Аннотация: В статье исследованы задачи и принципы музыкального оформления классического танца. Обосновано утверждение, что необходимой и обязательной предпосылкой достижения свободы и осмысленности трактовки содержания материалов урока является то, как хореограф разбирается в конструктивных закономерностях музыкальных сочинений и согласовать их с системой танцевальных движений.
Ключевые слова: музыкальное оформление урока классического танца, принципы музыкального оформления уроков, задачи музыкального оформления уроков, ритмичность, музыкальность.
Актуальность исследования задач и принципов музыкального оформления уроков классического танца обусловлена в первую очередь тем, что предмет «Классический танец» по праву считается главным, основополагающим в процессе подготовки специалистов-хореографов любого профиля. Неоспоримо, что классический танец и его школа являются уникальной комплексной системой профессиональной подготовки тела танцора и воспитания человека, существующей уже более четырехсот лет, а экзерсис, построенный на классическом танце, неоднократно подтверждал право на приоритет в освоении танцевального искусства.
Место танца в обучении и воспитании актера заслуживает высокой оценки, а воспитывающие и обучающие средства и принципы хореографического искусства и его влияние на развитие основ исполнения танца, сохраняются на протяжении многих лет.
Но в настоящее время принцип «учу только танцевать», то есть только исполнять танцы, не может быть признан исчерпывающим и прогрессивным, будущее сценической педагогики связано с комплексом принципов, которые необходимо выявить и определить их содержание.
Наибольшей выразительности классический танец достигает при тесной согласованности с музыкой, поскольку через движения и позы танца раскрывается эмоциональное и образное содержание музыкального оформления. И недаром существует мнение, что в хореографическом наследии в числе лучших признаны те произведения балета, в которых шедевры балетмейстерского искусства оформлены классически совершенной музыкой [7, c. 11]. Как справедливо отмечает Ю.И. Громов, танец ― вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение, хореография выступает как образно-танцевальное претворение музыкальной драматургии [3, c. 35].
В процессе урока классического тренажа, оформляемого музыкой, необходимо достигать слияния воедино танцевальных движений и музыки, хотя формы такого единства на уроках танца менее сложны, чем в профессиональном балете, поскольку задачи элементарнее: найти музыкальное выражение отдельных элементов, движений экзерсиса и их комбинаций, предъявляемых педагогом в соответствии с поставленными учебными задачами.
Распространенное в отечественной учебной практике определение «музыкальное сопровождение» урока не отвечает своему назначению, низводя роль музыки на уроке до степени аккомпанемента, и от него следует отказаться и использовать более предпочтительный по смыслу и сути термин «музыкальное оформление» урока, под которым «…следует понимать музыкальную композицию, облеченную в законченную форму, построенную по характеру, фразировке, ритмическому рисунку, динамике в полном соответствии с танцевальным движением и как бы сливающуюся с ним в одно целое. Эта композиция должна подчеркивать все особенности данного танцевального движения средствами музыкальной характеристики его и тем самым помогать ученику творчески повысить качество своего исполнения» [7, c. 11].
Как отмечает Е.Н. Муськина, в данном определении суммированы требования, предъявляемые к музыкальному оформлению танцевального урока в целом, и всё сказанное можно отнести и к оформлению других танцевальных произведений. Главным здесь является то, что музыкальное оформление направлено на помощь учащимся в овладении техническими профессиональными хореографическими навыками и в то же время привитие им осознанного отношения к законам музыкального искусства, понимания мелодической, гармонической, полифонической, ритмической, динамической логики музыкальных произведений [4, c. 601].
Практика показывает, что импровизационная система музыкального оформления уроков классического тренажа является наиболее творчески гибкой и практически удобной.
Комбинации движений, являющиеся плодом творческой фантазии педагога и зачастую возникающие в процессе самого урока, могут быть бесконечно разнообразными. Никакие «готовые» музыкальные произведения вследствие этого не могут быть к ним заранее подобраны. Кроме того, готовое музыкальное произведение, как бы вдумчиво и старательно оно ни применялось к движению, невозможно подобрать так, чтобы установилось полное соответствие между комбинацией движений и музыкой как в целом, так и в деталях. Соответствие в лучшем случае может получиться лишь внешнее, формальное и, конечно же, не полное, основанное либо только на метрической стороне и общем темпе, либо на совпадении отдельных частностей, не говоря уже о том, что несовершенным останется один из самых основных моментов хореографического искусства – фразировка движений и музыки: на всем протяжении исполняемой комбинации в том и в другом не будет соответствия. Отсюда при попытках искусственно отыскать формы этого соответствия неизбежен обрыв музыкальных фраз, то есть невольное подчинение готовой музыки движению, а, следовательно, и искажение ее.
Неизбежным были бы при таком приспособлении готовой музыки к хореографической композиции урока также искажения музыкального произведения купюрами, частичными изменениями темпа, нюансов, вставками для preparation (подготовительных движений) и тому подобным, и это привело бы к неправильному представлению учащихся о данном музыкальном произведении.
