Пояснительная записка.
В современном музыкальном народном исполнительстве и педагогике проявилась тенденция возврата к прошлому. С этим связано исполнительство на исконно русском народном инструменте – гармони и возрождению фольклорного начала как в инструментальной, так и в вокальной музыке.
Гармонь в старину была одним из самых популярных и любимых инструментов в народе. Со своими переливами, наигрышами, гармонь всегда была, наравне с балалайкой, душой любого празднества или просто семейных посиделок. В наше время популярность этого инструмента не получает признание профессиональных музыкантов и исполнителей. И гармонь сейчас не просто инструмент фольклорной и народной традиции, а сольный концертный инструмент.
Во второй половине XIX века в быту осетин стала приобретать популярность гармоника, вытеснившая все осетинские инструменты и получившая название «фӕндыр». С этих пор она заняла первое место среди национальных народных инструместов Осетии, постепенно вытесняя все другие национальные инструменты.
В прошлом гармонь считалась "женским" сольным инструментом. "Девочек начинали учить на этом инструменте с ранних лет и они уже с 7-8 лет импровизировали плясовые наигрыши, вариации на темы танцевальных мелодий. Был установлен обычай - жених должен был наряду с другими свадебными подарками обязательно дарить невесте гармонь (ирон-кандзал-фандыр).
Сегодня трудно представить Осетию без осетинской гармоники. Без нее немыслимо ни одно народное веселье.
Существует два ее варианта: инструмент с диатоническим звукорядом в правой руке 21 клавища и 12 басов, и более модифицированный инструмент с хроматическим звукорядом в правой руке и 80-120 басами в левой.
В Осетии первые хроматические гармоники были изготовлены в 1964 году мастером Виктором Панасенко для заслуженных артистов РФ Булата Газданова и Венеры Дзерановой.
Сегодня функционирует акционерное общество "Фандыр", которое изготавливает хроматические гармошки не только для Северной Осетии, на и для других соседних республик.
К настоящему времени у гармонистов накопился довольно солидный оригинальный репертуар. Среди пьес написанных специально для осетинской гармоники имеется много сочинений крупной формы: сюиты, концерты с оркестром народных инструментов и симфоническим оркестром, создано большое количество обработок народной музыки, эстрадных миниатюр. Многие сочинения были представлены на Международных, Всероссийских конкурсах, ведущими мастерами осетинской гармоники.
Программа ориентирована на развитие музыкальных способностей, привитие любви к народной музыке, осетинской культуре.
Цель программы:
• привить понимание, интерес и любовь к музыке, пробудить интерес к национальным традициям и приобретение суммы знаний, умений, и навыков способствующих развитию творческих способностей.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить игре на народном инструменте;
- обучить азам нотной грамоты;
- дать знания по народной культуре;
- познакомить с лучшими образцами народной и современной музыки;
- научить творчески, эмоционально исполнять репертуар, уметь передать образно - эмоциональный строй произведения.
Развивающие:
- развить музыкальный слух — мелодический и гармонический;
- развить координацию рук и беглость пальцев;
- развить чувство ритма;
- развить память и внимание.
Воспитывающие:
- привить усидчивость и трудолюбие;
- воспитать собранность и дисциплину;
- сформировать умения и навыки выступления на сцене;
- воспитать чувство коллективизма;
- воспитать стремление к саморазвитию;
- воспитать гражданина усвоившего основные социальные нормы человеческого общежития.
Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, чтобы ребенок, несмотря на все трудности, верил в свои силы и, таким образом, постоянно поддерживалось его желание играть на инструменте.
Учебно-тематический план программы рассчитан на 9 месяцев, с сентября по май включительно.
Гармонь – это, прежде всего, «родственник» баяна, но появившаяся гораздо раньше чем баян и его разнообразные виды.
Научиться играть на гармони можно разными способами: «с рук» (без знания нотной грамоты) и традиционно (ориентируясь на нотные сборники, соответственно, зная нотную грамоту).
Рассмотрим эти два варианта более подробно.
Способ обучение игре на гармонике «с рук». Сейчас в просторах сети Интернет можно найти огромное количество видео-уроков опытных мастеров, с подробным описание что нажать, как нажать и т.д. То есть при наблюдении за их игрой со стороны, и опоре на свой музыкальный слух собственно можно, даже не обучаясь профессионально, научиться играть на гармони.
