

 

Словарь: Москва - в Москве,  Север - на Севере,  Каспийское море - около Каспийского моря,  столица - столицу, огромная страна.

 



«Белка».

Белка ловкая, быстрая, симпатичная. Живет белка в лесах: хвойных и смешанных. Зимой белка ест семена шишек сосновых, еловых и кедровых и сушеные грибы. Грибы белка сушит сама летом и осенью. Сначала белка попробует грибок на вкус. Потом наколет его на сучок - пусть сохнет до зимы. Бывает, что и сотни, а то и тысячу грибов насушит белка за лето. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают: в гнездах прячутся. Весной, а потом еще летом родятся бельчата: крохотные, слепые, голые. Беспомощные совсем, попискивают чуть слышно. Через месяц глаза у них открываются, а через два месяца бельчата из гнезда вылезают и живут каждый сам по себе.

Задания к тексту:

Где живет белка?

Чем она питается?

Как белка сушит грибы?

Когда родятся бельчата?

Когда они становятся самостоятельными?


«Зимующие птицы»

На зиму у нас остаются воробьи, синицы, снегири, галки, вороны, сороки и другие птицы. Серенького бойкого воробья мы все хорошо знаем и всегда видим его на улицах. Снегиря легко узнать по его красной грудке. Галка больше воробья, она черного цвета. Ворона серая, она больше гадки. У сороки белые бока и длинный хвост. Зимой птицам холодно и голодно. Их надо подкармливать.

Задания к тексту:

Скажи, о чем этот текст?

Назови зимующих птиц.

Опиши ворону (воробья, снегири, сороку...).

Как живется птицам зимой?

Как ты помогаешь зимующим птицам?


«В зимнем лесу».

Однажды зимой мы пошли в лес. В сосновом лесу было тихо. Все было покрыто бельм блестящим покровом. В холодном воздухе носились белые пушинки. Ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. Вдруг мы услышали стук. На сосне мы увидели птицу. Она была черная с белыми пятнышками, а на голове у неё яркие красные перышки. Это был дятел. Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет. Сядет на дерево, прямо на ствол, сидит и клювом по дереву постукивает. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест. Иногда на снегу под деревьями много-много шишек валяется. Это дятел обедал - семена из сосновых и еловых шишек доставал.

Задания к тексту:

Тебе нравится зимний лес? Почему?

Опиши зимний наряд деревьев.

О чем этот рассказ?

Ты видел(а) дятла?

Опиши дятла.

Чем он питается?

Словарь: сосновый лес - в сосновом лесу, блестящий покров, пушистый иней, сказочный зимний наряд, еловые (сосновые) шишки - из еловых (сосновых) шишек, доставал семена, дятел, питаться - питается.


Тема «Новогодний праздник».

Школьная елка.

Скоро наступят Новый год. Это праздник всех ребят. Ученики 6 -го класса считают, что это лучший праздник в году. За две неделе до елки ребята стали готовиться к празднику. Они украсили свой класс гирляндами, флажками, снежинками. На уроках труда смастерили много красивых игрушек, сшили новогодние костюмы. Был составлен новогодний сценарий. Ребята шестого класса принимали активное участие в составлении этого сценария. Наконец в зале поставили елку. Её привезли из леса. Ребята помогали наряжать елку. С нетерпением ждут они новогодний праздник, веселый карнавал.

Задания к тексту:

О чем рассказ?

Почему для ребят новогодняя елка - лучший праздник?

Расскажи о подготовке ребят к новогодней ёлке.

Словарь: Новый год, лучший праздник, гирлянда, новогодний праздник - новогодняя ёлка, мастерили - смастерили, новогодние костюмы, карнавал, сценарий.


Фразы разговорно-обиходного характера.

Какой праздник тебе больше всего нравится?

За что ты любишь новогодний праздник?

Как ты встречаешь Новый год дома?

Как готовишься к встрече Нового года?

Ты даришь новогодние сувениры своим родным и друзьям?

Как ты поздравляешь с праздником маму?


Речевой материал, связанный с организацией учебной деятельности и изучением учебных дисциплин.

На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

Повтори предложения: Наша страна велика и могуча. Мы любим нашу страну. Мы гордимся нашей страной.

Определи склонение существительного …

Скажи, когда ты начинаешь выполнять домашние задания?

Какие предметы ты делаешь сначала?

Что ты делаешь после письменных работ?

Гак ты выполняешь домашнее задание?

Какие отметки ты получаешь за письменные работы?

Что ты получил за устный ответ?

Как нужно выполнять домашние задания?

Повтори предложения: Во время урока мы думаем, решаем, пишем, читаем.

Ответь на вопросы:

Что ты делаешь во время перемены?

Что ты делал до обеда?

Чем ты занимался после уроков?

Расскажи, чем вы занимаетесь в спортзале (на уроках физкультуры)?

Если задуманное число увеличить на ..., то получим ... Какое число задумано?

Составь уравнение. Неизвестное число уменьшили на ... и получили ... . Найди неизвестное число.

В классе учатся ... детей. Из них ... девочек. Сколько мальчиков учится в этом классе?

Составь по задаче уравнение.

Перечисли, какие предметы в классе сделаны из металлов.

Теплый воздух легче холодного.

Животные - обитатели суши.

Ответь на вопросы: Для чего удобряют почву?

Какие условия необходимы растению для жизни?

Повтори: мрамор, гранит, полезные ископаемые, выветривание, рыхлая почва.

Какие водные растения ты знаешь?

Что произойдет, если люди не будут охранять природу?

Как люди используют богатства природы?


III четверть.

Примерные тексты и фразеология.

Тема «Родная природа».

