Муниципальное казенное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1»
30 лет Победы ул., д., 8 – А, с.Белогородка, Мариинский район, Кемеровская область,652175, тел.: 3-51-03,
тел/факс 3-51-03
E-mail: BelogopDD1@ mail.ru
Индивидуальная программа психологического сопровождения воспитанника с агрессивным поведением.
ФИО_______________________________________ Дата рождения__________________
Актуальность программы: Сложность и многообразие меняющегося мира выставляет определенные требования соответствия, которые становятся непосильными для некоторых представителей общества. Дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, имеют сложный жизненный сценарий и совершенно иной взгляд на мир, который отличается не всегда положительной системой ценностей. По мнению многих исследователей, для данной категории детей характерны незрелость эмоционально-волевой сферы, которая характеризуется повышенным уровнем тревоги, агрессивности, низким уровнем самоконтроля, что может создавать дисгармоничный климат в детском коллективе. Воспитанники с агрессивным и тревожным поведением нуждаются в заботе и внимании
Цель программы: Создание условий для снижения уровня проявлений агрессивности, развитие навыков саморегуляции и рефлексии состояния. Развитие навыков эффективного общения, контроля и ответственного отношения.
Задачи программы:
1. Знакомить воспитанников с понятием эмоции, чувства, их особенностями и проявлениями.
2. Знакомить воспитанников с эмоциональными кризисными состояниями, их причинами.
3. Учить конструктивным способам управления и саморегуляции поведения (снимать напряжение, работа со злостью, раздражительностью, обидой).
4. Развивать у воспитанников чувства эмпатии, доброжелательности, коммуникативные навыки.
Программа ориентирована на воспитанников в возрасте 10-18 лет. Коррекционно-развивающая программа включает в себя 12 занятий. Рекомендуемая продолжительность занятий – 40 минут 1 раз в неделю.
Занятия проходят в индивидуальной форме и форме малых подгрупп (2-3 человека).
Методы работы: тренинги, беседы. Тренинговые занятия включают различные методики и форм работы: арт-терапия, терапия песком, дыхательная, двигательная гимнастика, массаж и самомассаж, элементы нейропсихологической коррекции, рефлексия, игры на сотрудничество и.т.д.
Основанием для зачисления на программу являются результаты первичного диагностирования личностных особенностей и эмоциональных проявлений воспитанников, а также по актуальным запросам педагогов и вторичной диагностики.
Методики, используемые при диагностике
1. Опросник агрессивности А.Басса-А.Дарки.
2. Методика диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка.
3. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спиблергера, Ю.Л.Ханина.
4. Шкала самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн.
Основная структура занятий
1.Вводная часть. Приветствие. Создание благоприятной атмосферы. Освобождение от телесных зажимов.
2. Основная часть.
Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, тревожности, неорганизованности и др. через различные методы психологической терапии.
Выработка и тренировка навыков общения и взаимодействия с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.д.) и создания сплоченности в коллективе.
Расслабление и тренировки навыков рефлексии через методы аутогенной тренировки и нейропсихологических упражнений.
3. Завершающий этап. Высказывания детей, отслеживание настроения воспитанников. Создание группового взаимодействия.
Ожидаемый результат:
Снижение частоты проявлений агрессивных, тревожных тенденций в поведении, повышение уровня контроля и саморегуляции поведения, ответственности за свое поведение. Доброжелательные проявления по отношению к другим и себе, положительная динамика самооценки собственной личности.
Условия эффективности коррекционно-развивающей работы:
-Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, единства межличностных взаимодействия. Главная установка – на успех, на развитие.
- Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным особенностям воспитанника.
- Учет добровольности воспитанников при выполнении упражнений.
- Поощрение и поддержка активности воспитанников.
Примерное тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Форма работы |
I |
Диагностический этап |
Индивидуальная, групповая |
II |
Основная часть. Коррекционно-развивающая |
|
1 |
«Кто я. Мое настроение». |
Индивидуальная |
2 |
«Человек.Эмоции.Чувства». |
Индивидуальная |
3 |
«Агрессивное поведение – это…» |
Мозговой штурм Мини-группа |
|
Работа по блокам: |
|
4 |
«Мир глазами агрессивного ребенка. Как справиться с гневом». |
Индивидуальная |
5 |
«Страх». |
Индивидуальная |
6 |
«Обида». |
Индивидуальная |
7 |
«Неуверенность в себе. Самооценка». «Будь самим собой». |
Индивидуальная,мини-группа |
8 |
«Конфликтные ситуации и поступки, способы ответа на агрессию». |
Мини-группа |
9 |
«Настоящий друг». |
Мини-группа |
10 |
«Стресс. Методы саморегуляции состояния». |
Мини-группа |
III |
Диагностический этап. Итоговый |
Индивидуальная,групповая |
Литература
1. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. –СПб., 1997. – 336 с.
2. Завгородняя М.В. Детская психокоррекция в играх. / М.В.Завгородняя, Н.Н.Гладкова. – Ростов н/Д, 2017. – 157 с.
2. Кряжева Н.Л. Развитие Эмоционального мира детей / Н.Л.Кряжева. – Ярославль, 1997. – 208 с.
3. Мак-Кей М. Укрощение гнева / М. Мак-кей, П. Роджерс, Ю.Мак-Кей. – СПб., 1997. – 352 с.
4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. / Т.П.Смирнова. – Ростов н/Д. Феникс, 2004. – 160 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.