«Природные зоны Евразии»
Оценка 5

«Природные зоны Евразии»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
7 кл
17.02.2017
«Природные зоны Евразии»
I. Актуализация опорных знаний: работа с картой, устный опрос по вопросам: 1) Используя атлас и физическую карту, определите крупные реки, относящиеся к бассейну каждого океана. 2) На конкретных примерах объясните значение внутренних вод в жизни людей. 3). Как вы думаете, какие реки и озера материка сильно загрязнены, почему? II. Изучение нового материала: ?: Любите ли вы путешествовать? Кто где был? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по природным зонам Евразии. Задумывались ли вы когда-нибудь, о том, как создаются документальные фильмы, рекламные ролики, клипы? Как? ?: Где создатели фильма берут информацию? О: Можно изучать окружающий нас мир по ранее накопленным знаниям: книги, карты, статистический материал и др. Сегодня мы попробуем свои силы в интересной, современной профессии - клипмейкер (Клипмейкер – специалист, профессионально занимающийся разработкой и постановкой рекламного ролика или другого творческого заказа) и создадим макет будущего рекламного ролика. Наши зрители из ролика узнают какие ПЗ, растения и животные есть на материке. Существует мнение, что органический мир Евразии уникален и разнообразен. ?!: Так ли это. Опровергнем или подтвердим это высказывание в ходе своей работы. ?: Проанализируйте карту «Природных зон» мира. Какой вывод можно сделать о природных зонах материка? О: В Евразии встречаются разнообразные природные зоны ?: Какая природная зона занимает наибольшую площадь? Почему? О: зона тайги и лесов, т.к. они находятся в умеренном климатическом поясе, который занимает наибольшую площадь на материке Групповая работа учащихся Работая в команде, распределим роли: 1) сценарист (выбирает материал из учебника), 2) режиссер (компонует слайд), звукорежиссер( оформляет титры к слайду), 3) ответственный редактор ( представляет работу группы). (учащиеся самостоятельно распределяют роли) Каждая группа получает свое задание- характеристика определенных ПЗ. Я буду выступать в роли консультанта, обращайтесь в случае затруднения работы. 1 группа «Природные зоны арктического и субарктического климатических поясов (Зона тундры и лесотундры)» Цель: познакомиться с природными зонами арктического и субарктического климатических поясов. Задание: найдите природные зоны указанных климатических поясов на карте, опишите их границы, подготовьте краткий рассказ о этих природных зонах, используя текст учебника и дополнительный материал по плану: 1) географическое положение (широта), 2) климат 3) почвы 4) растения 5) животные Используйте карту «Природные зоны Евразии» Устный ответ можно начать с фраз: «Изучая природную зону арктические пустыни и полупустыни мы хотим обратить внимание зрителей на…» «Дорогой зритель! Знаешь ли ты…» т.п. 2 группа «Природные зоны умеренного пояса (тайга, зона смешанных и широколиственных лесов, зона лесостепей и степей, зона полупустынь и пустынь). Цель: познакомиться с природными зонами умеренного климатического пояса. Задание: найдите природные зоны указанных климатических поясов на карте, опишите их границы, подготовьте краткий рассказ о этих природных зонах, используя текст учебника и дополнительный материал по плану: 1) географическое положение (широта), 2) климат 3) почвы 4) растения 5) животные Используйте карту «Природные зоны Евразии» Устный ответ можно начать с фраз: «Нас очень заинтересовала эта природная зона…» и т.п. 3 группа «Природные зоны субтропического пояса (зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников)» Цель: познакомиться с природными зонами субтропического климатического пояса. Задание: найдите природные зоны указанных климатических поясов на карте, опишите их границы, подготовьте краткий рассказ о этих природных зонах, используя текст учебника и дополнительный материал по плану: 1) географическое положение (широта), 2) климат 3) почвы 4) растения 5) животные Используйте карту «Природные зоны Евразии» Устный ответ можно начать с фраз: «Изучая природные зоны субтропического пояса, мы хотим обратить внимание зрителей на …» и т.п. 4 группа «Природные зоны субэкваториального и экваториального пояса (субэкваториальные переменно-влажные (муссонные) леса, влажные леса экваториального пояса)»I. Актуализация опорных знаний: работа с картой, устный опрос по вопросам: 1) Используя атлас и физическую карту, определите крупные реки, относящиеся к бассейну каждого океана. 