Принципы построения обучению классического танца

  • Исследовательские работы
  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 12.05.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Реферат
Иконка файла материала Реферат на тему _Принципы построения обучения классическому танцу_.docx

ЧОУ «Татнефть – школа»

 

 

Реферат по теме:

 

Принципы построения обучения классическому танцу.

 

 

 

 

 

 

             Подготовила:

            Нукина О.М.

Музыкальный руководитель (хореограф).

 

 

 

 

 

                                        Альметьевск 2021г.

 

    Классический танец — система художественного мышления,

оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным

проявлениям человека на различных стадиях культуры.

    Аналогичный продукт многовекового творчества: в нем все неестественно

с точки зрения первобытных танцевальных побуждений и все закономерно,

если подойти к строению тела умозрительно и задаться целью найти все его

 танцевальные возможности.

    Классический танец - система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Классический танец, позволяет ученику развить не только физические данные, но и развить такие важные для детей навыки ровной осанки, грации и пластики тела. Изучая классический танец постепенно от простого к сложному достигая высоких результатов должно отводиться одно из главных мест в учебной работе.

Я считаю, особенно важным с самых первых шагов обучения приучить учащихся сознательно исполнять каждое движение классического танца на основе детального и последовательного разучивания каждого элемента движения рекомендуемыми приемами. «Прием» - как понятие, принятое в школе классического танца, — это способ и характер исполнения движения: в одном случае - это подготовка к исполнению, в другом - прием может служить дополнительным элементом усложнения какого-либо движения. Так как природа классического танца и его техника познаются через исполнительство, профессиональный опыт и талант педагога исключительно важны в работе, но осмыслить специальность педагога классического танца и овладеть ее подлинным мастерством без методического самоанализа невозможно.

 

 

Актуальность хореографического образования:

 Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности,

музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он

воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей

различного возраста.

Помогает им влиться в огромный мир музыки - от классики до современных

стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям.

Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей

развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению.

Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке,

пластики.

Личность педагога классического танца занимает особо важное место в жизни учащихся. Она должна быть притягательной. Внешний вид преподавателя, его манера держать себя, привычки, отношение к классу в целом и к каждому ученику в отдельности, стиль работы, увлеченность в процессе ведения урока — все это оказывает большое влияние на реализацию конкретных задач в процессе обучения и воспитания учащихся. Реализация процесса обучения и воспитания протекает во время занятий в классе. Педагог составляет общий план работы, включающий учебно-воспитательные, творческие задачи и решение целого ряда организационных вопросов.

С первого занятия учащиеся должны получить представление об искусстве классического танца. Необходимо в доступной форме познакомить их с историей развития хореографического искусства, традициями школы, воспитавшей всемирно известных мастеров русского классического балета. Проведение урока классического танца требует от педагога внутренней собранности и подготовленности, умения строго и обдуманно выстроить как весь урок в целом, так и отдельные его части. Приступая к практическим занятиям, необходимо, заранее познакомившись с каждым учеником, указать ему место в классе как у станка, так и на середине учебного зала. Входя в учебный зал, педагог должен видеть учащихся спокойно стоящими у станка, что позволяет без дополнительных наставлений перейти к занятиям. Такое начало урока - не дань традиции, а необходимый подход к работе над организацией внимания и дисциплинированностью. От того, насколько внимательно учащиеся начинают урок, зависит успех дальнейшей работы.

Постановка корпуса
Позвоночник все время удерживается в определенном положении с помощью мышц спины, пресса, ягодиц. Корпус над ногами и подтянут вверх. Такое удерживание придает корпусу организованный, волевой вид, внушающий ощущение постоянной готовности к движению, внутренней силы. В классике принято положение «4 точки» - два плеча, два бедра находятся всегда в одной плоскости.
Изучение позиций ног.

Пять выворотных позиций ног - основные положения при исполнении движений в классическом танце.
Первая позиция: ступни развернуты носками в стороны по одной прямой линии, выворотно, пятки соединены.
Вторая позиция: ступни также развернуты по одной прямой, но пятки отстоят одна от другой на расстоянии длины ступни.
Третья позиция: ступни стоят одна перед другой, пятка одной ноги плотно примыкает к середине ступни другой.
Четвертая позиция: ступни ног стоят параллельно одна против другой на расстоянии длины ступни. Носок одной ноги приходится против пятки другой.
Пятая позиция: ступни стоят выворотно, одна перед другой, и плотно примыкают друг к другу. Носок одной ноги должен находиться у пятки другой.