Конечно, этот способ более простой, потому что заключается он в том, что учащийся минует этап изучения нотной грамоты, и приступает сразу к практике (игре на инструменте). Сразу хочется отметить, что такой вариант подходит, прежде всего, для любителей-самоучек народной инструментальной музыки, которые никогда не занимались профессионально, но обладают выраженными музыкальными данными и для них такие видео-уроки становятся «золотой жилой» и прекрасным способом научиться достаточно хорошо играть различные музыкальные произведения (от классики до современной популярной эстрадной музыки).
Соответственно, для такого способа изучения гармони необходим один очень важный навык – навык подбора по слуху. Хочется обратить пристальное внимание к тому, что именно инструменталисты – самоучки обладают таким навыком, причем неосознанно. А вот у тех, кто профессионально обучается игре на гармони по нотной системе, зачастую отсутствует данный навык и наработать его становится большой проблемой не только для обучающего, но и для преподавателя.
Для обучения на гармони «с рук» пригодятся еще аудиозаписи песен и наигрышей для подбора мелодий по слуху. А игру на инструменте по нотам можно будет освоить и позже, когда будет закреплен исполнительский аппарат и решены будут уже многие технические моменты (работы с мехом, аппликатурные принципы и др.)
Второй способ обучения игры на гармонике – традиционный. Связан он, прежде всего, с исполнением музыкального материала на гармони по нотной системе (а можно еще и по цифровой системе). Это способ является не только фундаментальным и традиционным, но и более интересным и эффективным.
Конечно наилучшим вариантом традиционного способа обучения игре на гармони будут считаться обучение по различным самоучителям, школам игры и нотным сборников для начинающих гармонистов и баянистов (потому что принципы игры на данных инструментах очень похожи и музыкальный материал взаимозаменяемый).
В начале обучения на гармони самым важным этапом становится знакомство с нотной грамотой (названиями нот, длительностями и др.), а также с ритмом и его особенностями. Осваивать музыкальную грамоту на практике достаточно просто, больше напускается страха обучающимися. И здесь на помощь придут самоучители на гармони или Г. Тышкевича, Р. Бажилина, Н.А. Иванова, П.П. Лондонова. Можно применять еще и самоучители на баяне, но только не раздел с изучением клавиатур инструмента, так как у баяна и гармони они отличаются, а смело брать нотный материал.
Основные принципы обучения на гармони очень сильно похожи с обучением игре на баяне. Самое важное в первоначальном обучении на любом музыкальном инструменте – это посадка и постановка рук. Но многие приверженцы традиционного обучения игры считают неправильным переносить баянную школу игры и постановочные моменты исполнительского аппарата музыканта на гармонь в связи с их различиями расположения нот (аккордов) на клавиатурах, а также из-за размеров и разных приспособлениях на некоторых гармонях (колокольчики или более длинный мех и др.).
Рассмотрим более подробно постановку исполнительского аппарата у начинающих гармонистов.
Посадка гармониста. Главный принцип любой посадки – это удобство, т.е. сидеть гармонист должен так, чтобы ему было комфортно. Гармонист должен сидеть на половине сидения стула. Спина должна быть прямая, свободная, но без наклона назад. Голову необходимо держать прямо. Желательно во время игры не смотреть на клавиатуру. Нотный материал должен находиться у гармониста на уровне глаз.
Основа правильной посадки за инструментом: гармонь ставится мехом на бедро левой ноги, а гриф правой клавиатуры (полукорпуса) должен упираться нижним углом в правое бедро, при этом он обязан оставаться неподвижным, чтобы левая рука свободно растягивала мех. Инструмент при этом может находиться либо вплотную к телу, для удобства игры с применением большого пальца правой руки, либо выдвигаться вперёд. Необходимо следить, чтобы пятка левой ноги при игре не поднималась.
Ноги при посадке гармониста, в отличие от баянной посадки, могут быть сомкнуты и тогда мех будет упираться на обе ноги исполнителя.