2) На конкретных примерах объясните значение внутренних вод в жизни людей. 3). Как вы думаете, какие реки и озера материка сильно загрязнены, почему? II. Изучение нового материала: ?: Любите ли вы путешествовать? Кто где был? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по природным зонам Евразии. Задумывались ли вы когда-нибудь, о том, как создаются документальные фильмы, рекламные ролики, клипы? Как? ?: Где создатели фильма берут информацию? О: Можно изучать окружающий нас мир по ранее накопленным знаниям: книги, карты, статистический материал и др. Сегодня мы попробуем свои силы в интересной, современной профессии - клипмейкер (Клипмейкер – специалист, профессионально занимающийся разработкой и постановкой рекламного ролика или другого творческого заказа) и создадим макет будущего рекламного ролика. Наши зрители из ролика узнают какие ПЗ, растения и животные есть на материке. Существует мнение, что органический мир Евразии уникален и разнообразен. ?!: Так ли это. Опровергнем или подтвердим это высказывание в ходе своей работы. ?: Проанализируйте карту «Природных зон» мира. Какой вывод можно сделать о природных зонах материка? О: В Евразии встречаются разнообразные природные зоны ?: Какая природная зона занимает наибольшую площадь? Почему? О: зона тайги и лесов, т.к. они находятся в умеренном климатическом поясе, который занимает наибольшую площадь на материке Групповая работа учащихся Работая в команде, распределим роли: 1) сценарист (выбирает материал из учебника), 2) режиссер (компонует слайд), звукорежиссер( оформляет титры к слайду), 3) ответственный редактор ( представляет работу группы). (учащиеся самостоятельно распределяют роли) Каждая группа получает свое задание- характеристика определенных ПЗ. Я буду выступать в роли консультанта, обращайтесь в случае затруднения работы. 1 группа «Природные зоны арктического и субарктического климатических поясов (Зона тундры и лесотундры)» Цель: познакомиться с природными зонами арктического и субарктического климатических поясов. Задание: найдите природные зоны указанных климатических поясов на карте, опишите их границы, подготовьте краткий рассказ о этих природных зонах, используя текст учебника и дополнительный материал по плану: 1) географическое положение (широта), 2) климат 3) почвы 4) растения 5) животные Используйте карту «Природные зоны Евразии» Устный ответ можно начать с фраз: «Изучая природную зону арктические пустыни и полупустыни мы хотим обратить внимание зрителей на…» «Дорогой зритель! Знаешь ли ты…» т.п. 2 группа «Природные зоны умеренного пояса (тайга, зона смешанных и широколиственных лесов, зона лесостепей и степей, зона полупустынь и пустынь). Цель: познакомиться с природными зонами умеренного климатического пояса. Задание: найдите природные зоны указанных климатических поясов на карте, опишите их границы, подготовьте краткий рассказ о этих природных зонах, используя текст учебника и дополнительный материал по плану: 1) географическое положение (широта), 2) климат 3) почвы 4) растения 5) животные Используйте карту «Природные зоны Евразии» Устный ответ можно начать с фраз: «Нас очень заинтересовала эта природная зона…» и т.п. 3 группа «Природные зоны субтропического пояса (зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников)» Цель: познакомиться с природными зонами субтропического климатического пояса. Задание: найдите природные зоны указанных климатических поясов на карте, опишите их границы, подготовьте краткий рассказ о этих природных зонах, используя текст учебника и дополнительный материал по плану: 1) географическое положение (широта), 2) климат 3) почвы 4) растения 5) животные Используйте карту «Природные зоны Евразии» Устный ответ можно начать с фраз: «Изучая природные зоны субтропического пояса, мы хотим обратить внимание зрителей на …» и т.п. 4 группа «Природные зоны субэкваториального и экваториального пояса (субэкваториальные переменно-влажные (муссонные) леса, влажные леса экваториального пояса)»
Природные зоны Евразии.docx