Первоначальное изучение позиций ног происходит лицом к палке. Ученик встает к палке лицом, поставить ноги пятками вместе, носки слегка развернуть (не выворотно). Мышцы ног напряжены, колени вытянуты, кисти рук находятся на поверхности палки, напротив плеч, и не обхватывают палку, а свободно лежат на ней (большой палец, присоединенный к остальным, также лежит на поверхности палки). Пальцы соприкасаются между собой. Локти свободно опущены и находятся несколько впереди корпуса против кистей рук. Голова держится прямо, плечи опущены, грудная клетка раскрыта. Лопатки не сжимаются, а находятся в спокойном состоянии.

Подготовив правильное положение всей фигуры, встать в I позицию. Для этого, не сдвигая пятку и не отделяя ее от пола, отвести назад до выворотного положения ступню правой ноги, а затем левой ноги.

Переходя из I позиции на II, правую, работающую, 1 ногу с вытянутым подъемом и пальцами отвести в сторону по прямой линии, одновременно передав центр тяжести корпуса на левую опорную ногу, которая в момент движения остается неподвижной и выворотной.

Переходя в III позицию, вытянуть подъем и пальцы правой ноги, передать центр тяжести корпуса на левую ногу и продвинуть кисти рук по палке, положив их против плеч. Работающая нога по прямой линии движется к опорной.

После усвоения III позиции изучается V позиция (также лицом к палке); с IV позицией, как самой трудной, знакомятся в последнюю очередь, причем только тогда, когда усвоены I, II, III и V позиции лицом к палке и учащиеся продолжают их изучение, держась за палку одной рукой.

Ознакомив учащихся с позициями и с переменой ног в позициях, следует ввести в упражнение музыкальное сопровождение. Темп медленный. В каждой позиции стоят четыре такта по 4/4 или восемь тактов по 2/4. В дальнейшем такое количество тактов потребуется и для приседаний во всех позициях. Перемена ноги на следующую позицию происходит на вступительный такт 4/4.

После усвоения позиций ног изучаются подготовительное положение и позиции рук. Дальнейшие движения ног по позициям сопровождаются движениями рук.

Изучение позиций рук.

Постановка рук начинается с подготовительного положения и позиций. Подготовительное положение в учебной работе является обязательным, из него руки начинают движение в позиции и в различные положения.

Подготовительное положение. Руки опущены вниз перед корпусом и на всем протяжении не соприкасаются с ним. Локти направлены в стороны, несколько согнуты, образуют овал. Кисти рук и пальцы также закруглены, ладони направлены вверх. Кисти почти соприкасаются: расстояние между ними равно примерно двум пальцам. Пальцы сгруппированы; большой палец направлен к выдвинутому вперед среднему, но не соприкасается с ним. Плечи в подготовительном положении и во всех позициях должны быть опущены вниз, нельзя выдвигать их, отводить назад или поднимать вверх.

Первая позиция дает направление рукам вперед, вторая - направление в сторону, третья - направление вверх.

Первая позиция: руки подняты перед корпусом на уровне диафрагмы, немного согнуты в локтях и запястьях, образуя овал, как и в подготовительном положении. Ладони обращены к себе. Локти и пальцы на одном уровне. Плечи опущены (следить, чтобы они не поднимались и не выдвигались вперед). Кисти приближены друг к другу. Расстояние между пальцами и их положение такое же, как и в подготовительном положении.

Вторая позиция: руки раскрыты в стороны на высоте плеч. Плечи, локти и кисти находятся на одном уровне. Локти обращены назад, линия рук дугообразная, ладони повернуты к зрителю. Положение пальцев то же, что в подготовительном положении и в I позиции. Необходимо следить за тем, чтобы руки не заходили назад, а были немного впереди плеч.

Третья позиция: руки подняты вверх и образуют овал над головой. Кисти сближены, как в подготовительном положении и в I позиции. Ладони обращены вниз. Положение пальцев прежнее. Преподавателю нужно следить за тем, чтобы локти не шли вперед, а кисти рук не опускались. Руки не должны быть над головой, тем более недопустимо, чтобы руки заходили за голову.
Положения головы
Большое значение в танце имеет положение головы и выражение лица. Различные положения головы - наклоны, повороты - придают позам законченный вид, а движениям, - разный характер, разные черты. Выразительность лица, глаз, взгляда одухотворяет движения и позы.
Кроме того, движения головой являются одним из важных технических приемов. Так, например, при вращении голова вначале как бы отстает от поворота корпуса, а затем опережает его, взглядом фиксируется точка впереди, и таким образом создаются условия для ориентировки в пространстве. Перед тем как сделать шаг и принять нужную позу, следует посмотреть в сторону предстоящего перемещения тела.