Плечевые ремни можно надевать по-разному: либо на оба плеча, либо только на одно правое плечо (особенно, если исполняются простые произведения без применения большого пальца правой руки). Соответственно, каждый ремень должен быть отрегулирован под каждого гармониста и должны помогать плотному прикосновению инструмента к корпусу исполнителя при игре сидя, либо быть немного расслаблены для игры стоя.
Положение рук. Правая рука при игре на гармони должна располагаться так, чтобы большой палец находился за грифом, а ладонь упиралась в гриф в районе самого нижнего сустава большого пальца (при этом она не должна упираться всей своей поверхностью, а только верхней её частью). Нижняя часть ладони нужно слегка отвести в сторону.
При необходимости применения большого пальца, он выводится из-за грифа для нажатия нужной кнопки в нужный момент. По практическим наблюдениям обычно большим пальцем играют на клавишах-полутонах (1, 2 и 14 клавиши). Но есть немало профессионалов-гармонистов, исполняющие виртуозные произведения, применяют большой палец при игре сложных пассажей и на других кнопках клавиатуры.
При постановке правой руки положение кисти, если сравнивать с баянной школой, применяются два её основных положения (в зависимости от исполняемой мелодии или музыкального произведения):
- положение, когда пальцы перпендикулярны грифу,
- положение, когда пальцы направлены по диагонали вниз.
Данные положения баянной постановки применимо и для гармонистов.
После изучения посадки и постановки рук следует начинать работу над звуком, который появляется после ведения меха. И этот звук может быть разным. Все будет зависеть от того, как повести мех левой рукой – тихо и мягко или, наоборот, резко и крикливо.
Звук на гармони образуется вибрацией голосовых язычков – тонких стальных пластинок, которые преломляют струю воздуха, поступающей в корпус гармони в результате разжима или сжима меха инструмент при одновременном нажиме пальцем клавиши. При прерывании движения меха или снятия пальца с клавиши, звук прекратится. Связано это с тем, что клапан закроет отверстие, через которое воздух поступает к голосовым язычкам.
Ведение меха. Искусство ведения меха – это самое трудное и сложное при освоении пневматических инструментов. И именно от него зависит полнота, сочность и певучесть звука. Ведение меха не возможно само по себе, должна быть нажата одна или несколько клавиш. Поэтому ведение меха и извлечение музыкального звука на клавишно-духовых инструментах (баян, гармонь, аккордеон и др.) неотделимы друг от друга.
Извлечение звуков левой руки. При исполнении одного звука на разные движения меха, он остаётся один и тот же. Это связано с характерной чертой гармоники-хромки, в отличие от большинства русских гармоней прошлого, мало распространённых в современном исполнительстве, и имеющих, как правило, разные звуки на расжим-сжим меха, либо в одной из клавиатур (левой или правой), либо в обеих клавиатурах (исключение – это елецкая рояльная гармонь и гармонь ливенка).
Начинать извлекать звуки нужно при помощи простых упражнений. Вот пример самых распространённых упражнений на ведение меха и извлечения хорошего звука:
1. Упражнение для мягкости нажатия. Пальцы левой руки лежат на клавишах в полусогнутом положении. Следить, чтобы первый палец не прилегал плотно к указательному пальцу, т.к. это создаст излишнюю напряжённость пальцев кисти левой руки.
Необходимо помнить, что:
- левая клавиатура устроена таким образом, при которой звучание не прекращается и в том случае, если пальцы не отрываются от клавиш,
- левая рука выполняет две функции – ведение меха и исполнение своей партии.
При выполнении данного упражнения необходимо использовать данную особенность. Мягкое нажатие клавиш до их полного погружения с последующим плавным нажатием пальцев без отрыва от клавиш является основным принципом звукоизвлечения на левой клавиатуре. Поэтому необходимо следить, чтобы не было лишних призвуков и стуков по клавишам. Стук по клавишам, незвучащий, поверхностный бас – это, прежде всего, результат приподнятых над клавиатурой и разбросанных пальцев. Необходимо добиться уже с первого урока, чтобы начинающий гармонист при игре штрихом нон легато выполнял упражнение без пальцевого замаха.