Тема:                            «Природные зоны Евразии» Тип урока:                   комбинированный Задачи: 1) Образовательные: 2) Воспитательные: 3) Развивающие:        Методы и  методические  приёмы: 1) Дать общее понятие о природных зонах, раскрыть  связь природно­зональных особенностей материка с  климатическими условиями, особенностями  расположения зон. 1) Продолжить формирование естественно­научного  мировоззрения учащихся  2)  Воспитывать интерес к предмету 1) Стимулировать познавательную активность, умение быстро  и четко формулировать свои мысли.  2) Формирование комплекса общеучебных познавательных умений: логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,  выделять главное. Словесные (эвристическая беседа, рассказ) Наглядные (работа с картами) Сравнение и обобщение Самостоятельная работа с учебником План урока: 1) Организационный момент.  2) Актуализация опорных знаний. 3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация  учебной деятельности. 4) Восприятие и осознание нового материала 5) Закрепление пройденного материала 6) Комментирование Д/З  7) Подведение итогов урока.  Комментирование  оценок. I. Актуализация опорных знаний:  работа с картой, устный опрос по вопросам: 1) Используя  атлас и физическую карту, определите крупные реки, относящиеся к бассейну каждого океана.  2) На конкретных примерах объясните значение внутренних вод в жизни людей.  3). Как вы думаете, какие реки и озера материка сильно загрязнены, почему? II. Изучение нового материала: ?: Любите ли вы путешествовать? Кто где был? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по природным зонам Евразии. Задумывались ли вы когда­нибудь, о том, как создаются документальные фильмы, рекламные ролики, клипы? Как? ?: Где создатели фильма берут информацию?  О:  Можно   изучать   окружающий   нас   мир   по   ранее   накопленным   знаниям:   книги,   карты, статистический материал и др.  Сегодня мы попробуем свои силы в интересной, современной профессии ­ клипмейкер (Клипмейкер – специалист, профессионально занимающийся разработкой и постановкой рекламного ролика или другого творческого заказа) и создадим макет будущего рекламного ролика. Наши зрители  из ролика узнают какие ПЗ, растения и животные есть на материке.    Существует мнение, что органический мир Евразии уникален и разнообразен.  ?!: Так ли это. Опровергнем или подтвердим это высказывание в ходе своей работы.    ?: Проанализируйте карту «Природных зон» мира. Какой вывод можно сделать о  природных зонах материка?  О: В Евразии встречаются разнообразные природные зоны ?: Какая природная зона занимает наибольшую площадь? Почему?  О:  зона тайги и лесов, т.к. они находятся в умеренном климатическом поясе, который занимает наибольшую площадь на материке Групповая работа учащихся Работая в команде, распределим роли:  1) сценарист (выбирает материал из учебника),  2) режиссер (компонует слайд), звукорежиссер( оформляет титры к слайду),  3) ответственный редактор ( представляет работу группы).  (учащиеся самостоятельно распределяют роли) Каждая группа получает свое задание­ характеристика определенных ПЗ.  Я буду выступать в роли консультанта, обращайтесь в случае затруднения работы.  1 группа «Природные зоны арктического и субарктического климатических поясов (Зона тундры и лесотундры)»    Цель: познакомиться с природными зонами арктического и субарктического климатических поясов.    Задание: найдите природные зоны указанных климатических поясов на карте, опишите их границы,  подготовьте краткий рассказ о этих природных зонах, используя текст учебника и дополнительный материал по плану:  1) географическое положение (широта), 2) климат 3) почвы 4) растения 5) животные Используйте карту «Природные зоны Евразии»      Устный ответ можно начать с фраз: «Изучая природную зону арктические пустыни и полупустыни мы хотим обратить внимание зрителей на…» «Дорогой зритель! Знаешь ли ты…»   т.п. 2 группа  «Природные зоны умеренного пояса (тайга, зона смешанных и широколиственных лесов, зона лесостепей и степей, зона полупустынь и пустынь).  Цель:  познакомиться с природными зонами умеренного климатического  пояса.     Задание:  найдите природные зоны указанных климатических поясов на карте, опишите их границы,  подготовьте краткий рассказ о этих природных зонах, используя текст учебника и дополнительный материал по плану:  1) географическое положение (широта), 2) климат 3) почвы 4) растения 5) животные Используйте карту «Природные зоны Евразии»      Устный ответ можно начать с фраз: «Нас очень заинтересовала эта природная зона…» и т.п.  3 группа «Природные зоны субтропического пояса (зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников)»  Цель: познакомиться с природными зонами субтропического климатического пояса.   