В копилку методических находок __________________________________
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ
Приведём примеры укрупнения программных знаний по физике в 8 классе.
При изучении внутренней энергии тела целесообразно, чтобы учащиеся сами сформулировали следующие объединённые выводы:
повышении
При --------------- температуры внутренняя энергия тела понижении
увеличивается увеличивается
--------------------, так как --------------------- средняя скорость движения молекул. уменьшается уменьшается
Следовательно, возрастает кинетическая энергия молекул этого тела.
Два способа изменения внутренней энергии тела: совершая механическую работу
Внутреннюю энергию тела можно изменить --------------------------------------------- -
теплопередачей совершения процессом ----------------------- работы над телом или самим телом. без совершения
В целях целостного восприятия знаний целесообразно виды теплопередачи объяснять учащимся на одном уроке. В ходе урока учащиеся самостоятельно под руководством учителя заполняют следующую таблицу.
Таблица 1.
Вид теплопередачи |
Определение |
Особенности |
Учёт при использовании |
Теплопровод- ность - |
явление передачи внутренней энергии от одной части тела к |
При теплопроводности не происходит переноса вещества. |
Предохранение озимых хлебов от вымерзания глубоким рыхлым сне- |
|
другой или от одного тела к другому при их непосредственном контакте. |
|
гом. Защита от холода одеждой человека из меха, пуха и шерсти.
|
Конвекция (от лат. слова конвекцио перенесение) – |
явление переноса энергии самими струями газа или жидкости. |
Внутренняя энергия переносится самими струями газа или жидкости. |
Нагрев жидкости и газов снизу. Подвал – самое холодное место в доме. Расположения форточек помещений в верхней части окна, а радиаторов – у пола. |
Излучение - |
процесс испускания и распространения энергии в виде волн и частиц. |
Может осуществляться в полном вакууме. |
Окраска кухонной посуды в светлые тона для уменьшения потерь тепла. Окраска в белый цвет для уменьшения лучепоглощательной способности холодильников. |
При изучении материала темы «Изменение агрегатных состояний вещества» также целесообразно «укрупнить», включив сюда и понятие количество теплоты. При этом понятия количество теплоты, плавление, отвердевание тел, испарение и конденсация даём на одном уроке. Организуем работу учащихся так, чтобы обобщающую таблицу по теме учащиеся начали заполнять сразу, на первом уроке, а не после изученного материала. Работу по заполнению таблицы проводится на последующих уроках. Необходимо чтобы это была коллективная работа.
Таблица 2.
Процесс |
Формула |
Переход агрегатного состояния |
Внутренняя энергия (тепло) |
Нагревание |
Q = mc(t2 –t1), где c- удельная теплоёмкость вещества. |
- |
Поглощается |
Охлаждение |
Q = mc(t2 –t1), где c- удельная теплоёмкость вещества. |
- |
Выделяется |
Плавление |
Q = λm, где λ- удельная теплота плавления. |
Твёрдое тело - жидкость |
Поглощается |
Отвердевание |
Q = - λm, где λ- удельная теплота отвердевания. |
Жидкость - твёрдое тело |
Выделяется |
Парообразование |
Q = Lm, где L- удельная теплота парообразования. |
Жидкое тело - газ |
Поглощается |
Конденсация |
Q = -Lm, где L- удельная теплота конденсации. |
Газ – жидкость |
Выделяется |
Сублимация (возгонка) |
- |
Твёрдое тело - газ |
- |
Десублимация |
- |
Газ - твёрдое тело |
- |
Для того, чтобы учащиеся хорошо усвоили отличия процессов изменение агрегатных состояний вещества приводим их к самостоятельным выводам:
Плавление твёрдого жидкое ---------------------------- - переход вещества из ------------- состояния в ------------.
Отвердевание жидкого твёрдое (кристаллизация)
Для того, чтобы учащиеся чётко усвоили отличие парообразования от испарения даём отдельно определение испарению:
Испарение – парообразование, происходящее при любой температуре со свободной поверхности жидкости.
нуя жидкость).
плавления плавится
Температура ------------------ - температура, при которой вещество -------------------.
отвердевания отвердевает
(кристаллизации) (кристаллизуется)
Полезно дать учащимся диаграмму превращения веществ:
Рассмотрение электрических и магнитных явлений лучше изучать одновременно, сравнивая их особенности и свойства. Приведём примеры.
одинакового
Тела имеющие, электрические заряды --------------------------- знака, взаимно
противоположного
отталкиваются
----------------------.
притягиваются
Электрическая электрическое внесённый в него
--------------------- - сила, с которой -------------------- поле действует на ----------------------- Магнитная магнитное
электрический заряд
---------------------------.
проводник с током
Проводники могут
-------------------- - тела, через которые электрические заряды ------------ переходить от
Непроводники не могут
заряженного тела к незаряженному.
Изучая параллельное и последовательное соединения проводников используем следующую таблицу.
Таблица 3.
Соединение проводников |
|
параллельное |
последовательное |
|
Сила тока в неразветвлённой цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводников: I = I1 + I2 |
Сила тока в любых частях цепи при последовательном соединении проводников одна и та же: I = I1 = I2 |
Общее напряжение на участке цепи и на всех параллельно соединённых проводниках одна и та же: U = U1 = U2 |
Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи: U = U1 + U2 |
Общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников определяется из формулы: 1 1 1 --- = --- + --- R R1 R2 |
Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников: R = R1 + R1
|
При изучении световых явлений используем метод укрупнения дидактических единиц следующим образом.
Законы отражения и преломления света изучаются на одном уроке. Объяснение материала, показывается ход лучей при отражении и преломлении на одном рисунке, а рядом на другом рисунке демонстрируется обратимость хода лучей:
Рис.1 Отражение и преломление света Рис. 2. Обратимость хода световых лучей
Понятия о линзах по данному методу даётся таким образом.
Выпуклые толще
--------------- линзы - линзы, которые посредине -----------, чем у краёв.
Вогнутые тоньше
выпуклых двояковыпуклая, плосковыпуклая, выпукло-вогнутая
Виды -------------- линз: ----------------------------------------------------------------------. двояковогнутая, плосковогнутая, вогнуто-выпуклая
собирающей положительно (F>0). Линза называется --------------------, если её фокусное расстояние ----------------------------. Рассеивающей отрицательно (F<0)
D > 0 собирающая
Оптическая сила ---------, если линза ---------------------.
D < 0 рассеивающая
Согласно физику Шевенова Б.А. «в процессе обучения по методу укрупнения дидактических единиц не только укрупняются дозы усвоения информации, но и комплексно совершенствуются все интеллектуальные механизмы познания реального мира, формируется качественно новый тип рациональной, эффективной, сжатой во времени, легко свёртывающейся и развёртывающейся познавательной деятельности, формируются высокопродуктивные умения и навыки учащихся с широким диапазоном обобщённости и практической применимости».
БОГАЕВ Д.П.,
учитель физики МОКУ
«Бага-Чоносовская СОШ им. Боован Бадмы»
Республики Калмыкия
Литература
1. А.В. Пёрышкин 8 класс, М., ДРОФА, 2013
2. Б.А. Шевенов Укрупнение учебной информации при изучении физики, Эл., КАЛМЫЦКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАНИЕ,
1987, с. 4
3. Б.М. Яворский, Ю.А. Селезнёв Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования, М., НАУ-
КА, 1989
4. С.В. Громов, Н.А. Родина 8 класс, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.