Принципы и задачи музыкального оформления уроков классического танца
Оценка 4.9

Принципы и задачи музыкального оформления уроков классического танца

Оценка 4.9
Научные работы
docx
искусство +2
СCУЗ, ВУЗ
01.05.2020
Принципы и задачи музыкального оформления уроков классического танца
В статье исследованы задачи и принципы музыкального оформления классического танца. Обосновано утверждение, что необходимой и обязательной предпосылкой достижения свободы и осмысленности трактовки содержания материалов урока является то, как хореограф разбирается в конструктивных закономерностях музыкальных сочинений и согласовать их с системой танцевальных движений.
Принципы музыкального оформления уроков классического танца.docx

Леонтьева Ирина

Принципы и задачи музыкального оформления уроков классического танца

 

Аннотация: В статье исследованы задачи и принципы музыкального оформления классического танца. Обосновано утверждение, что необходимой и обязательной предпосылкой достижения свободы и осмысленности трактовки содержания материалов урока является то, как хореограф разбирается в конструктивных закономерностях музыкальных сочинений и согласовать их с системой танцевальных движений.

Ключевые слова: музыкальное оформление урока классического танца, принципы музыкального оформления уроков, задачи музыкального оформления уроков, ритмичность, музыкальность.

 

Актуальность исследования задач и принципов музыкального оформления уроков классического танца обусловлена в первую очередь тем, что предмет «Классический танец» по праву считается главным, основополагающим в процессе подготовки специалистов-хореографов любого профиля. Неоспоримо, что классический танец и его школа являются уникальной комплексной системой профессиональной подготовки тела танцора и воспитания человека, существующей уже более четырехсот лет, а экзерсис, построенный на классическом танце, неоднократно подтверждал право на приоритет в освоении танцевального искусства.

Место танца в обучении и воспитании актера заслуживает высокой оценки, а воспитывающие и обучающие средства и принципы  хореографического искусства и его влияние на развитие основ исполнения  танца, сохраняются на протяжении многих лет.

Но в настоящее время принцип «учу только танцевать», то есть только исполнять танцы, не может быть признан исчерпывающим и прогрессивным, будущее сценической педагогики связано  с комплексом принципов, которые необходимо выявить и определить их содержание.

Наибольшей выразительности классический танец достигает при тесной согласованности с музыкой, поскольку через движения и позы  танца раскрывается эмоциональное и образное содержание музыкального оформления. И недаром существует мнение, что в хореографическом наследии в числе лучших признаны те произведения балета, в которых шедевры балетмейстерского искусства оформлены классически совершенной музыкой [7, c. 11].  Как справедливо отмечает Ю.И. Громов, танец ― вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение, хореография выступает как образно-танцевальное претворение музыкальной драматургии [3, c. 35].

В процессе урока классического тренажа, оформляемого музыкой, необходимо достигать слияния воедино танцевальных движений и музыки, хотя формы такого единства на уроках танца менее сложны, чем в профессиональном балете, поскольку задачи элементарнее: найти музыкальное выражение отдельных элементов, движений экзерсиса и их комбинаций, предъявляемых педагогом в соответствии с поставленными учебными задачами.

Распространенное в отечественной учебной практике определение «музыкальное сопровождение» урока не отвечает своему назначению, низводя роль музыки на уроке до степени аккомпанемента, и от него следует  отказаться и использовать более предпочтительный по смыслу и сути термин «музыкальное оформление» урока, под которым «…следует понимать музыкальную композицию, облеченную в законченную форму, построенную по характеру, фразировке, ритмическому рисунку, динамике в полном соответствии с танцевальным движением и как бы сливающуюся с ним в одно целое. Эта композиция  должна подчеркивать все особенности данного танцевального движения средствами музыкальной характеристики его и тем самым помогать ученику творчески повысить качество своего исполнения» [7, c. 11].

Как отмечает Е.Н. Муськина, в данном  определении суммированы требования, предъявляемые  к музыкальному оформлению танцевального урока в целом, и всё сказанное можно отнести и к оформлению других танцевальных произведений. Главным здесь является то, что музыкальное оформление направлено на помощь учащимся в овладении техническими профессиональными хореографическими навыками и в то же время привитие им осознанного отношения к законам музыкального искусства, понимания мелодической, гармонической, полифонической, ритмической, динамической логики музыкальных произведений [4, c. 601].

Практика показывает, что импровизационная система музыкального оформления уроков классического тренажа является наиболее творчески гибкой и практически удобной.

