Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева
Оценка 4.9

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
05.07.2019
Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева
На данном уроке обучающиеся получат возможность через знакомство с особенностями жизни и творчества Ф.И.Тютчева, чтение и анализ стихотворений о природе приобщиться к его поэтическому миру, чтобы каждый мог сам передвигаться в пределах художественного мира поэта, мог понимать читаемое и был готов к сопереживанию.
природа и человек у Тютчева.docx
«Не то, что мните вы, природа...»                              Ф.И.Тютчев                  Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева Цели урока: приобщить старшеклассников к высокой индивидуальности поэтического мира Ф.И.Тютчева, к во­ площению им через меткие образы, музыку поэтической речи тайн жизни природы и человека, к вос­ приятию поэтом природы как «инобытия» человека. Задачи урока: развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтические произведения, про­ должить освоение навыков анализа пейзажной лирики, способствовать развитию художественного вкуса  старшеклассников. Эпиграфы к уроку: Стихи Тютчева о природе ­ почти всегда признание в любви. Тютчеву  представляется высшим блаженством, доступным человеку, ­ любоваться  многообразными проявлениями жизни природы.  Два проявленья стихии одной... Ф.И.Тютчев Он мыслью обнял всё, что на пути заметил. В.Брюсов ... Слово наше отзовётся... А.Н.Апухтин Ф.И.Тютчев И.С.Тургенев Тютчев создал речи, которым не суждено умереть. Домашнее задание к уроку: 1. Подготовить к чтению наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева, знакомые с детства. 2. Познакомиться с биографией поэта, составить таблицу по основным фактам жизни и творчества Ф.И.Тютчева (групповое задание для сильных учащихся). 3.Чтение и анализ понравившегося стихотворения о природе. 1. Вступительное слово учителя. Цель нашего урока ­ через знакомство с особенностями жизни и творчества Ф.И.Тютчева, чтение и  анализ стихотворений о природе приобщиться к его поэтическому миру, чтобы каждый из вас, ребята,  мог сам передвигаться в пределах художественного мира поэта, мог понимать читаемое и был готов к  сопереживанию.  Музыка.              Нам не дано предугадать,               Как слово наше отзовётся.               И нам сочувствие даётся,              Как нам даётся благодать.  Слово великого поэта, слово проникновенного лирика XIX века Ф.И.Тютчева... Мы знаем его слова, обращенные к Пушкину: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет». А  кто из русских читателей не помнит знаменитого тютчевского четверостишия:               Умом Россию не понять,               Аршином общим не измерить.              У ней особенная стать –              В Россию можно только верить.  Поэтическая пятиминутка.  Вы давно знакомы со стихами этого поэта. Стихи его мы повторяем с детства. Давайте оживим в памяти  строки стихов одного из замечательнейших поэтов XIX века...  «Зима недаром злится»  «Ещё в полях белеет снег» «Люблю грозу в начале мая» «Летний вечер»  «Неохотно и несмело» Учитель. О Тютчеве, его жизненном и творческом пути трудно говорить и писать, настолько это был необычный  человек и удивительнейший поэт. «Легенда о Тютчеве», «тайна Тютчева» ­ такие заголовки носят публикации о  поэте. Давайте обратимся к некоторым фактам из жизни Тютчева и попытаемся осмыслить своеобразие судьбы поэта. Я  просила всех вас выявить особенности жизненного пути поэта и подготовить рассказ о фактах биографии Тютчева,  раскрывающих необычность и загадочность личности поэта. Отдельная группа «биографов» попыталась выделить  наиболее интересные и значимые факты биографии поэта и по ним составить таблицу. Другая группа готовила  литературоведческий материал.  