ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ФГОС ООО»
Оценка 5

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ФГОС ООО»

Оценка 5
doc
19.01.2021
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ФГОС ООО»
ДОКЛАД на педсовет.doc

ДОКЛАД
«ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ФГОС ООО»

Подготовила : Магадиева Фаниля Гадановна

 

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, эта вечная проблема связана с требованиями к человеку со стороны общества. Наша жизнь в современном мире, похожая на «стремительный бег», требует от человека разнообразных знаний и навыков, умений приспособиться к изменяющимся условиям жизни. Так сложилось, что именно сфера образования призвана решать большинство вопросов, связанных с подготовкой молодых людей к самостоятельной жизни.

Сегодня педагоги столкнулись с новой реальностью: главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания.  Вопрос  «Зачем?»  пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует сегодняшнего школьника, а смысл поступков и действий. 

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования является во многом преемником многих идей, реализованных ранее в отечественном образовании. Несомненными отличиями ФГОС ООО являются особое внимание к освоению образовательными учреждениями новых направлений деятельности, совершенствование спектра образовательных услуг, создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; особое внимание сосредоточено на формировании личностных качеств ученика, что и есть, по сути, воспитание. 

Что же такое воспитание в условиях современной школы? Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и,  совершая которые, он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.  

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью.  Работая в школе, с годами мы понимаем и принимаем слова Виктора Петровича Астафьева: «Дети - наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – всё наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими никогда».

В рамках ФГОС школа должна вести работу по формированию личностных, метапредметных и межпредметных компетенций. К сожалению, в предусмотренном стандартами фундаментальном ядре содержания общего образования всех ступеней не представлены такие области знания, как психология личности, психология общения, культура общения. Этим существенно осложняется для ребенка решение задач самопознания, самооценки, самоидентификации, а также  задач по формированию коммуникативных, ценностно-смысловых компетенций.  И особенно значимой для личностного развития и социализации ребенка - компетенции самоорганизации (умения и готовности ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы, осуществлять саморегуляцию). Данная компетенция основана на:

-    осмыслении неотвратимости ответственности за любое свое решение и поступок;

-      привычке к самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю? Я действительно этого хочу или я завишу от желания противоречить и что-то доказывать?»;

-   ориентации на безупречный результат и эффективность;

-   самовоспитании чувства собственного достоинства, единства убеждений и действий (целостности), совести, целеустремленности, чувства долга и ответственности и стремлении поступать в соответствии с ними;

-     овладении способами целенаправленного развития эмоционально-волевых качеств (выдержке, сдержанности, смелости и решительности), позволяющих сознательно регулировать свое психоэнергетическое состояние, поведение и деятельность, преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков;

-    формировании ценностного отношения к собственной жизни, здоровью, профилактике вредных привычек и приобщении к ведению здорового образа жизни;

-    приобретении опыта пробного проектирования и моделирования «Я-образа» и собственной «Дорожной карты жизни».

 

Школа была и остается центром воспитывающей среды, это территория интересов  не только родителей, но и государства в целом. Российский политик, психолог и ученый Александр Григорьевич Асмолов, определяет «трех китов», на которых держится система образования в контексте современности, он утверждает, что педагогика достоинства, педагогика сотрудничества и педагогика развития – вот те линии, которые пересекаются между собой и дают новую палитру образования.

Увы, в последние годы влияние школы на формирование детей и подростков ослабло. У неё появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ. Сила средств массовой информации настолько велика, что их называют «параллельной школой»

   Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Изменения,  происходящие в обществе,  прежде всего, отразились на российской семье.  Потребительское отношение к школе рождает у многих родителей представление, что она в ответе за все – за здоровье, за поступление в институт, за нравственность. И это уже стало стереотипом в их сознании, а стереотипы, как известно, изживаются очень трудно.

Реалии современной жизни таковы, что с каждым годом происходит рост детской преступности,  наркомании, беспризорности.

      Сами дети, пришедшие сегодня за парты, более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

 Они - поколение Next. Они очень мало читают и совершенно не хотят учиться. Это дети, которые не могут прожить ни дня без мобильного телефона и Интернета. Они постоянно меряются вещами и техникой.

Если мы, сегодня,  не обратим  внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших школьников, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Школа должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему, должна быть впереди, опережать всё это.

Главным принципом реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации принципа воспитания, прописанного в  Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Концепция определяет:

             -  характер современного национального воспитательного идеала;

               - цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи;

                - систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

                -    основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Этот принцип воспитания должен обеспечить развитие обучающихся в трёх сферах:

               1)    в сфере личностного развития;

               2)    в сфере общественных отношений;

               3)    в сфере государственных отношений.

       Целью нового воспитания, изложенного в ФГОС ООО, должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, формированию гражданской позиции, приобщению к духовно-нравственной культуре.

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 130 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Мы должны  продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка, развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне, я говорю, сейчас о курсах внеурочной деятельности, системе дополнительного образования .

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Можно подвести итог - воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает и благодарность окружающих.


ДОКЛАД «ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ,

ДОКЛАД «ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ,

И особенно значимой для личностного развития и социализации ребенка - компетенции самоорганизации (умения и готовности ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные…

И особенно значимой для личностного развития и социализации ребенка - компетенции самоорганизации (умения и готовности ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные…

И это уже стало стереотипом в их сознании, а стереотипы, как известно, изживаются очень трудно

И это уже стало стереотипом в их сознании, а стереотипы, как известно, изживаются очень трудно

Этот принцип воспитания должен обеспечить развитие обучающихся в трёх сферах: 1) в сфере личностного развития; 2) в сфере общественных отношений; 3) в сфере государственных отношений

Этот принцип воспитания должен обеспечить развитие обучающихся в трёх сферах: 1) в сфере личностного развития; 2) в сфере общественных отношений; 3) в сфере государственных отношений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2021