Задание: найдите природные зоны указанных климатических поясов на карте, опишите их границы,  подготовьте краткий рассказ о этих природных зонах, используя текст учебника и дополнительный материал по плану:  1) географическое положение (широта), 2) климат 3) почвы 4) растения 5) животные Используйте карту «Природные зоны Евразии»      Устный ответ можно начать с фраз: «Изучая природные зоны субтропического пояса,   мы хотим обратить внимание зрителей на …»  и т.п.  4   группа  «Природные   зоны   субэкваториального   и   экваториального   пояса   (субэкваториальные   переменно­влажные (муссонные) леса, влажные леса экваториального пояса)» Цель: познакомиться с природными зонами субэкваториального и экваториального климатических поясов.   Задание: найдите природные зоны указанных климатических поясов на карте, опишите их границы,  подготовьте краткий рассказ о этих природных зонах, используя текст учебника и дополнительный материал по плану:  1) географическое положение (широта), 2) климат 3) почвы 4) растения 5) животные Используйте карту «Природные зоны Евразии»      Устный ответ можно начать с фраз: «Изучая природные зоны субэкваториального и экваториального пояса поясов мы выяснили, что .…» и т.п.  Слушая отчёты групп, учащиеся заполняют таблицу: Климатический Природная зона Почва пояс Растительный Животный мир мир 1) Расположение природных зон.  Так как в Евразии расположены все климатические пояса Северного полушария, то здесь встречаются и все природные зоны. На большей части материка они тянутся с запада на восток. Природные зоны простираются в широтном направлении, начиная с арктических пустынь на севере до зоны тайги, а южнее тайги сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток в виде узких полос.   Большую   часть   умеренного   пояса   занимает   зона   тайги,   на   западе   и   востоке   находятся широколиственные леса. В центральной части материка тайга сменяется лесостепью и степью. На востоке эта зона смещается к югу, что связано с уменьшением в средней части материка количества влаги, поступающей с Тихого океана. Во внутренних районах, где влаги совсем мало, формируется зона пустынь и полупустынь. Чтобы лучше понять особенности расположения природных зон, рассмотрим их по поясам. I. Природные зоны арктического и субарктического поясов.  На островах Крайнего Севера ­ в арктическом поясе — располагается зона арктических пустынь. Лето очень холодное и короткое. Зимой температура опускается ниже ­40°С. Часто бывают снежные бураны и туманы. Острова почти полностью покрываются льдом. На свободных от снега участках растут мхи, лишайники, водоросли. Из животных встречаются белые медведи, численность которых в последнее время сокращается, и полярные лисицы. Летом побережья превращаются в птичьи базары* Зона тундры и лесотундры  занимает субарктический пояс. Тундра ­ природная зона с суровым климатом,   на   заболоченных   почвах   которой   произрастают  мхи,   лишайники  и  карликовая древовидная   растительность.  Здесь   часто   дуют   сильные   ветры   и   снежные   бураны.   Поэтому растения   стелятся   по   земле,   приобретая   подушкообразную   форму.   Самая   распространенная растительность в тундре ­ ягель, который является основной пищей северных оленей. При перемещении к югу в связи со снижением силы ветра и потеплением зона тундры сменяется лесотундрой.   Эта   переходная   зона   изобилует   мхами   и   кустарниками,   здесь   наряду   с  северным оленем встречаются такие лесные животные, как лось, бурый медведь, заяц и глухарь. В Исландии, например, обитает  овцебык,  сохранившийся еще с ледниковой эпохи. В зоне тундры и лесотундры распространена многолетняя мерзлота, летом подтаивает лишь ее верхний слой. Природа этой зоны в связи   с   суровостью   климата   долгое   время   была   мало   изменена   хозяйственной   деятельностью человека, однако в настоящее время с освоением месторождений нефти и газа влияние человека на природу усиливается. 2) Природные зоны умеренного пояса.  В   крупнейшей   природной   зоне   умеренного   пояса   ­  тайге  ­  лето   сравнительно   теплое   и продолжительное, чего не скажешь о тундре и лесотундре. В тайге имеются условия для роста дре­ весной растительности, преимущественно хвойных деревьев. Почва тайги подзолистая (цвета золы), большей частью болотистая. В связи с возрастанием суровости климата с запада на восток меняется видовой состав деревьев. На Скандинавском полуострове в Финляндии, в европейской части России растут  сосна  и  ель.  