![]() |
Павлов Александр Константинович заслуженный деятель науки, д-р пед. наук, академик, член-корреспондент, директор, профессор
НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ» им. академика А.К. Павлова
г. Петрозаводск, Республика Карелия
DOI: 10.21661/r-497181
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация: целью статьи является анализ изучения принципов проекти- рования и тенденций развития современных инновационных образовательных технологий.
Ключевые слова: технологизация, образовательные технологии, принципы проектирования.
Назовём главные признаки технологизации педагогического процесса: стан- дартизация, унификация «образовательного производства» в системе образова- ния, вынесение творческого процесса (создание и оценка технологий обучения) на более высокий уровень организации, упорядочение образовательной системы на основе иерархии ступеней организации и соответствующих им специфиче- ских педагогических технологий. Специфика педагогических технологий прояв- ляется в том, что они связаны с сознанием человека, а также в наличии развива- ющего и воспитательного компонентов.
Технологизация – непрерывный, объективно развивающийся процесс. Об- разовательные технологии используются для решения стратегических задач.
Главная их функция – прогностическая, один из основных видов деятельности –
проектный.
Педагогическая технология отражает тактику реализации образовательных технологий и строится на знании закономерностей функционирования
1
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
![]() |
системы «педагог – среда – учащийся» в определённых условиях обучения (ин- дивидуального, группового, коллективного, массового и т. п.). Этой технологии присущи общие черты и закономерности реализации образовательного процесса вне зависимости от того, при изучении какого учебного предмета они применя- ются. Педагогическая технология может включать в себя другие различные спе- циализированные технологии – электронные, телекоммуникационные, информа- ционные и т. д.
Технология обучения – понятие близкое, но не тождественное педагогиче- ской технологии, поскольку оно отражает путь освоения конкретного учебного материала (понятия) в рамках определённого предмета, темы, вопроса и в преде- лах избранной технологии. Технологии обучения вариативны и индивидуализи- рованы, тиражировать их трудно, а порой – и невозможно.
Целеполагание образовательных технологий – совершенствование педаго- гической системы. Исследования неиспользованных резервов педагогической системы приводят к необходимости улучшить её общую эффективность. Тем са- мым выстраивается «рабочее поле» траектории обучения.
Обозначим принципы проектирования образовательных технологий.
1. Принцип согласованности детерминирует блоки государственного обра- зовательного стандарта.
2. Принцип полноты подразумевает соотнесение научно-исследовательских разработок с содержанием школьного образования.
3. Принцип целевого единства ориентирует направленность всех компонен- тов педагогической системы на единый результат – качество обученности.
4. Принцип всеобщей учебной ориентации уточняет принцип целевого един- ства, подтверждая, что всякий компонент педагогической системы и всякий учебный предмет, изучаемый обучающимися, должен вносить определённый вклад в формирование и развитие у них знаний, умений, навыков, компетентно- стей и компетенций.
2 https://interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
![]() |
5. Принцип предметной содержательной согласованности – необходимое, но не достаточное условие целевого единства. Достаточным оно становится только в объединении с предметной содержательной согласованностью.
6. Принцип приоритета симультанных результатов обучения. Симультан- ное мышление, т.е. мышление, основанное на материале нескольких наук, учеб- ных предметов, теорий, концепций и т. п. С ним сопоставимы термины «Инте- грированное мышление» («Интегративное мышление»).
7. Принцип единства теории и практики. Данный принцип выступает кри- териальным, обеспечивая сбалансированность теории и практической ориента- ции.
3
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.