Использование «готовых» музыкальных произведений на уроках классического тренажа бывает все же неизбежным и возможным, но лишь в виде исключений, например, для оформления adagio, temps lie или большого allegro на середине зала. В этих случаях, строго художественно отбирая музыкальный материал, педагог-хореограф должен поставить танцевальный этюд на данное музыкальное произведение уже без всякого его изменения, без купюр, учитывая в собственном замысле замысел композитора, содержание музыки, не ограничиваясь сходством ее характера и метроритма со своим хореографическим намерением.
Представляется, что необходимой и обязательной предпосылкой достижения свободы и осмысленности трактовки содержания материалов урока является то, как хореограф умеет разобраться в конструктивных закономерностях музыкальных сочинений и согласовать их с системой танцевальных движений. Одновременно представляется необходимым и обязательным, чтобы музыкант, который приступает к музыкальному оформлению урока, обладал хотя бы начальными знаниями в области хореографии, так как без этого подлинный контакт между хореографом и концертмейстером невозможен, а музыкальное оформление, как правило, превращается в формальное, механическое, фоновое сопровождение урока. А ведь именно в живом, не застывшем, процессе урока учащиеся постигают неразрывные связи мелодии, ритма и пластики, познают основные законы музыкального формообразования и музыкально-драматургического развития; именно в таком слиянии формируется их музыкальный вкус. Поэтому музыкальный материал, который выбирается для использования на уроках классического танца, следует вдумчиво, тщательно отбирать, с учетом его предшествующей апробации, он должен обладать художественными достоинствами. В этом качестве следует использовать лучшие образцы классического наследия и современного музыкального творчества [16, c. 12].
При этом необходимо помнить, что музыкальному оформлению присущ двоякий характер: прикладной и художественный. Эти два аспекта дополняют друг друга, взаимодействуют между собой, влияя друг на друга, но ни в коем случае не превалируют друг над другом. При этом не следует чрезмерно усложнять музыкальный материал в ущерб решению непосредственных учебно-технологических задач классического танца. С одной стороны, необходимо сохранить такие качества музыкального материала, как образность, яркость, индивидуализированность, национальное и жанровое своеобразие, а с другой стороны ― музыкальный материал должен максимально точно соответствовать хореографическому заданию, отражать особенности ритмического рисунка, динамику, логику, фразировку, присущие тем или иным движениям и элементам, формирующим лексику танца. В таком понимании музыкальное оформление урока танца требует детального отбора материала [4, c. 601].
Одна из основных задач хореографии как таковой состоит в развитии у учащихся общей музыкальности. На уроках классического танца на первых этапах обучения учащиеся знакомятся с музыкой в сочетании с танцевальными движениями, поэтому изначально важно дать им правильное представление о принципах и закономерностях этой взаимосвязи. В этом аспекта велика роль музыкально оформленного урока классического танца. В развитии общей музыкальности учащихся он имеет большое воспитательное значение.
Основной задачей музыкального оформления урока классического танца, по мнению Л.И. Ярмолович, можно считать развитие музыкальности учащихся, то есть развитие у них с первого же года обучения музыкального вкуса, ритмичности, понимания неотделимости танца от музыки, взаимосвязи отдельных элементов музыкального произведения и танца [7, c. 12], с чем соглашаются и другие специалисты [1, c. 6; 2, c. 5; 4, c. 601; 146].
Одной из главных задач музыкального оформления урока классического танца является то, что оно со стороны пианиста-импровизатора направлено на то, чтобы помогать учащимся овладевать техническими навыками хореографии и одновременно на то, чтобы прививать учащимся осознанное отношение к конструктивным особенностям самого музыкального произведения, на формирование умения отличать музыкальную фразу, предложение, период, приучать учащихся ориентироваться в характере музыке, в ритмическом рисунке, в динамике и агогике музыки. Развивать все эти характеристики и черты музыкальности учащегося необходимо с разъяснением их прямого соответствия танцевальным фразам и движениям.
Говоря о необходимости соответствия танцевального движения и оформляющей его музыки по характеру, фразировке, в ритмическом рисунке, динамике, следует иметь ввиду, что речь идет не о механическом совпадении (синхронности) музыки и движения. Осознание конструктивной основы музыкального произведения и соответствие его структуре движений в танце помогут учащимся разбираться в общности смыслового значения музыки и танца, что является необходимой предпосылкой для достижения свободы движения в музыке. Вне достижения этой свободы в их внешних признаках неизбежно приведет к ограниченности, иллюстративности и в конечном счете ― к формализму.
Другой главной задачей, по мнению Л. Ярмолович, следует считать то, что наряду с изучением основных форм и движений, включенных в программу, необходимо развивать у учащихся интерес к классическому танцу, давать им элементарные представления о красоте, развивать вдумчивое отношение к занятиям, чтобы дети могли активно участвовать в уроке и знали, на что следует особо обращать внимание в том или ином упражнении [7, c. 5].