К   востоку   от   Урала,   в   Сибири   распространены  морозоустойчивые   пихта, сибирский кедр и лиственница, сбрасывающая на зиму хвою. В Сибири в связи с суровыми климати­ ческими условиями зона тайги смещена к югу и охватывает большую территорию, чем в европейской части. Леса в тайге и высокогорьях хорошо сохранились, поэтому животный мир сравнительно богат. Здесь обитают  зубр, лось, марал, косуля, бурый медведь, кабан.  На Дальнем Востоке сохранился крупный хищник — уссурийский тигр, который взят под охрану государства. В лесах много ценных пушных зверей, имеющих промысловое значение (смотрите карту животных в атласе). Зона смешанных и широколиственных лесов  образует целый пояс на западе материка, от его окраин до Уральских гор, а затем вновь продолжается на побережье Дальнего Востока. Смешанные леса   расположены   между   тайгой   и   широколиственными   лесами,   в   их   составе   хвойные,   широко­ лиственные   и   мелколиственные   деревья.   Обилие   травянистой   растительности   способствует формированию   дерново­подзолистых   почв.   В   смешанных   лесах   на   побережье   Тихого   океана   в условиях муссонного климата растут  дуб, липа, амурский бархат, дикий виноград  и  лианы,  а из хвойных деревьев ­ корейский кедр и лиственница, ель и сибирская пихта. Широколиственные леса расположены только на западе и востоке пояса, где выпадает много осадков. Теплолюбивые  деревья  этих  лесов   растут  на  плодородных   бурых  почвах,  они  потребляют   много влаги.  Буковые леса  во влажной западной части Европы, с увеличением разницы летних и зимних температур, сменяются лесами, в которых растут дуб, липа, клен и другие деревья. Смешанные   и   широколиственные   леса,   произрастающие   в   густонаселенных   районах,   практически вырублены из­за больших заготовок ценной древесины. Особенно ценится мебель, изготовленная из бука и дуба. На месте вырубленных лесов посажены сады и огороды, построены населенные пункты. В целях охраны уникальных растений и редких животных смешанных и широколиственных лесов создано множество заповедников. В расположенном на территории Польши и Беларуси известном заповеднике Беловежская пуща обитает зубр. Байкальский заповедник организован для сохранения уникальной природы Байкала и Прибайкалья. Здесь объектом охраны являются живородящая рыба ­ голомянка, байкальская нерпа и другие животные. Зона лесостепей и степей простирается единой полосой на юге Восточно­Европейской и Западно­ Сибирской равнин до Алтайских гор. На Дальнем Востоке она продолжается снова. В Восточной Ев­ ропе в лесостепной зоне с избыточным увлажнением растут широколиственные деревья (дуб, клен) и травянистые   растения   степей.   Для   лесостепей   Западной   Сибири   с   суровыми   зимами   характерны мелколиственные   деревья  (береза,   осина)  и   злаковые  (ковыль,   пырей  и   др.).   В   этой   зоне распространены черноземы, названные «царем почв». Поэтому лесостепи и степи почти полностью распаханы. Необходимое количество тепла и влаги дает возможность выращивать зерновые культуры, сахарную   свеклу  и  подсолнечник.  На   юге   степей   во   время   частых   засух   посевы   орошаются дополнительно. В лесостепях встречаются животные и лесов, и степей. Основные животные — волк, корсак, лиса и грызуны ­ обитают в норах, так как отсутствуют природные укрытия. В степях резко сократилась численность птиц и крупных копытных животных, которые ранее встречались очень ча­ сто. Естественный растительный покров и животные степной зоны сохранились лишь в заповедниках. Зона   полупустынь   и   пустынь  начинается   с   Прикаспийской   низменности,   охватывает   единой полосой Казахстан и Среднюю Азию и заканчивается в межгорных котловинах Монголии и Китая. Летом   стоит   изнуряющая   жара,   засуха,   а   зимой   холодно,   иногда   бывают   снежные   бури.   Резко континентальный климат ограничивает развитие и распространение почвенно­растительного покрова. В   полупустынях   зимой   погода   изменчива:   часто   бывают   снежные   бури,   температура   воздуха снижается   до   —40°С.   При   смене   морозов   резкими   оттепелями   образуется  гололед  ­   на   земной поверхности появляется тонкий слой льда. Зимой частая смена погоды приводит к  джутам,  т.е. нехватке   подножного   корма   и   падежу   скота.   