Примеры укрупнения учебной информации при изучении физики в 8 классе
Оценка 4.9

Примеры укрупнения учебной информации при изучении физики в 8 классе

Оценка 4.9
Работа в классе +2
pdf
физика
8 кл
20.02.2018
Примеры укрупнения учебной информации при изучении физики в 8 классе
В методической разработке рассмотрены некоторые примеры укрупнения учебной информации при изучении физики в 8 классе. Предложено противоположные понятия физики, изучаемые в 8 классе рассматривать одновременно (на одном уроке). Многие темы учебного материала даются крупными блоками, что способствует лучшему усвоению материала.Файл представлен в формате .pdf.
ПРИМЕРЫ УУИ ПРИ ИЗ.ФИЗ в 8 КЛ.pdf

В копилку методических находок __________________________________

 

ПРИМЕРЫ  УКРУПНЕНИЯ  УЧЕБНОЙ  ИНФОРМЦИИ 

ПРИ  ИЗУЧЕНИИ  ФИЗИКИ  В  8  КЛАССЕ

 

Приведём примеры укрупнения программных знаний по физике в 8 классе. 

При изучении внутренней энергии тела целесообразно, чтобы учащиеся сами сформулировали следующие объединённые выводы:

               повышении                                                                  

     При   ---------------    температуры      внутренняя     энергия     тела                 понижении   

                                                                                                                                            

увеличивается               увеличивается

--------------------, так как ---------------------  средняя скорость движения молекул.  уменьшается                 уменьшается

 

Следовательно, возрастает кинетическая энергия молекул этого тела.

 

Два способа изменения внутренней энергии тела:                                                                                    совершая механическую работу

Внутреннюю энергию тела можно изменить ---------------------------------------------  -  

                                                                                        теплопередачей                          совершения                                                         процессом -----------------------  работы  над телом  или самим телом.                      без совершения  

 

В целях целостного восприятия  знаний целесообразно виды теплопередачи объяснять учащимся на одном уроке. В ходе урока учащиеся самостоятельно под руководством учителя заполняют следующую таблицу.

 

Таблица 1.

Вид             

теплопередачи

               

Определение

                         

Особенности

 Учёт при        использовании     

Теплопровод-

ность -

явление передачи внутренней энергии от одной части тела к

При теплопроводности не происходит переноса вещества.

  Предохранение озимых хлебов от вымерзания глубоким рыхлым сне-

 

другой или от одного тела к другому при их непосредственном контакте.

 

гом.        Защита от холода одеждой человека из меха, пуха и шерсти.        

  

 

Конвекция (от лат. слова конвекцио перенесение

 

явление переноса  энергии самими струями газа или жидкости.

Внутренняя энергия переносится          самими струями газа или жидкости.

  Нагрев жидкости и газов снизу.  Подвал – самое холодное место в доме.                      

Расположения форточек помещений в верхней части окна, а радиаторов – у пола.             

Излучение -

процесс испускания и распространения энергии в виде волн и частиц.

Может осуществляться в полном вакууме.

  Окраска кухонной посуды в светлые тона для уменьшения потерь тепла.  Окраска в белый цвет для уменьшения  лучепоглощательной способности холодильников. 

 

При изучении материала темы «Изменение агрегатных состояний вещества» также целесообразно «укрупнить», включив сюда и понятие количество теплоты. При этом понятия количество теплоты, плавление, отвердевание тел, испарение и конденсация даём на одном уроке. Организуем работу учащихся так, чтобы обобщающую таблицу по теме учащиеся начали заполнять сразу, на первом уроке, а не после изученного материала. Работу по заполнению таблицы проводится на последующих уроках. Необходимо чтобы это была коллективная работа.

 

Таблица 2.

Процесс

Формула

Переход  агрегатного   состояния

 Внутренняя энергия (тепло)

Нагревание

Q = mc(t2 –t1),       где c- удельная теплоёмкость вещества.

-

Поглощается

Охлаждение

Q = mc(t2 –t1),      где c- удельная теплоёмкость вещества.

-

Выделяется

Плавление

Q = λm,                 

где λ- удельная теплота плавления.

Твёрдое тело - жидкость

Поглощается

Отвердевание

Q = - λm,              

где λ- удельная теплота отвердевания.

Жидкость - твёрдое тело

Выделяется

Парообразование

Q = Lm,                

где L- удельная теплота парообразования.

Жидкое тело  - газ

Поглощается

Конденсация

Q = -Lm,               

где L- удельная теплота конденсации.

Газ – жидкость

Выделяется

Сублимация

(возгонка)

-

Твёрдое тело  -  газ

-

Десублимация

-

Газ  -  твёрдое тело

-

 

 

Для того, чтобы учащиеся хорошо усвоили отличия процессов изменение агрегатных состояний вещества приводим их к самостоятельным выводам:

 

     Плавление                                              твёрдого                    жидкое                                            ---------------------------- - переход вещества из ------------- состояния в ------------. 

  Отвердевание                                             жидкого                    твёрдое                              (кристаллизация)    

 

Парообразование                                              жидкого                              газообразное ------------------==== - переход вещества из -------------------- состояния в ------------------.    Конденсация                                              газообразного                           жидкое

 

Для того, чтобы  учащиеся чётко усвоили отличие парообразования от испарения даём отдельно определение испарению:

Испарение  – парообразование, происходящее при любой температуре со свободной поверхности жидкости.

