Принцип организации и перспективы поисково-исследовательской деятельности в школе
Михеева Светлана Васильевна,
преподаватель психолого-педагогических дисциплин
ГБПОУ СО «Северный педагогический колледж»,
педагог-психолог МАДОУ №8 «Колобок»
e-mail: svetlana-met@mail.ru
События последних десятилетий являются убедительным подтверждением известного положения, что всякая система образования составляет часть общества и делит вместе с ним все его проблемы. Живя в становящемся гражданском обществе, человек сталкивается с рядом трудностей, преодолеть которые самостоятельно он не может. Имея свои потребности, надо признавать и учитывать потребности других. Имея права – признавать и учитывать права других. В связи с этим важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Именно поддержка компетентными специалистами позволит ребёнку сохранить в себе веру, радость жизни, сформировать ценностные ориентации и смыслы своей жизни в мире людей, научиться цивилизованно решать стратегические задачи личностного и социального развития.
Формами такой деятельности могут стать экспедиции, в ходе которых учащиеся обретают возможность
· ставить собственные учебные задачи, находить средства и достигать поставленных целей;
· реализовывать себя в образовательном процессе.
Мы выделяем несколько уровней, на которых проходит осуществление проекта новой экспедиции: общешкольный, административный, педагогический, классный, групповой и индивидуальный.
Работа на общешкольном уровне осуществлялась инициативной группой, созданной на добровольческой основе из числа заинтересованных педагогов.
Административный уровень представлен директором и замдиректора школы.
Педагогический уровень объединил работу преподавателей основной и старшей школы. На педагогическом уровне организована консультационная работа преподавателей по всем вопросам, которые возникают у учащихся в ходе выполнения проекта. Классный руководитель поддерживает и направляет идеи, выдвигаемые учащимися, помогает их практической реализации.
Основную часть работы над проектом учащиеся выполняют непосредственно на уровне класса. По желанию они могут работать индивидуально или группами по 2-4 человека. Дальнейшая работа над классным проектом осуществляется в выбранном формате.
В соответствии с функциональным назначением отдельных компонентов общая структура исследовательской деятельности подразделяется на частные структуры или подструктуры: побудительная – потребность, мотив, объект, цель; инструментальная – условия, средства, состав; контролирующая контроль, оценка, продукт.
I Побудительный этап представлен организационно-деятельностной игрой «Старт поисково-исследовательской экспедиции», где педагог
1. Предлагает собственную трактовку темы.
2. Предлагает ученику самостоятельно трактовать тему («Тема интересна тем, что…»).
3. Задает вопросы типа: «Зачем это нужно знать?»
4. Побуждает ученика задавать вопросы.
5. Объясняет свою роль в работе.
6. Выясняет, в какой роли видит его ученик.
Учащиеся осуществляют ориентирование в теме:
- осознание интереса или его отсутствие;
- осознание отношения темы к контексту своей деятельности;
- осознание отношения к учителю.
Ребята выбирают интересующую их тему и делятся на группы для разработки маршрута. Блиц-размысливание терминов «экспедиция», поиск понятия «маршрут» в словарях. Подготовка к презентации маршрута.
Учащиеся представили графическую схему маршрута, отметили наиболее важные остановки на пути следования.
Задача следующей встречи педагога-куратора с участниками экспедиционного отряда – постановка проблемы.
Появился дневник экспедиционного отряда, в котором дети зафиксировали выбранное ими направление исследования.
Для того чтобы помочь подросткам выделить проблемы, педагог:
1. предлагает вопросы типа:
· «Что не поддаётся объяснению?»
· «Что противоречит привычным представлениям?»
2. предлагает сформулировать основополагающий вопрос. Сообщает, что на такой вопрос нельзя ответить одним предложением.
3. снабжает словарём, речевыми клише:
· «Действительно ли… - это…?»
· «Является ли…?»
· «Как я могу…?»
· «Как меняется…?»
· «Чем… похоже/ отличается от…?»
4. предлагает сформулировать проблемные вопросы, для этого может дать речевые клише:
· «Что такое…?»
· «Как происходит…?»
· «Действительно ли…?»
· «Уместны ли сегодня (методы, способы, законы)…?»