«Лесные жители»

В лесу трещит январский мороз, дует ледяной ветер, а в ветвях старой ели пищат в гнезде птенцы. Клесты - единственные птицы, которые выводят детей в зимнюю стужу. Мать первое вреда не слетает с гнезда и своим телом согревает малышей. Своими кривыми клювами клесты отлично шелушат шишки и достают оттуда хвойные семена. Есть такие птицы, что прилетают к нам только зимой и называются они снегири, потому что появляются у нас только со снегом. Весной и летом они живут только на севере. Там зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима теплой. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на снегу.

Задания к тексту:

Когда клесты выводят птенцов?

Чем они питаются?

Какие птицы прилетают к нам зимой?

Где снегири вьют гнезда весной?

 

Повтори: холодно и голодно птицам зимой. Ребята устраивают кормушки для птиц. Почему зимой многие, звери и птицы уходят из леса поближе к человеческому жилью?

 

Словарь: улетать - прилетать, снегири, сильные морозы, красные грудки, вить - вьет, птенцы, выводить - выводят, север, январский мороз, птенцы, пищать - пищат, ледяной ветер.


«Март»

Еще вчера снежный ковер был белым и пушистым. А сегодня снег потемнел, стал тяжелым от воды, Размякла лесная дорога. Побежали ручейки. По ночам морозу иногда удается остановить их веселый бег. Посветлел лес. Он стал каким-то воздушным и прозрачным. Прилетели грачи. Не сегодня-завтра запоют за окном синицы. Природа просыпается.

Задания к тексту:

Озаглавь текст. О каком весеннем месяце говорится в рассказе? Назови приметы весны.

Словарь: снег, снежный ковер, снег потемнел, размякла дорога.


Тема «Книга - твой друг».

Фразы разговорно-обиходного характера.

Ты любишь читать книги?

Когда ты читаешь книги?

Что нужно сделать, чтобы не испачкать обложку книги?

Можно читать книги во время еды? Почему нельзя?

Нельзя загибать углы на страницах книги.

Нельзя рисовать или писать на книге.

Бережно обращайся с книгой.

Где вы берете книги для внеклассного чтения?

Где находится ваша библиотека?

Вы часто туда ходите?

Какие книги ты любишь читать?

Какую книгу ты сейчас читаешь?

Кто автор этой книги? О чем эта книга?

Библиотекарь выдает книгу и делает запись в карточку.

 

Словарь: обложка, станица, переплет, книги, закладки, библиотека - библиотекарь, страница, название книги, оглавление, автор, содержание книги.


Тема « Транспорт».

Фразы разговорно-обиходного характера.

Расскажи, на каком транспорте ты ездишь домой?

Когда можно переходить улицу?

С какой стороны надо обходить стоящий трамвай (автобус, троллейбус)?

Назови виды транспорта.

Летал ли ты на самолете? Куда и откуда?

На каком самолете ты летал?

Какие марки самолетов ты знаешь?

Как пассажиры садятся в самолет?

Почему из самолета все на земле кажется маленьким?

Кто управляет самолетом?

Что делает ледокол?

Какие удобства для пассажиров имеются на пассажирском теплоходе?

 

Словарь: самолет, идти на посадку, самолет приземлился, спускаются по трапу, сдать (получить) багаж, пилот, трап, аэропорт, аэродром, бортпроводница, катер, пассажирский теплоход, атомный ледокол, палуба, капитанский мостик, штурман, пассажир, судно, порт, моряк(и), речник(и), бухта, ледокол.


 

День защитника Отечества.

Российская защищает нашу Родину и охраняет наши границы. Самой тяжелой была война с немецкими фашистами. Фашисты хотели уничтожить Советскую власть. Но весь народ поднялся на борьбу с захватчиками. Храбро сражались наши солдаты. Славные моряки били врага на море, а отважные летчики - в воздухе.

Весь народ помогал нашей армии: рабочие на заводах делали оружие, машины, а колхозники на полях выращивали хлеб для родной Советской Армии. И Советская Армия победила. Все мы любим Советскую Армию.

Задании к тексту:

Ответь на вопросы: Когда мы празднуем День Советской Армии?

Что защищает Советская Армия?


Тема «Международный женский день».

«Мама»

Вот что говорит о своей матери космонавт Валентина Терешкова: «Мама для меня - самый близкий и родной человек на Земле. Все силы и здоровье она отдала, чтобы вырастить нас. Всю жизнь я пытаюсь отплатить ей за это лаской и заботой.

Я не говорила маме о том, что должна лететь в космос. Я сказала ей, что готовлюсь к очередным соревнованиям.

Она не очень верила мне. Часто спрашивала, где я занимаюсь. Я старалась уходить от прямого ответа, чтобы не волновать её.»

Задания к тексту:

Кто такая Валентина Терешкова?

Какой подвиг она совершила?

Как космонавт относится к своей матери?

Фразы разговорно-обиходного характера.

Какой праздник отмечают 8 марта?

Почему праздник называется Международным?

Почему мама - самый дорогой человек?

Расскажи о своей маме.

Какими профессиями владеют женщины?

Как ты приготовился к празднику?

Что ты подаришь маме, бабушке, сестре?

Как ты относишься к своей маме?

 

Словарь: Международный женский день, поздравлять - поздравляют, праздник весны.
Тема «Как вести себя в общественных местах».

Фразы разговорно-обиходного характера.

Ты приехал в незнакомый город. Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?

Ты пришел в кино и не можешь найти свое место. Что ты скажешь билетёру?

Тебе нужно отправить письмо. Ты не знаешь, где почта.

Как ты обратишься к прохожему?

Как надо вести себя на улице, чтобы не нарушать порядок?

Расскажи о правилах поведения на улицах.

Какие слова приветствий говорят при встрече?

Что нужно сделать, когда встретишь знакомого?

