Приобщение дошкольников к труду
Оценка 4.7

Приобщение дошкольников к труду

Оценка 4.7
docx
19.09.2022
Приобщение дошкольников к труду
Приобщение дошкольников к труду.docx

Приобщение дошкольников к труду

Приобщение ребёнка к труду с самого раннего возраста является важнейшим условием его полноценного развития в дошкольном возрасте и залогом его успешности на других этапах жизненного пути. Если вашему малышу скоро исполнится три года и вы готовы отдать его в детский сад, понаблюдайте за ним, постарайтесь объективно оценить его умения в простейших процессах, связанных с приёмом пищи, одеванием, раздеванием, умыванием и др. Если малыш активен и достаточно самостоятелен в этих действиях, можно говорить о сформированности у него предпосылок к развитию самообслуживания (так педагоги называют вид детского труда, к которому раньше всего приобщаются дети). Такой малыш быстрее и легче привыкает к детскому саду, спокойнее переживает разлуку с близкими, охотнее контактирует с другими детьми.

 

Если вы осознали, что ваш малыш недостаточно самостоятелен в самообслуживании, не проявляет желания выполнять эти действия или (что совсем плохо) отказывается и противодействует взрослому, не стремитесь немедленно исправить ситуацию. Это вряд ли возможно. Советуем обсудить эту проблему с воспитателем и совместными усилиями изо дня в день решать её.

 

В период от 3 до 4 лет дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде и труде в природе.

 

Необходимо учить ребёнка самостоятельно или с минимальным участием взрослого одеваться и раздеваться в определённой последовательности; замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или при поддержке взрослых.

 

Действия по одеванию и раздеванию в течение дня выполняются ребёнком (самостоятельно или при участии взрослого) многократно, и это важно для накопления опыта. Но чтобы эти действия не надоедали ребёнку и развивали его, родителям необходимо выполнять три правила.

 

Первое — вызывать и поддерживать положительные эмоции малыша всеми возможными способами (хвалить, шутить, восхищаться, удивляться и пр.). Второе — оказывать ребёнку только необходимую помощь, постепенно сводя её до минимума. Третье — все действия (и взрослого, и ребёнка) сопровождать речью, называя предметы, их качества, действие и т. д.

 

Ваши терпение и настойчивость приведут к тому, что малыш станет более самостоятельным, уверенным и вскоре с удовольствием будет выполнять небольшие поручения членов семьи, связанные с домашним трудом: поставить хлебницу на стол, собрать игрушки в коробку, подмести дорожку во дворе и пр.

 

Положительные переживания, вызванные успешным действием, поддержанные похвалой взрослого, вызывают у ребёнка позитивное отношение к бытовому труду в семье. Учите малыша словам благодарности за помощь и всегда благодарите его сами за усилия, стремления, результаты. Если в семье есть другие дети, важно поддерживать их взаимодействия, поощрять проявление интереса к трудовым действиям другого ребёнка. Элементарный хозяйственно-бытовой труд уже в этом возрасте может стать благодатным полем для развития и воспитания вашего малыша.

 

В семье есть возможности для ознакомления ребёнка с трудом взрослых. Труд мамы и бабушки по приготовлению пищи, уборке, стирке, мытью посуды и пр. может стать интересным объектом познания для малыша.

 

В ходе наблюдений важно научить ребёнка вычленять результат труда взрослых и понимать его направленность на удовлетворение потребностей детей, других членов семьи. Интерес ребёнка поддерживается в процессе рассматривания орудий труда и материалов, используемых взрослым.

 

Укреплению позитивного отношения к своему труду и труду других людей способствует знакомство малышей с героями русских сказок, которые много трудятся и по труду получают награду. Используйте ситуации совместного просмотра мультфильмов для обсуждения темы труда. Помните: проявляя интерес к любым видам активности взрослого, маленький ребёнок затрудняется в вычленении труда как особой деятельности.

