Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды деятельности
Оценка 4.9

Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды деятельности

Оценка 4.9
docx
21.09.2022
Приобщение детей к музыкальному искусству  через разные виды деятельности
МО 2021 Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности.docx

 

Приобщение детей к музыкальному искусству

 через разные виды деятельности

 

 

В соответствии с ФГОС школьного образования музыкальная деятель­ность - это форма актив­ности ребенка, дающая ему возможность выби­рать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, ис­полнителя, сочинителя.

 

Художественно-эстетическое развитие предполагает

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2. Становление эстетического отношения к окружаю­щему миру.

3. Формирование элементарных представлений о ви­дах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

4. Стимулирование сопереживания персонажам ху­дожественных произведений.

5. Реализация самостоятельной творческой деятель­ности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

 

Приобщение школьников к музыкальному искусству это происходит через восприятие музыки; исполнительство (вокальное, инстру­ментальное): игра на детских музыкальных ин­струментах; творчество (вокальное, инструменталь­ное): музыкально-ритмические движения, музыкально-игровая деятельность, игра на музыкальных инструментах.

Восприятие музыки. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во   всех возрастных периодах детства.  Восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При прослушивании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию человек познает мир. Одна из труднейших задач художественного воспитания - сохранить эмоциональную природу восприятия по мере того как будут усложняться средства выразительности. Если человек обладает развитым восприятием, то он поймет смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие школьников, тренировать его.

    Используя музыку на занятиях , процесс общения детей с музыкой становится радостным и увлекательным. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности особое внимание уделяю отбору музыкального материала для работы с детьми – музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т.п. Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик.

Исполнительство. Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Творчество. Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст. Также школьники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах.

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.

Для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в   непривычных ситуациях (Ветлугина). Детское музыкальное творчество   по   своей   природе   синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Таким образом, творчество детей разделяется на изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное.

 

 

 

Формы организации музыкальной деятельности.

Непрерывная образова­тельная деятельность:

Слушание музыки; экспериментирование со звуками; музыкально-дидактические игры; шумовые оркестры; разучивание музыкаль­ных игр и танцев; совместное пение; импровизация; беседы; совместное и индивиду­альное музыкальное испол­нение; музыкальное упражнение; распевка; двигательный пластиче­ский танцевальный этюд; творческое задание; концерт-импровизация; музыкальная сюжетная игра.

Режимные моменты:

Слушание музы­ки, сопровождаю­щей проведение ре­жимных моментов; музыкальная под­вижная игры; концерт-импро­визация;

Самостоятельная деятельность детей: музыкальная дея­тельность по инициативе ре­бенка.

Включение детей в музыкальное творчество требует особых педагогических усилий. Я стараюсь учитывать индивидуальные особенности, личные предпочтения и способности школьников.

Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности школьников. Её назначение - способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей детей, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение детей к музицированию, восприятие звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры.

Обратив внимание на то, как детей радует и привлекает игра на музыкальных инструментах, уделяю этому большое внимание. Стараюсь чаще использовать игры на музыкальных инструментах в процессе НОД, развивая исполнительскую деятельность, формируя у детей художественный вкус и интерес, воспитывая интерес к игре в оркестре.

Всегда помню, о том, что основной вид деятельности школьников – игра. Дети, очень любя музыкально-дидактические игры, с увлечением участвуют в театрализованных, сюжетных музыкальных играх. В моей практике я активно также использую игры-превращения.

Игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. То же относится и к отдельным частям корпуса, ногам, рукам, в том числе и кистям рук. Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию игр.

 

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального опыта. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

 

 

1. Составляющие части приобщения к музыкальному искусству.

2.Формы организации музыкальной деятельности

3.  Детское музыкальное творчество    как   синтетическая деятельность.


 

Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды деятельности

Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды деятельности

Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик

Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик

Формы организации музыкальной деятельности

Формы организации музыкальной деятельности

Игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их

Игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2022