Какими словами прощаются?

Как выражают благодарность (извиняются)?

 

Словарь: скажите, пожалуйста; не знаете ли Вы; будьте добры, доброе утро, спасибо, добрый вечер, простите, пожалуйста, извините, благодарю, всего доброго.


Речевой материал, связанный с учебной деятельностью и изучением общеобразовательных дисциплин.

Назови единицы измерения площади.

 Реши задачу: Площадь прямоугольника ..., длина ... см. Найди ширину его.

Длина прямоугольника ... см, ширина ....см. Чему равна площадь?

Измерь длину прямоугольника. Измерь ширину прямоугольника. Найди его площадь.

По признакам узнай предметы: прямоугольный, деревянный, письменный; круглый, сочный, красный, сахарный.

Отгадай загадку: Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.

Сам алый, сахарный. Кафтан зеленый, бархатный.

Назови признаки предметов в этих загадках. Подбери слова, противоположные по смыслу прилагательным.

Повтори предложение ....... . Замени имя существительное местоимением.

Определи падеж.

Дополни предложение. Повтори: часть тела, кожа, мышцы, кости - кость, орган - ограны, скелет, запищать - защищает, позвоночник, ширина, длина, площадь, произведение чисел. Чтобы сердце было здоровым, надо зимой ходить на лыжах, кататься на коньках. Летом - много ходить и плавать. Если хочешь быть здоровым, каждый день надо делать зарядку. Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Послушай предложение     и назови глаголы.


IV четверть.

Примерные тексты и фразеология.

Тема «Весенние каникулы».

Фразы разговорно-обиходного характера.

Скажи, какие каникулы закончились?

Сколько они продолжались?

Что ты делал во время каникул?

Какие фильмы ты смотрел(а)?

С кем ты ходил(а) в кино?

Расскажи основное содержание фильма.

Какая погода была во время каникул?

Какие книги ты прочитал(а) за каникулы?

Какая книга тебе понравилась?

Ты помогал(а) маме? Как?

Словарь: продолжаться - продолжались, закончиться - закончились, весенние каникулы, кинофильм, пьеса, помогать - помогал(а), смотрит - смотрел(а), нравится - нравилось.


Тема «Родная природа».

«Птичьи трудодни»

Птицы работают целый день. Скворец работает в сутки 17 часов, ласточка трудится 18 часов, стрижи летают 19 часов. Птицам нельзя меньше работать. Чтобы накормить птенцов, стриж должен принести корма 30-35 раз за день, скворец приносит около двухсот, ласточка летает 300 раз. Сколько вредных для леса насекомых уничтожают они за лето! Птицы работают не покладая крыл.

Задания к тексту:

Скажи, как птицы трудятся весной. Почему? Какую пользу приносят птицы людям? Как ты встретил(а) перелетных птиц?


Весна.

Солнце с каждым днем греет сильнее. Снег растает. Вода в реке выйдет из своих берегов. Первыми прилетят грачи. Жаворонок запоет свою звонкую песню. Птицы будут вить гнезда. На полях зазеленеют озимые хлеба. Около домов и на лугах вырастет молодая ярко-зеленая травка. На лугах запестреют тысячи цветов. Трудолюбивая пчела будет собирать сладкий мед. На полях наступит весенняя пора.

Задания к тексту: Озаглавь текст. Назови приметы весны.

Фразы разговорно-обиходного характера.

Каких птиц ты знаешь? Какую пользу они приносят человеку?

Назови зимующих птиц. Почему их называют зимующими?

Назови перелетных птиц.

Почему их называют перелетными?

Грачи прилетают в конце марта.

Почему грачи стаями ходят весной по лугам?

Почему мы ястреба и орла называем хищными птицами?

Как школьники заботятся о птицах?

Весна наступила быстро. Колхозники посеяли пшеницу. Какие работы ведут колхозники весной?

Что они сеют в поле? Что сажают на огородах?

Что делают весной в саду?

Словарь: зимующие (перелетные) птицы, сорока, ворона, ласточка, синица, дятел, скворец, приносить пользу, сеять -сеют - сеяли, сажать - сажают - сажали, овес, пшеница, вскопать - вскопают - вскопали грядки, пахать - пашут - пахали.


Тема «День космонавтики».

«Первый космонавт»

12 апреля 1961 года весь мир услышал по радио сообщение о полете корабля «Восток» с космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Первым поднялся в космос русский человек. Юрий Алексеевич Гагарин облетел вокруг всего земного шара. Он первый увидел нашу Землю из космоса. Имя Юрия Алексеевича Гагарина знает весь мир. Гагарин прославил нашу замечательную страну. Она первая послала в космос человека.

Задания к тексту:

Расскажи о подвиге Гагарина. Каких космонавтов ты знаешь? Что отмечает советский народ 12 апреля? Повтори: космос, космонавт, спутник, ракета,       За что ты уважаешь космонавтов?

 


Тема «Занимайся спортом».

Фразы разговорно-обиходного характера.

V Назови виды спорта. Чем полезен спорт? Чем полезны катание на лыжах и коньках?Почему полезно плавать? Какие ты знаешь спортивные игры? Назови вида зимнего спорта.! Каким видом спорта ты увлекаешься? Спортивные игры не только укрепляют здоровье, но и вырабатывают быстроту движений.

Словарь: спорт, утренняя (художественная, спортивная) гимнастика, закаливать - закаливает, легкая атлетика, лыжи, коньки, спортивные игры, плавание, фигурное катание, фигурист, хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, лето, турист, поход, туристский поход, палатка, костер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевой материал, связанный с учебной деятельностью учащихся.

Возьми полоску бумаги, раздели её на ... равные части.

Возьми ... часть полоски.

Покажи ... часть полоски.