2. На первый ряд поставить пальцы, на клавиши с нотами «фа», «соль» и «до». Начинаем играть сначала на разжим, а потом на сжим, считая каждое разведение или сведение меха до четырёх. Главный принцип – точное распределение меха на каждую смену счёта.
В растягивании меха участвует вся левая рука. Оно осуществляется постепенным выпрямлением левой руки путём разгибания её в локтевом суставе. Если мех ведётся правильно, то звук должен быть ровным, без акцентов и «выкриков». Это говорит о том, что левая рука равномерно и спокойно разжимает и сжимает мех гармони. При первых признаках проявления «выкриков» при ведении меха необходимо обращать пристальное внимание начинающего гармониста и более тщательно приучать слушать исполняемый звук. Основой данных «выкриков» чаще всего бывает недостаточное внимание к распределению запаса воздуха на ноты разной длительности.
3. Упражнение на звук на ноте «ре». Данное упражнение, по принципу исполнения, аналогично выше написанному. Главный принцип упражнения – это прослеживание при игре звука за распределением запаса воздуха, которое должно быть пропорционально длительности нот без счета вслух. Данное умение правильно вести звук поможет почувствовать скорость движения меха, плавность и ровность его ведения, что и требуется для извлекаемого качественного звука.
Главным и существенным различием между гармонью и баяном является освоение правой клавиатуры. Привитие правильной аппликатурной дисциплины на гармони обуславливает в дальнейшем беспрепятственное техническое развитие ученика. Поэтому педагогу, а, как правило, это педагог-баянист, самому необходимы хорошие знания и навыки владения правой клавиатурой на гармони.
Особенности расположения нот на правой клавиатуре можно увидеть из, приведенных ниже, схем баяна и хроматической гармоники:
Рис.1.Схема расположения Рис.2. Схема расположения
нот на баяне нот на хроматической гармони
Быстрое запоминание и заучивание нахождения нот на клавиатуре будет способствовать более быстрому изучению музыкального материала. А соответственно, и хорошему профессиональному росту по принципу «чем больше играешь, тем больше развиваешься». Для того, чтобы как можно быстрее запомнить расположение нот на клавиатуре гармони можно применять следующие упражнения:
1. Упражнения-перебор белых и чёрных клавиш правой клавиатуры. Играть данное упражнение можно, не зная расположения клавиш на правой клавиатуре, при этом необходимо нажимать по очереди белую и черную клавиши. Правая рука должна находиться в естественном положении. Во время игры на гармони правая рука в ведении меха не участвует, поэтому она может двигаться вдоль клавиатуры легко и свободно. Все пальцы располагаются на клавиатуре в полусогнутом положении и не должны плотно прилегать друг к другу. Кисть должна быть слегка выпуклой. Главный принцип упражнения – это придание кисти правой руки и пальцев свободу передвижения по клавишам.
2. Укрепление пальцев правой руки на определенных нотах. От силы прикосновения пальцев к клавиатуре зависит характер звучания музыкального произведения. Поэтому пальцы правой руки должны быть гибкими и сильными. Данное упражнение выполняется на разных нотах, которые будет называть преподаватель разными штрихами нон легато, легато (оба штриха выполняются пальцевым нажатием) и стаккато (выполняется пальцевым ударом, пальцы должны играть по клавиатуре как молоточки). Нажимать или ударять клавиши нужно кончиками пальцев, подушечками и обязательно в центр клавиши.
3. Запомнив расположение нескольких нот на правой клавиатуре можно перейти к игре простых песенок: Петушок, Андрей-воробей, Дон-дон, Сорока, Дождик и др. На каждый новый звук нужно играть новую песню. Для лучшего усвоения нот в 1-ой октаве можно играть мелодические упражнения ансамблем (преподаватель играет аккомпанемент, обучающийся – мелодию), тем самым закрепляя ноты-клавиши на клавиатуре.
При начальном положении перед игрой локоть руки правой приподнят; кисть слегка согнута, при этом оставаясь свободной; пальцы лежат на клавишах под углом к грифу концами вниз и несколько согнуты; запястья должны быть находиться выше пальцев.