 

В процессе наблюдений и обсуждений необходимо удерживать внимание ребёнка на результате, к которому стремится взрослый (или герой мультфильма) в процессе труда. Очень важно добиться понимания ребёнком направленности труда человека на удовлетворение потребностей других людей.

 

Поддерживайте положительное отношение малыша к самообслуживанию, другим видам самостоятельного труда и труду близких взрослых, поощряйте проявления желания принять участие в трудовой деятельности, умение преодолевать небольшие трудности, добиваясь результата.

 

В возрасте от 4 до 5 лет ребёнок в простейших видах труда учится ставить цель и контролировать её достижение. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

 

Учите своего ребёнка без помощи взрослого одеваться и раздеваться в определённой последовательности, складывать и вешать одежду так, чтобы было удобно потом её надевать, обувь размещать в строго определённом месте. Очень важно научить ребёнка контролировать качество результата его действий. Малыш с вашей помощью научится замечать непорядок в одежде, освоит простейшие способы приводить одежду и обувь в порядок — почистить, просушить.

 

В ситуациях, когда непорядок во внешнем виде не может быть устранён самостоятельно, учите ребёнка обращаться к взрослому за помощью.

 

Ребёнок 4—5 лет в достаточной степени владеет процессами самообслуживания, поэтому возможно и желательно активизировать его взаимодействие с другими членами семьи (старшими или младшими детьми, родителями, бабушкой, дедушкой) по ходу выполнения трудовых процессов.

 

Стремление ребёнка оказать помощь другому члену семьи надо замечать, поощрять и провоцировать. Так закладываются основы совместной трудовой деятельности.

 

Возросшие возможности ребёнка позволяют добиваться самостоятельного выполнения доступных трудовых процессов по уходу за растениями в доме и на даче (поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листья, мыть поддоны) и за животными (насыпать корм, поменять воду, почистить клетку).

 

Будет замечательно, если к этим видам труда удастся привлечь всех членов семьи, так как это сформирует у вашего ребёнка представления о способах общения и взаимодействия в процессе коллективной деятельности.

 

Дорогие родители, помните, что вы для вашего ребёнка являетесь образцом, которому он подражает. Действуйте чётко, спокойно, строго соблюдайте правила безопасного использования орудий труда и материалов (ножниц, грабель, клея и пр.).

 

Надо учить ребёнка замечать опасные ситуации в быту при выполнении различных видов труда, закладывая основы безопасного поведения.

 

Наблюдение за трудом взрослых людей можно усложнить и вывести за рамки быта семьи. Используйте для этого ситуации посещения врача, парикмахера, выход в магазин, поездку в транспорте и др. Более детально расскажите и по возможности покажите орудия, механизмы, облегчающие труд человека, материалы, свойства которых учитываются в процессе труда.

 

Приобщая ребёнка к трудовой деятельности, формируя представления о труде, добивайтесь уважительного отношения к профессиям мужчин и женщин, стремитесь вызвать восхищение их мужскими и женскими качествами, проявляющимися в трудовой деятельности.

 

Естественное для ребёнка 4—5 лет желание трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых надо всячески поощрять и закреплять.

 

В период от 5 до 6 лет активно развиваются планирование и самооценка трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно.

 

Поэтому внимание родителей необходимо сконцентрировать на развитии умения ребёнка планировать самостоятельную трудовую деятельность и оценивать её с точки зрения соответствия цели и результата. Учите контролировать и оценивать качество полученного результата. Необходимо поощрять проявление готовности помочь другому, способствовать развитию желания и умений помогать другим людям в процессе выполнения трудовой деятельности.

 

Ребенок 5—6-летнего возраста способен осознать зависимость цели и содержания своих трудовых действий от потребностей живого объекта (растения, животного, человека). Такое осознание делает мотивацию его труда более глубокой и устойчивой.

 

Очень важно акцентировать внимание ребёнка на необходимости организовывать трудовую деятельность в безопасных условиях и безопасными способами. Учите ребёнка требовать от других членов семьи соблюдения техники безопасности при выполнении трудовой деятельности; формируйте умения использовать различные безопасные способы выполнения собственной трудовой деятельности.