Раздели круг на ... равных частей.

Покажи ... части круга.

Повтори: числитель, знаменатель, равные части, дробь, часть, разделить - разделил.

Запиши уравнение: Если неизвестное число разделить на ... и к частному прибавить .... то получится ...

Прочитай уравнение. 

Первое слагаемое выражено разностью чисел ... и ..., второе слагаемое ..., сумма ... . Прочитай уравнение.

 Какая дробь больше: ... или ...? Назови числитель дроби ..., знаменатель дроби ...

Назови единицы измерения времени.

Вырази в месяцах ... лет.

Вырази а часах ... суток.

Вырази в минутах ... часов.

Приведи примеры растительной пищи.

Почему надо мыть руки перед едой?

Повтори: витамины, органы пищеварения.

Для дыхания необходим чистый воздух.

Зеленые насаждения очищают воздух. Берегите их.

Проветривайте чаще все помещения.

Почему в школах между уроками бывают перемены?

Придумай предложение с обращением (с прямой речью).

Что обозначает прилагательное? С какой частью речи оно связано? Придумай словосочетания по схеме: какое(ой)? что?

 Назови словосочетания: прилагательное + существительное и определи число и падеж.

 

 

 

 

 

 

 

 

VII класс.

 Обучение восприятию речевого материала на слух с помощью индивидуального слухового аппарата и без аппарата.

Примерные тексты и фразеология. Тема «Родная природа».

Золотая осень. Все короче и короче дни, длиннее темные ночи. На опушке леса краснеет рябина. Золотой листвой покрыта березы, в алый бархат оделись осины и стройные клены. Давно скосили и убрали луга и поля. Деревья и травы высыпали в землю свои семена и крепко заскули. Ярко зеленеет на дальнем поле свежая молодая озимь. На колхозных, полях и огородах идут последние осенние работы. Давно улетели на юг ласточки, а еще раньше стрижи. Пролетели на теплый юг гуси. Все реже греет осеннее солнышко. Скоро по утрам начнутся первые морозы.

Задания к тексту:

Озаглавь рассказ. Опиши осенний наряд деревьев, полей. Повтори: красная - краснеет, короче - длиннее, скосили, убрали, озимь, редко - реже. Расскажи об осенних работах на колхозных полях.


Урок на всю жизнь.

Летом мы жили на даче. Помню наши прогулки в лес. Папа никогда не разрешал рвать грибы - только срезать ножом. В лесу и отец, и мать всегда предупреждали: «Брать только спелые ягоды и не топтать кустики. Чтоб и другим осталось!» Бабушка наша очень любила цветы, в комнате у неё всегда были букеты садовых цветов. Но полевых цветов в доме не было. Многие цветы стали уже исчезать. Однажды мы собирали ягоды. Смотрим -бабуля стоит на коленях перед кустиком незабудок и говорит с ними: «Милые вы мои красавицы». Она собрала сухие палочки и огородила незабудки. Возвращались мы из леса и вдруг увидели у брата в руках увядшие незабудки. Наша добрая, ласковая бабушка сорвала крапиву и у нас на глазах отстегала брата по голым ногам: «Зачем ты сорвал редкий цветок?» Это был урок нам на всю жизнь. Надо беречь красоту леса, поля, беречь все живое.

Задания к тексту:

О чем предупреждали детей родители? Почему бабушка огородила незабудки? За что бабушка наказала внука? Как нужно относиться к природе?

Словарь: незабудки, огородила, отстегала, редкий цветок, беречь красоту леса.


Тема «Человек человеку - друг».

Шар в окошке.

Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придет, потому что его болезнь заразна. Лежит Коля, глядит в окно. Скучно ему. Что увидишь, если лежишь! И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся к самому окну! Постоял, стал дергаться. Вверх - вниз, вверх - вниз. Пригляделся Коля: на шарике рожица нарисована. Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Представил он, как Миша за веревочку дергает, а рядом ребята стоят, советы дают. Хорошо, когда о тебе друзья помнят!

Задания к тексту:

Почему товарищи не могли навестить Колю? Что придумали ребята, чтобы у Коли было хорошее настроение? Как они поступили? А как ты заботишься о заболевших друзьях и родных?

Словарь: болеть - заболеть - болеет, лежит в постели, компресс, капли - от капель, заразная болезнь, можно заразиться, нельзя навестить, догадаться - догадался, друзья, заботится - заботливый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На льдине.

Зимой море замерзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей с сыном Володей. Выехали очень далеко. Володя радовался, что много ловилось рыбы.

Вечером поели, потеплее завернулись и легли спать. Вдруг ночью вскочил один рыбак и закричал, чтобы все вставали. Оказалось, что льдину, на которой находились рыбаки, оторвало и понесло в море. Днем ветер усилился, волны заливали льдину, а кругом было только море.

И вдруг Володя увидел в небе самолет. С самолета упал мешок, там была еда и записка.

Через час пришел пароход и забрал людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло рыбаков. Он послал им на помощь самолет и пароход.

Задания к тексту:

Что случилось с рыбаками? Как были спасены рыбаки? Как бы ты поступил, если бы узнал, что гибнут люди?

Словарь : гибнуть - погибнуть, помощь - помогли, спасли,


Затейник.

Этот случай произошел в летний день в обычном дворе. Ребята, которые остались в городе, собрались у дома и от нечего делать просто болтали, а малыши скучали.

Неожиданно к ним подошел новичок, который поселился в их доме недавно. Он стал показывать фокусы, а потом спросил: «Хотите запустить змея - погода сегодня отличная? Он принес несколько бумажных змеев разных размеров. Ребята стали их пускать в небо.