Эти речевые клише или вопросительные слова можно предложить учащимся в игровой форме. Педагог предлагает ребятам связку ключей или веер (в зависимости от полового, возрастного, индивидуально-психологического признака). На каждом ключике или звене веера написано речевое клише или вопросительное слово. Ребята разбирают по ключику (звену). Читают вопросительное слово и пытаются построить на основе его вопросительное высказывание. Все предложения записываются без критики и ограничений (по типу мозгового штурма).
Правила «Мозгового штурма»
1. Категорически запрещается критика выдвигаемых идей.
2. Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной.
3. Самые лучшие – это сумасшедшие идеи. Откажитесь от привычных (шаблонных, стереотипных) решений. Посмотрите на проблему с новой точки зрения.
4. Выдвигайте как можно больше идей и фиксируйте их.
Затем все записанные вопросы анализируются примерно по следующей схеме:
1. Самая лучшая идея – та, которую Вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Предельно внимательное отношение к каждой проблеме.
2. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Сосредоточьтесь на поиске конструктива в любой, даже кажущейся простой, идее.
3. Отбрасывать идеи нельзя.
На этом этапе ученик:
1. Уясняет область незнания.
2. Выявляет противоречия, несоответствия.
3. Определяет основополагающий вопрос.
4. Формулирует проблемные вопросы.
5. Формулирует проблему. Для этого педагог предлагает речевые клише:
· «Проблема заключается в недостатке (факторов, признаков, фактов, способов и т.д.)»
· «Проблема заключается в несоответствии…»
· «Проблема состоит в избытке…»
· «Проблема заключается в невозможности использования существующих (технологий, способов, методов)…?»
Исходя из частных проблем, группа определяет конкретные, за разработку которых участники возьмутся (это снова фиксируется в дневнике). Группа делится на подгруппы, каждая из которых будет разрабатывать свой аспект выделенной проблемы. Важно, чтобы мотив проведения исследования являлся внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает – субъективно интересна и значима для него. Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному проделыванию необходимых действий, но ни к чему большему, что не даст необходимых педагогических результатов.
Так учащиеся 7 класса, исследуя историю возникновения алгебры, поставили такой основополагающий вопрос: «Действительно ли нужен был переход от арифметики к алгебре?». На основе его сформулировали проблемные вопросы:
· Какие практические задания нельзя решить арифметически?
· Что в арифметике подготавливало переход на алгебру?
· Как происходил переход от арифметики к алгебре?
· Какие новые практические задачи помогла решить алгебра?
· Какие науки помогла продвинуть алгебра?
Группа, исследующая жизнь людей заграницей, поставила такой основополагающий вопрос: «Действительно ли жизнь заграницей так привлекательна?». На основе его девушки сформулировали проблемные вопросы:
· Является ли жизнь заграницей образцом?
· В чём жизнь заграницей является образцом?
· Что / кто делает жизнь заграницей благополучной?
· Что в реальной жизни заграницей отличается от того, что показано в сериалах?
· Почему важен опыт изучения образцов жизни за рубежом?
Во время следующей встречи участники группы совместно с куратором-взрослым занимаются целеобразованием, выделяют объект и предмет исследования, формулируют гипотезу.
Особая сложность процесса целеобразования в поисково-исследовательской деятельности детей – невозможность представления будущего продукта деятельности до того, как он будет получен. Это в той или иной степени может представить педагог-куратор. Его задача на этом этапе заключается в том, чтобы передать это представление о результате ученику через некоторые уже освоенные формы. Например, через моделирование или посредством выделения системы поисково-исследовательских задач. Постановка задачи происходит посредством конкретизации и формализации проблемы, привлечения к её решению определённых схем действий. Как писал А.Н. Леонтьев, задача – это цель, заданная в определённых условиях привлечения к цели соразмерных ей средств.
Такая работа может осуществляться через определение значимых переменных, т.е. тех условий, которые существенно влияют на исследуемую ситуацию. Ребята анализируют перечень переменных и выделяют в нём зависимые и независимые переменные, контролируемые и неконтролируемые, которые затем смогут или не смогут обнаружить.
При определении объекта педагог предлагает формулировки типа:
· «Моё внимание направлено на…»
· «Объект моего наблюдения…»
При определении предмета педагог предлагает вопросы типа:
v «Что я хочу узнать об этом объекте?»
v «Какие характеристики объекта мне неизвестны?»