Комбинации движений, являющиеся плодом творческой фантазии педагога и зачастую возникающие в процессе самого урока, могут быть бесконечно разнообразными. Никакие «готовые» музыкальные произведения вследствие этого не могут быть к ним заранее подобраны. Кроме того, готовое музыкальное произведение, как бы вдумчиво и старательно оно ни применялось к движению, невозможно подобрать так, чтобы установилось полное соответствие между комбинацией движений и музыкой как в целом, так и в деталях. Соответствие в лучшем случае может получиться лишь внешнее, формальное и, конечно же, не полное, основанное либо только на метрической стороне и общем темпе, либо на совпадении отдельных частностей, не говоря уже о том, что несовершенным останется один из самых основных моментов хореографического искусства – фразировка движений и музыки: на всем протяжении исполняемой комбинации в том и в другом не будет соответствия. Отсюда при попытках искусственно отыскать формы этого соответствия  неизбежен обрыв музыкальных фраз, то есть невольное подчинение готовой музыки движению, а, следовательно, и искажение ее.

Неизбежным были бы при таком приспособлении готовой музыки к хореографической композиции урока также искажения музыкального произведения купюрами, частичными изменениями темпа, нюансов, вставками для preparation (подготовительных движений) и тому подобным, и это привело бы к неправильному представлению учащихся о данном музыкальном произведении.

Использование «готовых» музыкальных произведений на уроках классического тренажа бывает все же неизбежным и возможным, но лишь в виде исключений, например, для оформления adagio, temps lie или большого allegro на середине зала. В этих случаях, строго художественно отбирая музыкальный материал, педагог-хореограф должен поставить танцевальный этюд на данное музыкальное произведение уже без всякого его изменения, без купюр, учитывая в собственном замысле замысел композитора, содержание музыки, не ограничиваясь сходством ее характера и метроритма со своим хореографическим намерением.

Представляется, что необходимой и обязательной предпосылкой достижения  свободы и осмысленности трактовки содержания материалов урока является то, как хореограф умеет разобраться в конструктивных закономерностях музыкальных сочинений и согласовать их с системой танцевальных движений. Одновременно представляется необходимым и обязательным, чтобы музыкант, который приступает к музыкальному оформлению урока, обладал хотя бы начальными знаниями в области хореографии, так как без этого  подлинный контакт между хореографом и концертмейстером невозможен, а музыкальное оформление, как правило, превращается в формальное, механическое, фоновое сопровождение урока. А ведь именно в живом, не застывшем, процессе урока учащиеся постигают неразрывные связи мелодии, ритма и пластики, познают основные законы  музыкального формообразования и музыкально-драматургического развития; именно в таком слиянии формируется их музыкальный вкус. Поэтому музыкальный материал, который выбирается для использования на уроках классического танца, следует вдумчиво, тщательно отбирать, с учетом его предшествующей апробации, он должен обладать художественными достоинствами. В этом качестве следует использовать лучшие образцы классического наследия и современного музыкального творчества [16, c. 12].

При этом необходимо помнить, что музыкальному оформлению присущ двоякий характер: прикладной и художественный. Эти два аспекта дополняют друг друга, взаимодействуют между собой, влияя друг на друга, но ни в коем случае не превалируют друг над другом. При этом не следует чрезмерно усложнять музыкальный материал в ущерб решению непосредственных учебно-технологических задач классического танца. С одной стороны, необходимо сохранить такие качества музыкального  материала, как образность, яркость, индивидуализированность, национальное и жанровое своеобразие, а с другой стороны ― музыкальный материал должен максимально точно соответствовать хореографическому заданию, отражать особенности ритмического рисунка, динамику, логику, фразировку, присущие тем или иным движениям и элементам, формирующим лексику танца. В таком понимании музыкальное оформление урока танца требует детального отбора материала [4, c. 601].

Одна из основных задач хореографии как таковой состоит в разви­тии у учащихся общей музыкальности. На уроках классического танца на первых этапах обу­чения учащиеся знакомятся с музыкой в сочетании с танцевальными движе­ниями, поэтому изначально важно дать им правильное пред­ставление о принципах и закономерностях этой взаимосвязи. В этом аспекта велика роль музыкально оформленного урока классического танца. В развитии общей музыкаль­ности учащихся он имеет большое воспитательное значение.

Основной задачей музыкального оформления урока классического танца, по мнению Л.И. Ярмолович, можно считать развитие музыкальности учащихся, то есть развитие у них с первого же года обучения музыкального вкуса, ритмичности, понимания неотделимости танца от музыки, взаимосвязи отдельных элементов музыкального произведения и танца [7, c. 12], с чем соглашаются и другие специалисты [1, c. 6; 2, c. 5; 4, c. 601; 146].