Есть упражнение, которое поможет правильно «расставить» пальцы правой руки на клавиатуре. Первый (большой) палец находится в свободном положении за грифом. Для определения начального положение кисти, локтя и всей руки, рекомендуется поставить в 1 октаве 2-ой палец на ноту «до», 3-ий на ноту «ми», 4-ый палец на ноту «соль» и 5-ый палец на ноту «до» 2 октавы. Нужно следить, чтобы пальцы находились ниже уровня кисти. Вот такое положение руки и будет первоначальным Необходимо придерживаться такого положения кисти и пальцев при изучении простого музыкального материала.
Начинать освоение левой клавиатуры (ноты-басы и аккорды) необходимо после освоения ведения меха.
Изначально необходимо ознакомить обучающихся со схемой расположения клавиш с названиями и объяснениями понятия «бас» и «аккорд»:
Рис.3. Левая клавиатура гармоники
После визуального освоения клавиатуры необходимо переходить к практическому изучению клавиатуры. Данный этап можно, также как и изучение правой клавиатуры, начинать с игры различных упражнений. Сначала необходимо ознакомиться и выучить основную функцию тоники, а потом также отрабатывать на основе доминанты и субдоминанты:
1. Упражнение для закрепления положения пальцев на клавиатуре. Расположить вертикально к клавиатуре полусогнутые пальцы левой руки на 3-ем ряду, где 3-ий палец находится на ноте «до», остальные пальцы располагаются на соседних кнопках. Зафиксировать данное положение пальцев.
2. Упражнение для отработки туше (нажатия клавиши). На основе предыдущего положения пальцев левой руки нажимать 3-им пальцем ноту «до» на сведенном мехе (без звука) и отпускать кнопку. Следить, чтобы удар по клавише должен быть коротким и достаточно активным, без прогибания самого пальца. Отрабатывать упражнение каждым пальцем отдельно (1-ым, 2-ым пальцем). Укрепляются пальцы левой руки, отрабатывается чувство (ощущение) возврата клавиши на прежнее место и сила нажатия.
3. Упражнение на чередование пальцев по схеме «бас-аккорд». На основе принципа предыдущего упражнения вместо нажатия только нот «баса» меняется комбинация на чередование игры ноты баса и соответствующего по гармонии аккорда только на разжим или сжим (например, бас «до» 3-им пальцем – аккорд «до мажор» 2-ым пальцем и т.д.). Следить за ровностью и непрерывностью движения меха, а также за тем, чтобы пальцы после нажатия клавиш не выбрасывались вверх.
4. Упражнение на ведение меха. Упражнение аналогично 3-му упражнению, но теперь нота баса исполняется на разжим, а аккорд – на сжим. Изначально выполнять с помощью преподавателя, после самостоятельно обучающимся.
5. Упражнения на многоразовое нажатие одной ноты или аккорда. На разжим или сжим играть одну ноту или аккорд данной гармонии по 4 раза, как марш. Например, на разжим играть ноту «до» 4 раза, остановиться, на сжим аккорд «до-мажор» 4 раза. Следить, чтобы чередование нот и ведение меха было ровным, без дергания и остановок между одинаковыми нотами.
Следует помнить при отработке движений доминанты (соль-мажор) и субдоминанты (фа-мажор) о довольно значительном расстоянии между кнопками, которое предполагает перемещение кисти и предплечья вверх и вниз.
Ознакомившись с правой и левой клавиатурами, закрепив упражнение на клавишах, переходим к соединению двух партий. Соединение двух партий – один из важных моментов в обучении. Достигнуть двигательно-координационной независимости рук, т.е. играть двумя руками ученику на первых порах трудно.
Педагог должен понимать это, быть терпеливым и доброжелательным. Ученик обязан хорошо и уверенно играть каждую партию и лучше, конечно же, если играть он будет произведения наизусть, тогда соединение двух рук пройдёт более успешно.
После более-менее уверенного знания левой клавиатуры, можно начать играть с 3-х основных гармонических функций в мажоре на 3-ем ряду и в миноре на 2-ом ряду гармони. Это позволит изучать музыкальную пьесу (русские народные мелодии или песни) с функции аккомпанемента, при этом преподаватель может играть мелодию, что даст развитию навыка ансамблевого исполнения. Ну а потом уже можно добавить игру правой рукой с функцией мелодии, при этом необходимо следить, чтобы ведение меха и дыхание было ровным и одновременным.