 

Расширяйте представления вашего ребёнка о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости, о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека.

 

Объясните, что за свой труд люди получают заработную плату — деньги, которыми расплачиваются в магазине, транспорте и т. д.

 

Воспитывая у детей ценностное отношение к собственному труду, важно поощрять самостоятельность, настойчивость, ответственность при выполнении трудовых поручений.

 

Разделите с ребёнком чувство удовлетворения от процесса труда. Это вызовет у него чувство гордости, поддержит стремление получать от близкого взрослого положительную оценку результата и своих качеств, проявленных в труде.

 

В период от 6 до 7 лет продолжается развитие ребёнка в трудовой деятельности по линии возрастающей самостоятельности, осознанности, произвольности. С этим связаны и наши советы родителям.

 

Необходимо обеспечить осознанное и самостоятельное выполнение процессов самообслуживания. В центре внимания — самостоятельный контроль ребёнком качества результата, умение при необходимости исправлять его, отбирать более эффективные способы действий, оказывать помощь другому человеку.

 

Необходимо учить самостоятельно и качественно выполнять разные виды хозяйственно-бытовой деятельности, уметь самостоятельно планировать основные этапы своей и совместной с другими членами семьи работы, уметь договариваться.

 

Очень важно расширить участие ребёнка в труде в природе, привлекая к выполнению сезонных видов работ на дачном участке.

 

По-прежнему важно показывать ребёнку образцы соблюдения правил безопасности в соответствии со спецификой разнообразных видов трудовой деятельности. Ваш ребёнок может предварить трудовую деятельность проговариванием основных моментов её выполнения с точки зрения безопасности самого ребёнка, других членов семьи, живых объектов труда.

 

Чтобы поддержать интерес ребёнка к труду, советуем стимулировать активные формы общения с другими людьми (взрослыми и детьми) в процессе трудовой деятельности (задавать вопросы, давать пояснительные, содержательные ответы, обсуждать полученные результаты, адекватно их оценивать и т. д.).

 

Расширьте перечень профессий, с которыми вы хотели бы познакомить своего ребёнка. Он способен понять цели и содержание отдельных новых видов труда, их результаты, личностную, социальную и государственную значимость.

 

Если вы будете стимулировать бережное отношение ребёнка к результатам труда людей, то это приведёт к осознанию соотношения своих желаний в приобретении вещей и игрушек с возможностями семьи.

 

К семи годам ребёнок будет относиться к собственному труду, его результату, труду других и его результатам как к ценности. Он будет проявлять устойчивое желание трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых. Эти приобретения очень важны для его успешного вхождения в школьную жизнь.


 

Приобщение дошкольников к труду

Приобщение дошкольников к труду

Если в семье есть другие дети, важно поддерживать их взаимодействия, поощрять проявление интереса к трудовым действиям другого ребёнка

Если в семье есть другие дети, важно поддерживать их взаимодействия, поощрять проявление интереса к трудовым действиям другого ребёнка

В ситуациях, когда непорядок во внешнем виде не может быть устранён самостоятельно, учите ребёнка обращаться к взрослому за помощью

В ситуациях, когда непорядок во внешнем виде не может быть устранён самостоятельно, учите ребёнка обращаться к взрослому за помощью

В период от 5 до 6 лет активно развиваются планирование и самооценка трудовой деятельности

В период от 5 до 6 лет активно развиваются планирование и самооценка трудовой деятельности

Необходимо учить самостоятельно и качественно выполнять разные виды хозяйственно-бытовой деятельности, уметь самостоятельно планировать основные этапы своей и совместной с другими членами семьи работы, уметь договариваться

Необходимо учить самостоятельно и качественно выполнять разные виды хозяйственно-бытовой деятельности, уметь самостоятельно планировать основные этапы своей и совместной с другими членами семьи работы, уметь договариваться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2022