Слушаем вас, ребята. Сначала представим собранный литературоведами материал о значении поэта в русской и мировой литературе. II. Слово учащихся о значении поэзии Тютчева. 1. О значении поэзии Тютчева сейчас много пишут. На мой взгляд, самая правильная формулировка заключена в  статье В.И. Коровина «Русская поэзия от Державина до Тютчева»: «Пушкин, Лермонтов и Тютчев ­ три вершины  русской поэзии первой половины прошлого столетия. Они возвели нашу лирику на уровень мировой культуры.  Пушкин завершил всю предшествующую ему полосу развития русской поэзии, дал образец национальной меры  классического стихотворного языка, стиля и стиха. Лермонтов углубил психологический анализ в лирике и вслед за  Пушкиным осуществил синтез стилей на основе личностного начала. Тютчев обработал… язык лирики и прочно  вписал человека в жизнь Вселенной». 2. Иван Сергеевич Аксаков, литературный критик и поэт, зять Тютчева и его биограф, рассказывает: «Многие, ещё  при жизни, заранее облегчают труд своих будущих биографов подбором материалов, подготовлением  объяснительных записок. Тютчев ­ наоборот. Он не только не хлопотал о славе между потомками, но даже ни разу не позаботился о составлении верного списка или хотя бы перечня своих сочинений. Если стихи его и увидели свет, так только благодаря случайному постороннему вмешательству; в появлении их в печати бывали пропуски в 5 и в 14  лет, хотя в поэтическом творчестве его не бывало перерыва. Самая известность его как поэта начинается собственно с 1854 года, т.е. когда ему пошёл шестой десяток лет, именно со времени издания его стихотворений редакцией  журнала «Современник» при содействии И.С.Тургенева. З. А я, держа в руках томик стихов Ф.И.Тютчева, хочу процитировать отрывок из стихотворения А.А.Фета: Но муза, правду соблюдая, Глядит, и на весах у ней Вот эта книжка небольшая    Томов премногих тяжелей.  Стихотворение так и называется: « На книжке стихотворений Ф.И. Тютчева», написано во второй половине    19 века. Стихотворения Тютчева не утратили, несмотря на время, ни свежести чувств, ни глубины мысли, напротив, они стали нам ближе, чем когда бы то ни было. Учитель. Так давайте же попробуем ответить на вопрос: где истоки такой глубины, цельности, величия души и  величия поэзии? III. Слово учащимся­биографам. Рассказ о жизненном пути Ф.И.Тютчева. Даты 05.12 1803  ­ 1819 События Рождение , детство, юность, первые стихотворные  опыты Знакомства и встречи С.Раич — поэт, переводчик  античных поэтов Города Овстуг Брянский уезд Орловская губерния Москва  22.02 1818 1819 ­1821 Москва Принят в члены общества любителей  российской словесности Учёба в Московском университете 1822 Мюнхен Начало дипломатической службы в русском посольстве М.П.Погодин — писатель,  историк Ф.Шеллинг — философ И.В.Гёте — поэт, автор «Фауста» Г.Гейне — поэт — романтик П.А.Вяземский ­ поэт, друг  Пушкина В. Л.Соллогуб — писатель Е.П.Ростопчина — поэтесса С.Т Аксаков — писатель, друг  Гоголя И.С.Тургенев 1826 1836 1837 Мюнхен Петербург Турин 28.09 1838 Петербург 17.07.1839 Ницца 1844 Овстуг  Москва  Петербург 1850 Петербург 1854 1858 1864 1868 Петербург Петербург Петербург Петербург 1870 1872 27.07 1873 Царское Село Женитьба на Элеоноре Петерсон Публикация первой подборки стихов        в  «Современнике» А.С.Пушкина Перевод в Италию старшим секретарём  русской миссии Смерть жены Женитьба на Эрнестине Дернберг. Уход в  отставку, возвращение в Мюнхен Возвращение на родину Статья Н.А.Некрасова «Русские  второстепенные поэты» (с публикацией 22  стихотворений). Начало романа с  Е.А.Денисьевой Первый сборник стихов (под ред.  И.С.Тургенева) Назначение на пост председателя Комитета  иностранной цензуры Смерть Денисьевой Второй сборник стихов (под ред.  И.С.Аксакова) Смерть брата и сына Смерть дочери Смерть поэта  1.