Природа в лирике Ф. И. Тютчева. Урок литературы в 5 классе
Оценка 4.9

Природа в лирике Ф. И. Тютчева. Урок литературы в 5 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл—10 кл
28.01.2022
Природа в лирике Ф. И. Тютчева. Урок литературы в 5 классе
Цели урока: продолжить обучение анализу стихотворного произведения, закрепить понятия об основных изобразительно-выразительных средствах языка, подчеркнуть связь стихов Ф. И. Тютчева с музыкой и живописью (используются картины русских художников-пейзажистов, звучит музыка Чайковского из цикла "Времена года"
Природа в лирике Ф. И. Тютчева 5 кл..docx

Природа в лирике Ф.И.Тютчева.

(связь с музыкой и живописью).

 

Слайд 1

Цели урока:  продолжить обучение анализу стихотворного произведения,

                         закрепить понятия об основных изобразительно-выразительных    

                          средствах языка,

                         подчеркнуть связь стихов Ф. И. Тютчева с музыкой и живописью;

                         подготовить к творческой работе по теме: «Пейзаж в искусстве» 

                         (моё восприятие, настроение, чувства)

 

Слайд 2

Сегодня у нас с вами не простой урок литературы, а урок-концерт по стихам   Тютчева о природе. Поэзия Ф.И.Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Читая стихи этого талантливого поэта, мы порою забываем, что написаны они были почти два столетия назад. Это говорит о том, что настоящие творения искусства находятся вне истории и времени. В сознание читателей поэт вошел прежде всего как певец природы. Природа для Тютчева является постоянным источником впечатлений и раздумий.

 Слайд 3

 Н.А.Некрасов отмечал его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою созданная картина».

 Слайд 4

            Л.Н.Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»:

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни броздят чело морщины,

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,-

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Да разве и нам в торопливом говоре весенних ручейков не слышится песня тютчевских весенних вод, славящих приход «молодой весны»: «Весна идёт, весна идёт!» И разве первым раскатам молодого грома не вторят в нашем сознании знакомые строки: «Люблю грозу в начале мая...» Этот ряд ассоциаций вы можете и сами продолжить.

Одной из примет тютчевской лирики является преобладание пейзажей. Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в столкновении противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте времён года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами.

Но красота и многообразие природы привлекали не только поэтов, но и музыкантов и художников. Поэтому на сегодняшнем уроке мы попытаемся уловить связь между стихами Тютчева, музыкой и картинами русских художников-пейзажистов XIX века. 

Слайд 5

Ф.И.Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихах все 4 времени года.

Композитор же П.И.Чайковский оставил нам целый цикл музыкальных зарисовок, которые так  и назвал «Времена года». Отрывки вы сегодня услышите.  

-А таких  русских художников того времени, как Шишкин, Левитан, Саврасов, Васильев тоже привлекало богатство и красота природы в разное время года.

-Итак, дома вы читали стихи Тютчева о разных временах года, не заметили ли вы, что привлекает поэта? (переходные, промежуточные моменты жизни природы). Не забудем об этом при анализе стихов.

-А теперь посмотрите за окно. Каким вы видите этот  зимний день? Опишите его. А какое настроение вызывает у вас зима в связи с празднованием Нового года, Рождества? Бывали ли вы в зимнем лесу? Каким он вам показался? (сказочным, волшебным, загадочным.)

Слайд 6

Теперь послушайте, как строки тютчевского стихотворения «Чародейкою зимою» гармонично вписывается в музыкальную композицию Чайковского «Декабрь. Рождество». (Ученица под музыку читает стихотворение.)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

           -Какую общую тенденцию вы слышите в звуках и словах? Чем близки словесный и музыкальный пейзаж? (волшебные круги, кольца)

Слайд 7

           -Посмотрите на репродукцию И. Шишкина «Иней». Разве не таким вы себе представили лес, околдованный Чародейкою зимою?  

-Какие бы строчки из тютчевского стихотворения вы подобрали для этого пейзажа? Почему? (последние 4 строчки)

-Но проходят праздники, заканчивается и зима, и хотя она не хочет уходить, всё же весна берёт своё. Так было и так будет всегда. Какое стих. Ф. И. Тютчева рисует переход от зимы к весне? («Зима недаром злится»)

-Послушаем это стихотворение. Обратите внимание на особенность его композиции. (Чтение стихотворения наизусть ученицы).

