Природно-хозяйственные зоны. Северные безлесные зоны
Оценка 4.8

Природно-хозяйственные зоны. Северные безлесные зоны

Оценка 4.8
docx
30.05.2021
Природно-хозяйственные зоны. Северные безлесные зоны
37.Природно-хозяйственные зоны. Северные безлесные зоны.docx

Урок географии в 8 классе

Тема: Природно-хозяйственные зоны. Северные безлесные зоны

Цели урока: Сформировать у школьников образ арктических пустынь, тундры и лесотундры. Раскрыть уязвимость зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры как природно-территориального комплекса, их экологические проблемы. Воспитать бережное отношение к природе. Развивать умение давать характеристику природно-хозяйственной зоны, описания жизни и хозяйственной деятельности людей, населяющих разные природные зоны.

Ход урока 

1.       Организационный момент 

2.       Проверка домашнего задания: Работа по карточкам 

          1. Установите соответствие между природной зоной и особенностями сельского расселения. 


      1. Тундра. 


А. Сплошное земледельческое освоение. 


      2. Степь. 


Б. Очаговое расселение населения. 


      3. Тайга. 


В. Редкоочаговое расселение. 


      2.Напишите географический диктант. 

      1) Зональный, широтно вытянутый природно-территориальный комплекс, территория со сходными природными условиями, охватывающими значительные пространства. 
      2) Самая обширная природная зона России. 
      3) В этой зоне жизнь сельского населения связана с охотой, оленеводством, рыболовством. 
      4) В этой зоне растут главные сельскохозяйственные культуры — пшеница, кукуруза, подсолнечник. 
      5) В этой зоне почвы подзолистые и дерново-подзолистые. 
      6) В этой зоне население занимается овцеводством, развитие земледелия возможно при наличии источников воды. 
      Ответы: 1) природная зона; 2) тайга; 3) тундра, лесотундра; 4) степь; 5) лесная зона; 6) полупустыня. 
Изучение нового материала: 
      Учитель отмечает, что изучение природных зон России будет идти в определенной последовательности: с севера на юг. 
      Самой северной природной зоной России является зона арктических пустынь. Эту территорию норвежский путешественник Ф. Нансен назвал «страной льда и тьмы». Эта природная зона располагается в Арктике, северной полярной области Земли, полностью лежащей за полярным кругом 


Арктические пустыни России на островах Северного Ледовитого океана


Особенности 


Земля Франца-Иосифа 


Новая Земля 


Северная Земля 


Новосибирские острова 


Доля площади, занятой ледниками 


85% 


55% 


70% 


— 


Число видов цветковых растений 


40 


80 


60 


50 


Число видов мхов и лишайников 


Около 100 


Около 100 


Около 100 


Около 100 


      Под фотографией на с. 216 учебника школьники зачитывают описание Арктики, данное географом Ю. К. Ефремовым, и переходят к изучению плана характеристики природных зон (задание 2 на с. 219 учебника). 
      По карте (рис. 76 на с. 210 учебника) школьники определяют географическое положение природной зоны. 
      Используя карты (рис. 33 на с. 86, рис. 34 на с. 87, рис. 41 на с. 97, рис. 43 и 44 на с. 99 учебника), школьники самостоятельно дают оценку климата зоны арктических пустынь. По тексту на с. 216 учебника выявляют особенности растительности и животного мира. 
      Затем учащиеся знакомятся с особенностями тундры и лесотундры. Учитель отмечает, что главное отличие климата тундры от климата арктических пустынь — положительные летние температуры. Продолжительность безморозного периода достигает в среднем до 40 суток. Название «тундра» в переводе с финского означает «плоский безлесный холм». Действительно, безлесье — характерная черта тундровых ландшафтов. У школьников следует поинтересоваться, чем вызвано безлесье тундры. Учащиеся делают вывод: это связано с сильными ветрами, избыточным увлажнением, холодным непродолжительным летом, распространением многолетней мерзлоты. 
      Животный мир в зоне тундры и лесотундры более разнообразен, что наглядно показывает схема. (Показ презентации «Тундра») 

http://mognovse.ru/mogno/683/682875/682875_html_607c3b55.jpg

      По климатическим картам учебника, таблице 10 (см. Приложение, с. 261 учебника) школьники самостоятельно выявляют климатические особенности тундры и лесотундры, а также возможности для ведения хозяйства в этих зонах. Текст на с. 217—218 учебника позволит учащимся создать образ этих зон. Желательно, чтобы изучение природных зон основывалось на их сравнении.

      Изучая вопрос о занятиях обитателей тундры, учитель отмечает значимость оленей для жизни населения. Мясо оленей является пищей, из шкур делают одежду и шкурами покрывают переносные жилища — юрты, а из оленьих рогов изготавливают лекарства. 
      Важно подчеркнуть, что вследствие суровости климата все природные процессы в тундре протекают медленно, поэтому нарушенные ландшафты долго восстанавливаются. Эта зона мало преобразована человеком. Однако в некоторых местах она изменена хозяйственной деятельностью (строительство трубопроводов, пастбищное оленеводство, добыча полезных ископаемых, испытания ядерного оружия). 
      В заключительной части урока учащимся дается задание: создать с помощью нескольких предложений образ зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. 

Просмотр видео.
      Итоги урока:
Что мы имеем в виду, когда говорим „северные безлесные зоны“?
      Домашнее задание: 1) изучить § 46; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1, 3—7 на с. 219 учебника.


 

Урок географии в 8 классе Тема:

Урок географии в 8 классе Тема:

По климатическим картам учебника, таблице 10 (см

По климатическим картам учебника, таблице 10 (см
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021