Мы свели в таблицу основные даты, города, события и встречи в жизни поэта. Истоки ­ это прежде всего родовое  имение Тютчевых, село Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. «Именно из этих среднерусских мест  выходила чуть ли не вся большая русская литература: Толстой, Тургенев, Лесков, Фет, Тютчев» (Н.Скатов).  Обобщая сведения об их жизни, можно сказать, что их взрастила особая усадебная среда, дающая прекрасное  домашнее образование и воспитание, дающая ощущение свободы, единения с миром природы. 2 Особое воспитание будущего поэта, отличное образование в домашних стенах определили 3 человека:  мать, Екатерина Львовна, домашний учитель Семён Егорович Раич, довольно известный в своё время поэт и издатель, и, как часто бывало в стародворянских семьях, дядька Николай Афанасьевич Хлопов. 3 В1819 году 16 ­летний Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета, в том. же  году происходит его первая публикация как поэта («Послание Горация Меценату»).Через три года (в  1822 году ­ в 19 лет!) началась служба в коллегии иностранных дел, и юный дипломат отправляется с  русской миссией в Мюнхен. Учитель. Вспомним строки Пушкина:                     Он из Германии туманной                     Привёз учёности плоды… 4. Оказавшись в одном из центров культурной жизни Европы, Тютчев, как и герой Пушкина, всерьёз за­ нимался изучением немецкой философии, был хорошо знаком с Шеллингом и дружил с Генрихом Гейне. 22 года, долгих 22 года провёл он вдали от родных полей. Всего 4 раза приезжал в Россию.  Поразительно, но все эти 22 года он говорил не на русском языке, русской речи он практически не  слышал. На чужбине он женился на немке (Элеоноре Петерсон), а после её смерти снова женился на немке (Эрнестине Дёрнгберг). Два языка: немецкий и французский, становятся языками его любви, его  семьи, его службы. 5. Поэт­символист Андрей Белый называл Тютчева «поэтом­политиком и аристократом». По  возвращении на Родину поэт служил чиновником особых поручений в Министерстве иностранных дел,  старшим цензором, наконец, председателем Комитета цензуры иностранной. С 1857 года член­ корреспондент Петербургской Академии наук. На склоне лет поэт пережил историю великой и  трагической любви к Елене Александровне Денисьевой... Спасибо всем. Давайте обобщим сказанное, чтобы обозначить своеобразие судьбы поэта. • Необычайная одарённость и ранняя карьера поэта и чиновника. • Позднее начало публикации стихов и поздняя слава. • Необычно длительное пребывание вдали от Родины (22 года). • • Три прекрасные женщины были в жизни поэта, три истории любви, благодаря которым миру  Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры. были подарены шедевры любовной лирики. • Трагические судьбы близких поэта. IV. Учитель.   О, вещая душа моя!              О, сердце, полное тревоги!              О, как ты бьёшься на пороге               Как бы двойного бытия» ­ восклицал поэт. Судьба поэта, его внутренняя, духовная жизнь ­  в его стихах. Поражает то, что стихи писались только по­русски и только для России. «Русский язык хранился у по­ эта, как в сказочной кладовой, которая открывалась нечасто и ненадолго. По­русски творилось, как ока­ залось, главное дело жизни ­ стихи» (Н.Скатов), и творилось, по определению П.Якубовича, ­ «на высо­ те». Лирика Тютчева ­ особая лирика. Это и пантеистическое настроение слияния с безличной  жизнью природы ("Сумерки", "Так, в жизни есть мгновения", "Весна", "Еще шумел весенний  день", "Листья", "Полдень", "Когда, что в жизни звали мы своим", "Весеннее успокоение"), и одухотворенные описания природы, немногочисленные и краткие, но по охвату настроения  почти не знающие равных в нашей литературе ("Утихла буря", "Весенняя гроза", «Летний  вечер", "Весна", "Песок сыпучий", "Не остывшая от зноя", "Осенний вечер", "Тихой ночью",  "Есть в осени первоначальной" и др.), и связанные с великолепным провозглашением  самобытной духовной жизни природы ("Не то, что мните вы, природа"), нежное и  безотрадное признание ограниченности человеческой любви ("Последняя любовь", "О, как  убийственно мы любим", "Она сидела на полу", "Предопределение»). Таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева.  