Одной из главных задач музыкального оформления урока классического танца является то, что оно со стороны пианиста-импровизатора направлено на то, чтобы помогать учащимся овладевать  техническими навыками хореографии и одновременно на то, чтобы прививать учащимся осознанное отношение к конструктивным особенностям самого музыкального произведения, на формирование умения отличать музыкальную фразу, предложение, период, приучать учащихся ориентироваться в характере музыке, в ритмическом рисунке, в динамике и агогике музыки. Развивать все эти характеристики и черты музыкальности учащегося необходимо с разъяснением их прямого соответствия танцевальным фразам и движениям.

Говоря о необходимости соответствия танцевального движения и оформляющей его музыки по характеру, фразировке, в ритмическом рисунке, динамике, следует иметь ввиду, что речь идет не о механическом совпадении (синхронности) музыки и движения. Осознание конструктивной основы музыкального произведения и соответствие его структуре движений в танце помогут учащимся разбираться в общности смыслового значения музыки и танца, что является необходимой предпосылкой для достижения свободы движения в музыке. Вне достижения этой свободы в их внешних признаках неизбежно приведет к ограниченности, иллюстративности и в конечном счете ― к формализму.

Другой главной задачей, по мнению Л. Ярмолович, следует считать то, что наряду с изучением основных форм и движений, включенных в программу, необходимо развивать у учащихся интерес к классическому танцу,  давать им элементарные представления о красоте, развивать вдумчивое отношение к занятиям, чтобы дети могли активно участвовать в уроке и знали, на что следует  особо обращать внимание в том или ином упражнении [7, c. 5].

Задачей музыкального оформления уроков классического танца является и выработка умения разбираться в конструктивных закономерностях музыкальных произведений и согласовывать их с системой движений в танце, что в дальнейшем при работе над танцевальным образом облегчает будущим балетным артистам передачу глубокого эмоционального и идейного содержания музыкальных произведений средствами танца, подобно тому как знание теории музыки и владение анализом музыкальных форм помогает музыканту–исполнителю доносить до слушателя идею произведения и замысел композитора.

В числе задач музыкального оформления урока наряду с основной целью ― развитие музыкальности учащихся, то есть  развитие в детях уже с первого года обучения музыкаль­ного вкуса, ритмичности, понимания неотделимости танца от музыки, взаимосвязи отдельных элементов музыкального про­изведения и танца ― называют также следующие задачи: помогать учащимся овладевать техническими навыками хореографии и в то же время прививать им осознанное отно­шение к конструктивным особенностям музыкального произве­дения ― умение отличать музыкальную фразу, предложение, период. Оно должно далее приучать их ориентироваться в ха­рактере музыки, ритмическом рисунке, в динамике и агогике музыки. Развивать все эти свойства и стороны музыкальности учащегося необходимо с разъяснением их прямого соответствия танцевальным фразам и движениям,

Задачи могут меняться в зависимости от этапа ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках классического танца. Так, на первом этапе ― первоначальное знакомство с музыкальным произведением ― ставятся задачи: 1) ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами; 2) научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства [5]. На втором этапе ― формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями ставятся задачи: 1) умение исполнять движения в соответствии с характером музыки; 2) углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении; 3) координация слуха и характера движений. На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения классического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер) [5]. На третьем этапе – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным [5].

Выводы

Под музыкальным оформлением урока следует понимать му­зыкальную композицию, облеченную в законченную форму, построенную по характеру, фразировке, ритмическому рисунку, динамике в полном соответствии с танцевальным движением и  сливающуюся с ним в одно целое. Такая композиция подчеркивает все особенности данного танцевального движения средствами его музыкальной характеристики, помогает ученику повысить качество своего исполнения.

Задачи музыкального оформления урока классического танца: развитие музыкальности учащихся, помощь в овладении учащимися технических навыков хореографии, привитие им осознанного отно­шения к конструктивным особенностям музыкального произве­дения.

Главные принципы музыкального оформления классического танца: принцип соответствия этапу обучения (возраст обучающегося); принцип соответствия музыки виду танца; принцип соответствия характеру учебно-танцевального материала (приемы исполнения, амплитуда). К принципам музыкального оформления урока классического танца можно также отнести: принцип тесной согласованности танца музыкой; принцип воплощения художественного образа через музыкально организованное движение (когда хореография выступает как образно-танцевальное претворение музыкальной драматургии); принцип импровизации в музыкальном оформлении уроков классического танца; взаимосвязь отдельных элементов музыкального произведения и танца.

Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса должны обладать следующими свойствами: квадратность; определенный ритмический рисунок и темп; наличие затактов; темповые и метрические особенности; метро-ритмические особенности.

Для музыкального оформления урока танца широко используется балетная, танцевальная, оперная, фортепианная и симфоническая музыка. В комплекс профессиональных задач концертмейстера входит подбор музыкального материала и составление музыкальных композиций для исполнения на уроках. Порядок исполнения движений в классе почти всегда один и тот же.

