1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для слабовидящих учащихся разработана в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.
АОП ООО разработана и утверждена в соответствии с требованиями ФГОС ООО для слабовидящих обучающихся в условиях инклюзивного образования, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП ООО слабовидящих учащихся.
АОП ООО для слабовидящих учащихся наряду с обучением и воспитанием обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В АОП ООО для слабовидящих учащихся используются следующие сокращения: ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт, ООП – основная образовательная программа, АОП – адаптированная образовательная программа,
АОП ООО – адаптированная о образовательная программа основного общего образования,
ОО – образовательная организация.
Нормативной базой для разработки и составления АОП ООО для слабовидящих учащихся являются следующие документы:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями: от 29.12.2014 г. № 1644);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (с изменениями: от 29.12.2014 г. № 1645);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Федеральной
Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом РФ от 29 декабря 2010 г. № 189(вводятся в действие с 1 сентября 2011 года);
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 7 июня 2013 г. № ИР – 535/07;
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой».
Согласно ФГОС ООО для слабовидящих обучающихся и Примерной адаптированной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС слабовидящих учащихся для слабовидящих обучающихся определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
1.1. Цели реализации АОП ООО для слабовидящих обучающихся
Целью реализации АОП ООО для слабовидящих обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного основного общего образования слабовидящими обучающимися в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, сроки, которые полностью соответствуют достижениям, требованиям к результатам освоения, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС
ООО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы. Достижение поставленной цели требует за счет учета особых образовательных
потребностей слабовидящих обучающихся решения следующих основных задач:
• формирования общей культуры, духовнонравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья;
• обеспечения планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;
• развития личности слабовидящего обучающегося в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, ее успешной социальной адаптации и интеграции;
• достижения планируемых результатов освоения АОП ООО слабовидящими обучающимися;
• осуществления коррекционной работы, обеспечивающей минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АОП ООО, сохранение и поддержание физического и психического здоровья слабовидящего обучающегося, профилактику (при необходимости) и коррекцию вторичных нарушений, оптимизацию социальной адаптации и интеграции;
4
•
• выявления и развития способностей слабовидящих обучающихся, в том числе одарѐнных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
• организации интеллектуальных и творческих соревнований,
научнотехнического творчества и проектноисследовательской деятельности, физкультурно-
оздоровительной деятельности;
• участия слабовидящих обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения слабовидящими обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
• предоставления слабовидящим обучающимся возможности накопления опыта самостоятельной и активной деятельности в процессе реализации освоенных умений и навыков
в урочной и внеурочной деятельности;
• включения слабовидящих обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населѐнного пункта, района, города).
1.2. Принципы и подходы к формированию АОП ООО для слабовидящих обучающихся
В основу разработки АОП ООО для слабовидящих обучающихся заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП ООО для слабовидящих обучающихся предполагает учет неоднородности их особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных), типологических особенностей обучения. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов АОП ООО. Варианты АОП ООО создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями Стандарта к1:
• структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
• условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
• результатам освоения основных образовательных программ.
Применение дифференцированного подхода к созданию общеобразовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя слабовидящим обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности образования с учетом специфики развития личности слабовидящих обучающихся.
1 Часть 3 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности слабовидящих обучающихся определяется характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, предметнопрактической коммуникативной, двигательной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является организация учебно-познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АОП ООО для слабовидящих обучающихся реализация деятельностного подхода обеспечивает:
• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
• прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
• существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД.
В основу формирования АОП ООО для слабовидящих обучающихся положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования слабовидящих обучающихся на всех ступенях обучения;
• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а «образовательной области»;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения слабовидящими обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
• помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;
• работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
• создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактикинегативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом;
• развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих
(в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности;
• развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения.
В структуру АОП ООО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей; минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АОП ООО; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся
Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие еѐ поражения. Слабовидение характеризуется, прежде всего, показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4. Так же слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции – поля зрения. Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к определѐнным, изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации.
Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием зрительных функций и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения: тяжелая, средняя, слабая.
Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения, находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Наряду со значительным снижением остроты зрения, как правило, нарушен ряд других зрительных функций: поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение (повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции (в виде нистагма, значительно осложняющего процесс видения, и косоглазия) и другие. Нарушение зрительных функций значительно затрудняет формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего, снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно-познавательной деятельности. Состояние зрительных функций у данной подгруппы обучающихся чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность: в неблагоприятных условиях состояние зрительных функций может существенно снижаться.
Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает зрительный анализатор.
Группу слабовидения средней степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,1 до 0,2 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. При этих показателях
остроты зрения имеют место искажения зрительных образов и трудности зрительного контроля при передвижении в пространстве, для большинства обучающихся характерен монокулярный характер зрения. В данную группу входят так же обучающиеся, у которых, наряду со снижением остроты зрения, могут иметь место нарушения (отдельные или в сочетании) других зрительных функций (поля зрения, светоощущения, пространственной контрастной чувствительности, цветоразличения, глазодвигательные функции и др.). Вследствие комбинированных (органических и функциональных) поражений зрительной системы снижается их зрительная работоспособность, осложняется развитие зрительно-моторной координации, что затрудняет учебнопознавательную и ориентировочную деятельность. Разнообразие клиникопатофизиологических характеристик нарушенного зрения требует строго индивидуально-дифференцированного подхода к организации образовательного процесса слабовидящих обучающихся данной группы.
Группу слабовидения слабой степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Несмотря на то, что данные показатели остроты зрения позволяют обучающемуся в хороших гигиенических условиях успешно использовать зрение для построения полноценного образа объекта (предмета), воспринимаемого на близком расстоянии, данная группа обучающихся испытывает определенные трудности как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебнопознавательной деятельности. Сочетание снижения остроты зрения с нарушениями других функций, также часто осложняется наличием вторичных зрительных осложнений в виде амблиопии (стойкое снижение центрального зрения) и/или косоглазия, что усугубляет трудности зрительного восприятия слабовидящих обучающихся. Монокулярный характер зрения, имеющий место при амблиопии, обусловливает снижение скорости и точности восприятия, полноты и точности зрительных представлений, приводит к возникновению трудностей в дифференциации направлений, неспособности глаза выделять точное местонахождение объекта в пространстве, определять степень его удаленности.
Неоднородность группы слабовидящих обучающихся детерминируется наличием у них как различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.), так и таких заболеваний, как: врожденная миопия (в том числе осложненная), катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения и др. Стабилизация зрительных функций может быть обеспечена за счет учета в учебно-познавательной деятельности клинических форм и зрительных диагнозов слабовидящих обучающихся.
Неоднородность группы слабовидящих также определяется возрастом, в котором произошло нарушение (или ухудшение) зрения. Значение данного фактора определяется тем, что время нарушения (ухудшения) зрения оказывает существенное влияние не только на психофизическое развитие обучающегося, но и на развитие у него компенсаторных процессов.
В настоящее время в качестве лидирующих причин, вызывающих слабовидение, выступают врожденнонаследственные причины. В этой связи наблюдается преобладание слабовидящих обучающихся, у которых зрение было нарушено в раннем возрасте, что, с одной стороны, обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой – определяет особенности развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.
Обучающимся данной группы характерно:
• снижение общей и зрительной работоспособности;
• замедленное формирование предметно-практических действий;
замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением
их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля;
• затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительнопространственным анализом и синтезом и др.
В условиях слабовидения наблюдается обедненность чувственного опыта, обусловленная не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований.
У слабовидящих наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др.), в том числе трудности формирования двигательных навыков.
При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных процессов, что проявляется в: снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.); снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.
Слабовидящим характерны затруднения: в овладении пространственными представлениями, в процессе микро- и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений; в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов; в возможности дистантного восприятия и развития обзорных возможностей; в темпе зрительного анализа.
Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).
У слабовидящих обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности, в том числе сенсорно-перцептивной, которая в условиях слабовидения проходит медленнее по сравнению с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.
Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.
У слабовидящих отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения). У них могут формироваться
следующие негативные качества личности: недостаточная самостоятельность, безынициативность, иждивенчество.
У части обучающихся данной группы слабовидение сочетается с другими поражениями (заболеваниями) детского организма, что снижает их общую выносливость, психоэмоциональное состояние, двигательную активность, обуславливая особенности их психофизического развития.координации движени
1.5. Описание особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся
В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слабовидящих.
К общим потребностям относятся:
• получение специальной помощи средствами образования;
• психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками;
• психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи
и образовательной организации;
• необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
• индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
• следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
• необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся, осваивающих АОП ООО (вариант 4.1.) относятся:
• целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;
• руководство зрительным восприятием;
• расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
• развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;
• систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
• обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;
• строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;
• использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
• учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;
• увеличение времени на выполнение практических работ;
• • введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего;
• активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;
• целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
• создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
• повышение коммуникативной активности и компетентности;
• физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях, повышение двигательной активности;
• поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;
• поддержание психофизического тонуса слабовидящих;
• совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.
8. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Программа коррекционной работы образовательной программы основного общего образования слабовидящих обучающихся в условиях инклюзивного образования
• обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии слабовидящих обучающихся и оказание коррекционной помощи в освоении адаптированной образовательной программы основного общего образования;
• развитие зрительного восприятия слабовидящего, обучение эффективному и правильному использованию своего нарушенного зрения в различных видах деятельности;
сопровождения
• формирование и развитие «жизненных компетенций» слабовидящего обучающегося;
· определение необходимых специальных образовательных условий (в том числе, специального оборудования, учебных пособий и средств) для обучения слабовидящего учащегося.
Объем и содержание коррекционной программы зависит от умения использовать зрение; уровня сформированности компенсаторных механизмов и развития всей сенсорной системы; умения дифференцировать эмоциональные состояния окружающих и воспроизводить свои собственные переживания на невербальном уровне; сформированности навыков социально-
бытовой ориентировки; умения ориентироваться и самостоятельно передвигаться в открытом и закрытом пространствах.
Реализацию коррекционной программы обеспечивают: педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники.
Планирование коррекционной работы базируется на результатах тифлопедагогического обследования (входная и промежуточная диагностика), которое опирается на следующие оценочные позиции:
• возможности зрительного анализатора слабовидящего обучающегося, характер зрительных нарушений, состояние зрительных функций, умение пользоваться имеющимся зрением в различных условиях, поддерживать его работоспособность;
• сформированность компенсаторных функций;
• сформированность навыков самообслуживания и ориентирования;
• владение тактильно-зрительным способом обследования и восприятия: предметов, рельефных рисунков, контурных изображений геометрических фигур и т.п.;
• владение «слепым» десятипальцевым способом ввода информации на стандартной компьютерной клавиатуре;
• восприятие на слух синтезированной речи.
По результатам диагностического обследования определяются цели и задачи, основные направления коррекционной работы со слабовидящим обучающимся.
Коррекционная программа включает в себя условия и требования, способствующие освоению слабовидящим обучающимся АОП ООО в полном объеме.
В обязательную часть коррекционной программы АОП ООО включен перечень изучаемых предметов ООП, для преподавания которых слабовидящим обучающимся, требуется применение специальных методик и технических средств (в т.ч. специальных). А также, предметов, влияющих на формирование личностных и метапредметных результатов освоения ООП, на развитие «жизненной компетенции».
Формирование жизненной компетенции затрагивает проблемы коммуникации, сотрудничества, адекватного использования имеющегося зрения, безопасного ориентирования, самообслуживания, осуществления контроля над собственной деятельностью, самооценки, владения информационными и коммуникационными средствами доступа к информации и др.
Требования к структуре, условиям и результатам освоения программы коррекционной работы, уровне основного общего образования задаются ФГОС, и соотносятся с особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся.
Коррекционная программа содержит:
1) Цели и задачи коррекционной работы со слабовидящим обучающимся, с учетом его индивидуальных особенностей.
