Природа детской агрессивности

  • Работа с родителями
  • docx
  • 26.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В некоторых ситуациях проявлять агрессию совершенно нормально даже маленьким детям. Природой заложено так, что когда нам что-то угрожает – мы защищаемся. Например, дать сдачи хулигану, который отбирает игрушку в песочнице или толкается – нормальная защитная реакция. Но иногда агрессивность становится как бы «хроническим» состоянием ребенка. Ребенок уже не только защищается, но и нападает сам, причем без видимого повода. Это говорит о том, на ребенка постоянно что-то давит, он не может расслабиться и постоянно «на взводе». Чтобы работа с детской агрессией дала плоды, нужно выяснить причину этого состояния.
Иконка файла материала Природа детской агрессивности.docx
ПРИРОДА ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ  В некоторых ситуациях проявлять агрессию совершенно нормально даже маленьким детям.   Природой   заложено   так,   что   когда   нам   что­то   угрожает   –   мы   защищаемся. Например, дать сдачи хулигану, который отбирает игрушку в песочнице или толкается – нормальная защитная реакция. Но иногда агрессивность становится как бы «хроническим» состоянием ребенка. Ребенок уже не только защищается, но и нападает сам, причем без видимого повода. Это говорит о том, на ребенка постоянно что­то давит, он не может расслабиться и постоянно «на взводе». Чтобы   работа   с   детской   агрессией   дала   плоды,   нужно   выяснить   причину   этого состояния. 1. «Погода в доме» Когда   родители   постоянно   ссорятся   и   кричат,   ребенку   плохо.   Маленьким   детям свойственен   эгоцентризм,   то   есть   ощущение   себя   «центром   Вселенной».   Из­за   этого   в случае семейных ссор ребенок все принимает на свой счет, поскольку считает, что вся жизнь семьи вращается вокруг него. У малыша в голове складывается следующий «пазл»: «Раз мама с папой ругаются, значит, я не хороший». 2. Сомнительные методы воспитания Когда родители не справляются со своими эмоциями и кричат на ребенка (полезно для мам:   что   делать,   если   вы   постоянно   кричите   на   своих   детей),   бьют   его,   наказывают молчанием и игнорированием, ребенок выходит из равновесия – отсюда и агрессия. Даже такой популярный у родителей метод, как пугать малыша разлукой («Сейчас тебя дядя заберет к себе» или «Я пошла, а ты тут оставайся») вызывает нарушение поведения, ведь для   ребенка   разлучаться   с   родителем   очень   страшно,   и   он   постоянно   находится   в напряжении. 3. Отвержение и блокирование детских чувств и эмоций Маленький ребенок – это не только улыбки и смех, но и капризы (см как правильно на капризы   реагировать),   крики,   слезы,   обиды.   Если   отрицательные   эмоции   и   чувства   не принимаются   родителями,   они   копятся   и   трансформируются   в   агрессию.   Непринятие может   проявляться   в   виде   запрета   на   чувства   («Мальчики   не   плачут»)   или   в   виде высмеивания чувств («Распустила нюни, ой, как не красиво»). 4. Высокий уровень тревожности у ребенка Зачастую в тревогу ребенка вгоняют сами родители, если на каждом шагу сами тревожатся за него и везде видят опасность («На качели нельзя  — упадешь», «К собачке не подходи – укусит»). Бывают и просто от природы очень чувствительные и впечатлительные детки, которых все пугает. В обоих случаях ребенок начинает  думать, что мир враждебен по отношению к нему, и проявляет агрессию как защиту от окружающих опасностей. Агрессивное поведение у ребенка может проявляться в следующих действиях: драки;  укусы;  попытки пинать, бить родителей;  обзывательства и грубые выражения;  агрессивные действия, направленные на себя (ребенок может расцарапывать себе руки и ноги, кусать себя, дергать за волосы, биться головой);  ссоры со сверстниками из­за того, что ребенок никогда не соглашается на уступки;  подражание   отрицательным   героям   сказок   (Кощею   Бессмертному,   Бабе   Яге), положительных героев при этом ребенок игнорирует. Игры с агрессивными детьми. Помочь ребенку выразить агрессию так, чтобы никто не пострадал, лучше всего через   игры.   Психологи   выделяют   специальные   игры,   в   процессе   которых   можно проработать агрессивное поведение, выплеснуть эмоции. Эти игры подходят и для целой группы детей, и для того, чтобы играть маме наедине со своим малышом. Лучше всего для игр   выделить   отдельное   время   и   никак   его   не   ограничивать.   Не   исключено,   что   от некоторых игр поначалу ребенка будет не оторвать. 1. «Обзывашки» Для   игры   нужен   небольшой   мячик.   Встаем   с   ребенком   друг   напротив   друга   и начинаем перекидываться мячом. На каждый бросок кидающий должен назвать соперника «обидным»   словом.   Правда,   слово   это   должно   быть   условно   обидное:   не   грубые ругательства, а обычные слова, например: «Мама редиска!» — «Ваня арбузик!» и т.д. 2. «Пылевыбивалка» Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать. 3. «Подеремся?» Вооружитесь   вместе   с   ребенком   небольшими   подушками   и   устройте   бой.   Для создания   веселой   атмосферы   можно   включить   музыку.   Перед   игрой   договоритесь   о правилах: драться можно только подушками, обзываться нельзя. Если кто­то распускает руки или говорит грубости – игра прекращается. Строго следите за правилами. 4. «Обстрел снежками» Заготовьте   с   ребенком   «снаряды»:   в   качестве   снежков   можно   использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго. 5. «Фейерверк» Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасываетобрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола. 6. «Катаем мячик» Берем теннисный мячик и укладываем его на поверхность так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребенка – дуть на мяч, чтобы тот сдвинулся с места. В более сложном варианте   можно   придумывать   разные   траектории   и   пытаться   силой   дуновения   катить мячик именно по ним. Глубокий выдох, который неизбежен в такой игре, очень хорошо расслабляет   все   мышцы   и   успокаивает,   поэтому   дыхательные   упражнения   очень эффективны при работе с агрессией. 7. «Шторм» Можно   играть   в   эту   игру   во   время   купания,   а   можно   просто   набрать   воды   в глубокую и широкую емкость, вообразить, что это море, и предложить ребенку устроить шторм. Ребенок должен дуть на воду так, чтобы получались волны. 8. «Повелитель ветра» Садимся напротив ребенка и объявляем его повелителем ветра. Его задача – дуть как можно сильнее. Мама в это время подыгрывает малышу, изображая, как ее сдувает с места, и изо всех сил сопротивляясь порывам ветра. 9. «Упрямый ослик» Лучше всего малышу лечь на что­то мягкое, чтобы не отбить себе пяточки. Итак, ребенок укладывается, например, на кровать, поднимает ноги и с силой опускает их вниз, на каждый удар произнося «нет!», «ни за что!», «никогда!» и т.д. 10. «Домашний футбол» Для игры нужна маленькая подушка или тряпичный мяч (чтобы в случае чего не разбить   люстру).   Ребенок   и   мама   (или   папа)   играют   в   футбол,   предварительно договорившись о том, что можно делать в игре, а чего нельзя. Смысл в том, чтобы дать ребенку вволю попинать, покидать мяч. ВСЕГДА помните о том, что именно Вы ­ пример для подражания! педагог­психолог О.В.Васечкина