 

Литература

1.   Безуглая, Г.А. Особенности импровизационного фортепианного сопровождения урока классического танца / Г.А. Безуглая: Автореф. дисс. … канд. искусствоведения. ― СПб., 1999. ― 20 с.

2.   Бриске, И.Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учебное пособие / И.Э. Бриске. ― Челябинск: ЧГАКИ 2007. ― 92с.

3.   Громов, Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера / Ю.И. Громов. ― СПб.–М.: Планета музыки, Лань, 2011.  ― 256 с.

4.   Муськина, Е.Н. Принципы музыкального оформления урока народно-сценического танца // Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: Учебное пособие / Е.Н. Муськина. ― СПб.: СПбГУП, 2006. ― С. 600–606.

5.   Чащина, Т.В. Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств / Т.В. Чащина [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/586955 (дата обращения: 01.08.2017).

6.   Шарафутдинова, Л.А. Принципы музыкального оформления урока классического танца ― экзерсис у балетного станка: Методическая разработка / Л.А. Шарафутдинова [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://infourok.ru/principi-muzikalnogo-oformleniya-uroka-klassicheskogo-tanca-ekzersis-u-baletnogo-stanka-986826.html (дата обращения: 01.08.2017).

7.   Ярмолович, Л.И. Принципы музыкального оформления классического танца/ Л.И. Ярмолович. ― 2-е изд. / под ред.  В.М. Богданов-Бердовского. ― Л.: Музыка, 1968. ― 144 с.


 

8.   Скачано с www.znanio.ru

Леонтьева Ирина Принципы и задачи музыкального оформления уроков классического танца

Леонтьева Ирина Принципы и задачи музыкального оформления уроков классического танца

Наибольшей выразительности классический танец достигает при тесной согласованности с музыкой, поскольку через движения и позы танца раскрывается эмоциональное и образное содержание музыкального оформления

Наибольшей выразительности классический танец достигает при тесной согласованности с музыкой, поскольку через движения и позы танца раскрывается эмоциональное и образное содержание музыкального оформления

Как отмечает Е.Н. Муськина, в данном определении суммированы требования, предъявляемые к музыкальному оформлению танцевального урока в целом, и всё сказанное можно отнести и к оформлению…

Как отмечает Е.Н. Муськина, в данном определении суммированы требования, предъявляемые к музыкальному оформлению танцевального урока в целом, и всё сказанное можно отнести и к оформлению…

Неизбежным были бы при таком приспособлении готовой музыки к хореографической композиции урока также искажения музыкального произведения купюрами, частичными изменениями темпа, нюансов, вставками для preparation (подготовительных…

Неизбежным были бы при таком приспособлении готовой музыки к хореографической композиции урока также искажения музыкального произведения купюрами, частичными изменениями темпа, нюансов, вставками для preparation (подготовительных…

Поэтому музыкальный материал, который выбирается для использования на уроках классического танца, следует вдумчиво, тщательно отбирать, с учетом его предшествующей апробации, он должен обладать художественными достоинствами

Поэтому музыкальный материал, который выбирается для использования на уроках классического танца, следует вдумчиво, тщательно отбирать, с учетом его предшествующей апробации, он должен обладать художественными достоинствами

Одной из главных задач музыкального оформления урока классического танца является то, что оно со стороны пианиста-импровизатора направлено на то, чтобы помогать учащимся овладевать техническими навыками…

Одной из главных задач музыкального оформления урока классического танца является то, что оно со стороны пианиста-импровизатора направлено на то, чтобы помогать учащимся овладевать техническими навыками…

Задачей музыкального оформления уроков классического танца является и выработка умения разбираться в конструктивных закономерностях музыкальных произведений и согласовывать их с системой движений в танце, что…

Задачей музыкального оформления уроков классического танца является и выработка умения разбираться в конструктивных закономерностях музыкальных произведений и согласовывать их с системой движений в танце, что…

На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий

На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий

Главные принципы музыкального оформления классического танца: принцип соответствия этапу обучения (возраст обучающегося); принцип соответствия музыки виду танца; принцип соответствия характеру учебно-танцевального материала (приемы исполнения, амплитуда)

Главные принципы музыкального оформления классического танца: принцип соответствия этапу обучения (возраст обучающегося); принцип соответствия музыки виду танца; принцип соответствия характеру учебно-танцевального материала (приемы исполнения, амплитуда)

Муськина, Е.Н. Принципы музыкального оформления урока народно-сценического танца //

Муськина, Е.Н. Принципы музыкального оформления урока народно-сценического танца //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2020