Статья "От экологии души к экологии природы"
Оценка 5

Статья "От экологии души к экологии природы"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
5 кл—10 кл
07.10.2018
Статья "От экологии души к экологии природы"
В статье говорится о том. что сохранение природы возможно лишь тогда, когда мы у учеников через литературные тексты будем воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Произведения русских писателей способны разбудить душу ребенка, формировать его сознание, способствовать повышению экологической культуры школьника.
от экологии души к экологии природы.docx
Учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ № 35 Рябчевская Марина Александровна Природа должна найти свое единственное убежище­наше духовное сознание. С. Залыгин От экологии души к экологии природы     Проблема повышения экологического культурного уровня человечества в начале третьего тысячелетия стоит остро, так как она тесно связана с безопасностью дальнейшей жизни. Мы понимаем, что только с ростом уровня культуры человека растет и степень ответственности не   только   за   свои   поступки,   но  и   за  действия   других   людей,   за  сохранение   своей   среды обитания.   Воспитание   нового   поколения,   становление   его   культуры   и   интеллигентности неразрывно   связаны   с   формированием   экологического   сознания.   Одним   из   эффективных способов   формирования   «экологии   души»   человека   является   мощный   потенциал   уроков русского языка и литературы.        С самых первых школьных дней при изучении литературы мы погружаемся и в устное народное   творчество,   в   котором   веками   собирались   глубочайшие   практические   знания   о природе, окружающем мире. Через фольклор наши предки передавали не только интересные факты о природных явлениях, лесных обитателях, но и безграничную любовь к ним. Ведь русский человек жил среди природы, находясь с ней в теснейшей связи. Ребята на уроках с интересом   приводят   примеры   из   разных   жанров   фольклора,   иллюстрирующие   трепетное отношение   к   природе.   Далее   мы   погружаемся   в   великолепные   пейзажи   –   «живую   душу природы»   через   стихотворения   наших   любимых   русских   поэтов.   Мастера   слова   учат   нас восхищаться красотой природы, загадочности, волшебству ее души.   На уроках через изучение литературы мы пытаемся донести до учащихся мысль о том, что нарушения   экологии   природы   происходит   из­за   несформированности   «экологии   души» человека. Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все   глубины   и   все   многообразие   человеческой   психологии,   а   с  другой   –   всё   богатство   и сложность связей человека с миром, с природой. Такой богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П. Астафьева, которая оказалась особенно востребованной в наши дни.   Знакомство   с   его   личностью   и   творчеством   может   способствовать   формированию духовных качеств школьников, их социоэкокультурного уровня. Учащиеся 5 классов активно участвуют в обсуждении поведения своих сверстников, вторгшихся в природу и погубивших ее, а впоследствии и мести природы за грубое нарушение ее законов в рассказе «Белогрудка». Форма урока­суда учит детей, которые «осуждая» поведение деревенских мальчишек, учатся нести ответственность за совершаемые поступки. Интересно и мнение защитников, которые пытаются «оправдать» и находят положительные черты в характере героев.   На уроках в старших классах, анализируя произведение Чингиза Айтматова «Плаха», ребята пронзительно, искренне и честно высказывают боль за судьбу человека и человечества, боль за историю человека, который (хочет он того или нет) является только частью природы, частью Божественного замысла. «Если он забывает об этом, то на Земле возникают великие смуты, беды, войны, природные катаклизмы и катастрофы. Чтобы этого не случалось, нужно помнить о совести, о доброте, обо всём живом на планете, что тоже имеет право на существование. Нужно помнить, что мы, люди (если мы люди) за всё на Земле в ответе». «Плаха» ­это крик души   автора,   призыв   одуматься   и   осознать   свою   ответственность   за   то,   что   беспечно разрушается   человеком.   Проблемы   экологии   рассматриваются   неразрывно   с   проблемой разрушения человеческой личности.    Наша задача­ показать обучающимся, что нравственные проблемы и экология неразрывно связаны.   Литература   формирует   разум   человека,   его   волю,   психику,   его   чувства   и человеческий сильный характер, тем самым формируя личность человека. От экологии души человека   зависит   судьба   всех   людей,   живущих   на   Земле   и   благоприятная   экологическая обстановка.

Статья "От экологии души к экологии природы"

Статья "От экологии души к экологии природы"

Статья "От экологии души к экологии природы"

Статья "От экологии души к экологии природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2018