Приоритетные направления развития форм, средств, методов в обучении математике.
Оценка 5
Педсоветы
doc
математика
Взрослым
21.01.2018
В новом законе об образовании в Российской Федерации дается следующее определение основных понятий:
образование ‒ единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
воспитание ‒ деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
обучение ‒ целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.Математик Джорджа Пойа: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».
Приоритетные направления... Глебова.doc
Чепурная Н.Н.
МБОУ Дубовская СШ №1
Приоритетные направления развития форм, средств,
методов в обучении математике.
В новом законе об образовании в Российской Федерации дается следующее
определение основных понятий:
‒
образование
единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,
являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний,
умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции,
определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно
нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
‒
воспитание
деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе
социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
‒
обучение
целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся
по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта
деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в
повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения
образования в течение всей жизни.
«Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью
общего образования на всех ступенях школы… Оно играет важную роль, как в
практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона
математического образования связана с формированием способов деятельности,
духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и
общей культуры.» («Стандарты второго поколения»)
Обучение математике направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, о значимости математики в развитии цивилизации исовременного
общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи,
способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности
к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного
опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,
способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических
способностей.
В метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе
познания действительности, создание условий для приобретения
первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности,
характерных для математики и являющихся основой познавательной
культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для
продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в
повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования
механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Для достижения вышеуказанных целей обучения математике необходимо
руководствоваться следующими приоритетными направлениями развития форм,
средств, методов в обучении и воспитании обучающихся посредством
математического образования:
Приоритетные направления развития:
1. Совершенствование структуры и содержания математического образования
с учётом принципов непрерывности, преемственности. 2.
Реализация образовательных стандартов в обучении математике в основной
и средней (полной) школе, подготовка к переходу на стандарты второго
поколения.
3. Дифференциация, позволяющая на всём протяжении обучения получать
обучающимся математическую подготовку разного уровня в соответствии с
их индивидуальными особенностями и предусматривающая возможности
выбора типа математического образования на старшей ступени общего
образования.
4. Совершенствование системы подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по
математике с использованием современных информационно
коммуникативных технологий обучения.
5. Использование современных образовательных технологий, интерактивных
методов обучения.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
Пассивный метод обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и
смотрит).
Активный метод обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная
работа, творческие задания).
Интерактивный метод взаимодействие.
Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых
формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение,
погружённое в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки
совместной деятельности. Это метод, при котором "все обучают каждого и каждый
обучает всех" (по В.С. Дьяченко).
Основные интерактивные формы и методы обучения:
творческие задания;
работа в малых группах;
обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные
игры);
использование общественных ресурсов (приглашение специалиста,
экскурсии);
социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения
(соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки); изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с
наглядными пособиями, видео и аудиоматериалами, «обучающийся в роли
преподавателя», «каждый учит каждого», использование вопросов);
тестирование;
разминки;
обратная связь;
дистанционное обучение.
обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию,
шкала мнений);
разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ
казусов», «переговоры и медиация»);
тренинги.
Интерактивные формы обучения обеспечивают прочность знаний, творчество и
фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух,
ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность,
взаимоуважение и демократичность, а также обеспечивает высокую мотивацию.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для
личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее
сформированности: через самостоятельность и активность, через поисковую
деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов
обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
Эмоциональные: поощрение, учебнопознавательные игры, создание ситуаций
успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение
желания быть значимой личностью
Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов,
создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных
решений, выполнение творческих заданий.
Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование
выявление познавательных затруднений,
ответственного отношения,
самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности,
прогнозирование будущей деятельности. Социальные: развитие желания быть полезным,
создание ситуаций
взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и
сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы,
организация само и взаимопроверки.
Обновление образования сегодня требует от педагогов следующих
профессиональных компетентностей:
Умения ставить педагогические задачи, связанные с "переводом"
содержания объективного процесса социализации в конкретные задачи
обучения и воспитания: изучение личности и коллектива с целью
определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми
знаниями, отражению педагогических воздействий и проектирование на
этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение
комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их
конкретизация и определение доминирующей задачи.
Умения программировать способы педагогических взаимодействий
позволяют построить и привести в движение логически завершенную
педагогическую систему: комплексное планирование образовательно
воспитательных и развивающих задач; обоснованный отбор содержания
образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств
его организации.
Умения выполнять педагогические действия предполагают выделение и
установление взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания и
обучения, приведение их в действие, т.е. создание необходимых условий
(материальных,
организационных,
гигиенических и др.) осуществления образовательного процесса; развитие
деятельности школьника, превращающей его из объекта в субъект
педагогического процесса;
организация и развитие совместной
деятельности; обеспечение связи школы с окружающей средой,
регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
моральнопсихологических,
Умения изучать процесс и результаты решения педагогической задачи
требуют учета и оценки итогов педагогической деятельности: самоанализ и
анализ хода педагогического процесса и действий педагога; определение
нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач. Математик Джорджа Пойа: «Хороших методов существует
ровно столько, сколько существует хороших
учителей».
Приоритетные направления развития форм, средств, методов в обучении математике.
Приоритетные направления развития форм, средств, методов в обучении математике.
Приоритетные направления развития форм, средств, методов в обучении математике.
Приоритетные направления развития форм, средств, методов в обучении математике.
Приоритетные направления развития форм, средств, методов в обучении математике.
Приоритетные направления развития форм, средств, методов в обучении математике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.