Полупустыням   соответствуют   каштановые   почвы, встречаются солончаки. Здесь широко распространены  полынь, ковыль, типчак, биюргун  и другие растения. В пустынях континентальность  климата возрастает, летом температура достигает +50°С, годовая испаряемость в 10­12 раз превышает количество осадков. Пустыням соответствуют серо­бурые почвы и сероземы. В песчаных пустынях широко распространены жестко­стебельные, с мелкими листочками или   колючками,   засухоустойчивые   растения  (ксерофиты).  Одним   из   таких   растений   является саксаул, который своими длинными корнями поглощает глубинные воды почвы и закрепляет песок. Во время  редких  дождей,  особенно  весной,  пустыня оживает.  К  растениям­эфемерам,  которые успевают рано весной отцвести и сбросить семена, относятся известные вам тюльпан и перекати­по­ ле.  В умеренном поясе также встречаются глинистые пустыни, в которых преобладают такыры, и каменистые пустыни (хамады), подобно Гоби. В зоне пустынь на тех участках, где подземные воды расположены близко к поверхности земли, а также в речных долинах формируются оазисы. В оазисах растут финиковые рощи, состоящие из деревьев, различных кустарников, луговых растений. А на участках пустынь с зыбучими песками и в каменистых пустынях, где осадков выпадает очень мало, жизнь практически отсутствует. В полупустынях и пустынях обитают крупные копытные животные  (дикий верблюд, кулан, сайгак, джейран  и   др.),  которые   преодолевают   огромные   расстояния   в   поисках   воды   и   пищи,   грызуны, пресмыкающиеся (ящерицы и змеи), ядовитые насекомые. 3) Природные зоны субтропического пояса.  Субтропический   пояс   занимают   зона   жестколистных   вечнозеленых   лесов   и   кустарников   и   зона переменно­влажных, в том числе муссонных, лесов. Зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников  охватывает побережье Средиземного моря,   окруженное   высокими   горами.   Здесь   лето   жаркое,   сухое,   а   зима   теплая,   дождливая. Вечнозеленые растения вегетируют круглый год. Эти растения хорошо приспособлены к летней жаре и   засухе:   их   листья   очень  мелкие   и   толстые,   с   гладкой   поверхностью  или   покрытой   волосками. Влажной   и   теплой   зимой   бурно   растет   травянистая   растительность.   Для   зоны   характерна плодородная   коричневая   почва   субтропических   лесов.   Леса   сильно   вырублены,   только   на сохранившихся участках распространены каменный и пробковый дуб, зонтичная средиземноморская сосна пиния, лавр и лавровишня, грецкий орех, оливковое дерево, кипарис. На месте вырубленных ле­ сов растут вечнозеленые кустарники и низкорослые деревья  (земляничное дерево, мирт, низкий каменный   дуб).  Здесь   выращивают   также   культурные   растения   ­  оливковое   дерево,   виноград, цитрусовые. На юге Кавказа, на Колхидской и Ленкоранской низменностях, распространены широколиственные и вечнозеленые смешанные влажные субтропические леса. Климат влажный, лето жаркое, зима теплая. Почвы   преимущественно   желтоземные.   На   этих   равнинах   и   в   предгорьях   растут   плантации цитрусовых, чая. На Кавказском побережье Черного моря расположены известные санатории, курор­ ты, здравницы. В зоне субтропических лесов, полупустынь и пустынь лето очень жаркое по сравнению с такими же   зонами   умеренного   пояса.   Благодаря   искусственному   орошению   на   богатых   минеральными веществами сероземах этих пустынь на юге Средней Азии и в Китае получают обильные урожаи цитрусовых,   граната,   винограда,   земляного   ореха   (арахиса)  и   бахчевых   культур.   Знаменитая пустыня Такла­Макан занимает центральную часть этой зоны. Зона переменно­влажных, в том числе муссонных, лесов начинается с Японских островов и юга Кореи, тянется вдоль полуострова Индокитай по побережью Тихого океана и переходит в субэквато­ риальный пояс (найдите на карте). По сравнению с побережьем Средиземного моря лето здесь теплое, влажное, зима относительно сухая и прохладная. В лесах смешанно растут вечнозеленые деревья ­ магнолия, камелия, камфора, лавр, бамбук, широколиственные ­ дуб, вяз, бук и хвойные ­ южная сосна и кипарис. Деревья обвиты лианами ­ это придает лесу вид джунглей. В густонаселенных Китае и   Индии   естественный   растительный   покров   не   сохранился,   здесь   выращивают   субтропические культурные растения. Из животных в долинах рек обитают такие хищники, как  тигр  и  леопард,  в горах   ­  гималайский   медведь  и   бамбуковый   ­  панда,  из   обезьян   сохранились  макака  и  гиббон. Широко распространены красивые, с ярким оперением попугаи и утки.  