 

Любой урок классического танца состоит из классического экзерсиса, адажио, аллегро, упражнений на пальцах и завершающей части урока. Классический экзерсис имеет практическое значение на протяжении всех лет обучения искусству танца, поэтому все его элементы с самого начала изучаются досконально тщательно. Каждое пройденное движение отрабатывается, превращаясь в своеобразный фундамент более сложных движений, изучаемых впоследствии. Большую ошибку допускают те, кто рассматривает экзерсис как что-то второстепенное, предназначенное лишь для «разогревания ног». Работая над экзерсисом, необходимо все движения выполнять как у станка, так и на середине зала, как с одной ноги, так и с другой, что в равной мере развивает и укрепляет двигательный аппарат учащегося и совершенствует элементарную технику танца. Все учебные задания начинают с соответствующей подготовки (preparation). Помимо правильной подготовки и работы над выполнением упражнения, нужно требовать от учащихся умения внимательно и аккуратно заканчивать его, что вносит в исполнение элемент завершенности и одновременно дисциплинирует внимание. Экзерсис складывается из одних и тех же pas, которые могут усложняться в зависимости от подхода педагога и метода преподавания.  Начинаем работу с demi plie и grand plie на пяти позициях, после plie идут различные виды battements tendus, затем rond de jambe par terre с port de bras и далее battements fondus, battements soutenus, различные виды battements frappes, rond de jambe en 1’air, battements releve lent, battements developpe, petits battements sur le cou-de-pied, grands battements jetes. Следующая часть урока — адажио — это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью. Если в экзерсисе отрабатывается элементарная техника танцевального мастерства, то в адажио усваиваются характер, манера и техника исполнения плавной танцевальной фразы. Основная цель адажио в учебном процессе — развить физическую выносливость, устойчивость, координацию, пластичность, а также музыкальную выразительность при исполнении движений. Основные элементы адажио в учебном процессеэто позы releves lent, battement developpe, rond de jambe и port de bras. Начатое с самых легких движений адажио в процессе обучения постоянно усложняется. В средних и старших классах в адажио входят повороты и вращения, исполняемые par terre с различными приемами fouettе  grand fouette en tournant, renverse и туры в позах. Одна из наиболее важных частей урока — аллегро — освоение и отработка малых, средних и больших прыжков. В аллегро развиваются такие элементы прыжка, как элевация и баллон, и отрабатываются различные формы, приемы и темпы исполнения прыжков. В аллегро заложена танцевальная наука. Как правило, основная часть танца строится на аллегро, и поэтому вся работа, проделанная до аллегро, является подготовительной. К изучению аллегро можно приступить, когда у учащихся ноги поставлены правильно, есть выворотность, развита и укреплена ступня, укреплены мускулы. Начинают прыжки с изучения temps saute по I, II, IV н V позициям, затем changement de pied и ра$ echappe по II и IV позициям. Основное внимание следует обратить на выполнение assemble — прыжка, заставляющего правильно работать все мышцы и приучающего учащегося к постоянному мышечному контролю при сохранении правильной постановки корпуса.  После assemble изучают glissade, petit pas jete, sissonne simple, sissonne tombee, pas de basque. Если учащимися хорошо усвоены прыжки, можно перейти к прыжкам на одной ноге — temps leve. Средние прыжки: sissonne fermee, sissonne ouverte, cabriole на 45° выполняются en face и в позах: temps lie saute и различные связующие движения служат подготовкой к большому аллегро и являются определенной ступенью развития техники прыжков. Большие прыжки — grand sissonne ouverte, grand sissonne fermee, temps leve в больших позах, а также различные повороты, простые туры en Fair и т.д. — в начале разучивания рекомендуется выполнять без подходов. 6 Большие прыжки — grand assemble, grand jete, grand fouette, jete, grande cabriole, saut de basque, характеризуемые высокой полетностью и большим продвижением по прямой, диагональным и закругленным линиям учебного класса, выполняются с энергичными подходами: coupe-шага, pas chasse, pas glissade, sissonne tombee, pas failli и другими связующими движениями. В женском классе одной из составных частей урока являются упражнения на пальцах. Движения на пальцах вводятся, когда ноги и ступни достаточно укреплены экзерсисом у станка и на середине зала. Чтобы правильно и устойчиво стоять па пальцах, следует подготовить ноги упражнениями на полупальцах. Изучение упражнений на пальцах следует начинать у станка, стоя лицом к палке и держась за нее двумя руками. Разучивание всех движений на пальцах надо всегда соединять с plie, при этом вставать на пальцы необходимо, отталкиваясь от пола пятками перед началом движения. Первоначально проделываются простейшие упражнения па пальцах, стоя на двух ногах, — releve в 1, II, V, IV позициях. Затем движения releve переносятся на середину зала. Таким же образом изучаются на пальцах движения на pas echappe, pas glissade, pas de bourree с переменой ног pas de bourree suivi и др. Далее, отрабатывая все виды releve, pas de bourree en face и en tournant на середине зала, можно перейти к разучиванию движений (releve) на одну ногу в маленькие и большие позы, sissonnes, jetes, tours, различные виды fouettes, прыжки на двух и на одной ноге. Однако к изучению прыжков на пальцах нельзя приступать до тех пор, пока у учащихся не окрепнут в должной мере связки ступни. Завершающая часть урока предназначается для того, чтобы организм учащихся после напряженной работы при помощи выполнения различных форм port de bras с наклонами и перегибом корпуса пришел в состояние покоя. Такое построение урока классического танца в целом дает возможность проводить его с постепенным усложнением, при этом каждая часть урока должна иметь свою кривую постепенного нарастания и спада в конце, что дает возможность ученикам приступить к выполнению следующей, более сложной части с новыми силами. Оптимальное и равномерное распределение силовой нагрузки необходимо не только в отдельных частях урока, но и во всех упражнениях с учетом количества повторений заданного движения. Не следует перегружать учебные упражнения большим количеством различных элементов и приемов.     Педагог при построении учебного плана должен учитывать полезное логическое сочетание движений. В процессе урока необходимо вырабатывать у учащихся умение выполнять движение под музыку не схематично, а творчески вникать в музыкальные интонации и воплощать их в действенной пластике движения.