Большую часть написанных стихотворений составляют стихи о природе. Прослушивание записи стихотворения «Не то, что мните вы, природа» в исполнении И.Кваши.  К кому обращено стихотворение? .Как   вы   объясните   мысль   «в   ней   есть   язык»?   Почему   поэт   не   сказал   «у   неё»?   (поэт   акцентирует внимание на внутренней жизни природы, утверждает мысль о том, что только собственная глухота и слепота заставляют людей отрицать это).   Учитель подводит учащихся к мысли, что стихотворение содержит прямое дидактическое поучение, заставляет задуматься над философской сущностью природы.  Перечитаем несколько стихотворений, посвященных природе, и ответим на вопросы:  1 .В чем видит и как изображает Тютчев внутреннюю жизнь природы?  2.Какова соотнесённость человека и природы в пейзажных зарисовках поэта?  3. Какое значение имеет тютчевское понимание природы для вас, сегодняшних читателей? Итак, к какому стихотворению мы обратимся в первую очередь? Конечно, к стихотворению, которое мы очень любим. Оно было написано осенью 1857 года  по пути из Овстуга в Москву. Строки, ставшие бессмертными, поэт набросал карандашом на обороте  листка с перечнем почтовых станций и дорожных расходов. Это стихотворение любил читать  Л.Н.Толстой. Учитель читает стихотворение «Есть в осени первоначальной». Некоторые исследователи относят это стихотворение к чисто пейзажным зарисовкам.  Согласны ли вы с данным утверждением? Дискуссия    Па первый взгляд, поэт изображает прелесть ранней осени, когда открывается необъятный  простор, а поле­труженик, выполнив свою работу, отдыхает. Анализ стихотворения. В стихотворении нет заглавия, поэтому с особым вниманием отнесёмся к первой строчке. Инверсия выносит в сильную позицию глагол есть, 3 л. ед.ч. (нач. ф. ­ быть). Это слово означает  действие как постоянное: то, что существует постоянно, независимо. Короткое, ёмкое слово  сразу переводит читателя на размышления о вечном. Вспомним   определение   инверсии,   данное   Ломоносовым:   «Однако,   где   слова   устремить   или возвысить должно, тут нередко бывает пристойнее вмещать оные напереди...». Следующее слово осень. Какие значения присущи этому слову?                      Время года, наступающее после лета. Пора, когда люди собирают урожай.    Пора, когда природа готовится к зимнему покою.  Но у Тютчева: в осени первоначальной. • Обратимся к словарям. • Какова цель использования многосложного слова? Интересен   факт,   на   который   обратили   внимание   исследователи   творчества   Тютчева: оказывается, поэт часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом из них есть одно или два многосложных, часто у Тютчева это сложносоставные слова. «В   стихах   Тютчева   такие   «долгие»   и   торжественные   слова   помогают   с   самого   начала переключить   читательское   восприятие   «на   высокую   волну»,   переводят   его   в   необычное, непрозаическое, торжественное измерение» (Е.А.Маймин). Перечитаем первую строфу выразительно, проследив за тем, что уже первая строка задаёт торжествен­ ный, размышляющий тон всему стихотворению. ­Расскажите о своих наблюдениях, обратив особое внимание на приём олицетворения, на своеобразие  тютчевской метафоры. 2­я строка строится на антитезе. Каждый человек понимает быстротечность дивной поры,  поэтому так важно запечатлеть её в памяти. Эту неповторимость усиливает использование в контексте одного сравнения существительных двух  различных форм: день ­ сущ. ед.