 Началась с того дня во дворе совсем другая жизнь. Ребята мастерили для малышей игрушки, устраивали игры, что-то клеили, а в конце недели устроили во дворе настоящий карнавал. Командовал балом-маскарадом новичок-затейник. Всем было весело.

Задания к тексту:

О каком случае говорится в рассказе? Что умел новичок? Как ты думаешь, полезны были старания новичка? Как относился он к ребятам, малышам? Почему ты так считаешь? А ты любишь людей? Докажи.

Словарь: ребята скучали, заботиться о других, малыши, мастерить - мастерили, бал-маскарад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фразы разговорно-обиходного характера.

В каких странах люди живут по закону «человек человеку - друг»?

А в каких по закону «человек человеку - волк»?

Как ты считаешь, ты любишь людей?

Приведи пример, который это доказывает.

Как называют человека, который любит только себя?

Может ли быть пионер или комсомолец эгоистом?

Кто является для тебя примером хорошего отношения к людям?

 

 

 

Тема «О хлебе».

Фразы разговорно-обиходного характера.

Сколько стоит хлеб? Это дорого или дешево?

Люди каких профессий участвуют в производстве хлеба?

 Что делают пекари?

Что делают колхозники?

Почему люди говорят «хлеб -всему голова»?

Бережете ли вы хлеб?

Как надо относиться к хлебу?

Почему хлеб надо беречь?

Какие хлебные растения ты знаешь?

Как выращивают хлеб?

Что пекут из пшеничной муки?

Как растили хлеб раньше?

Повтори: дорого - дешево, производство хлеба,пекари, колхозники, колосья пшеницы, хлебные растения, выращивают хлеб, пшеничная (ржаная) мука.

Тема «Герои Великой Отечественной войны»

Подвиг капитана Гастелло.

Капитан Гастелло - летчик-герой, славный советский сокол. 3 июля 1941 года капитан Гастелло сражался с фашистами в воздухе. На земле тоже шел бой. Вражеский снаряд подбил самолет Гастелло. Самолет загорелся. Тогда отважный летчик направил свой горящий самолет на вражеские танки и цистерна с горючим. Самолет Гастелло упал на цистерны. Раздался страшный взрыв. Десятки цистерн и танков врага уничтожил герой-летчик.

Капитан Гастелло погиб, но подвиг его навсегда останется б памяти народа.

Задания к тексту:

Когда была Великая Отечественная война? Кто такой Гастелло? Расскажи, какой подвиг он совершил. Почему советский народ помнит Гастелло?

Повтори слова и словосочетания: летчик-герой, подвиг, уничтожил танки врага, самолет загорелся, Великая Отечественная война.

Словарь: вражеские танки, вражеский самолет, снаряд, цистерны, уничтожить - уничтожил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвиг Кости Кравчука

Это было во время Великой Отечественной войны с фашистскими захватчиками. В сентябре 1941 года немцы подошли к Киеву. Советские войска отступали. Два раненых бойца спасали знамена. Во дворе одного дома они встретила десятилетнего мальчика Костю Кравчука. Бойцы спросили его: «Ты - пионер?» «Да», - ответил Костя. Бойцы испросили Костю сохранить знамена. Костя дал пионерское слово сберечь эти знамена до возвращения Советской Армии. Он завернул знамена в мешок и опустил в заброшенный колодец. Много раз он проверял, целы ли знамена. Когда Советская Армия освободила Киев, Костя передал сохраненные знамена коменданту города.


Правительство наградило Костю орденом Красного Знамени.

Задания к тексту:

Озаглавь текст. Кто такой Костя Кравчук? Что поручили Косте советские бойцы? Как Костя сохранил знамена? Каким пионером был Костя? Как правительство оценило поступок Кости?

Послушай и повтори слова и словосочетания- Советская Армия, фашистские захватчики, раненый боец - раненые бойцы, знамя - знамена, дал пионерское слово, сохранить - сохранил -сохраненные знамена, освободить город, правительство наградило, орден Красного Знамени.

Речевой материал, связанный с организацией учебной деятельности и изучением общеобразовательных дисциплин.

Когда впервые в летописях упоминается Москва? Когда была Куликовская битва? Откройте книгу на странице 10 и прочитайте последний абзац первого параграфа.

Послушай и повтори:

славяне, Киевская Русь, князья, монголо-татарское иго, Дмитрий Донской, Александр Невский, физическая география, азимут, линейный масштаб, относительная и абсолютная высота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наша Родина - Россия; Союз Советских

Ботаника - наука о растениях.

Корень, стебель, листья, цветки и плоды - это органы цветковых растений.

Микроскоп, лупа.

Что можно получить из пшеницы?

Какое значение имеют растения в жизни людей.

Запиши: 2/5, 3/7.

Что больше: ... или ...?

Сравни числа: ... и ... .

Сумма двух чисел равна ..., одно из них ... .

 Найди другое число.

Первое слагаемое ..., другое ... .

Чему равна их сумма?

Одно число ..., а другое на ... больше.

Чему равна сумма этих чисел?

Число ... уменьшите в ... раз.

Полученное частное снова уменьшите в ... раза.

К сумме ... и ... прибавьте ... .

К числу ... прибавьте сумму ... и ... .

Удвой сумму ... и .....

На сколько число ... больше (меньше) числа ... .

Послушай и повтори:

в порядке возрастания, в порядке убывания, параллелепипед, выражение с переменной, сумма, разность, уменьшаемое, угол, биссектриса, вопросительное, восклицательное, побудительное, повествовательное, предложение, однородные члены предложения, назови знаки препинания при прямой речи, прямая речь, слова автора, в кавычки.

II четверть.

Примерные тексты и фразеология. Тема «Родная природа».

Поздняя осень.

