Проблема здоровья у воспитанников детских домов во все времена стояла очень остро. Дети, которые попадают в такие учреждения, в большинстве случаев из неблагополучных семей, с тяжелой наследственностью. Главной задачей работников данных учреждений является подготовить подростков к самостоятельной жизни и состояние здоровья при этом играет большую роль. В данной статье говорится о методах работы педагогов в системе здоровьесбережения воспитанников детского дома.
ГБУ РХ для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом «Ласточка»
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Автор: воспитатель
Колосова Марина Геннадьевна
1Саяногорск, 2017
Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел, то, во всяком
случае, поддерживать у него высокий
уровень здоровья вполне возможно.
Н. М. Амосов, академик
По данным психологопедагогических и медицинских исследований в детских домах
практически нет здоровых детей. В связи с этим одной из самых важных задач
образовательновоспитательного процесса в детском доме является создание
эффективной системы здоровьесбережения, в которой каждый участник получит
комплексную и профессиональную помощь в вопросах сохранения, укрепления и
формирования здоровья.
Задача работников детского дома не «дотянуть» ребенка до выпуска, радуясь, что за
эти годы с ним ничего не случилось плохого, а полноценно подготовить подростка к
самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась
счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.
Понятие «здоровьесбережение» объединяет в себе все направления деятельности
образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья
воспитанников. У каждого участника этого процесса своя сфера деятельности, но
объединены они общей целью. Деятельность воспитателя детского дома в системе
«здоровьесбережение» включает в себя:
обеспечение гибкого оздоровительного режима;
наблюдение за динамикой развития детей;
коррекционная работа;
использование оздоровительных технологий;
закаливание;
организация здорового питания;
валеологическое воспитание.
В своей работе с воспитанниками мы придерживаемся десяти принципов, которые
по нашему мнению составляют фундамент здоровьесбережения в любом
образовательном учреждении.
Первый принцип – принцип доброты. И «доброжелательность», и «добродушие», и
«добросердечность» все, чего так не хватает в нашей современной жизни и особенно
недостает детям в проблемных семьях, из которых они попадают к нам в детский дом,
происходит от корня «добро». Необходимо дарить доброту не абстрактным
«воспитанникам», а вполне конкретным Петям, Олям и Сашам, чтобы они
почувствовали, что о них думают, об их интересах заботятся. Состояние
психологического комфорта и чувства защищенности – главное условие сохранения
здоровья. Ведь здоровье – это состояние не только физического, но и психического и
социального благополучия человека, которое невозможно без обстановки добра и
понимания.
Второй принцип – принцип успешности. Поощрение успеха в делах и в жизни
вообще, стремление и готовность дарить радость, находить повод и причины
2восхищения. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь.
Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками – это один из
принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. И этот принцип
актуален для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поводов для
поощрения будет гораздо больше, если учитывать интересы и направленность ребенка на
конкретный вид деятельности, активности, инициативности и самостоятельности.
Необходимо учитывать своеобразие и характер жизненного опыта каждого
воспитанника.
Третий принцип – принцип эффективности усилий всех работающих в группе
педагогов по созданию здоровьесберегающего пространства, пространства грамотной
заботы о здоровье воспитанников, работая в котором невозможно оставаться грубым,
авторитарным, безразличным, незаинтересованным. В отличие от семьи, где здоровьем
ребенка «озабочены» двое родителей, в группе детского дома таких людей шесть (три
воспитателя, три младших воспитателя). И только их совместные усилия в одном
направлении могут дать положительный результат.
Четвертый принцип – принцип целенаправленности. Целенаправленное воспитание
культуры здоровья детей, их потребности, способности и умения заботиться о своем
собственном здоровье, духовном и телесном благополучии реализуется в нашем детском
доме через такие разделы программы «Становления», как «Расти здоровым», «Половое
воспитание», а также программу «Закаливание» и грамотно составленный режим дня
воспитанников.
Пятый принцип – принцип соответствия создаваемого задуманному. Основой этого
принципа является объективное отслеживание получаемых результатов. Ежегодный
мониторинг показывает снижение заболеваемости детей ОРЗ и другими простудными
заболеваниями, стабильное состояние зрения, что говорит о действенности проводимой
работы. Необходимо использовать результаты первичной диагностики здоровья и
валеологической культуры вновь поступающих в детский дом детей для разработки
программ реабилитации и дальнейшего их оздоровления.
Шестой принцип – принцип технологичности. Он состоит в том, что работающая
здоровьесберегающая технология создается из суммы разрозненных программ, приемов,
методик, если они имеют единую цель, задачи и принципы. От разрозненных действий
заметных результатов ждать не приходится, а объединенные в одном направлении они
достигают цели.
Седьмой принцип – принцип надежности полученных результатов. Он состоит в
привлечении к решению задач, связанных со здоровьесбережением, не только
воспитанников и воспитателей группы, но и других специалистов детского дома, а также
обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, психологомедико
педагогических комиссиях.
Восьмой принцип – принцип перспективности преобразований, проводимых в
детском доме в сфере здоровья. В данное время в нашем детском доме реализуется
долгосрочная программа «Расти здоровым». В ее разработке принимали участие
большинство педагогов детского дома. Кроме того, на «своих» группах педагоги
реализуют различные инновационные краткосрочные программы и проекты по
здоровьесбережению. Так, на своей группе в этом учебном году я разработала и веду
проект «Едим дома». При рассмотрении тем данного проекта воспитанники узнают, что
такое правильное питание и какие продукты должны быть в наличии дома, чтобы не
остаться голодным в случае отсутствия денег, учатся готовить несложные блюда.
3Девятый принцип – принцип заинтересованности участников в проводимой работе.
Состоит он в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу,
проводить ее какоето время, но дальше достойных участников необходимо поощрять.
После внедрения новой оплаты труда, в качественные показатели стимулирования
работников ГБОУ РХ «Детский дом «Ласточка»
были включены критерии:
использование разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья
воспитанников, высокая эффективность работы по формированию ЗОЖ, снижение или
стабильное положительное состояние простудной заболеваемости детей, создание
обстановки эмоционального комфорта в группе.
Десятый принцип – принцип истинности. Он состоит в интуитивном ощущении
непротиворечивости того, что делается глобальными законами природы и мироздания.
Нет какойто одной единственной уникальной технологии здоровья в детском
доме. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего воспитательного
процесса. Это может быть процесс медикогигиенической направленности, который
осуществляется при тесном контакте воспитатель – медицинский работник –
воспитанник; физкультурнооздоровительный, где приоритет отдается занятиям
физкультурой; экологической для создания гармоничных взаимоотношений с природой
и другие. Только благодаря комплексному подходу на основе вышеперечисленных
принципов к воспитанию детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
могут быть решены задачи формирования и укрепления их здоровья.
4Список литературы:
1. Здоровый дошкольник: оздоровительные технологии XXI века. – М., 2008.
2.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных
учреждений: руководство для работников системы общего образования / Под
ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2010.
5