Выдвижение гипотезы, предположений.
Гипотезы формулируются учащимися в виде категорического суждения. Возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследования они подвергаются проверке.
Признаки правильности гипотезы:
· Должна быть адекватна ответу на поставленный вопрос (связь с проблемой и целью исследования).
· Должна быть правдоподобной, т.е. учитывать уже приобретённые знания и опыт.
· Должна быть доступна проверке.
II. Инструментальный этап. Выяснение возможностей решения проблемы может проходить по следующей схеме:
1. Запись всех желаний без критики и ограничений.
2. Определение временной сетки. Если всё, что выделено на первом этапе, относится к завтрашнему дню, следует подумать о ближайшей перспективе. Если цели и желания относятся к отдалённому времени, следует подумать о ближайших шагах их реализации.
3. Выбор наиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.
4. Проверка ребёнком сформулированных целей и ценностей на позитивность, конкретность, достижимость, ясность, этичность.
5. Составление списка ресурсов для достижения цели.
6. Составление списка ограничений на пути к цели.
7. Уточнение параметров желаемого результата (одновременно с позитивным программированием) через подробные ответы на вопросы: Как я узнаю, что достиг результата? Как другие узнают, что я достиг результата? Как я докажу скептику, что достиг результата?
8. Определение союзников, т.е. тех, кто поможет достичь поставленной цели.
9. Определение стратегии деятельности (реализовывать через совместные или индивидуальные действия), распределение ролей.
Планирование исследования представляет собой составление пошагового плана достижения цели с записью в дневник экспедиционного отряда. Это может быть и построение шагов роста: описание конкретных достижений через день, неделю, месяц...
На этом этапе происходит выбор адекватных предмету исследования методов, т.е. способов достижения цели. Это могут быть: организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный), эмпирические (праксиометрические, моделирование, психодиагностические, биографические, обсервационные, экспериментальные), интерпретационные (структурный анализ, генетический анализ), обработки данных.
Особо остановимся на методе моделирования. Иногда, исследуя какое-то явление, феномен, не существующий в реальности или то, что существовало давно, ребята могут его воссоздать. Моделирование как раз – это построение модели объекта или системы. Модель – объект или система, исследование которой служит средством для получения знаний о другом объекте – оригинале или прототипе модели. Модели могут быть образные (иконические) – рисунок, карта; мысленные (умственные, теоретические) – теория; знаково-символические – уравнения, формулы.
Наш опыт показывает, что при принятии решения о выборе метода ребята порой выбирают привычные им методы. Это стереотипные решения. Выбранный метод в таком случае не зависит от специфики цели исследования и особенностей объекта.
Иногда, не добившись результата, ребята начинают путём проб и ошибок выбирать новый метод в зависимости от конкретной ситуации. Это так называемое стихийный, необоснованный выбор.
Лучший вариант – оптимизированное решение. Обоснованный выбор рациональных методов для данных условий с точки зрения определённых экспедиционным отрядом критериев.
Обсуждение источников получения информации. Материал можно найти в школьной (городской) библиотеке, в Интернете, или мультимедийной энциклопедии. В дневнике появляется запись: книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Цель – задать направление поиска информации. При обсуждении источников информации необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
Определение предполагаемого продукта, формы его представления и адресата. Продуктами деятельности экспедиционного отряда могут быть: «Портфель достижений», «Моя глава в учебник», программа концерта для детей младшего возраста, Web-сайт, «Справочник-путеводитель по…», Сборник стихов, Книжки-малышки, викторина для младших школьников, сборник тестов, театрализованная постановка, «Доска почёта», статья в школьную или городскую газету.
Этап планирования может быть реализован на протяжении 2-3 групповых встреч.
Результатом обсуждения должен стать записанный в дневнике план с точным указанием направлений деятельности, респондентов и источников информации, ответственных за выполнение каждого вида работ, сроки исполнения. Это может быть таблица, диаграмма, график и т.п.