Тропические пустыни занимают Аравийский полуостров и пустыню Тар в Индии. Самый жаркий и сухой климат пустынь Евразии соответствует этим местам. Высохшие русла рек  (вади),  которые особенно часто встречаются на Аравийском полуострове, являются доказательством существования ранее относительно влажного климата. Здесь растут колючие кустарники ­ акация и тамарикс, а в оазисах,  где   подземные   воды   пролегают   близко   к   земной   поверхности,­  финиковая   пальма.  В знаменитой пустыне Руб­эль­Хали, зыбучие пески которой занимают обширное пространство Аравии, жизнь практически отсутствует. Из животных в Аравии встречаются быстроногие антилопы, дикий осел   ­  онагр,  одногорбый   дикий   верблюд   ­  дромедар,   полосатый   шакал,   гиена,  очень   много грызунов.   Несмотря   на   невыносимую   жару,   песчаные   бури   и   нехватку   воды,   через   эти   пустыни издавна проходили караванные пути. В связи с освоением разведанных в Персидском заливе больших запасов нефти в пустынях построены современные города и населенные пункты, значительно вырос уровень жизни людей. 4) Природные зоны субэкваториального пояса.  Из­за   неравномерности   выпадения   осадков   по   сезонам   и   их   количества   внутри   пояса   здесь распространены   субэкваториальные   переменно­влажные   леса   и   саванны.   Во   внутренних   областях полуостровов   Индостан   и   Индокитай,   где   годовое   количество   осадков   не   превышает   800   мм, расположены  саванны.  Здесь   среди   трав   растут  пальмировая   пальма,  ароматное  сандаловое, тиковое  и  саловое  деревья.   Очень   твердая,   не   гниющая   в   воде   древесина   тикового   дерева используется в судостроении и вагоностроении. А саловое дерево высотой 35­37 м и диаметром 2 м применяют в строительстве на заболоченных территориях. 5) Экваториальный пояс Субэкваториальные   переменно­влажные   (муссонные   леса)  –   распространены   на   западном побережье Индии, на побережье п­ова Индокитай и на северных участках Филиппинских островов. Здесь сухой сезон длится недолго, дожди выпадают чаще, чем в саваннах. Если бы некоторые деревья не сбрасывали листья в сухой сезон, то растения этого леса были бы похожи на растения влажных экваториальных лесов, расположенных на юге. В   саваннах   и   субэкваториальных   переменно­влажных   лесах   распространены   красноземы   и каштановые   почвы,   также   много   общего   имеет   и   животный   мир.   В   Индии   и   на   Шри­Ланке   со­ хранились слоны, тигры, буйволы, обезьяны и др. Влажные леса экваториального пояса  занимают острова на юге Евразии (смотрите на карте). Обилие осадков и высокая температура в течение года создают условия для интенсивного развития всего живого. В лесах произрастает более 40 тысяч видов растений, в т.ч. около  300  видов пальм. Вьющаяся   ротанговая   пальма   длиной   до   300   м   и   множество   видов   лиан   обвивают   деревья, образующие непроходимый дремучий лес (джунгли). В экваториальных лесах растут многие виды бамбука,  который   используется   для   строительства   домов   местным   населением,   а   также   для   из­ готовления   мебели   и   производства   бумаги.   На   стволах   и   ветвях   некоторых   деревьев   растут экзотические орхидеи, которые придают лесам необыкновенно привлекательный вид. Животный   мир   влажных   экваториальных   лесов   также   многообразен:   здесь   обитают   редкие   виды носорогов  и  диких быков,  многочисленные  макаки  и  гиббоны, орангутанги, тигры  и  леопарды,  из птиц ­ павлины с ярким оперением. В настоящее время в результате беспощадной вырубки деревьев уменьшаются площади лесов. На их месте жители возделывают рис, пшеницу, кукурузу, а на горных склонах Индии и острова Шри­Ланка выращивают чайный куст. Высотные пояса.  Горным районам,  которые занимают  около  половины территории Евразии,  свойственны  высотные пояса. Самый нижний пояс соответствует природной зоне, в которой расположены горы. Несмотря на увеличение   влаги   с   высотой,   низкие   температуры   ограничивают   интенсивное   развитие   жизни. Поэтому деревья в горных лесах не очень высокие, а почвенный покров более тонкий. В высокогорьях сохранились крупные хищники и копытные животные, приспособленные к суровым природным   условиям.   