-Так как же построено это стихотворение? (показана борьба зимы и весны, используется прием олицетворения)

-Чем автор заканчивает своё стихотворение? На чьей стороне победа? (весны)

Слайд 8

-А теперь обратим внимание на репродукцию левитановского «Марта».  

-Как художник-пейзажист сумел запечатлеть дыхание весны и улыбку пробуждающейся природы?

-Какое мы испытываем желание, глядя на этот пейзаж? (чтобы скорее наступили теплые, по-настоящему весенние дни)

-Послушаем еще одно стих. Тютчева «Весенние воды» (читает ученик наизусть)

Слайд 9

-А вот какие приметы весны увидел, услышал, почувствовал Чайковский? Сумеете ли вы это понять. Послушаем музыку.  

Звучит запись Чайковского «Апрель. Капель.»

-Конечно же, это, во-первых, звуки капели. Я специально не стала заранее называть эту композицию, чтобы избежать подсказки и дать волю вашей фантазии и чутью, которые вас не подвели.

-Но, безусловно, все мы с нетерпение ждём лета. А что является признаком наступления лета?

-Вы правы: самым главным признаком лета считается первая гроза. 

-Надо сказать, что критика неоднократно отмечала у Тютчева «тяготение к изображению бурь и гроз в природе и человеческой душе». Поэтому тютчевское лето также часто грозовое.

Слайд 10

-Посмотрите на репродукцию Шишкина «Дождь в дубовом лесу», подумайте, к какому стихотворению Тютчева она больше всего подходит, иллюстрирует его?  

-Да, это стихотворение «Как весел грохот летних бурь». Послушаем стихотворение в исполнении ученика наизусть.

-Почему вы решили, что именно оно подходит? (и на картине, и в стихотворении изображена гроза, «летняя буря» в дубраве).

-А какое настроение создаёт и стихотворный, и живописный пейзаж?

-А как автор предсказывает, что даже в разгар жаркого лета зарождается осень?

(И кой-где первый жёлтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу)

Слайд 11

-Вот он, круговорот времён года. Ну и ещё послушайте композицию Чайковского «Июль. Напев». Что вы услышите в этом летнем напеве? (радость, пение птиц)

Но лето тоже не вечно… Оно постепенно превращается в золотую осень. Посмотрите, какой её увидел Левитан. Картина так и называется «Золотая осень».  Слайд 12

-Какое настроение передаёт художник, как он этого добивается?

-Какое стихотворение  Ф. И. Тютчева вы вспомнили? («Есть в осени первоначальной...»)

Чтение стихотворения наизусть ученицы.

-Что вас поразило? (Увидели реальную картину «отдыхающего поля». Тютчев чувствует поле, как земледелец.)

-Какое настроение передаёт автор?

Какими изобразительно-выразительными средствами он достигает этого? (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Примеры.)

Слайд 13

-А теперь послушайте музыкальную композицию Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».  

-Какую картину рисует композитор при помощи звуков? Что вы себе представили? Что почувствовали?

Слайд 14

-Итак, я надеюсь, что вы поняли теперь, в чём особенность пейзажной лирики Ф. И. Тютчева: он изображал природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять её душу, услышать её голос. Природа у Тютчева - это живое, разумное существо, и это он пытается донести до нас.  

Слайд 15

 - Благодарю всех за активное участие в уроке. Желаю вам творческих успехов!  


 

Природа в лирике Ф.И.Тютчева. (связь с музыкой и живописью)

Природа в лирике Ф.И.Тютчева. (связь с музыкой и живописью)

Но красота и многообразие природы привлекали не только поэтов, но и музыкантов и художников

Но красота и многообразие природы привлекали не только поэтов, но и музыкантов и художников

Почему? (последние 4 строчки) -Но проходят праздники, заканчивается и зима, и хотя она не хочет уходить, всё же весна берёт своё

Почему? (последние 4 строчки) -Но проходят праздники, заканчивается и зима, и хотя она не хочет уходить, всё же весна берёт своё

Чайковского «Июль. Напев». Что вы услышите в этом летнем напеве? (радость, пение птиц)

Чайковского «Июль. Напев». Что вы услышите в этом летнем напеве? (радость, пение птиц)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2022