При изучении партий отдельно каждой рукой нужно учащимся дать понятие о значимости аппликатуры. Если ребенок усвоит правила постановки пальцев на клавиатурах, то считайте, что половина успеха при соединении партий правой и левой руки у вас уже достигнута и ученик уже не будет лишний раз отвлекаться на то, какой палец нужно поставить на какую ноту.
Хотелось бы показать опыт работы при соединении басов и мелодии на начальном этапе. Можно применять и видеть быстрые результаты. Но самое главное, что при соединении очень важно акцентировать внимание учащихся на сам музыкальный слух, т.е. учить больше слушать, чем смотреть на правую или левую клавиатуру.
Когда вы изучили пьесу отдельно каждой рукой, то при соединении игры двумя руками нужно переключать внимание ребенка на разные партии. Изначально было бы хорошо, если произведение будет с разными простыми длительностями. Например, в левой руке – половинка, а в правой две четверти, или наоборот. И здесь важно, чтобы внимание было переключено на ту партию, где есть более мелкие длительности. Это даст учащемуся возможность быстрее справляться с поставленной задачей соединения партий при игре двумя руками
Ещё можно активно помогать ученику самому преподавателю: подпевать мелодию или басовую партию, подыгрывать на инструменте, считать доли такта стуком ноги по полу или руки по столу. При ошибках иногда подсказывать правильность движения ребёнку или слегка поправлять пальцы ученика на нужную кнопку.
Особое внимание необходимо обращать на места, где длительности в партиях разные и, на то, чтобы ноты в басах не игрались на штрих легато.
Закрепив игру простых пьес двумя руками, можно переходить к более сложным. И тогда работа будет направлена на деление пьесы по фразам, предложениям (т.е. уже идет переход на работу слуховую и работу меха с более длинным его движением на разжим или сжим), а также усложнением ритмического рисунка.
Уроки соединения изучения музыкального материала лучше в начальном обучении вести без плотного погружения в нотную грамоту, а лучше на слух. Иначе может возникнуть у учащихся отвращение к исполнению и обучению вообще. Можно сначала цифровой системой показывать ту или иную пьесу, записав правую и левую руку в нотную тетрадь, а уже потом объяснить, когда будет хорошо разучен текст, какие это были ноты.
Также учащиеся гораздо быстрее, лучше и надежнее запоминают и воспроизводят различные ритмические рисунки и последовательности в слуховом варианте, нежели в теоретическом понимании.
Все элементарные знания начального периода обучения и активная помощь и поддержка преподавателя помогут быстрее ребенку исполнять несложный музыкальный материал двумя руками (попевки, частушки, наигрыши и т.д.).
Чем больше преподаватель увлечет своего ученика в исполнении, а не в изучении теоретических знаний, тем быстрее ребенок начнет расти в исполнительском плане.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
|
|
Теория |
Практика |
Всего |
|
|
1. |
Донотный период работы |
1 |
2 |
3 |
2. |
Игра по нотам, каждой рукой отдельно |
4 |
8 |
12 |
3. |
Игра по нотам двумя руками |
4 |
8 |
12 |
4. |
Работа над техникой |
1 |
3 |
4 |
5. |
Подготовка к выступлению |
- |
2 |
2 |
6. |
Занятия по индивидуальной программе |
1 |
2 |
3 |
Всего: |
11 |
25 |
36 часов |
Содержание программы
1.Донотный период работы Теория и практика: Развивающие игры, знакомство с инструментом: клавиатура, деление на октавы, название звуков клавиш, понятия о нотах. Пение со словами, подбор по слуху. Слушание музыки: ознакомление с разными жанрами, развитие слуха. Определение музыкальных стилей: полька, песня, вальс, марш. Организация игрового аппарата, игра 3-мя пальцами.
2.Игра по нотам каждой рукой отдельно Теория и практика: Нотный стан. Скрипичный ключ, запись нот в пределах первой октавы. Понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации. Знакомство с длительностями: целая, половинная, четвертная, восьмая. Паузы. Организация игрового аппарата. Посадка за инструментом. Двойные ноты. Работа над штрихами. Исполнение пьес приёмами: легато, стаккато, нонлегато. Игра поочередно каждой рукой с использованием всех штрихов.
