Природа в лирике Ф.И.Тютчева.
(связь с музыкой и живописью).
Слайд 1
Цели урока: продолжить обучение анализу стихотворного произведения,
закрепить понятия об основных изобразительно-выразительных
средствах языка,
подчеркнуть связь стихов Ф. И. Тютчева с музыкой и живописью;
подготовить к творческой работе по теме: «Пейзаж в искусстве»
(моё восприятие, настроение, чувства)
Слайд 2
Сегодня у нас с вами не простой урок литературы, а урок-концерт по стихам Тютчева о природе. Поэзия Ф.И.Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Читая стихи этого талантливого поэта, мы порою забываем, что написаны они были почти два столетия назад. Это говорит о том, что настоящие творения искусства находятся вне истории и времени. В сознание читателей поэт вошел прежде всего как певец природы. Природа для Тютчева является постоянным источником впечатлений и раздумий.
Слайд 3
Н.А.Некрасов отмечал его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою созданная картина».
Слайд 4
Л.Н.Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»:
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни броздят чело морщины,
И сердце как ни полно ран;
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены,-
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!
Да разве и нам в торопливом говоре весенних ручейков не слышится песня тютчевских весенних вод, славящих приход «молодой весны»: «Весна идёт, весна идёт!» И разве первым раскатам молодого грома не вторят в нашем сознании знакомые строки: «Люблю грозу в начале мая...» Этот ряд ассоциаций вы можете и сами продолжить.
Одной из примет тютчевской лирики является преобладание пейзажей. Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в столкновении противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте времён года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами.
Но красота и многообразие природы привлекали не только поэтов, но и музыкантов и художников. Поэтому на сегодняшнем уроке мы попытаемся уловить связь между стихами Тютчева, музыкой и картинами русских художников-пейзажистов XIX века.
Слайд 5
Ф.И.Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихах все 4 времени года.
Композитор же П.И.Чайковский оставил нам целый цикл музыкальных зарисовок, которые так и назвал «Времена года». Отрывки вы сегодня услышите.
-А таких русских художников того времени, как Шишкин, Левитан, Саврасов, Васильев тоже привлекало богатство и красота природы в разное время года.
-Итак, дома вы читали стихи Тютчева о разных временах года, не заметили ли вы, что привлекает поэта? (переходные, промежуточные моменты жизни природы). Не забудем об этом при анализе стихов.
-А теперь посмотрите за окно. Каким вы видите этот зимний день? Опишите его. А какое настроение вызывает у вас зима в связи с празднованием Нового года, Рождества? Бывали ли вы в зимнем лесу? Каким он вам показался? (сказочным, волшебным, загадочным.)
Слайд 6
Теперь послушайте, как строки тютчевского стихотворения «Чародейкою зимою» гармонично вписывается в музыкальную композицию Чайковского «Декабрь. Рождество». (Ученица под музыку читает стихотворение.)
Чародейкою
Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И
стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
-Какую общую тенденцию вы слышите в звуках и словах? Чем близки словесный и музыкальный пейзаж? (волшебные круги, кольца)
Слайд 7
-Посмотрите на репродукцию И. Шишкина «Иней». Разве не таким вы себе представили лес, околдованный Чародейкою зимою?
-Какие бы строчки из тютчевского стихотворения вы подобрали для этого пейзажа? Почему? (последние 4 строчки)
-Но проходят праздники, заканчивается и зима, и хотя она не хочет уходить, всё же весна берёт своё. Так было и так будет всегда. Какое стих. Ф. И. Тютчева рисует переход от зимы к весне? («Зима недаром злится»)
-Послушаем это стихотворение. Обратите внимание на особенность его композиции. (Чтение стихотворения наизусть ученицы).
-Так как же построено это стихотворение? (показана борьба зимы и весны, используется прием олицетворения)
-Чем автор заканчивает своё стихотворение? На чьей стороне победа? (весны)
Слайд 8
-А теперь обратим внимание на репродукцию левитановского «Марта».
-Как художник-пейзажист сумел запечатлеть дыхание весны и улыбку пробуждающейся природы?
-Какое мы испытываем желание, глядя на этот пейзаж? (чтобы скорее наступили теплые, по-настоящему весенние дни)
-Послушаем еще одно стих. Тютчева «Весенние воды» (читает ученик наизусть)
Слайд 9
-А вот какие приметы весны увидел, услышал, почувствовал Чайковский? Сумеете ли вы это понять. Послушаем музыку.
Звучит запись Чайковского «Апрель. Капель.»
-Конечно же, это, во-первых, звуки капели. Я специально не стала заранее называть эту композицию, чтобы избежать подсказки и дать волю вашей фантазии и чутью, которые вас не подвели.
-Но, безусловно, все мы с нетерпение ждём лета. А что является признаком наступления лета?
-Вы правы: самым главным признаком лета считается первая гроза.
-Надо сказать, что критика неоднократно отмечала у Тютчева «тяготение к изображению бурь и гроз в природе и человеческой душе». Поэтому тютчевское лето также часто грозовое.
Слайд 10
-Посмотрите на репродукцию Шишкина «Дождь в дубовом лесу», подумайте, к какому стихотворению Тютчева она больше всего подходит, иллюстрирует его?
-Да, это стихотворение «Как весел грохот летних бурь». Послушаем стихотворение в исполнении ученика наизусть.
-Почему вы решили, что именно оно подходит? (и на картине, и в стихотворении изображена гроза, «летняя буря» в дубраве).
-А какое настроение создаёт и стихотворный, и живописный пейзаж?
-А как автор предсказывает, что даже в разгар жаркого лета зарождается осень?
(И кой-где первый жёлтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу)
Слайд 11
-Вот он, круговорот времён года. Ну и ещё послушайте композицию Чайковского «Июль. Напев». Что вы услышите в этом летнем напеве? (радость, пение птиц)
Но лето тоже не вечно… Оно постепенно превращается в золотую осень. Посмотрите, какой её увидел Левитан. Картина так и называется «Золотая осень». Слайд 12
-Какое настроение передаёт художник, как он этого добивается?
-Какое стихотворение Ф. И. Тютчева вы вспомнили? («Есть в осени первоначальной...»)
Чтение стихотворения наизусть ученицы.
-Что вас поразило? (Увидели реальную картину «отдыхающего поля». Тютчев чувствует поле, как земледелец.)
-Какое настроение передаёт автор?
Какими изобразительно-выразительными средствами он достигает этого? (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Примеры.)
Слайд 13
-А теперь послушайте музыкальную композицию Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».
-Какую картину рисует композитор при помощи звуков? Что вы себе представили? Что почувствовали?
Слайд 14
-Итак, я надеюсь, что вы поняли теперь, в чём особенность пейзажной лирики Ф. И. Тютчева: он изображал природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять её душу, услышать её голос. Природа у Тютчева - это живое, разумное существо, и это он пытается донести до нас.
Слайд 15
- Благодарю всех за активное участие в уроке. Желаю вам творческих успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.