ч., ­ вечера ­ мн. ч. Сравнение осеннего дня с хрусталём вводится сочетанием как бы, синонимичным с союзами словно,  будто. Это небольшое смягчение делает сравнение ненавязчивым. ­Эпитет к слову вечера лучезарны. Снова сложносоставное в этимологии слово. Обратимся к  словарю, узнаем его современное значение. , Во2­й строфе снова антитеза, и границы её расширяются за счёт градации: пусто всё, простор везде. Третья строчка строфы ­ наиболее важная для понимания смысла стихотворения. Олицетворение  «паутины тонкий волос» в соотнесении с ключевым словом стихотворения «осень» наталкивает чи­ тателя на мысль, что явления природы поэт изображает в скрытом параллелизме с явлениями  человеческой жизни. Ведь произносим же мы, не задумываясь, весна жизни, лето жизни, осень  жизни, имея в виду детство, юность, зрелость. Наши предположения подтверждает анализ 3­ей строфы. От описания праздной (1 ­ свободной от  дел, занятий; 2 ­ чуждый забот и тревог) борозды поэт переходит к предостережению о зимних  бурях (вспомним: буря в душе) и от него ­ к пророчеству о вознаграждении свыше: И льётся чистая и светлая лазурь На отдыхающее поле.  Не может не вызвать нашего восхищения такое тонкое наблюдение поэта.  ­Как объясняет словарь слово лазурь? Какой художественный приём использует Тютчев?  «Лазурь здесь не просто метонимический заменитель слова небо; здесь и солнечный свет, и голубизна воздуха, и тепло, которое как бы изливается сверху» (А.Д. Григорьева. Слово в поэзии Тютчева).  Последние слова стихотворения также находятся в сильной позиции. А потому очень важны для  понимания авторской позиции: отдыхающее поле, т. е. земля очеловеченная, одухотворённая. Сделаем обобщение: в стихотворении образ осенней природы, наряду со своим  прямым значением, приобретает   также   и   значение   иносказательное   ­   становится   символом   человеческой   жизни.   Многие исследователи отмечают, что поэзия Тютчева являет человека и природу в драматическом противостоянии и в родстве глубинной жизни.   Тютчев полагал, что природа, как и человек, духовна. Как эта мысль развита в стихотворении «Осенний  вечер»? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей учебной ситуации, на сей раз ещё более сложного характера. V. Творческий эксперимент. «Реконструкция» стихотворения Тютчева «Осенний вечер». Перед вами стихотворение Тютчева «Осенний вечер», в котором пропущены эпитеты. Ваша задача ­ вставить на место пропусков те определения и эпитеты, какие, по вашему мнению, должны здесь стоять.                  Есть в светлости осенних вечеров                   ___________________,_________прелесть:                  ____________________блеск и пестрота дерев                 ______листьев____,_________шелест                  ______ и ___________лазурь         Над________________землёю,                   И, как предчувствие______________бурь,                   _________________,___________ветр порою,                  Ущерб, изнеможденье – и на всём                  Та _____улыбка увяданья,                  Что в существе ____мы зовём                   ______стыдливостью страданья. Работа выполняется в течение 5 минут индивидуально, затем коллективно. Учитель. Большинство определений, предложенных учащимися, носят номинативный, назывной  характер. Лишь немногие могут претендовать на художественность и выражение душевного состояния  человека. А что же у самого поэта? Откроем стихотворение. Прослушивание  в записи  стихотворения  в исполнении Папанова. Анализ стихотворения. Обратим внимание на начало стихотворения и соотнесем его с вопросами, на которые мы уже отвечали  при анализе стихотворения «Есть в осени первоначальной...». Первые три строки, построенные по принципу инверсии и отличающиеся от остальных удивительно  мягким благозвучием (ассонанс: е ­ и ­ е ­ и) обозначают отношение лирического героя к осеннему ясному