Каждый цикл деятельности экспедиционного отряда воплощается в конкретном результате – продукте, который выражен в читаемых культурных текстах, обладает завершенностью и культурно-исторической значимостью (эта значимость может не осознаваться в конкретный исторический момент и конкретными людьми, но, тем не менее, она существует в общем контексте развития научной профессиональной традиции и служит ее развитию).
III. Полевое исследование. Реализация плана исследования. Деятельность учащихся. «Пробующие действия».
Сбор материала может осуществляться ребятами по одному трёх основных путей. Мы рассказываем ребятам о трёх типах исследователей: «муравье», «пчеле» и «пауке». Исследователь может:
· как муравей, собирать всё об изучаемом объекте;
· как пчела избирательно относиться к собираемому материалу (отклассифицировать сразу, что существенно, а что менее значимо);
· как паук расставить сети-ловушки и ждать, когда попадётся нечто интересное.
Педагог не должен вести ученика «за руку» к ответу, а лишь как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, которые ставит нам жизнь, или которые мы ставим сами перед собой, совместно с учеником искать решение. В самой «формуле» сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает истины, хотя бы потому, что она не достижима (наука и процесс познания прекращают своё существование, когда все точки над i расставлены). Поиск же совместной правды создаёт как раз ту ситуацию, при которой ученик добытые знания в совместной деятельности с учителем принимает для себя как истинные. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у педагога не менее значимы для развития исследовательской деятельности учащихся.
IV. Контрольный этап. Описание фактов и полученных эмпирических данных. Соотнесение полученных данных с запланированными на начальном этапе исследования. Сверка полученных данных, объектов в словарях, справочниках. Классификация выделенных признаков, самих объектов.
Характеристики надёжности (репрезентативности) полученных данных.
1. Обоснованность (валидность). Включение достаточного круга компетентных лиц (экспертов) и источников получения информации.
2. Устойчивость информации. При получении в разных ситуациях должна быть идентичной.
3. Полученные данные должны не только объяснять исследуемые факты и процессы, но и помогать предсказывать их. Возможность объединения полученных данных в принципы. Использование этих принципов в предсказаниях.
Оформление продукта исследовательской деятельности. Создание авторских, оригинальных продуктов.
Разработка критериев оценивания ученических проектов. Работа проводится фронтально в течение одной встречи.
Можно зафиксировать получение дополнительного продукта в виде личностных новообразований. Общественным признанием такой включенности является публикация (в широком смысле этого слова) результатов исследований.
V. Презентация продукта на творческом экзамене, родительском собрании.
Форма презентации: доклад на 5-7 минут с иллюстрациями, литературный альманах, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследования, показ видеоклипа. Цель – мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль педагога-куратора – консультирование и помощь.
Оценка проектировочной деятельности учащимися
Название проекта________________________________________________
Кураторы______________________________________________________
Сроки работы_________________________
Прочитайте утверждения, приведённые ниже, и обведите в кружок соответствующую цифру в правой части формы. Цифры обозначают следующее:
5 - абсолютно согласен.
4 - согласен.
3 – согласен с оговорками.
2 – не согласен.
1 – абсолютно не согласен.
1. Работа над проектом оправдала мои ожидания 5 4 3 2 1
2. Работа была полезна для меня 5 4 3 2 1
3. Опыт будет полезен мне в будущем. 5 4 3 2 1
4. В работе удалось чётко поставить задачи. 5 4 3 2 1
5. Я мог принять участие в той работе, которая мне интересна. 5 4 3 2 1
6. Виды деятельности при подготовке проекта были достаточно разнообразными 5 4 3 2 1
7. Я буду рекомендовать такую работу моим друзьям. 5 4 3 2 1
8. В какой степени ты согласен, что надо наметить более интенсивную проектировочную деятельность в следующем году? 5 4 3 2 1
9. Новые идеи, с которыми я познакомился.________________________________________
10. Я научился_________________________________________________________________
11. Вопросы, которые у меня появились в результате работы над проектом______________
12. Если я ещё раз буду участвовать в проектировочной деятельности, то что следует изменить?_____________________________________________________________________
13. В какой роли ты хотел бы участвовать в проектировочной деятельности: куратор, летописец, генератор идей, участник проектировочной группы, фотограф, оформитель готового проекта______________________________________________________________
(нужное подчеркнуть, можно добавить своё)?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.