В конце августа в воздухе начинает холодеть. В сентябре появляются иногда легкие морозы. Утром можно видеть, как побелела трава или крыша соседнего дома. Лужи начинают по ночам замерзать. Мелкие осенние дождики не походи на летние грозовые дожди. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав. Еще в конце августа появляются совершенно желтые золотистые ветки. С каждым днем все больше и больше становится желтых листьев. Еще два-три дня и осина стоит вся красная, багровая, золотистая. Но осенний ветер срывает последние листья. Поля мало-помалу пустеют. Только высокие стога сена остаются зимовать на лугах. Цветы исчезли, трава пожелтела и клонится к земле. Перелетные птицы одни за другими собираются в дальний путь. Вот уже и деревья стоят голые. Только на рябине висят красные гроздья. Появляется снег, остается на несколько часов, исчезает...

Задания к тексту:

Когда чувствуется в природе приближение осени? Какие изменения в природе говорят о наступлении осени? Тебе нравится осень? Почему»?

Словарь: легкие морозы, трава побелела, лужи, замерзать, грозовые дожди, дует без устали, золотистые ветки, багровая, золотистая осина, осенний ветер, последние листья, зимовать, кло-нитьоя к земле, красные гроздья.

 

 

 

 

 

Тема «Труд людей».

Смелые пожарники.

Поздним вечером дежурный по пожарной части услышал тревожный сигнал. Горел жилой дом. Из-за сильного пожара, возникшего в подвале, дым стал проникать в подъезд дома. Пожарным нужно было одновременно о тушением огня организовать эвакуацию людей.

Этим занялся капитан. Начальник караула с другой группой пожарников побежал в подвал. Завязалась яростная схватка с пламенем. Бойцы действовали смело. В конце концов пожарные погасили огонь. Всех нуждавшихся в помощи они эвакуировали.

Задания к тексту:

Озаглавь текст. Что случилось поздним вечером? Как действовали пожарники? Отчего возникают (начинаются) пожары? Ты знаешь, как можно потушить слабый пожар? Каким является труд пожарников?

Словарь: пожар - пожарник - пожарники, пожарная часть, пламя, огонь, потушить огонь (пожар), эвакуировать людей, спасти -спасли, пожар возник (начался).

Фразы разговорно-обиходного характера.

Как называют людей, которые любят трудиться? Как называют людей, которые не хотят трудиться? Кого в нашей стране уважают? Как наша страна отмечает хороший труд людей? Имеют ли твои родные награды за труд? Какие пословицы о труде ты знаешь? Как можно отличить трудолюбивого человека от лентяя? Назови профессий, которые ты знаешь. Кем ты хочешь быть? Каким человеком ты считаешь себя?

Словарь: любят трудиться, трудолюбивый человек, не хотят работать, отмечают хороший труд, награда за труд, хороший человек, лентяй.


Сергей Тюленин.

Он жил в городе Краснодоне. Город захватили фашисты. Сергей стал членом организации «Молодая гвардия», которая боролась с фашистами.

Однажды летней ночью Сергей Тюленин взял бутылки с горючей смесью и пробрался на чердак школы. Школа стояла против здания, в котором расположились фашисты. Они ложились спать. Окна были раскрыты. Сергей бросил в окно сначала одну, затем другую бутылку. Из окна вырвалось пламя огня. Сильный пожар охватил все здание. Немцы заметались в горящем здании.

Сережа сбежал с чердака вниз, через окно выпрыгнул в парк и убежал.

Задания к тексту?

Кто такой Сергей Тюленин? Как Сергей поджег здание с фашистами? Как ты оцениваешь поступок Тюленина? Скажи, какие чувства помогали ему бороться с фашистскими захватчиками? Что ты знаешь о молодогвардейцах?

Словарь: организация «Молодая гвардия», молодогвардеец - молодогвардейцы, бутылки с горючей смесью, пламя вырвалось, пожар охватил, горящий дом - в горящем доме, чердак школа, сбежал -выбежал - убежал, прыгнул - выпрыгнул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Школьная жизнь».

Новогодний вечер.

 Подходит к концу 200... год. «В школе ребята готовятся к Новогоднему вечеру. Всем хочется участвовать в подготовке к празднику. Одни классы оформляют холл школы, другие - украшают столовую, пишут новогоднюю стенгазету, готовят костюмы. 7-классы готовят к празднику актовый зал, украшают елку. А кто же будет Дедом Морозом и Снегурочкой? Пока - секрет. сейчас в актовом зале звучит веселая музыка, там ребята разучивают песни и танцы. Какой веселый и радостный праздник Новый год!

Задания к тексту:

Скажи главную мысль текста. Озаглавь его. Расскажи, как вы готовились к Новому году.

Словарь: 200... год. закончился старый год, скоро наступит Новый год,

фойе школы, актовый зал, поручение -поручения, в актовый зал.

Дежурство по школе.

Мы сегодня дежурим по школе. Позавтракав, я быстро сложил все школьные принадлежности в портфель и весело пошел в школу. До уроков все ребята собрались на линейку. На линейке директор и наш классный руководитель говорили, как дежурил класс вчера и что мы должны делать сегодня. Перле линейки все разошлись по своим назначенным постам. Но вот прозвенел звонок, и в школе наступила тишина.

После первого урока мы скова на дежурстве. На третьем атаке ребята начали шумную игру в пятнашки. Нам пришлось их успокаивать .

После третьего урока - большая перемена. Хочется побегать, но нельзя уходить со своего поста..

После уроков я ходил по школе и проверял уборку классов, а потом был на совете командиров. Так закончился один день нашего дежурства по школе.

Задания к тексту:

Когда дежурные приходят в школу? С чего начинается день дежурного класса? Что входит в обязанности дежурных по школе? Как ваш класс дежурит по школе?