 

  Сублимация (возгонка)                                             твёрдого                              газообразное   --------------------------------  -  переход вещества из --------------------  состояния в ------------------ (ми-      Десублимация                                                     газообразного                          твёрдое  

 

нуя  жидкость).

                                                                плавления                                                                                  плавится 

Температура ------------------  -  температура, при которой вещество -------------------.

               отвердевания                                                                 отвердевает

                 (кристаллизации)                                                          (кристаллизуется)

 

Полезно дать учащимся диаграмму превращения веществ:

 

 

 

Рассмотрение электрических и магнитных явлений лучше изучать одновременно, сравнивая их особенности и свойства. Приведём примеры.

                                                                

                                                                                одинакового

Тела имеющие, электрические заряды --------------------------- знака, взаимно 

                                                                противоположного

 отталкиваются

----------------------.

притягиваются

 

Электрическая                               электрическое                                внесённый в него

---------------------  -  сила, с которой -------------------- поле действует на -----------------------    Магнитная                                      магнитное

 

электрический заряд

---------------------------.

 проводник с током

 

    Проводники                                                                             могут

    --------------------  -  тела, через которые электрические заряды  ------------ переходить от 

   Непроводники                                                                          не могут

 

заряженного тела к незаряженному.

Изучая параллельное и последовательное соединения проводников используем следующую таблицу.

Таблица 3.

Соединение проводников

параллельное

последовательное

 

 

 

 

Сила тока в неразветвлённой цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводников:

I  =  I1 + I2

Сила тока в любых частях цепи при последовательном соединении проводников одна и та же:

I  =  I1 I2

Общее напряжение на участке цепи и на всех параллельно соединённых проводниках одна и та же:

U  =  U1  =  U2

Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи:

U  =  U1  +  U2

Общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников определяется из формулы:

                             1         1         1

                            ---  =   ---  +  ---

                             R        R1           R2                      

Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников:

R  =  R + R1 

 

 

 

При изучении световых явлений используем метод укрупнения дидактических единиц следующим образом.

Законы отражения и преломления света изучаются на одном уроке. Объяснение материала, показывается ход лучей при отражении и преломлении на одном рисунке, а рядом на другом рисунке демонстрируется обратимость хода лучей:

Рис.1 Отражение и преломление света                  Рис. 2. Обратимость хода световых лучей

 

Понятия о линзах по данному методу даётся таким образом.

Выпуклые                                                                  толще

--------------- линзы  -  линзы, которые посредине -----------, чем у краёв.

Вогнутые                                                                    тоньше

             

          выпуклых           двояковыпуклая, плосковыпуклая, выпукло-вогнутая

Виды -------------- линз: ----------------------------------------------------------------------.                                                  двояковогнутая, плосковогнутая, вогнуто-выпуклая

                                 собирающей                                                    положительно (F>0).   Линза называется --------------------, если её фокусное расстояние ----------------------------.                       Рассеивающей                                                  отрицательно (F<0)

 

                                   D > 0                            собирающая

Оптическая сила ---------, если линза  ---------------------.

                                   D < 0                        рассеивающая

 

Согласно физику Шевенова Б.А. «в процессе обучения по методу укрупнения дидактических единиц  не только укрупняются дозы  усвоения информации, но и комплексно совершенствуются все интеллектуальные механизмы познания реального мира, формируется качественно новый тип рациональной, эффективной, сжатой во времени, легко свёртывающейся и развёртывающейся познавательной деятельности, формируются высокопродуктивные умения и навыки учащихся с широким диапазоном обобщённости и практической применимости». 

 

             БОГАЕВ Д.П.,

учитель физики МОКУ 

«Бага-Чоносовская СОШ им. Боован Бадмы»

Республики Калмыкия

 

Литература

1.    А.В. Пёрышкин  8 класс, М., ДРОФА, 2013

2.    Б.А. Шевенов  Укрупнение  учебной  информации  при  изучении физики,  Эл., КАЛМЫЦКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАНИЕ, 

1987, с. 4

3.    Б.М. Яворский, Ю.А. Селезнёв  Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования, М., НАУ-

КА, 1989

4.    С.В. Громов, Н.А. Родина  8 класс, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002

 

 

 

В копилку методических находок __________________________________

В копилку методических находок __________________________________

Теплопровод- ность - явление передачи внутренней энергии от одной части тела к

Теплопровод- ность - явление передачи внутренней энергии от одной части тела к

При этом понятия количество теплоты, плавление, отвердевание тел, испарение и конденсация даём на одном уроке

При этом понятия количество теплоты, плавление, отвердевание тел, испарение и конденсация даём на одном уроке

Для того, чтобы учащиеся хорошо усвоили отличия процессов изменение агрегатных состояний вещества приводим их к самостоятельным выводам:

Для того, чтобы учащиеся хорошо усвоили отличия процессов изменение агрегатных состояний вещества приводим их к самостоятельным выводам:

Рассмотрение электрических и магнитных явлений лучше изучать одновременно, сравнивая их особенности и свойства

Рассмотрение электрических и магнитных явлений лучше изучать одновременно, сравнивая их особенности и свойства

Сила тока в неразветвлённой цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводников:

Сила тока в неразветвлённой цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводников:

Рис.1 Отражение и преломление света

Рис.1 Отражение и преломление света

БОГАЕВ Д.П., учитель физики

БОГАЕВ Д.П., учитель физики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018