В   их   числе   можно   назвать   обитающих   в   Тибете   и   на   Памире  яков, сохранившихся в Тянь­Шаньских горах снежных барсов и уларов, в высокогорьях Азии ­ медведей и архаров. Высотная поясность четко наблюдается на южных склонах Гималаев и Альпийских гор (см. рис. 37 с. 57 и рис. 47 с. 94). Например,   самый   нижний   пояс   южных   склонов   Гималаев   ­  терая   («тера»  по­гречески   означает «чудовище») ­ сильно заболочен из­за обильных осадков. Здесь в густых зарослях леса, состоящего из бамбука,   пальм,   салового   дерева  и  лиан,   обитают   буйволы,   слоны,   леопарды  и  тигры.  С увеличением высоты пояса меняются, и на уровне 4500­5000 м начинается пояс вечных снегов и льда (см. рис. 37). ?:  Верно   ли   утверждение,   что   природа   материка   крайне   уникальна   и   разнообразна?   Чем   это объясняется? О: ГП материка, разнообразие климата и рельефа)  ?: Какие природные зоны наиболее изменены человеком? Почему?  О: лесостепи и степи, переменно­ влажные леса: плодородные почвы, благоприятный климат III. Закрепление: Игра «Лото». Соединить ПЗ и ее описание. Арктические пустыни ­  растительный и животный мир крайне скудный  Тундра ­  Кроме лишайников и мхов много морошки, голубики, брусники.  Тайга ­ занимает самую большую площадь.  Смешанные и широколиственные леса­ наряду с сосной и елью  растут дуб, бук, клен, липа, ясень.  Лесостепи и степи ­ почвы черноземные, богатые перегноем и очень плодородные. Полупустыни и пустыни   ­   растительность   очень   скудная,   местами   отсутствует,   типичное   растение   ­   верблюжья колючка.  Рефлексия. Я предлагаю проанализировать свою работу по следующим критериям:  ­ Я узнал ­ Я понял ­ Эти знания мне пригодятся Д/З: §21­22 с. 86­95. 1 группа  «Природные зоны арктического и субарктического климатических поясов (Зона тундры и лесотундры)»    Цель:  познакомиться   с   природными   зонами   арктического   и   субарктического климатических поясов.    Задание: найдите природные зоны указанных климатических поясов на карте, опишите их границы,   подготовьте краткий рассказ о этих природных зонах, используя текст учебника и дополнительный материал по плану:  1) географическое положение (широта), 2) климат 3) почвы 4) растения 5) животные Используйте карту «Природные зоны Евразии»      Устный ответ можно начать с фраз: «Изучая природную зону арктические пустыни и полупустыни мы хотим обратить внимание зрителей на…» «Дорогой зритель! Знаешь ли ты…»   т.п.    2   группа  «Природные   зоны   умеренного   пояса   (тайга,   зона   смешанных   и широколиственных лесов, зона лесостепей и степей, зона полупустынь и пустынь).  Цель:  познакомиться   с   природными   зонами   умеренного   климатического   пояса. Задание: найдите природные зоны указанных климатических поясов на карте, опишите их границы,   подготовьте краткий рассказ о этих природных зонах, используя текст учебника и дополнительный материал по плану: 1) географическое положение (широта), 2) климат 3) почвы 4) растения 5) животные Используйте карту «Природные зоны Евразии»      Устный ответ можно начать с фраз: «Нас очень заинтересовала эта природная зона…» и т.п.  3 группа «Природные зоны субтропического пояса (зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников)»  Цель:  познакомиться с природными зонами субтропического климатического пояса. Задание: найдите природные зоны указанных климатических поясов на карте, опишите их границы,   подготовьте краткий рассказ о этих природных зонах, используя текст учебника и дополнительный материал по плану:  1) географическое положение (широта), 2) климат 3) почвы 4) растения 5) животные Используйте карту «Природные зоны Евразии»      Устный ответ можно начать с фраз: «Изучая природные зоны субтропического пояса, мы хотим обратить внимание зрителей на …»  и т.п.  4   группа  «Природные   зоны   субэкваториального   и   экваториального   пояса (субэкваториальные   переменно­влажные   (муссонные)   леса,   влажные   леса экваториального пояса)» Цель:  познакомиться   с  природными   зонами   субэкваториального   и   экваториального климатических поясов.   Задание: найдите природные зоны указанных климатических поясов на карте, опишите их границы,   подготовьте краткий рассказ о этих природных зонах, используя текст учебника и дополнительный материал по плану:  1) географическое положение (широта), 2) климат 3) почвы 4) растения 5) животные Используйте карту «Природные зоны Евразии»      Устный ответ можно начать с фраз: «Изучая природные зоны субэкваториального и экваториального пояса поясов мы выяснили, что .…» и т.п.

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»

«Природные зоны Евразии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017