Словарь: дежурство - дежурный - дежурить - дежурил, пост, построились на линейку, классный руководитель, прозвенел звонок, перемена, совет командиров, уборка классов, проверка - проверял.

Речевой материал, связанный с изучением

общеобразовательных дисциплин.

Что значит многонациональное государство? До революции землей владели царь и помещики. Степан Разин - крестьянский вождь. Первопечатник Иван Федоров. Барщина. Оброк. Крепостное право. Крепостные крестьяне. Москва - столица русского государства. Белок, крахмал, жиры - это органические вещества. Для прорастания семян необходимы 3 условия: вода, воздух и тепло. С какой целью строят теплицы и парники?

Повтори слова и словосочетания.: географическая карта, Северный (южный) полюс, земля, солнечная система, планета, земной шар, экватор, параллели и меридианы, географическая широта (долгота), географические координаты, однодольные (двудольные) растения. Органические вещества. Минеральные соли. Теплолюбивые (холодостойкие) растения, корневая система. Почва, корнеплоды. Найди произведения ... и ... . Увеличь в ... раза произведение ... и ... . Удвой число ... . Найди сумму пяти слагаемых, каждое из которых равно ... .

 

 

 

 

Послушай и повтори: уменьшаемое, вычитаемое, множитель, пизведение. Начерти развернутый угол. Начерти прямой угол. Сколько стоит книга, если ... её стоимости составляет ... копеек. Каких разрядов нет у чисел ...? Сколько букв в русском алфавите? Как обозначаются звуки речи на письме. Какие члены предложения могут быть однородными? Подбери синонимы к слову: нездоровый, невеселый, недобрый, неглупый. Назови слова, противоположные по смыслу: Ученье - свет, а неученье - тьма. Труд человека кормит, а лень - портит. друга потерять легко, а найти трудно. Придумай слова, противоположные по смыслу словам: слабость, здоровье, радость, серьезный человек, ясный день. Придумай пары слов, противоположные по смыслу.

Повтори: лексика, синонимы, антонимы, омонимы, однозначные слова, многозначные слова. Слова в переносном значении. Прямой и переносный смысл.


ла он был солдатом, затем маршалом Красной Армии. Под его командованием части Красной Армии громили белогвардейцев. Слава Блюхера была легендарной.

Задания к тексту:

Какова основная мысль текста? Кто такой Блюхер? Каким он был? За что помнит Блюхера советский народ?

Словарь: выехал на заработки, Петербург, бедные крестьяне, принял участие, революционная борьба - в революционной борьбе, черты характера, ссылка, тюрьма, железная воля, талант командира, Красная Армия, белогвардейцы, легендарная слава, громить врагов.

Тема «Береги маму».

Сыновья.

Три женщины брали воду из колодца. Около колодца на скамейке сидел старенький дедушка. Женщины разговаривали о своих сыновьях. Одна сказала, что её сын очень сильный, другая сказала, что её сын поет, как соловей, а третья женщина сказала, что её сын обыкновенный мальчик. Набрали женщины воды в ведра и пошли, и дедушка пошел за ними. Тяжело женщинам нести воду. Вдруг бегут навстречу три мальчика. Один мальчик камни большие поднимает с дороги и бросает в сторону, другой - песню поет, а третий к матери подбежал, взял у неё тяжелые ведра и понес домой. Спрашивают женщины у старика: «Понравились Вам наши сыновья?» А старик ответил: «Я только одного сына видел».

Задания к тексту:

О чем разговаривали три женщины у колодца? Кто их слушал? Кого старик считает сыном? Почему?

Фразы разговорно-обиходного характера. Кто твоя мама по профессии? За что ты должен (должна) быть благодарен(а) маме? Как ты относишься к своей матери? Как ты бережешь её?

Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин и организацией учебной деятельности. Назови героев 1812 года. Назови, прославленного полководца Отечественной войны. Что произошло 14 декабря 1825 года?


Послушай и повтори: Емельян Пугачев. Декабриста. Илларионович Кутузов. Александр Васильевич Суворов был талантливым полководцем. Отечественная война 1812 года закончилась, победой русских. Декабристы восстали без народа и поэтому были разбиты. Революционеры, капиталистический строй, капиталисты, кулаки, стачки, забастовки, большевики, съезд партии.

Какие действующие вулканы ты знаешь? В какой советской республике, часто бывают землетрясения?

Повтори слова и словосочетания: земная кора, мантия, магматические породы, колебания суши, горная страна, горный хребет, выветривание, низменности, возвышенности, плоскогорья. Дыхание растений происходит и днем и ночью. В оранжереях и теплицах выращивают теплолюбивый растения и рассаду. Зачем озеленяют города и села? У каких растений под землей есть луковица?

Придумай три числа, который делятся на .... Назови несколь
ко делителей чисел    Уменьши .... в ... раза. Уменьши ....

на        . Сколько граммов в .... десятых кг? Сколько кг в ....

тонны? Вырази в метрах ... дм, ... см. Вырази в часах ... мин, ... мин.

Послушай и повтори: правильная (неправильная) дробь, целая часть, сумма цифр, четное (нечетное) число, признаки делимости.

Слова к словосочетания: одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные существительные, существительные первого (второго, третьего) склонения, существительные единственного (множественного) числа.

Повтори: имя прилагательное, согласование прилагательного с существительным, полное прилагательное, краткое прилагательное, является определением (сказуемым).

Назови части слова. Что называется корнем слова? Окончание служит для связи слов в предложении. При помощи приставок образуются новые слова. Образуйте новые слова при помощи суффиксов от слов: город, октябрь, пионер, липа, малина, горох. Человек, который не знает страха. Какой человек? Ответ без ошибок. Какой ответ?