вечеру. Умильная, таинственная прелесть определяет всю интонацию стихотворения: всё смягчено и  умиротворено. В строках 3 ­ 9  поэт воспроизводит детали пейзажа, разворачивает картину увядания, картину  умирания природы, в которую отдельными нотами врываются слова о предвестниках поздних дней осени  (окраска деревьев, шелест листьев, небо, ветер) Обратимся к эпитетам, определяющим эти детали, и сравним с теми, что подобрали сами. В чём особен­ ность таких эпитетов, как зловещий, томный, грустно­сиротеющей (снова сложносоставное слово)? В обычной речи эти слова соотносят с миром человека, таким образом, Тютчев изображает природу не со  стороны, не как наблюдатель и фотограф.В « кроткой улыбке» увядающей природы Тютчев разглядел  стыдливую улыбку страдающего разумного существа. VI.Чтение учащимися стихотворений по самостоятельному выбору с последующим комментарием.  « Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не в силах, мать­земля!» и т. д. VII. Вывод. В стихотворениях Тютчева о природе человек оказывается своеобразным инструментом пости­ жения природы. Но, самое замечательное, и природа служит поэту инструментом постижения че­ ловека. Использование метафор типа «душевная буря» было присуще поэзии и до Тютчева. Но  Тютчев возвёл метафору в метод и тем самым наполнил художественный прием философским со­ держанием. Своеобразие изображения природы у Тютчева в том, что он воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и за помощью обращается к жизни человека, только в ней находя анало­ гию тем явлениям, которые он наблюдает вокруг себя. Таким образом, мы можем сказать, что жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Природа являлась не только объектом эстетических переживаний поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире. VIII. Тестирование по фрагменту рецензии. Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста, который вы анализировали. В  этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины,  использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие  номеру термина из списка. Поэт описывает природу в осеннем праздничном убранстве. Её «умильная таинственная  прелесть»  наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток  на всю ____ стихотворения…  Открывающая стихотворение ___ выполняет не только ритмообразующую, но и экспрессивную  функцию. Пониманием природы как одушевлённого целого обусловлены многие особенности  тютчевской поэтики – прежде всего __. Мы все употребляем в повседневной речи метафоры, не  замечая их. Мы говорим: небо нахмурилось, солнце выглянуло, звёзды смотрят, но при этом ни небо,  ни звёзды не приобретают в нашем сознании свойств живых существ. Тютчев даже ходячие, стёртые метафоры заставляет звучать по­новому, освежая их __...ми и  тем самым как бы внося «душу» в описываемые картины и явления природы.                                          К.В.Пигарев. Ф.И.Тютчев и его время.1978 Список терминов: 1) интонация; 2)риторический вопрос; 3)разговорная лексика; 4)метафора;  5)вопросно­ответная форма изложения; 6)эпитет; 7)инверсия; 8)гипнрбола. VIII. Послесловие. За полвека Тютчевым написано около четырёхсот стихотворений, их читали  в 19 веке, ими восторгались в веке 20­м, они продолжают волновать сердца читателей века 21­ го и, я думаю, все согласятся со словами И.С. Тургенева: Тютчев «создал речи, которым не  суждено умереть»,  и «отношение к Тютчеву» продолжает оставаться «показателем вкуса  читателя, его способности воспринимать подлинно прекрасное». Домашнее задание. IX. Познакомиться со стихами, посвященными Е.А.Денисьевой. 2.(Сильным уч­ся) сравнить стихи «Денисьевского» цикла со стихотворениями Н.А.Некрасова, по­ священными Панаевой. 3.Выписать ставшие афоризмами строчки стихотворений  Ф.И.Тютчева.

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2019