Проблемы построения уроков классического танца были изучены многими современными учёными Ф.З. Меерсон, В.В. Белоус, Н. Е. Высотская, А. М. Сухарева. Анализ практической и теоретической деятельности ряда хореографических училищ подтверждает, что преподавание классического танца требует от педагога  знания не только содержания предмета, методов преподавания, но и композиции урока, основных принципов построения урока классического танца.

Работая перед зеркалом, не следует сосредоточивать внимание на какой-либо отдельной части тела, - необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следя за правильностью формы и положением ног. Но кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости.

На первом году обучения экзерсис на середине зала идет в строго последовательном программном порядке и исполняется полностью. На втором - в той же последовательности, что и у палки, но с добавлением к plie во всех позициях простейших developpes.
На третьем году к plie в позициях прибавляются demi rond de jambe developpe и большие позы.

С четвертого года обучения перед экзерсисом рекомендуется делать несложное по форме маленькое adagio (не более восьми тактов по 4/4), соединяя его в комбинации с battements tendus и jetes и заканчивая маленькими tours sur le cou-de-pied.

В среднем класе количество упражнений можно сокращать за счет соединения движений. Комбинации становятся сложнее и разнообразнее.

Основными движениями экзерсиса на середине зала, которые должны исполняться ежедневно, можно считать battements tendus, jetes, fondus и большие battements.

Rond de jambe par terre, rond de jambe anlair, battements frappes, doubles frappes и petits battements sur le cou-de-pied могут комбинироваться с основными движениями.
На середине зала происходит ознакомление с положениями anfas, epaulement, efface и croise, определяют положения и позы классического танца, ознакомление с положениями anfas, epaulement, efface и croise. Под позой в классическом танце понимают остановку в движении, во время которой тело танцовщика находится в положении равновесия на одной ноге, называемой опорной. В это время другая нога (работающая) отведена вперёд, в сторону или назад.

Уделяем внимание на изучение классических поз:

малые позы - работающая нога находится на полу,
большие позы - работающая нога поднята.

К основным позам (положениям) классического танца относят: а ля згон (фр. a la seconde), 4 вида арабеск (фр. arabesque), аттитюд (фр. attitude), круазе (фр. croise), эффасе (фр. efface), экарте (фр. ecarte), эпольман (фр. epaulement).

Adagio.

Танцевальную фразу, состоящую из различных видов developpe, медленных поворотов в позах (tours lent), port de bras, всевозможных renverse, grand fouette, tours sur le cou-de-pied и tours в больших позах, принято называть adagio.

Движения adagio изучаются постепенно. В младших классах adagio состоит из простейших форм  releve lent на 90°, developpe, port de bras, исполняемых в медленном темпе и на всей ступне.

В средних классах adagio усложняется поворотами в больших позах; длительной устойчивостью на полупальцах в позах на 90°, preparation к tours и tours в больших позах; tours sur le cou-de-pied, переходами из позы в позу и т. п. Темп adagio, по сравнению с младшими классами, несколько ускоряется.

