«Природа - волшебные двери к добру и доверию».
Оценка 4.7

«Природа - волшебные двери к добру и доверию».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
31.01.2021
«Природа - волшебные двери к добру и доверию».
Этика.Рыжова Т.П..docx

 

УРОК ОРКСЭ МОДУЛЬ: СВЕТСКАЯ ЭТИКА В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Природа - волшебные двери к добру и доверию».

 Тема урока: «Природа - волшебные двери к добру и доверию»

 

Аннотация к уроку:

Урок в 4 классе по теме «Природа - волшебные двери к добру и доверию» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок.

На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая работа, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.

Цели урока:

-  изучить основные понятия «душа», её образные характеристики и определения. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия «душевность». Пути творения души. Природа как добрая основа жизни. Значимость природы для человека.  сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

Объяснять в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». Осознаннохарактеризовать понятия «духовность», «душевность». Определять смысловое значение понятия «справедливость». Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания.

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Задачи:

способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;

- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;

- способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;

- воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Планируемые результаты:

-  достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

 

Личностные результаты:

·     формирование чувства гордости за свою Родину

·     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

·     развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

• умение формулировать понятия,  назвать правила взаимосвязи природы и жизни человека ; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

·     адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;

·     готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·     определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

• знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности:  знание правил

Межпредметные связи:  русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка.

 

Оборудование:

учебник по ОРКСЭ / А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, тетради, карточки с пословицами, презентация, картинки, плакат, сердечки, эпиграф.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

1.     Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Дружно за руки возьмемся                                         

 И друг другу улыбнемся. 

Всем, всем добрый день   

И работать нам не лень.

Садитесь, пожалуйста.

- Ребята, мы - единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результативность. У нас есть волшебные слова:

«Правила работы на уроке» (на доске):

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам.

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг!

2.     Самоопределение к учебной деятельности

Учитель:

У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. А если у нас хорошее настроение, то, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

 

II. Актуализация знаний и постановка темы урока.

Учитель:

Давайте попробуем, ответить на вопросы и подумаем над темой нашего урока. (Фронтально)

- Когда я на природе, то… (Предполагаемые ответы детей: любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)

- Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Предполагаемые ответы детей: нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.)

- Когда я оказываюсь на лугу, я … (Предполагаемые ответы детей: не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.)

-Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Предполагаемые ответы детей: не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды. Не ломаю ветки.)

В итоге можно сказать, что природа это … (Предполагаемые ответы детей: волшебные двери к добру и доверию.)

 

Учитель:

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".

 Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)

Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к природе.

 

III. Изучение нового материала.

 

1.     Чтение сказки о дубе.учебник с 52-53

Ответы на вопросы после прочитанного с55

 

 Физкультминутка:

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка.

     Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

 

3.     Работа у доски

 

Подберите к каждой букве слово «ПРИРОДА» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова

П – ПРЕКРАСНАЯ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ, ПРИЧУДЛИВАЯ,ТД

Р – родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

 И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.

Р – родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

О – огромная,  открытая, очаровательная и т.д..

Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д, 

- А - активная, актуальная, авторитетная, аккуратная

 

какие синонимы подойдут к слову «ПРИРОДА»? (Предполагаемые ответы детей:)

- Подберите однокоренные слова к слову «ПРИРОДА» (Ответы детей) ,

 

4.     Работа с пословицами.

а) «Мудрое слово»

-  Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом ПРИРОДА.

 Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о ПРИРОДЕ (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) авторы и произведения кто какие помнит).

Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки, много мудрых мыслей сказано.

Учебник с 54

ПРИРОДА – ЭТО КНИГА, КОТОРУЮ НАДО ПРОЧИТАТЬ И ПРАВИЛЬНО ПОНЯТЬ.

(Объяснить смысл)

б) Работа в группах

- Давайте попробуем каждая из групп собрать из разрозненных слов пословицу о Природе

 и объяснить ее значение:

ПРИРОДА , НАТУРА, МИР, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ, ДОРОГАЯ.

Берегите природу!

 

IV. Закрепление нового материала.

Учитель

Итак, ребята, подумайте, как вы относитесь к природе.

С 54

Вывод: ПРИРОДА – ВОЛШЕБНЫЕ ДВЕРИ К ДОБРУ И ДОВЕРИЮ.

ВЫ ПОНЯЛИ ЗНАЧЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНОГО И ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И ЕЕ ОБИТАТЕЛЯМ, ПОНЯЛИ КАК ЭТО ВАЖНО ДЛЯ САМИХ ЛЮДЕЙ. Ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам. Именно об этом говорится в золотом правиле этике. В жизни все взаимосвязано

Упражнение «Снежинка»

Учитель

Я прошу вас выполнить одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию:

- сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,

- сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз  сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.

- Что мы видим? У всех листы получились разные. 

Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех окружающая природа. Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о ней.

Рефлексия.

У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. ( трех цветов, сразу подведем итог урока и сделаем рефлексию)

 Продолжите, пожалуйста,  фразу: «Я забочусь о природе …». Например, я напишу: «Я забочусь о братьях наших меньших» (Ответы детей) (Сердечки учитель прикрепляет на карту в виде большого сердца)

 

 


 

УРОК ОРКСЭ МОДУЛЬ: СВЕТСКАЯ ЭТИКА

УРОК ОРКСЭ МОДУЛЬ: СВЕТСКАЯ ЭТИКА

Планируемые результаты: - достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания

Планируемые результаты: - достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания

Здравствуйте, ребята! Дружно за руки возьмемся

Здравствуйте, ребята! Дружно за руки возьмемся

В итоге можно сказать, что природа это … (Предполагаемые ответы детей: волшебные двери к добру и доверию

В итоге можно сказать, что природа это … (Предполагаемые ответы детей: волшебные двери к добру и доверию

Как увидеть их, скажи? В норке прячется полёвка

Как увидеть их, скажи? В норке прячется полёвка

Давайте попробуем каждая из групп собрать из разрозненных слов пословицу о

Давайте попробуем каждая из групп собрать из разрозненных слов пословицу о
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2021