3. Игра по нотам двумя руками Теория и практика: Скрипичный и басовый ключ. Понятие знак при ключе. Понятие f и p. Аппликатура. Позиционная игра. Игра двумя руками. Разбор лёгких пьес и работа над штрихами, аппликатурой, динамическими оттенками.
4. Работа над техникой Теория и практика: Игра гаммы «До - мажор» одной рукой non legato и legato. Тоническое трезвучие аккордами по 3 звука. Обращать внимание на свободу игрового аппарата. Работа над первым и пятым пальцем. Игра упражнений на разные штрихи: легато, стаккато, устойчивость 1-го и 5-го пальца при полной свободе.
Подготовка к выступлению Теория и практика: Подбор индивидуальной программы для выступления. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.
6. Занятия по индивидуальной программе Теория и практика: Творческая работа, связанная со слушанием музыки, подбором по слуху; повторение пройденных и выученных пьес, пение по нотам и т. д. Игровые формы обучения.
Методическое обеспечение программы.
Приобщение ребенка к традиционному искусству – народному и современному, танцам, песням, дополнительным видам гармоник – обуславливает специфику методической работы педагога. Чтобы постоянно стимулировать и поддерживать интерес у детей, занятия часто проводятся в игровой форме, что позволяет быстрее добиваться конкретных результатов. Для каждого ученика, по согласованию с родителями, определяется содержание этих занятий. Изученный и освоенный материал, закрепленный в процессе домашних упражнений, затем отрабатывается сольно и в коллективе. Во время занятий педагог помогает развить ребенку музыкальные способности, а именно слух, музыкальную память, чувство ритма. Осуществляется постоянный контроль над исполнением произведения.
Условия реализации программы
Основные условия реализации программы это:
хорошо проветриваемое помещение;
- соответствующее освещение класса;
- наличие стульев для детей разных возрастов;
- наличие нотных сборников и методической литературы.
По окончании обучения по программе дети должны:
- владеть первоначальными навыками игры на инструменте;
- обладать начальными знаниями нотной грамоты: размеры 2/4, 4/4;
- знать интервалы: большая и малая терции;
- развить общую координацию рук и пальцев;
-
уметь внимательно слушать музыку, определять жанр и характер
произведения;
- обладать чувством ритма.
Календарный план воспитательной работы
Основные направления воспитатель ной работы |
Цель и задачи |
Наименование воспитательного мероприятия |
Дата проведения |
||
Интеллектуальное |
- активизация практической и мыслительной деятельности; - формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил обучающихся; - выявление и развитие природных задатков и способностей обучающихся; Воспитание навыков: - самостоятельного решения теоретических проблем, - аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
Педагогическая поддержка обучающихся |
Сентябрь-ноябрь 2022 |
||
Выставки творческих работ «Творчество и вдохновение» |
май |
||||
Итоговые мероприятия в т/о |
май |
||||
Гражданско-патриотическое |
- формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
- формирование у обучающихся таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство;
- воспитание уважения к традициям Отечества, учреждения, семьи;
воспитание уважения к правам, свободам всех членов общества |
День защитника Отечества |
февраль |
||
Акция «Георгиевская ленточка» |
май |
||||
День космонавтики |
12 апреля |
||||
День Победы |
9 мая |
||||
День государственного флага РФ |
11 мая |
||||
День России |
11 июня |
||||
День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны |
июнь |
||||
Привлечение внимания воспитанников к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения |
весь период |
||||
Трудовое и профориентационное |
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства; - формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности; |
Профориентационные игры, расширяющие знания воспитанников о типах профессий.