В старших классах понятие adagio приобретает условный характер, так как оно может исполняться не только в умеренном темпе, но и в ускоренном и отличается в построении тем, что в него включается больше вращательных движений, tours, renverse, fouette и некоторые прыжки.

Оно объединяет ряд движений в одно гармоничное целое, развивает и укрепляет правильную форму движений классического танца.

Маленькое adagio строится на музыкальную фразу не менее чем на четыре такта по 4/4 или на восемь и двенадцать тактов. Большое - от двенадцати до шестнадцати тактов. Для построения adagio нужны четкий метр, ритм, темп и соблюдение тактовой квадратности.

Сильные движения (tours в больших позах, grand fouette, renverse, tours sur le cou-de-pied и ряд других движений, которые в adagio следует выделить) начинаются на сильные доли такта, на первую или третью четверти четырехдольного размера. При других музыкальных размерах также на сильные доли. Если перечисленные движения падают на слабые доли такта (вторые и четвертые четверти), они нарушают единство музыкально-хореографического построения.

На слабые доли должны падать, главным образом, связующие и вспомогательные движения: pas de bourree, все виды passe и т. п.
В adagio на середине зала применяются различные повороты, например tours lents и renverse и т.д

Музыкальное сопровождение.

Тесная связь двух видов искусства – музыки и танца – подтверждается

историей векового развития мировой культуры.

На уроке важное место отводится музыке, которая положительно влияет на

учащихся, помогает развивать их способности, раскрыть содержание.

Музыку нельзя рассматривать только как музыкальное сопровождение,

облегчающее исполнение движений.

1.Подбирать музыку следует так, чтобы содержание танцевальной

постановки целиком соответствовало характеру музыки и давало бы

возможность при разработке отдельных эпизодов увязывать действие и

движения с музыкой.

2.Подбор музыки влияет на качество выполнения хореографических

упражнений, она может способствовать успеху или быть причиной неудачи.

3.Хореограф не должен требовать от концертмейстера изменения указанного     

в нотах темпа, нюансов, переставляя части музыкального произведения,

добавлять аккорды для перехода от одной мелодии к другой. Музыку нужно

исполнять так, как ее понимал композитор.

4.Необходимо следить, чтобы на занятиях дети внимательно слушали

музыкальное сопровождение, чувствовали и правильно воспроизводили его в

движениях. Музыка должна быть доступной и понятной детям по

содержанию и форме. Движения, которые учащиеся исполняют в

сопровождении музыки, должны быть средством выразительности.

5.Экзерсис у станка и на середине зала можно проводить под музыкальную

импровизацию. Импровизационная музыка должна точно соответствовать

заданной педагогом композиции, иметь определенный ритмический рисунок,

характер движений. Если, например, Batman fondu исполняется в одной

композиции с Bateman froppe (ударный бросок в сторону), то ритмический

рисунок музыкальной фразы будет разный по своему характеру.

6.Музыка с определенным темпом, метром и ритмическим рисунком

выражает и подчеркивает характерные особенности движений, помогает их

исполнению.

Музыкальный репертуар подобраный с учетом возрастных особенностей и

возможностей детей, с которыми будет работать педагог выбирает в

 

приоритете –это конечно же классическая музыка Чайковского, Шопена,

 

Грига. Важен правильный подбор музыкальных произведений для урока, от

 

этого во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса.

 

Методическая литература:

 

1.      Азбука танцев / Авт. – сост. Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 286 с.

2.      Барышникова, Т. С. Азбука хореографии: учебное пособие / Т.С. Барышникова. – М.: Книга, 1999. – 265 с.

3.      Бекина, С. А. Музыка и движение: учебное пособие / С.А. Бекина. - М.: Просвещение, 1994. – 225 с.

4.      Бондаренко, Л.Н. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях /Л.Н. Бондаренко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 221 с.

5.      Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии: учеб.для вузов / Л.С. Выготский. – М.: Союз, 1997. – 354 с.

6.      Костровицкая, В.Л. «Сто уроков классического танца» / В.Л. Костровицкая - С-Пб., 1999 г.

7.      Фокина, Е. Н.Нагрузки и здоровье ребёнка. Тезисы докладов и сообщений Международного научного симпозиума 11-14 июня 2009 г. – Тюмень: ТюмГу, 2009. - 163 с.

8.      Фокина, Е.Н. Хореографическое искусство как составляющая мировой культуры. Актуальные проблемы преподавания мировой культуры и глобализация образовательных процессов / Е.Н. Фокина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 154 с.