Послушай и повтори: корень слова, приставка, суффикс, окончание, образуются - образуй, подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, распространенное предло


жение, нераспространенное предложение.

IV четверть.

Примерные тексты и фразеология. Тема «Родная природа».

Весна в зоопарке.

С приходом весны оживились, повеселели обитатели зоопарка. Выйдя в летнюю вольеру, аисты первым делом взлетели на вышку, где для них устроена гнездовая площадка. Встали по краям на своих ногах-ходулях, внимательно осмотрелись. В гнезде множество прошлогодних веток, хворостинок., из которых строили они свою колыбель ранее, но за зиму гнездо загрязнилось, разрушилось, и птицы принялись за ремонт.

утки ежегодно выводят на прудах зоопарка потомство. Оно вырастает и осенью вместе с родителями улетает. А по весне часть взрослых птиц и часть подросшего прошлогоднего молодняка возвращаются в зоопарк.

В семействе диких кабанов свой заботы. Опоросилась кабаниха. Она принесла всего трех малышей. Кабанчики были в полосатых «распашонках», Эту детскую одежку они носят месяца три, а потом она незаметно исчезает.

Задания к тексту:

О каких обитателях зоопарка говорится в тексте? Опиши весенние заботы аистов. Увеличивается ли в зоопарке количество уток? Как выглядят кабанчики? Ты любить ходить в зоопарк? Как ты относишься к животным?

Словарь: оживились, обитатели зоопарка, вольера, взлетели -слетели - улетели, смотреть - осмотреться, прошлогодние ветки, молодняк, потомство.

Фразы разговорно-обиходного характера. Ты любишь весну? Расскажи о весенних хлопотах птиц. Как ты помог(ла) прилетевшим к нам весной птицам? Каковы твой впечатления о весеннем лесе? Опиши весенние деревья.

Тема «Народное искусство».

Наша матрешка.

Матрешка - произведение народного искусства, Этой игрушке - 36 -


 


немногим более 80 лет. Первую матрешку сделали в подмосковном городе Загорске. Выточил её опытный игрушечник Звездочкин, а расписал знаток древнего русского искусства художник Малютки. Он изобразил деревянную девочку в русском крестьянском платье, в сарафане и переднике с яркими цветами, с красной вышивкой на сорочке.

В 1900 году, когда русские кустарные изделия посылались и Париж на всемирную выставку, там была и матрешка. После этого стали поступать заказы из Франции, Германии, Англии, США...

С тех пор милые, приятные, спокойные и веселые девочки-матрешки в яркой народной одежде завоевали весь мир.

, Задания к тексту:

Когда появилась русская матрешка? Где её сделали? Кто её авторы? На какой выставке она прославилась?

Словарь: матрешка, сарафан, передник, вышивка, завоевала весь мир.

Тема «Страницы героической истории».

Дмитрий Андреевич Фурманов.

Дмитрий Андреевич Фурманов родился в крестьянской семье в Ивановской области в 1891 году.

Закончив среднюю школу, Фурманов поступил в Московский Университет. Великий Октябрь указал Фурманову истинный путь в жизни. В 1918 году он стал большевиком. Во время гражданской войны он сначала был комиссаром легендарной дивизии Чапаева. Затем Фурманов - комиссар 9-ой Кубанской армии, руководит десантом, громит белых генералов.

В 1921 году Фурманов переходит на литературную работу. Он ! написал романы «Чапаев», «Мятеж», повести «Красный десант», «В восемнадцатом году» и множество рассказов о героях Октября и : гражданской войны. В 1926 году Дмитрий Андреевич Фурманов умер.

Задания к тексту:

Перескажи кратко содержание текста. Когда и где родился Фурма; нов? Кто были его родители? Где он учился? В каком году Дмитрий Фурманов вступил в партию? Какой знаменитый роман он написал? В каком году умер Фурманов?

Послушай и повтори фразы: Великий Октябрь указал Фурманову      


 


 

истинную дорогу в жизнь. Фурманов руководит десантом, разгромившим во вражеском тылу штаб белого генерала.

  Словарь: истинный путь, большевик - стал большевиком, белые

генералы, комиссар, Чапаев, фурманов, гражданская война.         Мамаев курган.

Мамаев курган - есть такое место в Волгограде. Что такое курган? Небольшая горка в степи. Отойдешь подальше - и нет кургана. Мамаев курган издалека заметен. Прямо на Мамаевом кургане возведен памятник. В память о героях-бойцах, павших в битве у Волги, установлен этот памятник. Здесь, на Волге, в битве с* фашизмом решалась судьба войны, судьба всего мира.

Что такое курган? Небольшая горка в степи.' Но с любой, точки земного шара виден людям всего мира священный Мамаев курган.

Задания к тексту:

Что такое курган? Где находится Мамаев курган? Почему это место видно с любой точки земного шара? Что установлено на Мамаевом

кургане?

Словарь: Мамаев курган, Волгоград, возведен памятник, установлен, решалась судьбе войны, священный курган.


 


Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин и организацией учебной деятельности.     |

 Когда была первая русская революция? Назови революционеров-большевиков. Когда началась первая мировая война? Чем она закончилась? Сколько лет советской власти? Назови героев гражданской войны. С 1918 года по 1920 год происходила гражданская война.

Повтори: Великая Октябрьская социалистическая революция демонстрация, вооруженное восстание, баррикада, Орджоникидзе 'Чапаев, Дзержинский, Фрунзе, Лазо, капиталистические страны.

Повтори предложения: Антарктида - материк, на котором нет постоянных жителей. Гренландия - самый большой остров мира.

Как размножают картофель? Какие растения цветут рано весной?

Повтори: самоопыление, вегетативное (семенное)размножение, черенок - черенки, отводки, глазки - почки, росток - ростки,