|
весь период |
||
Озеленение территории учреждения |
апрель |
||||
Беседы о будущей профессии «Кем я хочу быть?» |
весь период |
||||
Здоровьесберегающее |
Формирование у обучающихся : - культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; - сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; - умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Способствовать преодолению у воспитанников вредных привычек |
Беседы о здоровом образе жизни |
декабрь |
||
Беседы о вреде курения, наркомании, алкоголизма |
март |
||||
Проведение физкультминуток на занятиях |
регулярно |
||||
Социокультурное и медиакультурное |
- формирование у обучающихся представлений о таких понятиях, как "толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнерство", - развитие опыта противостояния таким явлениям, как "социальная агрессия", «межнациональная рознь", "экстремизм", "терроризм", "фанатизм" (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве) |
Организация занятий, дающих воспитанникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи |
весь период |
||
Беседы о толерантности
|
апрель |
||||
поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, |
весь период |
||||
чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения) |
|
||||
Размещение фотографий о мероприятиях на сайте Учреждения
|
весь период |
||||
Эстетическое |
- формирование у обучающихся навыков культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; - формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей |
Создание эстетической среды на территории учреждения |
весь период |
||
Включение в занятия игровых ситуаций, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в коллективе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятий |
весь период |
||||
Правовое воспитание и культура безопасности |
- формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных гражданских правах и обязанностях, о принципах демократии, уважения к правам человека и свободе личности; - развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности |
Инструктажи целевые: пожарная безопасность, электробезопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, безопасность на воде, на льду, меры безопасности при проведении экскурсий и походов, профилактика негативных криминогенных ситуаций, правила безопасного обращения с взрывоопасными предметами и веществами |
весь период |
||
|
|
|
|||
|
|
||||
Воспитание семейных ценностей |
- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; - формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений. |
Международный женский день |
8 марта |
||
Международный день семьи |
15 мая |
||||
Международный день защиты детей |
1 июня |
||||
Участие в региональных и всероссийских тематических акциях |
весь период |
||||
Экологическое |
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты; - воспитание экологической грамотности; - изучение обучающимися природы родного края; |
Беседы о нравственных ценностях и экологии |
апрель |
||
Международный день Земли |
11 апреля |
||||
Работа с родителя ми |
- оказание консультативной помощи родителям в формировании гармоничных отношений с ребенком посредством повышения уровня психологических знаний; - мотивация родителей в развитии талантов и способностей детей |
Родительские собрания Информация о здоровом образе жизни, особенностях воспитания. |
Весь период
|
||
Первоначальное обучение игры на гармонике, это, прежде всего, свободное исполнение на гармонике двумя руками простых мелодий.
Овладение основными техническими навыками и умениями на гармони, учитывая специфику инструмента, достигается гораздо быстрее, чем при игре на баяне. Это позволяет на самом раннем этапе обучения вызвать у ученика, а в дальнейшем сохранить и развить интерес к инструменту и исполнению на нем. Игра на гармонике дает возможность принимать активное участие детей в небольших концертных выступлениях, домашнем музицировании уже с самых первых месяцев обучения.
Самое важное не перегружать учащихся сложностью изучаемых произведений, лучше обращаться к мелодиям русских народных песен и танцев, которые удобно перекладываются и исполняются на гармони. Ну а также не наседать на детей с быстрым изучением нотной грамоты, а дать возможность получать удовольствие от игры, а нет от названия нот при игре. Ноты лучше изучать тогда, когда уже освоена работа с мехом и есть знание правой и левой клавиатуры.
И помните, что гармони бывают с разным строем. Поэтому правильный выбор пьес даст вам быстрый результат.
Литература
1. Б. Газданов. Школа игры на осетинской гармонике: 1-2 класса детских музыкальных школ. - Владикавказ: Ир, 2003.
2. С. Ревазова. Пьесы, этюды, ансамбли и песни осетинской гармоники.
3. Ф. Алборов . Проблемы этнографии осетин, Владикавказ, 1992г.
4. И. Мистулова. Мелодии для осетинской гармоники.
5. Е.И.Максимов. Вопросы методики работы с самодеятельным оркестром или ансамблем народных инструментов.
6. К. Цхурбаева. Некоторые особенности осетинской музыки. - Изд. "Ир" 1959г.
7. Ф. Алборов. Музыкальная культура осетин. - Владикавказ: Ир. 2004.
8. Б. Газданов. Ирон фӕндыры уӕлдӕр дӕсниады скъола 3-5 кълӕстӕн. 2006г.
9. Б. Галаев. Осетинские песни, Музыка-Москва, 1964г.
10. М. Шаталов. Сборник Кавказских мелодий.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.