ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Оценка 4.7

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

Оценка 4.7
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
11.02.2017
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Проблема здоровья у воспитанников детских домов во все времена стояла очень остро. Дети, которые попадают в такие учреждения, в большинстве случаев из неблагополучных семей, с тяжелой наследственностью. Главной задачей работников данных учреждений является подготовить подростков к самостоятельной жизни и состояние здоровья при этом играет большую роль. В данной статье говорится о методах работы педагогов в системе здоровьесбережения воспитанников детского дома.
Если нельзя вырастить ребенка.doc
ГБУ РХ  для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Ласточка» ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ                                                                                   Автор: воспитатель Колосова Марина Геннадьевна 1 Саяногорск, 2017       Если   нельзя   вырастить   ребенка,   чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае,   поддерживать   у   него   высокий уровень здоровья вполне возможно. Н. М. Амосов, академик        По данным психолого­педагогических и медицинских исследований в детских домах практически   нет   здоровых   детей.   В   связи   с   этим   одной   из   самых   важных   задач образовательно­воспитательного   процесса   в   детском   доме   является   создание эффективной   системы   здоровьесбережения,   в   которой   каждый   участник   получит комплексную   и   профессиональную   помощь   в   вопросах   сохранения,   укрепления   и формирования здоровья.        Задача работников детского дома не «дотянуть» ребенка до выпуска, радуясь, что за эти годы с ним ничего не случилось плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.         Понятие «здоровьесбережение» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.   У   каждого   участника   этого   процесса   своя   сфера   деятельности,   но объединены   они   общей   целью.   Деятельность   воспитателя   детского   дома   в   системе «здоровьесбережение» включает в себя:        обеспечение гибкого оздоровительного режима; наблюдение за динамикой развития детей; коррекционная работа; использование оздоровительных технологий; закаливание; организация здорового питания; валеологическое воспитание.        В своей работе с воспитанниками мы придерживаемся десяти принципов, которые по   нашему   мнению   составляют   фундамент   здоровьесбережения   в   любом образовательном учреждении.        Первый принцип – принцип доброты. И «доброжелательность», и «добродушие», и «добросердечность» ­ все, чего так не хватает в нашей современной жизни и особенно недостает детям в проблемных семьях, из которых они попадают к нам в детский дом, происходит   от   корня   «добро».   Необходимо   дарить   доброту   не   абстрактным «воспитанникам»,   а   вполне   конкретным   Петям,   Олям   и   Сашам,   чтобы   они почувствовали,   что   о   них   думают,   об   их   интересах   заботятся.   Состояние психологического   комфорта   и   чувства   защищенности   –   главное   условие   сохранения здоровья. Ведь здоровье – это состояние не только физического, но и психического и социального   благополучия   человека,   которое   невозможно   без   обстановки   добра   и понимания.              Второй принцип  – принцип успешности. Поощрение успеха в делах и в жизни вообще,   стремление   и   готовность   дарить   радость,   находить   повод   и   причины 2 восхищения. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками – это один из принципов   психологии   здоровья   и   педагогической   психотерапии.   И   этот   принцип актуален для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поводов для поощрения будет гораздо больше, если учитывать интересы и направленность ребенка на конкретный   вид   деятельности,   активности,   инициативности   и   самостоятельности. Необходимо   учитывать   своеобразие   и   характер   жизненного   опыта   каждого воспитанника.              Третий принцип  – принцип эффективности усилий всех работающих в группе педагогов   по   созданию   здоровьесберегающего   пространства,   пространства   грамотной заботы о здоровье воспитанников, работая в котором невозможно оставаться грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным. В отличие от семьи, где здоровьем ребенка «озабочены» двое родителей, в группе детского дома таких людей шесть (три воспитателя,   три   младших   воспитателя).   И   только   их   совместные   усилия   в   одном направлении могут дать положительный результат.        Четвертый принцип – принцип целенаправленности. Целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, их потребности, способности и умения заботиться о своем собственном здоровье, духовном и телесном благополучии реализуется в нашем детском доме через такие разделы  программы «Становления», как «Расти здоровым», «Половое воспитание», а также   программу «Закаливание» и грамотно составленный режим дня воспитанников.        Пятый принцип – принцип соответствия создаваемого задуманному. Основой этого принципа   является   объективное   отслеживание   получаемых   результатов.   Ежегодный мониторинг показывает снижение заболеваемости детей ОРЗ и другими простудными заболеваниями, стабильное состояние зрения, что говорит о действенности проводимой работы.   Необходимо   использовать   результаты   первичной   диагностики   здоровья   и валеологической  культуры   вновь  поступающих  в  детский   дом  детей   для  разработки программ реабилитации и дальнейшего их оздоровления.        Шестой принцип – принцип технологичности. Он состоит в том, что работающая здоровьесберегающая технология создается из суммы разрозненных программ, приемов, методик, если они имеют единую цель, задачи и принципы. От разрозненных действий заметных результатов ждать не приходится, а объединенные в одном направлении они достигают цели.          Седьмой принцип – принцип надежности полученных результатов. Он состоит в привлечении   к   решению   задач,   связанных   со   здоровьесбережением,   не   только воспитанников и воспитателей группы, но и других специалистов детского дома, а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях,  психолого­медико­ педагогических комиссиях.              Восьмой принцип  – принцип перспективности преобразований, проводимых в детском доме в сфере здоровья. В данное время в нашем детском доме реализуется долгосрочная   программа   «Расти   здоровым».   В   ее   разработке   принимали   участие большинство   педагогов   детского   дома.   Кроме   того,   на   «своих»   группах   педагоги реализуют   различные   инновационные   краткосрочные   программы   и   проекты   по здоровьесбережению. Так, на своей группе в этом учебном году я разработала и веду проект «Едим дома». При рассмотрении тем данного проекта воспитанники узнают, что такое правильное питание и какие продукты должны быть в наличии дома, чтобы не остаться голодным в случае отсутствия денег,  учатся  готовить несложные блюда. 3 Девятый принцип – принцип заинтересованности участников в проводимой работе. Состоит он в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить ее какое­то время, но дальше достойных участников необходимо поощрять. После   внедрения   новой   оплаты   труда,   в   качественные   показатели   стимулирования работников   ГБОУ   РХ   «Детский   дом   «Ласточка»     были   включены   критерии: использование   разнообразных   форм   работы   по   сохранению   и   укреплению   здоровья воспитанников, высокая эффективность работы по формированию ЗОЖ, снижение  или стабильное   положительное   состояние   простудной   заболеваемости   детей,   создание обстановки эмоционального комфорта в группе.         Десятый принцип – принцип истинности. Он состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается глобальными законами природы и мироздания.                  Нет какой­то одной единственной уникальной технологии здоровья в детском доме. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего воспитательного процесса.   Это   может   быть   процесс   медико­гигиенической   направленности,   который осуществляется   при   тесном   контакте   воспитатель   –   медицинский   работник   – воспитанник;   физкультурно­оздоровительный,   где   приоритет   отдается   занятиям физкультурой; экологической для создания гармоничных взаимоотношений с природой и   другие.   Только   благодаря   комплексному   подходу   на   основе   вышеперечисленных принципов к воспитанию детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть решены задачи формирования и укрепления их здоровья. 4 Список литературы: 1. Здоровый дошкольник: оздоровительные технологии XXI века. – М., 2008. 2.   Организация   и   оценка   здоровьесберегающей   деятельности   образовательных учреждений:  руководство  для работников системы  общего  образования  / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2010. 5

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017