2) Перечень, содержание и план реализации комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящего обучающегося в образовательном учреждении и способствующих освоению им АОП ООО. Включающих проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов (и/или учителей-предметников), применение специальных методик обучения и воспитания слабовидящих детей.
3) Систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки слабовидящих обучающихся в условиях образовательного процесса, включающую:
• определение индивидуальных образовательных потребностей слабовидящего обучающегося (на основании заключения ПМПК);
• мониторинг динамики развития обучающихся, и их успешности в освоении АОП ООО;
• на основании анализа полученных данных проводимого мониторинга корректировку коррекционных мероприятий.
4) Механизм взаимодействия учителей образовательного учреждения, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность в разработке и реализации коррекционных мероприятий, способствующих освоению АОП ООО
слабовидящими учащимися.
5) Использование специальных образовательных технологий и программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий и других средств обучения; соблюдение допустимого уровня нагрузки.
6) Планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы в рамках АОП ООО варианта 4.1. для слабовидящих обучающихся включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие еѐ основное содержание.
Мониторинг имеющихся в образовательной организации условий для удовлетворения особых образовательных потребностей и условий обучения слабовидящих обучающихся.
Определение (перечень) индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих слабовидящим обучающимся удовлетворение особых образовательных потребностей, их интеграцию/инклюзию в образовательной организации и освоение ими АОП ООО.
Данный перечень включает:
• игры, направленные на коррекцию и развитие деффицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) слабовидящего обучающегося;
• упражнения, направленные на развитие умений и навыков пространственной, социально-бытовой ориентировки, коммуникативной деятельности, осязания и мелкой моторики слабовидящего обучающегося;
• создание ситуаций, обеспечивающих возможность активного использования освоенных компенсаторных способов деятельности, умений и навыков, восстановленных и скорректированных зрительных функций в разных видах учебной деятельности;
• приемы работы, направленные на развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности, познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.
Диагностическая работа обеспечивает:
• своевременное выявление у слабовидящего обучающегося особых образовательных
потребностей, позволяющих разработать рекомендации по оказанию психологомедикопедагогической помощи в условиях образовательной организации;
• коррекционноразвивающую работу по оказанию своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии слабовидящих обучающихся;
• консультативную работу, обеспечивающую возможность своевременного решения вопросов, возникающих у педагогов, родителей (законных представителей) в процессе освоения слабовидящими обучающимися АОП ООО;
• информационнопросветительскую работу, направленную на обогащение знаний педагогов, родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с особенностями организации образовательного процесса для данной категории детей по вопросам охраны, развития, использования нарушенного зрения в учебно-образовательном процессе.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
• оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение слабовидящих обучающихся специалистами различного профиля;
|
• |
социальное |
партнѐрство, предполагающее |
профессиональное |
взаимодействие |
|||||
|
|
образовательной |
организации |
с |
внешнимиресурсами |
(организациями |
||||
различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). |
|
|
||||||||
Планируемыми результатами освоения программы коррекционной работы выступают: |
|
• |
освоение |
образовательной |
|
|
повышение возможностей |
в |
пространственной и социально-бытовой ориентировке;
• совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве;
• расширение круга предметно-практических умений и навыков;
• использование в учебной деятельности и повседневной жизни всех анализаторов, средств оптической коррекции и тифлотехнических средств;
• использование освоенных ориентировочных умений и навыков в новых
(нестандартных) ситуациях;
• умения адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;
• осуществление учебно-познавательной деятельности с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;
• овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
• сформированность самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни;
• повышение познавательной и социальной активности;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, в различных социальных ситуациях;
• овладение вербальными и невербальными средствами общения;
• расширение представлений о широком социуме;
• освоение педагогическими работниками, родителями (законными представителями) знаний о консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слабовидящих.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ШКОЛА «КАДЕТ» № 95 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Выполнила:
Педагог-психолог
Пугачева Р.В.
Самара, 2019-2020 г.
•
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.