Задачей музыкального оформления уроков классического танца является и выработка умения разбираться в конструктивных закономерностях музыкальных произведений и согласовывать их с системой движений в танце, что в дальнейшем при работе над танцевальным образом облегчает будущим балетным артистам передачу глубокого эмоционального и идейного содержания музыкальных произведений средствами танца, подобно тому как знание теории музыки и владение анализом музыкальных форм помогает музыканту–исполнителю доносить до слушателя идею произведения и замысел композитора.
В числе задач музыкального оформления урока наряду с основной целью ― развитие музыкальности учащихся, то есть развитие в детях уже с первого года обучения музыкального вкуса, ритмичности, понимания неотделимости танца от музыки, взаимосвязи отдельных элементов музыкального произведения и танца ― называют также следующие задачи: помогать учащимся овладевать техническими навыками хореографии и в то же время прививать им осознанное отношение к конструктивным особенностям музыкального произведения ― умение отличать музыкальную фразу, предложение, период. Оно должно далее приучать их ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, в динамике и агогике музыки. Развивать все эти свойства и стороны музыкальности учащегося необходимо с разъяснением их прямого соответствия танцевальным фразам и движениям,
Задачи могут меняться в зависимости от этапа ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках классического танца. Так, на первом этапе ― первоначальное знакомство с музыкальным произведением ― ставятся задачи: 1) ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами; 2) научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства [5]. На втором этапе ― формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями ставятся задачи: 1) умение исполнять движения в соответствии с характером музыки; 2) углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении; 3) координация слуха и характера движений. На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения классического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер) [5]. На третьем этапе – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным [5].
Выводы
Под музыкальным оформлением урока следует понимать музыкальную композицию, облеченную в законченную форму, построенную по характеру, фразировке, ритмическому рисунку, динамике в полном соответствии с танцевальным движением и сливающуюся с ним в одно целое. Такая композиция подчеркивает все особенности данного танцевального движения средствами его музыкальной характеристики, помогает ученику повысить качество своего исполнения.
Задачи музыкального оформления урока классического танца: развитие музыкальности учащихся, помощь в овладении учащимися технических навыков хореографии, привитие им осознанного отношения к конструктивным особенностям музыкального произведения.
Главные принципы музыкального оформления классического танца: принцип соответствия этапу обучения (возраст обучающегося); принцип соответствия музыки виду танца; принцип соответствия характеру учебно-танцевального материала (приемы исполнения, амплитуда). К принципам музыкального оформления урока классического танца можно также отнести: принцип тесной согласованности танца музыкой; принцип воплощения художественного образа через музыкально организованное движение (когда хореография выступает как образно-танцевальное претворение музыкальной драматургии); принцип импровизации в музыкальном оформлении уроков классического танца; взаимосвязь отдельных элементов музыкального произведения и танца.
Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса должны обладать следующими свойствами: квадратность; определенный ритмический рисунок и темп; наличие затактов; темповые и метрические особенности; метро-ритмические особенности.
Для музыкального оформления урока танца широко используется балетная, танцевальная, оперная, фортепианная и симфоническая музыка. В комплекс профессиональных задач концертмейстера входит подбор музыкального материала и составление музыкальных композиций для исполнения на уроках. Порядок исполнения движений в классе почти всегда один и тот же.
Литература
1. Безуглая, Г.А. Особенности импровизационного фортепианного сопровождения урока классического танца / Г.А. Безуглая: Автореф. дисс. … канд. искусствоведения. ― СПб., 1999. ― 20 с.
2. Бриске, И.Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учебное пособие / И.Э. Бриске. ― Челябинск: ЧГАКИ 2007. ― 92с.
3. Громов, Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера / Ю.И. Громов. ― СПб.–М.: Планета музыки, Лань, 2011. ― 256 с.
4. Муськина, Е.Н. Принципы музыкального оформления урока народно-сценического танца // Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: Учебное пособие / Е.Н. Муськина. ― СПб.: СПбГУП, 2006. ― С. 600–606.
5. Чащина, Т.В. Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств / Т.В. Чащина [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/586955 (дата обращения: 01.08.2017).
6. Шарафутдинова, Л.А. Принципы музыкального оформления урока классического танца ― экзерсис у балетного станка: Методическая разработка / Л.А. Шарафутдинова [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://infourok.ru/principi-muzikalnogo-oformleniya-uroka-klassicheskogo-tanca-ekzersis-u-baletnogo-stanka-986826.html (дата обращения: 01.08.2017).
7. Ярмолович, Л.И. Принципы музыкального оформления классического танца/ Л.И. Ярмолович. ― 2-е изд. / под ред. В.М. Богданов-Бердовского. ― Л.: Музыка, 1968. ― 144 с.
8. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.